Основные направления региональной образовательной политики в системе работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе
статья по теме

БРЮХАНОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА

Модернизация системы образования при ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgosy.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  средней общеобразовательной школы структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие» п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области

                                        Статья на тему:

«Основные направления региональной образовательной политики

в системе работы по формированию звуковой  аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста при подготовке

к обучению в школе»

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является предметом регулирования отношения в сфере образования, возникающие при реализации различными институтами социализации основной образовательной программы дошкольного образования.            

         ФГОС учитывает:

1)  самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

социокультурное разнообразие детства;

2) возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

3) потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;

4) возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

          В связи с этим, содержание ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области.

          Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Оно направлени на обогащение активного словаря, на развитие связной, грамматически правильной диалогической  и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, а также на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

          Одним из составляющих в речевом развитии является звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.

         Однако, педагогические наблюдения показывают, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитие произношения в целом. У детей при этом может наблюдаться смазанная речь, недостаточная выразительность, нечеткая дикция, задержка в формировании словаря и грамматического строя речи.

         Педагогическая работа воспитателя  будет заключаться в том, чтобы развить познавательный интерес через игры и игровые приемы. Для этого в ДОУ должны быть использованы разнообразные формы и методы работы с детьми, в соответствии   с их возможными и индивидуальными особенностями, формировать положительную мотивацию к разным видам деятельности, обеспечивать самостоятелность и инициативность, а также возможность выбора материала и оборудования.

         Для создания необходимых условий, вопитатели должны обладать компетенциями:

- быть совершенством;

- уметь мотивировать ребенка в разные виды деятельности;

- уметь развиваться вместе с ребенком;

- выявлять лучшие качества ребенка;

- владеть компьютерными технологиями и использовать их в деятельности.

         Отношение воспитателя к деятельности, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации педагогического процесса не могут существовать.

          2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

          На основе проведенного анализа  можно выделить профессиональную проблему, решение которой позволит устранить недостатки в образовательном процессе. Для формирования звуковой аналитико-синтетической деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо овладение воспитателями специализированных методик  обучения, совместная работа специалистов (логопедов, психологов) с воспитателями ДОУ, работа педагогов по

взаимодействию с семьями воспитанников, в предметно-развивающей среде должна быть периодическая сменяемость дидактических пособий, которые бы стимулировали игровую деятельность детей.

3.  Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

          В настоящее время в результате освоения основной общеобразовательной программы у дошкольника формируется новый образовательный результат. Если раньше педагоги развивали у детей знания, умения, навыки, а не представления, то сегодня же в соответствии с ФГОС итоговые результаты освоения детьми образовательной области «Речевое развитие» описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате её освоения.

          Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности: они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все формы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделяют и определяют звуковые и слоговые элементы слова, распределяют внимание между различными звуковыми и слоговыми элементами, умеют удерживать в памяти порядок звуков, слогов и слов, их позицию в слове и предложении, тексте, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе

(содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

       Какие изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему?

          Осуществление воспитательно-образовательной деятельности по формированию звуковой аналитико-ситнетической деятельности должно строиться:

1) с учётом интеграции образовательных областей;

2) в соответствии с возрастными, индивидуальными психическими и

3) физиологическими особенностями воспитанников;

4) планово, систематически, постоянно;

5) с охватом различных видов деятельности;

6) осуществляться в ходе непосредственно-образовательной деятельности с  7) учётом дидактических принципов, в ходе режимных моментов;

8) на мотивации детей к самостоятельнсти;

9) в процессе взаимодействия с семьями воспитанников;

          В ДОУ воспитание и развитие детей осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования

« От рождения до школы» (под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы и др.). ДОУ реализует игровое направление и использует коррекционную программу Филичивой Т.Б, Чиркиной Г.В, Тумановой Т.Т «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей».  Построение образовательного процесса происходит на комплексно-тематическом планировании с учётом интеграции образовательных областей.

          Образовательный процесс, направленный на формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности строится на основании перспективного планирования по следующему принципу: непосредственно- образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, взаимодействие с семьями воспитанников.

           Содержание образовательного процесса реализируется через систему аналитико-синтетических упражнений, через речевые упражнения. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. Работа по формированию звукового анализа и синтеза предполагает последовательное использование специальных упражнений:

  1. Упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, то есть на дифференциацию фонем, имеющих сходные характеристики в   произносительном и слуховом плане. Это выделение звука на фоне слога,

определение наличия и места звука в слове, определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука  произносится, перед каким звуком слышится в слове), выделение звука в предложении, в тексте. Используются следующие упражнения:

- придумать  как можно больше слов на заданные звуки;

- сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию;
- назвать слова с соответствующими звуками;
- добавить недостающий слог в слове;

- закончить  предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.

2) Упражнения, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.

Это упражнения на развитие звукового анализа и синтеза:

- выбрать из серии сюжетных картинок только те, названия которых содержит заданный звук.
- придумать слова, которые содержат заданный звук.

- разложить картинки в столбики в зависимости от того в какой позиции стоит определенный звук ( начало, середине, конец слова ).

- разложить картинки в столбики в зависимости от того какой звук в слове является первым (последним).

- подобрать слова,  которые начинаются с определенного звука (которые заканчиваются на определенный звук, которые содержат определенный звук в середине слова).

- придумать предложение, все слова в котором начинаются на один и тот же звук (заканчиваются на один и тот же звук, содержат один и тот же звук в середине слов).

Это упражнения на развитие слогового анализа и синтеза:

- выбрать из ряда картинок те, названия которых имеют определенное количество слогов (предметные картинки);

- придумать слова, которые содержат определенное количество слогов;

- разложить картинки в столбики в зависимости от того, сколько слогов в названии данной картинки;

- поставить цифру, соответствующую количеству слогов в словах (картинки).

- выделить первый слог из названия картинок;

- определить пропущенный слог в слове с помощью картинок.

Это упражнения на преодолени е ошибок деления предложений на слова и текста на предложения (отграничение речевых единиц). Используются следующия упражнения:

- подобрать сюжетные картинки к предложенным подписям;

- придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;

- придумать предложение с определенным количеством слов;

- придумать предложение по вопросам;
- придумать предложение к схеме;

- определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

         Мотивацией к самостоятельной деятельности по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности детей является организация развивающей предметно-пространственной среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка и согласно ФГОС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, реализацию различных образовательных программ.

           Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Подобная организация пространства позволяет  чередовать игровую деятельность детей  в течение  дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Характеристика изменений в средствах обучения и воспитания.

          Для более успешной организации работы по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности детей следует использовать:

  1. дидактические пособия:  разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно;

2) дидактические и настольные игры;

3)  буквенный или слоговой абак — планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова.

4) магнитофон или лингафонный кабинет для отработки произношения звуков, а также для воспроизведения записей выразительной речи, главным образом художественных произведений;

5) технические средства: компьютер, проектор.

Характеристика изменений в контроле

         Основной ценностью при определении качества образования выступает ребёнок. При оценке качества дошкольного образования мы ориентируемся на требования ФГОС, в которых чётко прослеживается оксиологический подход с принципами гуманизма.

         Контроль за формированием звуковой аналитико-синтетической деятельности  должен осуществляться по трём аспектам: формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей, осуществление этой деятельности воспитателями (профессиональная компетентность), участие в данной деятельности родителей.

          По результатам контроля планируется дальнейшая деятельность ДОУ. В ДОУ мониторинг по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности проводится по планируемым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и по результатам мониторинга, проводимого логопедом. Задача мониторинга - определить уровень освоения ребёнком образовательной программы и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребёнка.

5.   Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

        Согласно ФГОС требования к условиям организации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации Программы.

Кадровые изменения

      В соответствии с ФГОС реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками.

       В ДОУ обеспечивается непрерывность профессионального развития педагогических работников:

  • ознакомление работников с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;
  • профессиональной подготовке на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  • участие в районных и окружных методических мероприятиях;
  • обмен педагогическим опытом на педагогических советах.

Научно-методические изменения

  • Посещение лекций, семинаров и методических объединений, организуемых ресурсным центром Волжского района, специалистами города и области.
  • Обеспечение свободного доступа и использование компьютера, Internet ресурсов для подготовки к непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей;
  • Подборка и составление картотеки тематических игр для детей («Читаем по стрелке, добавляем слог», «Превращение слов – волшебные цепочки», «Доскажи словечко»);
  • Проведение семинар-практикум («Формирование звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста»);
  •  Разработка проектов («Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей  через наглядное моделирование»);
  • Комплексно-тематический подход в планировании деятельности детей.

    Материально-технические изменения

В ДОУ необходимо внести изменения в материально-техническую базу:

  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие»;
  • Оснащение средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • Подбор         дидактических игр, видеоматериалов по теме;
  • Приобретение методической литературы по проблеме;
  • Использование технических средств обучение (компьютеры, проекторы).

   Нормативно-правовые изменения.

  • Внесение изменений в годовой план по образовательной области «Речевое развитие»;
  • Внесение изменений в календарно-тематическое планирование.

Информационные изменения.

  • Размещение информации на стендах ДОУ по теме «Речевое развитие»;
  • Проведение дней открытых дверей в ДОУ для знакомства с системой работы по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности  у дошкольников;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Родительские собрания;
  • Приглашение родителей на совместные с детьми праздники, конкурсы;
  • Создание интернет-журнала;
  • Переписка по электронной почте;
  • Фотоотчёты;
  • Подборка и создание видеотеки мультфильмов;
  • Привлечение родителей к участию в детской проектной деятельности.

Организационные изменения

  • Организация проектной деятельности;
  • Эффективная и безопасная организация самостоятельной деятельности детей;
  • Организация уголков речевого развития.

         Таким образом, система работы по формированию  звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте является актуальной в нашем современной обществе.

Список литературы

  1.  ФГОС (от17 октября 2013г.)
  2. Основная Общеразвивающая Программа дошкольного образования «От рождения до школы» (по редакцией М,А. Васильевой, Н.Е. Вераксы)
  3. «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (под редакцией Филичева Т.Б., Чиркина Г.В, Туманова Т.В)
  4.  Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.)
  5. Закон РФ «оОб образовании» (от 29.12.2012г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню знаний, умений и навыков дошкольников, поступающих в школу. Некоторые  авторы (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.Я. Панько, Е.Е. Кравцова...

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».«Пути формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России в условиях введения ФГОС ДО»

Знакомство с историей России – одна из составляющих патриотического воспитания. Любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство. Нельзя полюбить Отчизну, не зная её историю, ку...

Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...

Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...

Презентация «Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР»

Цель: развитие графомоторных навыков у детей с ТНР в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений, тонкокоординированных движений пальцев рук....

Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР».

Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР»....