"Истории нашего хуторка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Фисунова Елена Вячеславовна

конспект занятия по кубановедению с применением музейных технологий для детей подготовительных групп в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по кубановедению27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №9

Конспект занятия

Тема: «Истории нашего хуторка»

Авторы:

Веселова Тамара Викторовна,

 воспитатель

Фисунова Елена Вячеславовна,

воспитатель

г. Горячий Ключ

2014 год.

«Истории нашего хуторка»

Цели:

приобщение детей к национальной культуре, формирование чувства патриотизма и любви к родному городу, к родному краю.

Образовательная область:

коммуникативно-личностная, художественно-эстетическая, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные: закреплять и расширять знания детей о Горячем Ключе, познакомить с историческим прошлым, дать понятия о юбилее родного города (150 лет), развивать интерес к историческому прошлому.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей.  

Воспитательные:  воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре казачества, интерес к прошлому родного города.

Методы и приемы:

 рассказ, беседа, показ предметов, наблюдение, игра, театрализация.

Предварительная работа:

беседы об историческом прошлом Горячего Ключа, беседа о 150-летии города, чтение глав из книги «Город Горячий Ключ, очерки истории», рассматривание фотографий и видео о г.Горячий Ключ, чтение стихов о городе, прослушивание казачьих песен и песен о г. Горячий Ключ, рассматривание картин и иллюстраций о жизни казаков.

Словарная работа:

 незапамятные времена, легенды, горячеключевцы, саратовцы, краснодарцы, курень,  плетень, хата, глечик, макитра, рушник, сундук, комод.

Оборудование:

 мини музей под открытым небом- «Кубанский хуторок», народные кубанские костюмы, предметы кубанского быта.

Ход занятия:

В кубанском хуторке, возле избы казачка и 4-5 детей в народных кубанских костюмах, занимаются хозяйством. Застыли как восковые фигуры. (Дети- возле прялки, возле колодца, возле печки, в подворье, возле люльки).

Звучит народная кубанская песня.

Современные дети подходят к мини-музею под открытым небом.

Воспитатель:

Скажите, ребята, где мы с вами находимся?

Дети:

У ворот музея под открытым небом «Кубанский хуторок».

Воспитатель:

Давайте зайдем в гости!

Дети и воспитатель проходят на территорию хуторка.

Воспитатель:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычно

Посидеть нам всем в кругу,

Вспомним кубанские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Дотрагивается до казачки. Хозяйка куреня оживает, вместе с ней и дети. Дети начинают заниматься домашним хозяйством- кто где сидит.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие,

Гости званные, да желанные!

Милости просим в гости.

Воспитатель:

Спасибо на добром слове!

Хозяйка:

Обойди полмира,

Обыщи весь свет!

А Кубани нашей

Нигде краше нет!

Воспитатель:

Как весело вы здесь живете! Какие красивые песни у вас звучат!

Хозяйка: (обращается к современным детям)

Ребята, скажите, чья это песня, кто ее сложил?

Дети:

Это казачья песня, ее сочинили и поют казаки.

Хозяйка:

Мы и есть казаки!  Кто из вас здесь самый ловкий, выходи-ка покажи сноровку!

Проводится игра «Сбей кубанку». Взрослый, подняв высоко руку  с саблей, на которой надета кубанка, предлагает детям подпрыгнуть и сбить ее.

Хозяйка:

 Молодцы, казачата! Настоящие воины растут!

А быт у казаков, да, житье простое!

Перед вами  жилище  предков – хата,

Турлучная, а крыша – камышом,

Её жильцам метели нипочём.

В ней лавки, стол, комод и сундуки.

Макитры, глечики, и ложки, рушники

Как правило, плетнём окружена,

Запрятана в тени садов она.

А знаете- ли вы, ребята, как казаки вели свой быт?

Дети:

Конечно, знаем!

Ребенок 1:

Из чего поили чаем гостей?

Дети:

Из самовара!

Ребенок 2:

С помощью этого предмета и хлеба встречают гостей…

Дети:

 Рушник!

Ребенок 3:

С помощью чего казачки приносили ведрами воду из колодца?

Дети:

С помощью коромысла!

Ребенок 4:

Где спали младенцы?

Дети:

В колыбели!

Ребенок 5: 

Что нужно казачке, чтобы спрясть нитку?

Дети:

Прялка и веретено!

Хозяйка:

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, как жили казаки!

А вы знаете, дети,

Был случай такой-

Ехали люди с работы домой!

Только доехали- вот чудеса!

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

«Где наша улица? Где наш дом?»

Не с вами ли это произошло?

Дети:

Нет! Мы знаем свою улицу и дом. И город, в котором мы живем и многое о городе своем!

Хозяйка: сомневается.

Воспитатель:

Хозяюшка, сейчас ты убедишься, в том, что дети знают многое о своем городе!

Вопросы детям:

1. Как называется наш город?  (Горячий Ключ)

2. Какая река есть в нашем городе? (Псекупс)

3. Как называют людей, живущих в нашем городе? (горячеключевцы)

4. Какие названия улиц вы знаете? (называют сами)

5. Какие есть достопримечательности в нашем городе? (скала Петушок, Дантово ущелье, санатории, лебединое озеро, золотые львы, Иверская часовня)

6. А какой праздник будет отмечать город летом? (день рождения).

Воспитатель:

 Нашему городу в этом году исполняется 150 лет. Как вы думаете, почему наш город называют курортным?

 

Дети:

Потому что есть лечебные источники, чистый горный воздух, построены санатории.

Хозяйка:

А знаете ли вы стихи о своем городе?

 

Ребенок 1:

Облака плывут как птицы,

Над скалою Петушок.

Та прекраснее столицы,

Сердцу милый уголок!

Ребенок 2:

Город солнца, город света

Любят взрослые и дети!

Каждому он очень дорог,

Я люблю тебя мой город!

Хозяйка:

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы знаете и любите свой город!

Только за разговорами мы устали… Не засиделись ли?

Дети:

Устали! Засиделись!

Хозяйка:

Пора и хоровод завести!

Проводится хоровод «Весна-красна».

Ой, ты, матушка весна,

Что ты нам принесла,

Ой, ли, да лю-ли,

Что ты нам принесла.

Красным девушкам

По шелковому платку,

Ой, ли, да лю-ли,

По шелковому платку.

Казачатам молодым

Да по красному цветку.

Ой, ли, да лю-ли,

Да по красному цветку!

Хозяйка:

Какие хорошие у вас детки, хороводы водят, в игры играют, многое знают, многое умеют! А оставайтесь-ка у нас здесь жить!

Воспитатель:

Спасибо за приглашение, хозяюшка! Да только нас дома уже заждались! Пора прощаться!

Хозяйка:

Не хотим мы расставаться! Мы гостей величаем, пряниками- сушками, пышными ватрушками!

Ребенок 1:

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Ребенок 2:

Там вечер просторный

И песня простая.

У клуба – парнишек

И девушек стая.

Ребенок 3:

Там примут тебя

Как хорошего друга,

Покажут, как землю

Ворочают плугом,

Ребенок 4:

Как хлеб убирают,

Как стол накрывают,

Как в горнице гостя

У нас угощают.

Подносятся угощения для детей и гостей.

Воспитатель:

Понравилось вам в музее, ребята?

Дети:

Да, понравилось!

Воспитатель: обращаясь к казачатам

Как вы уже знаете, у нашего города скоро день рождения, ему исполняется 150 лет. Давайте каждый скажет свое пожелание нашему городу.

Дети:

Процветания, мира, добра, чистоты, благополучия, много солнца, гостеприимства.

С днем рождения, город-сказка!

Самый солнечный прекрасный!

Ты жемчужина средь гор,

Ты целитель с давних пор!

Воспитатель:

А теперь соберем все наши пожелания, и пускай белые голуби отнесут их городу!

Звучит музыка «Летите голуби, летите»

Библиографический список:

1. Ты, Кубань, та наша Родина: материалы из опыта работы районных методических служб, дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских садов./ Т.П.Хлопова, Н.П.Легких, И.Н.Гусарова, С.К.Фоменко, Л.М.Данилина.- Краснодар: «Мир Кубани», 2004.- 160 с.

2. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.- М.: ТЦ «Сфера», 1998.- 144 с.

3. Лотышев И.П., Сердечная В.В. Мой край родной. Путешествие по Кубани: книга для чтения.- Краснодар: Перспективы образования, 2010.- 40 с.

4. Лебеденко Г.Б. Курорт Горячий Ключ.- Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1994.- 268 с.

5. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.- 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация :"История нашего детского сада"

Кратко  и  сжато  я  хочу  рассказать  об  истории  нашего  детского  сада  расположенного в  глубинке  России  --малиновом ...

Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

История нашего детского сада

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида«Ласточка»         Проект «Наша история»  Авторы проекта:воспитатель Соломинцева А.А.в...

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию (подготовительная группа).Тема. «Путешествие по истории нашей Родины»

Программное содержание:1. Закрепить знание детей о жизни русских людей, обычаях и праздниках, геральдике Древней Руси.2.  Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участи в групповом р...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»

На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...