"Конспект занятия "Заглянем в бабушкин сундук. Женский костюм и головной убор."
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Боровская Вера Борисовна

Конспект занятия  кружковой работы по программе «Народная культура» для детей 5-7 лет

"Заглянем в бабушкин сундук.  Женский костюм и головной убор."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglyanem_v_babushkin_sunduk3.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  кружковой работы

по программе «Народная культура»

 для детей 5-7 лет

Заглянем в бабушкин сундук.  Женский костюм и головной убор.

                                                           Старшая группа.

Цель.  Развивать память, внимание, мышление.

Задачи.

1. Продолжать знакомить с культурой  русского народного костюма. Познакомить с традициями

ношения головного убора, его обереговой функцией.   Закрепить знания о женском народном    костюме.

2. Развивать познавательный интерес к истории русской культуры.

3. Упражнять в анализе, синтезе, классификации.

4.воспитывать эстетические чувства.

Материал. Костюм хозяйки, дидактическая игра «Одежда, обувь, головные уборы», куклы в народных костюмах, повязки, разные женские головные уборы, павлово-посадский и оренбуржский платки, сказки «О рыбаке и золотой рыбке», «Аленький цветочек», диск «Князь Игорь».

                                                                        Ход

Хозяйка приветствует детей. – Здравствуйте, гости дорогие! Очень рада вас видеть! Гостю почет-

хозяину честь! Красному гостю красное место! Усядемся рядком  да поговорим ладком.

        Я приготовила для вас картинки, чтобы посмотреть, какие вы умненькие и догадливые.

Возьмите любую картинку, рассмотрите ее внимательно! Что у тебя на картинке?

       -Поднимите картинку, на которой нарисована одежда! Обувь! Головные уборы!

       -Давайте поиграем в игру «Я начну, а ты продолжи!».

  • Летняя одежда - это…
  • Зимняя одежда - это…
  • Летняя обувь – это…
  • Зимняя обувь – это…
  • Головные уборы – это…

- А сейчас другая игра « Найди лишнее!». Почему это лишнее?

  • Платье, джинсы, носки, колготки, валенки.
  • Рубашка, кофточка, гольфы, шапка.
  • Туфли, кроссовки, тапочки, бейсболка.

- Как  вы думаете, для чего нужны головные уборы?

- Как по головному убору узнать о профессии человека? Кто носит фуражку? Кто носит белую

шапочку?

     - Как вы думаете, что носили люди на голове в древние времена, когда жили в пещерах?

Прочными ли были головные уборы из листьев и соломы?

     - Со временем головной убор – платки, шляпы,  фуражки,- стали украшением и дополнением к одежде. На земле живет много разных народов. У каждого народа есть свой народный костюм, народная одежда. Посмотрите на наших кукол и вспомните, что надевали русские девушки и женщины?

                     Дети рассказывают, что русские дети бегали в длинных рубахах. Девушки на рубаху надевали сарафан. Женщины надевали поневу (юбку), передник или занавеску, запон (фартук),

      а сверху еще сарафанку, коротену, япончу или душегрейку. Обезательной деталью русского костюма был вышитый узором пояс.

                      - Вся одежда украшалась по вороту, рукавам, по подолу вышивкой. А для чего это делалось? ( Чтобы укрепить охранную силу одежды от злых духов ).

                      - Со временем забывался колдовской смысл узоров, они стали просто украшением одежды и по сей день.

                       - Во внешнем облике русской женщины была велика роль головного убора. Я достала из сундука разные женские головные уборы. Что надевают наши девочки во время развлечений и народных праздников? (повязки, ленты). Наденьте их! Чем вам нравятся эти повязки? Детям и девушкам позволялось ходить с непокрытой головой, чтобы добрые духи помогли найти хорошего жениха. Поэтому и головные уборы девушек не закрывали волосы.

     А в сказках («Аленький цветочек», «Иван-Царевич и Серый волк») что носили героини? (Короны, венцы).

   -Давайте встанем в хоровод и вспомним « Ходила младешенька по борочку» (или любой знакомый хоровод).

    - А сейчас посмотрите на голове женский убор, который на мне и на куклах. Видны ли  волосы под такими головными уборами? Как вы думаете,  для чего это делалось? (Для того, чтобы не спугнуть счастье замужества, не дать злым силам внести в семью несчастье). Все эти уборы называются «кокошниками» или « сороки», «кички». Помните в сказке « О рыбаке и золотой рыбке» пришел старик к своей старухе, а перед ним… (зачитать отрывок). Сравните и скажите, чем похожи и чем отличаются эти 3 кокошника?

 - Сзади у женских головных уборов всегда была ткань, закрывающая волосы, которая называлась «повойник» или «позатылень». Все головные уборы украшались лентами, тесьмой, бохрамой, бусами, жемчугом, кому как нравилось.  Сверху часто надевали платок, например, такой (продемонстрировать), который был лучшим подарком для каждой русской женщины. А сегодня носят платки? Какие?

- Сегодня женщины носят шелковые платки. А вот такие платки, яркие, цветные, и сегодня изготавливают в Павловском Пасаде, называют их «павлово-посадские». А в городе Оренбурге вяжут знаменитые на весь мир тонкие пуховые «оренбуржские» платки, такие как этот. Потрогайте его, что вы ощущаете?

- Интересно, кто из вас был сегодня самый внимательный? Игра «Угадай, что это?». Я называю предмет, а вы определяете: это одежда или головной убор.

  •    Сарафан, позатылень, рубаха, кичка, передник, сорока, душегрейка, кокошник, сарафанка,  

      венец, повязка, понева, занавеска, платок.

- А сейчас другая игра « Скажи по другому».

  • Юбка -… (понева), фартук -… (передник, занавеска), венец -… (корона), коротена -… (японча, душегрейка, сарафанка), позатылень -… (повойник).

- Молодцы, вы были внимательны, проявили сообразительность, запомнили мой рассказ. За это я вам дам диск с мультфильмом «Князь Владимир» Там вы увидите, как одевались русские люди в старину. (Можно подобрать книги- сказки «Гуси – лебеди», «Аленький цветочек» и т.п. с иллюстрациями русских народных головных уборов).

 - Асейчас пора прощаться, вам в группу возращаться, а мне за дело приниматься. Как говорится в пословице: « Делу – время, а потехе – час». Домой жить- обо всем тужить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Относительные прилагательные. Одежда, обувь, головные уборы." (подг. гр.)

Занятие проводилось в подготовительной группе в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...

Конспект НОД по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда...

Конспект занятия по развитию речи детей на тему: «Головные уборы»

Программное  содержание:- Развивать системность мышления в процессе расширениязнаний о предметах одежды.- Различать и называть существенные детали головных уборов,группировать их по функционально...

Конспект НОД по лепке в средней группе Тема: «Головные уборы»

Совершенствовать умение разделять утилитарную и эстетическую функции головных уборов, формулировать суждения. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужны разные головные уборы (в холодную и...

Презентация "Национальные костюмы и головные уборы народов мира"

Фотографии и рисунки  национальных костюмов и головных уборов народов мира...

Костюм и головной убор на летнее развлечение в ДОУ

Спонтанно придуманные костюмы "Тучки"  и "Солнышка" для проведения летнего развлечения на территории детского сада....

"Русский народный костюм. Женские головные уборы"

Для детей старшего дошкольного возраста....