Программа занятий по освоению начальных туристических навыков "Маленькие туристы"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Лаврухина Елена Сергеевна

Активный отдых  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_turisty.docx134.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный туризм

«Маленькие туристы»

C:\Users\Сергей\Desktop\флешка\сияние севера 2014\сияние севера\37.jpg

Лаврухина Елена Сергеевна

Воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №63»

г.Воркута 2014 год

Дошкольный туризм

«Маленькие туристы»

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать их физическую подготовленность, но и одновременно развивать их умственные, познавательные способности, гражданско-патриотические качества и готовить их к жизни. Анализ специальной литературы, изучение практического опыта показали, что одним из таких подходов является применение средств туризма в работе с дошкольниками, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семейном досуге. 

Дошкольный туризм умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения и своеобразную гимнастику. Через походы в тундру, прогулки, экскурсии, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботится о своем здоровье.

Туристическая прогулка в тундру, на реку, к различным памятникам – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способность преодолевать новые препятствия.

Однако ценность дошкольного туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. Прогулки и экскурсии воспитывают у детей важнейшие нравственные качества. На туристических прогулках на природу дети приобщаются к этому удивительному миру природы. На экскурсиях к памятным местам дети узнают много нового о нашей стране, крае и городе. Это способствует патриотическому воспитанию детей, они учатся любить и беречь свою Родину.

Общая подготовка туриста-дошкольника включает себя:

1 Теоретическая подготовка:

- краеведческая: формирование знаний о родном городе, формирование знаний о правилах поведения на природе

- топографическая: работа с простейшими схемами, картами.

- ориентирование на местности, в предметно-пространственном окружении

- формирование знаний в области физической культуры, туризма

2 Формирование личностных качеств, дружеских отношений:

- моделирование педагогических ситуаций

- выполнение туристических ролей

3 Физическая подготовка:

- формирование умений и навыков в пешеходных прогулках

- развитие физических качеств – выносливости, быстроты, гибкости, общих координационных способностей

4 Техническая и тактическая подготовка:

- овладение техникой движения в пешеходных прогулках

- выбор места

- участие в организации проведения похода при помощи взрослых

- рациональное преодоление естественных препятствий.

По мнению Т. П. Завьяловой – туризм как средство физического воспитания включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия. Задачи физического совершенствования могут решаться лишь в совокупности с другими средствами физического воспитания – играми, спортивными упражнениями, гимнастикой. Исходя из содержания всех видов туристской подготовки к основным средствам туризма в работе с дошкольниками она относит:                                                                                                        а) физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;                                                        

б) специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;                                                                                                                            

в) подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;                  

г) доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т.п.);                                                                                                  

д) к средствам туризма относится и сама туристская деятельность, через которую формируются нравственные качества ребенка, и познается окружающий мир, а сменяемые туристские должности в этой деятельности являются средством познания самих себя.                                                                                                                 Перечисленные средства туризма могут включаться не только в физкультурно-оздоровительную работу и активный отдых детей, как сложилось в практике работы детских садов, но и в учебную работу по физическому воспитанию дошкольников.

Классификация форм работы с использованием средств туризма с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Рис. 1. Содержание физкультурно-оздоровительной работы с использованием средств туризма с дошкольниками 5-7 лет (Т. П. Завьялова «Дошкольный туризм» 2003г.)

Учебная работа

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

Активный отдых

Познавательные занятия для детей:в помещении, на воздухе:

·       беседы;

·       дидактические игры;

·       конкурсные задания;

·       игры — занятия;

.       проблемные ситуации

Физкультурные занятия: на воздухе:

·       природоведческие;

·       прогулки-разведки;

·       прогулки-поиски;

·       игровые занятия

·       занятия тренировки

·       сюжетно-ролевые занятия

·       круговые тренировки

·       занятия-соревнования между туристскими группами

·       физические упражнения, формирующие навыки, необходимые в повседневной жизни на прогулках;

·       топографические про-гулки;

·       подвижные игры с включением поисковых ситуаций;

·       игровые комплексы с использованием природных и социальных объектов

·       туристические праздники;

·       туристические развлечения;

·       дни здоровья;

·       слеты-походы совместно с родителями

 

Прежде чем отправиться с детьми в дальний туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Для этого  разработаны серии конспектов теоретических занятий, через которые дети узнают: кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. Практические занятия, на которых дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, пользоваться компасом и маршрутной картой, раскладывать палатку, готовить место для костра, уметь проверять снаряжение и подготавливать средства передвижения (лыжи). Дидактические игры, основным содержанием которых является закрепление знаний о туризме. Только овладев необходимыми знаниями, можно отправляться в поход

    В разработке методики и определении ее содержательной стороны Т. П. Завьялова рекомендует включать в общую подготовку туриста различные по содержанию виды туристской подготовки: теоретическую, физическую, техническую и тактическую, а также формирование личностных качеств. При подборе средств для каждого вида подготовки учитываются возрастные запросы ребенка-дошкольника, а также возможности их содействия в решении программных задач детского сада. В результате этого ей было определено содержание методики использования средств туризма в работе с дошкольниками старшей и подготовительной группы.

Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени   (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.
Туристская
экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
Туристский
поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.                                                        

Впервые в 80-х годах авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаевой вводится понятие «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения» (1978), в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм» (1985). В исследовании        Г.В. Шалыгиной (1977) используется термин «прогулки в природных условиях». Варианты «дальних прогулок», «турпоходов» - предлагает М.А. Рунова (1988). Т.И.Осокина (1986) рассматривает «простейший туризм» как прогулки за пределы участка в природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях. Е.Н.Вавилова (1986) раскрывает некоторые вопросы организации «пешеходных и лыжных прогулок», но обоснования данным понятиям не дает.                                                                                         Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.

Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.

      К спортивному содержанию похода относятся:

  • естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
  • ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
  • автономное жизнеобеспечение,
  • туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

Уточнив понятия простейшего туризма, представленного в форме экскурсий, прогулок и прогулок – походов, необходимо представить их  место в системе физического воспитания дошкольников.
Система средств физического воспитания включает физические упражнения, которые представлены следующими видами:

1)        гимнастикой;

2)        подвижными и спортивными играми;

3)        спортивными упражнениями;

4)        простейшим туризмом (Д.В. Хухлаева, 1984; Т.И.Осокина, 1986).

Указанные физические упражнения реализуются в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий; физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня. К ней относятся – утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на утренней и вечерней прогулках, физкультминутки; в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога, в работе с семьей, в активном отдыхе, проводимом в виде физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, походы выходного дня.  В настоящее время простейший туризм в системе дошкольного физического воспитания применяется только в таких формах организации как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых. В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка и за его пределы.

Известно, что необходимым условием нормального развития растущего организма является двигательная активность ребенка (А.Н.Крестовников, 1951; Н.А.Фомин, 1991). Причем, важное значение имеет организация двигательной активности детей на воздухе. В связи с этим, процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен предусматривать определенный научно-обоснованный режим, включающий двигательную деятельность в условиях пониженной температуры воздуха, что способствует повышению устойчивости организма к изменениям внешней среды.
Высокую оздоровительно-воспитательную ценность двигательной деятельности на открытом воздухе отмечали видные физиологи и педагоги (В.В. Гориневский, 1928; Е.Г. Леви-Гориневская, 1955). Именно поэтому во многих научных исследованиях ставится и положительно решается вопрос максимального использования эффекта рационального сочетания естественных сил природы и разнообразной двигательной деятельности детей. Целью одних исследований являлось изучение эффективности круглогодичного проведения отдельных форм организации физического воспитания на воздухе (М.П. Голощекина, 1970), других – возможность переноса всех организационных форм физического воспитания из помещения на участок детского сада (З.И.Ермакова, 1974), третьих – организация двигательной деятельности дошкольников в природных условиях (Т.И.Осокина, 1971; Е.Н.Вавилова, 1971; Г.В. Шалыгина, 1977). Результатом проведенных исследований было значительное снижение случаев простудных заболеваний и уменьшение числа часто болеющих детей. В связи с этим, стимулирование развития данного качества в дошкольные годы создает определенные предпосылки в подготовке ребенка к школе, к более успешному преодолению нагрузок, меньшей утомляемости, а, следовательно, лучшему усвоению знаний. (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, 1987).

Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность. При этом физические нагрузки умеренной интенсивности, к которым относятся циклические виды движений (ходьба, бег, ходьба на лыжах), направлены на развитие общей выносливости и являются оптимальными для детского организма.
Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для детей дошкольного возраста.

     

Занятия факультативные, для желающих. Проводятся они, как правило, на свежем воздухе, в часы прогулок (если позволяет погода). Время от времени детей выводят на природу — «в поход». В таких выходах обязательно принимают участие родители.

Перед началом учебного года педагог по туризму выступает на родительских собраниях, рассказывает, чем и как он собирается заниматься с детьми. Ведь очень важно в таком непростом деле, как туризм, обрести в лице родителей союзников.
Занятия проводятся по специально разработанной программе, включающей занятия и по ориентированию, и по краеведению, и по экологии.

Одно из самых интересных занятий — знакомство с рюкзаком. Оказывается, существует множество разных рюкзаков: от малюток, куда вмещается полевой блокнот да кружка со складным ножом, до большущего, в котором с комфортом может расположиться ребенок пяти лет (не очень крупный). На туристском рюкзаке множество ремешков, шнурков, пряжек и карманчиков. Все они стягиваются, завязываются и застегиваются совершенно особым образом (вот простор-то для развития мелкой моторики!).
Укладка рюкзака — дело непростое. Все должно лежать плотно, с правильным распределением веса, так, чтобы рюкзак не заваливался на сторону, чтобы острые углы не давили в спину или в бок, чтобы кружки-ложки не гремели на ходу под стать шумовому оркестру, распугивающему обитателей леса или, напротив, привлекающему лишнее любопытство.
Искусству укладки рюкзака педагог по туризму специально обучает детей. Набор предметов, конечно, невелик, но и с ним нужно научиться справляться по всем правилам. Учатся собирать рюкзак на «правильность» и на «скорость» (вдруг на природе застанет дождь?). Кстати, для воспитателей это занятие часто тоже оказывается в новинку и требует от них определенных усилий в усвоении всех тонкостей экипировки. Зато мини-состязания по укладке рюкзаков получаются очень зажигательными.

Другим не менее интересным занятием является посвящение в науку разведения костра. На участке детского сада костер никогда не разводят. Там только тренируются правильно складывать костровые формы: шалашиком, колодцем. Для имитации костра годятся и счетные палочки, и карандаши. И лишь потом — настоящие веточки.

Костер — вещь не только интересная, но и опасная — как для человека, так и для леса. Поэтому детей надо сразу знакомить с правилами безопасности и рассказать, какой вред можно нанести природе небрежным отношением с огнем. Без огня туристу не обойтись. Но костер лучше разжигать на открытом месте, не под деревьями, и тем более не среди выступающих корней. По возможности лучше использовать старые кострища — чтобы не множить «плеши» на почве. Эти правила дети сообщают и родителям. По некоторым признакам, пикники при этом становятся более сдержанными и оставляют после себя меньше грязи.

Апофеозом годового цикла занятий - слет маленьких туристов. На время слета на большой поляне, разбиваются палатки-штабы — для каждой команды свой штаб. Там можно сложить рюкзаки, переодеться в случае надобности, устроить небольшое обсуждение и просто полежать-отдохнуть.
Эстафеты, преодоление полосы препятствий, перекусы в виде «каши из топора» — могут ли эти реалии вольной жизни не вызвать восторг?

Туризм — самая массовая и доступная форма активного отдыха, эффективное средство закалки и пропаганды здорового образа жизни. Участие детей и родителей, ДОУ в походах способствует воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, формирует бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры, а также приобщает к лучшим традициям российского туризма 

Программа занятий по освоению начальных туристических навыков у детей старшего дошкольного возраста                                            «Маленькие туристы».

Цель программы: формирование представлений о дошкольном туризме.

Задачи:

- расширить адаптивные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.

- совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учится простейшим упражнениям туристического многоборья, выполнять двигательные задания на ориентировку в пространстве)

-развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка

-формировать привычку здорового образа жизни.

-способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения

- формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристической деятельности, адаптированной к их возможностям.

-воспитывать духовно-патриотические чувства детей, нравственные качества.

Срок реализации-2 года.

Количество участников - дети старших и подготовительных групп.

Направления:

- работа с родителями (беседы, консультации, родительские собрания, анкетирования и т. д.)

- работа с педагогами (консультации, рекомендации, открытые занятия)

- работа с детьми (беседы, экскурсии, походы).

Дошкольный туризм включает в себя ряд компонентов:

- физкультурно-оздоровительный

- социально-коммуникативный

- эстетический

- познавательный

- эмоционально-психологический

Блок первый. Туризм и туристы

Беседы на тему: 

а) Кто такие туристы?
б) Туризм и его разновидности (пеший, горный, водный, вело-, мото-, авто- и т.д.).
в) Правила поведения на привале.
г) Правила поведения туристов в природных условиях.
д) Правила поведения на прогулке.
е) Основные правила дорожного движения, движение туристской группы.

Игра-путешествие «Мы собираемся в поход»

(Проводится с группой в комнате или на участке.)

Просмотр слайдов о походах

Игра «Угадай и расскажи»

Цель игры: закрепление знаний о разновидностях туризма.

Блок второй. Туристское снаряжение

Беседы на тему:

а) Знакомство с туристским снаряжением.
б) Личное снаряжение туриста.
в) Групповое снаряжение туриста.
г) Специальное снаряжение туриста.

Рассматривание предметов туристского снаряжения

Эстафета с элементами соревнования

а) «Пора в поход».
б) «Трудное препятствие».
в) «Найти конверт».
г) «Укладка рюкзаков».

КВН «Мы собираемся в поход»

Практическое занятие по использованию туристского снаряжения

Цель занятия: научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения.

Блок третий. Туристские должности знатоков

Беседы на тему:

а) Кто такие знатоки?
б) Кем ты будешь в походе? Почему?
в) Обязанности знатоков.

Игры соревновательного характера:

  • «Кто быстрее подготовит костер»,
  • «Вкусный обед»,
  • «Поставь палатку»,
  • «Лесные продукты».

Блок четвертый. Знакомство с топографическими знаками

Беседы на тему:

а) Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение.
б) Знакомство с туристскими знаками.
в) Различие топографических знаков на рисунке и плане, карте.

Эстафеты соревновательного характера:

а) «Пора в поход».
б) «Разберись сам».
в) «Отметь на карте свое местонахождение».
г) «Что ты заметил?»
д) «Что тебе встретилось в пути?»
е) «Смотри, запомни, расскажи».
ж) Занятие по ручному труду «Изготовление топографических знаков».

Блок пятый. Учимся ориентироваться

Беседа на тему «Моя семья»:

а) С кем я живу (устный рассказ, рисунок).
б) Я, мое имя, его значение (рисунок).
в) В этом доме я живу.
г) Место работы родителей.
д) Игры бабушек, дедушек.

«Наш детский сад» (мини-исследование, проект)

а) Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).
б) Мой детский сад (экскурсия).
в) Участок детского сада.
г) Забота детского сада о нас.

«Наш микрорайон» (мини-исследование, проект)

а). Наш микрорайон (обзорные прогулки)
б). В этих домах живут наши друзья (рисунки)
в). Улицы, магазины, ларьки, библиотеки, учреждения (экскурсии).

Блок шестой. Ориентирование на листе бумаги

Дидактическая игра «Найди место игрушке»

Цель: учить определять углы, стороны и центр листа бумаги.

Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец)

Цель: уметь составлять план.

Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на реальные предметы, расставленные на столе)

Цель: знакомство с планом.

Дидактическая игра «Где план, а где рисунок?»

Цель: научиться отличать план от рисунка.

Практическое занятие по составлению планов

(«Составь план спальной комнаты», «Составь план раздевальной комнаты», «Составь план детской комнаты в вашей квартире».)

Блок седьмой. Ориентирование в групповой комнате

Дидактическая игра «Нарисуй предметы в комнате»

Цель: уметь составлять план групповых помещений на листе бумаги.

Практическое занятие — экскурсия по групповой комнате с опорой на план

Дидактическая игра «Что есть в нашей комнате»

Зарисовка мебели групповой комнаты с помощью специальных знаков.

Блок восьмой. Ориентирование на территории детского сада

Цель: научить детей обследовать участок своей группы и наносить расположение оборудования на план.

Прогулка-поход по территории детского сада

Обследование участков всех групп

Блок девятый. Что такое горизонт?

Цели:

  • познакомить детей с понятием горизонта;
  • учить определять стороны горизонта по солнцу;
  • учить определять стороны горизонта по местным признакам.

Занятия-беседы по ознакомлению детей с горизонтом

Прогулка «к горизонту».

Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта.

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта

Практическое занятие на участке с определением сторон горизонта по солнцу

Практическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам» (туристская прогулка в парк)

Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?»

Блок десятый. Знакомство с компасом

Цели:

  • познакомить детей с компасом;
  • учить определять стороны горизонта по компасу;
  • учить определять направление ветра по компасу, по солнцу.

Темы бесед:

а) «Что такое компас?».
б) «Для чего предназначен компас?».
в) «Как работают с компасом?».
г) Чтение художественной литературы об использовании компаса.

Блок одиннадцатый. Туристские прогулки

Цель: закрепление знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности у детей дошкольного возраста.

Пробная туристская прогулка по улице района детского сада (октябрь)

Цели:

  • предварительная проверка возможностей детей;
  • знакомство со своим микрорайоном;
  • закрепление примет осени.

Туристская прогулка с элементами ориентирования (ноябрь)

Цель: познакомить с элементами ориентирования.

Ход прогулки:

настроить на поиск клада;

дать физическую нагрузку, используя различные задания на выполнение физических упражнений;

закрепить умение «читать» карту, вспомнить условные обозначения.

Прогулка по улицам родного города (декабрь)

Цели:

  • дать знания о том, как должны вести себя туристы во время движения по городу, в гостях у природы;
  • познакомить с топографическими знаками;
  • научить  складывать рюкзак.

Занятие в детском саду (январь)

Цели:

  • учить определять приметы в пути;
  • закрепить знания о правильной технике движения;
  • объяснить необходимость взаимопомощи в походе.

Занятие в детском саду (февраль)

Цели:

  • учить детей правильно складывать рюкзак;
  • продолжать знакомство с топографическими знаками;
  • закрепить навыки ходьбы с рюкзаком;
  • учить различать деревья в зимний период времени;
  • расширять знания о признаках плохой и хорошей погоды;
  • учить замечать изменения в природе.

Занятие на участке детского сада (март)

Цели:

  • повесить на деревья скворечники и кормушки;
  • учить детей находить ориентиры пути;
  • учить соблюдать правила поведения в лесу;
  • выполнять правило «Не оставляй товарища в беде, всегда приходи к нему на помощь».

Занятие на участке (апрель)

Цели:

  • продолжать учить детей ориентироваться в знакомых улицах города;
  • учить разбираться в карте, на которую нанесен маршрут;
  • учить выполнять все задания, указанные на карте;
  • закреплять в сознании детей то, что команды командира надо выполнять с первого раза;
  • познакомить с туристским снаряжением.

Занятие на участке детского сада (май)

Цели:

  • закрепить знания детей о растениях и животных края;
  • закрепить знания о типах костров;
  • познакомить с туристской палаткой.

Экскурсия по достопримечательностям города Воркуты (май)

Экскурсия с экскурсоводом  из центра развития туризма города Воркута (с учетом возрастных особенностей).

Цели:

  • познакомить дошкольников с достопримечательностями города и поселков.
  • Повторить правила поведения на природе, на улице, в автобусе.

Итоговое занятие

Цель: подготовить детей к участию в туристическом слете.

Слет маленьких туристов

 (для воспитанников детских садов).

Положение о проведении слета

Цели и задачи:

— воспитание разумного и доброжелательного отношения к окружающему миру;
— соблюдение правил и законов туристов;
— совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей;
— воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Время и место проведения

Слет проводится в мае (июне). Открытие слета на «Поляне препятствий» в 10 часов.

Руководство слетом

Общее руководство организацией и проведением слета осуществляет сотрудниками ДОУ, в тесном контакте с  городским центром развития туризма.

Участники

В слете принимают участие команды детских садов. В составе каждой команды — 10 детей подготовительной или старшей группы в сопровождении двух воспитателей и родителей.

Программа слета

1. Туристский маршрут по тропе природы.
2. Туристская полоса препятствий.
3. Конкурсная программа.

Подведение итогов слета

Итоги подводятся отдельно по каждому виду соревнований. Победители награждаются грамотами и призами.

Финансирование

Расходы, связанные с подготовкой и проведением слета, несет дошкольное учреждение и родители дошкольников.

 Условия проведения слета

1. Туристский маршрут по тропе природы — путешествие по станциям, расположенным на природе, с выполнением заданий.

На станции «Доктор Айболит» дети учатся распознавать лекарственные растения, отгадывают загадки об их свойствах, узнают об оказании первой медицинской помощи; участвуют в практическом задании по оказанию первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

На станции «Туристята» требуется правильно поставить палатку (вместе с руководителем), сложить из поленьев костер (тип костра указывает судья этапа), установить на костре таганок и котелок; проявить осведомленность в знании традиций и законов юных туристов.

На станции «Деревья — лесные обитатели» нужно определить и назвать растения на определенной территории (площадка 5x5 м); отгадать загадки о деревьях, кустарниках, цветах, грибах, нарисовать отгадки.

На станции «Следопыт» проводится игра «Найди клад». В игре требуется проявить умение ориентироваться по указателям и отвечать на вопросы о природе и ее обитателях.

На станции «Ориентирование» проводится игра с использованием компаса и нахождением сторон горизонта. Для участия в игре требуется знать условные знаки на топографических картах, отгадывать загадки.

На станции «Краеведение» проводится викторина о городе.

2. Туристская полоса препятствий — прохождение туристских этапов на время. Возможные этапы: кочки, бревно, бабочка, мышеловка, маятник, паутина.

3. Конкурсная программа

а) Представление команд (команды должны рассказать о себе, подготовить эмблемы, девиз, исполнить песню).

б) Конкурс плакатов на тему «Мой любимый город» (плакаты готовятся заранее и представляются жюри в начале слета).

Туристская полоса препятствий

Движение по полосе препятствий — одно из самых захватывающих событий слета маленьких туристов. Организация полосы может быть разнообразна. Одно из важнейших условий выстраивания полосы препятствий с помощью веревок — их надежный крепеж. Лучше всего использовать для этого специальные карабины. Передвижение по веревкам в большинстве случаев требует страховки ребенка со стороны взрослого. Это тоже нужно учитывать. Но передвижение по полосе препятствий должно быть достаточно сложно. То есть препятствие действительно должно быть препятствием, которое надо преодолевать. Ведь способность к преодолению — главное качество настоящего туриста.http://dob.1september.ru/2005/08/5.gif

Препятствие «Бревно»

Самый простой вариант — когда бревно лежит на земле. Над бревном на уровне груди ребенка натянута веревка диаметром 10 мм. Это «гибкие» перила, за которые можно держаться, передвигаясь по бревну боком. Веревка крепится с помощью карабина.
Более сложный вариант — когда бревно перекинуто через небольшой овражек. Овражек не должен быть очень глубоким, так чтобы взрослый, стоя на дне, мог подстраховывать ребенка.
Еще более сложный вариант, если бревно тоже подвешено на некотором расстоянии над землей. В этом случае оно представляет собой довольно условную «твердую» опору, и двигаться по нему гораздо труднее.

Препятствие «Параллельные перила»

Это модификация препятствия «Бревно», где бревно заменено толстой веревкой.
Нижняя веревка натягивается над землей на расстоянии 30—50 см. Расстояние между нижней и верхней веревкой — в рост ребенка. Веревки натягиваются очень туго. Ребенок передвигается боком, держась руками за верхнюю веревку и переступая приставными шагами по нижней.

 Препятствие «Бабочка»

Это усложненный вариант параллельных перил. Веревки натянуты не параллельно друг другу, а под углом друг к другу. Там, где расстояние между ними шире, двигаться легче. Там, где расстояние уже, двигаться очень сложно. Особенно сложно преодолеть само сужение в центре пути. На это решается не каждый юный турист.

Препятствие «Паутина»

Паутина — сеть из туго натянутых в разных направлениях веревок, по которым нужно пробираться из одного конца в другой, не касаясь земли. Очень трудное и очень захватывающее упражнение.

Препятствие «Мышеловка»

«Мышеловка» — тоннель из веревок. По нему необходимо проползти, не задев веревки над головой. Чем ниже «своды» тоннеля и чем он длиннее, тем сложнее по нему двигаться.

http://dob.1september.ru/2005/08/6.gif

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОМУ УРОВНЮ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА (модель выпускника ДОУ)

Должны знать:

- характерные признаки различных видов туризма

- свой организм – как он устроен

- о гигиене туриста

- правила питания

- особенности физической подготовки юного туриста

- ядовитые и несъедобные растения и грибы

- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения

- что такое поход, малый и большой привал

- что взять с собой в поход

- что такое “нормы и правила поведения в природе”

- дела, в которых участвуют юные туристы по охране растений и животных

- правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки                                        

 - характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города)                                                                                         - характерные признаки топографической карты и туристической карты                                                                                                        - устройство компаса                                                                                                              

- стороны горизонта                                                                                                                    

 - около 10 условных топографических знаков                                                                          

 - кто такой исследователь природы

Должны понимать:

- какую пользу приносят походы и экскурсии

- как пешеходный туризм влияет на природу                                                                            

 - роли зелёных растений в укреплении здоровья                                                                     - необходимости соблюдения личной гигиены в сохранении своего здоровья

- что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения    природы                                                                                                                                             - что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья                                                                                                                  

- плоскостное изображение предметов и объектов на листе бумаги: вид сверху                              - уменьшенное изображение предметов и объектов на листе бумаги: масштаб                                                                       - что, охраняя природу, мы охраняем свое здоровье                                                              - длительность периода “заживления ран” на земной поверхности

       Должны уметь:

- применять свои знания о явлениях природы                                                                            

- определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения                                                                            

- определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения                                                                                                                                    - выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики                                  

- оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях                                  

 - укладывать рюкзак                                                                                                                              

 - завязывать простейшие узлы                                                                                                        

- выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении                                                                                                                                       - определять свою точку стояния на плане                                                                                  

- рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических      знаков или своих значков                                                                          

 - определять север, юг с помощью компаса                                                                              

 - изображать основные условные знаки                                                                                      

 - определять место нахождения предметов на плане микрорайона                                        

 - выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов                                                                                            

 - выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян                        

 - заготавливать корм для птиц                                                                                                    

- оформлять результаты наблюдений, впечатлений в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.)                                                                                                            

- помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров”                                                                                                                                   - выполнять правила поведения отдыхающий, туристов: утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПОХОДОВ ДЛЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

При разработке маршрута необходимо строго соблюдать нормативы расстояния, времени похода и вес рюкзака.

Время года

Старшая группа

Подготовительная группа

Осеннее - зимний период

От 1 часа до 1,5 часа

От 1 часа до 1,5 часа

Весеннее – летний период

От 1 часа до 3-х часов

От 2 часов до 3-х часов

Расстояние

До 5 км

До 8км

Вес рюкзака

500 – 1000 гр.

1000 – 1500 гр.

Серьёзное внимание уделяется снаряжению.

 Снаряжение туриста делится:

- личное (одежда, обувь, рюкзак, принадлежности для отдыха, сухой паёк);

-групповое (палатки, посуда, оборудование для организации стоянки – предметы коллективного пользования);

-специальное (обусловленные спецификой вида похода и сложностью маршрута: шесты, канаты, средства передвижения – лыжи, санки).

Снаряжение туристов

Пеший

Лыжный

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки

Палатки

Рюкзаки

Котелок

Аптечка

Коврики

Сухой паёк

Фляжки, кружки

Салфетки

Атрибуты для игр

Лыжи

Лыжные палки

Лыжная мазь

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки

Рюкзаки

Аптечка

Сухой паёк

Термос с чаем

Салфетки

Атрибуты для игр

Содержание аптечки: вата, йод, 1% раствор марганца, сода пищевая, нашатырный спирт, бинт стерильный, бинт простой, зелёнка, настойка валерианы, жгут и шины, синтомициновая мазь, лейкопластырь, свинцовая вода.

Состояние ребёнка во многом определяет правильно выбранная одежда. Во избежание перегрева или переохлаждения одежда должна соответствовать сезону и погоде.

Одежда туристов

Тёплый период

Холодный период

Спортивная майка

Шорты

Кеды или кроссовки

Носки

Кепка или панама

На случай похолодания:  спортивный костюм или ветровка

Х\б майка или футболка

Х\б спортивный костюм

Тёплый спортивный костюм

Тёплые ботинки или войлочные сапоги

Вязаная шерстяная шапка

Куртка

Варежки + запасные

Х\б носки + шерстяные

Во избежание несчастного случая организаторы похода строго следуют инструкции по охране жизни и здоровья детей:

  1. Издаётся приказ о выходе детей за пределы учреждения (заведующая).
  2. Туристический поход с детьми проводится только после тщательного изучения маршрута.
  3. В состав взрослых участников похода должно входить не менее трёх человек.
  4. Количество детей не должно превышать 25 человек, а в лыжном сокращается до  15 человек.
  5. Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде.
  6. Во время переходов в черте города строго соблюдать правила дорожного движения.
  7. Организаторы похода должны четко знать и выполнять свои обязанности во время похода и в ходе его подготовки.

Структура похода

Пеший

Лыжный

Построение, первый переход

Подгоночный привал, второй переход

Промежуточный привал, третий переход

Длительный привал

Сбор, построение

Первый переход, малый привал

Второй переход

Возвращение в учреждение

Построение

Переход до лыжни, лыжный ход

Длительный привал

Построение, проверка готовности к возвращению

Лыжный ход

Последний переход

Возвращение в учреждение

Туристическая прогулка, как правило, начинается с построения детей, осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, всё ли необходимое взято. Детям сообщается цель похода – именно так мы называем для них туристическую прогулку. Обязательно стоит напомнить правила поведения в пути. При прохождении дистанции впереди идут более ослабленные дети: они регулируют темп. Сзади - физически более сильные дети: они не позволяют колонне растягиваться. Общий темп движения в походе зависит от уровня физической подготовленности детей и состояния их здоровья. Он должен быть таким, чтобы в конце похода дети ощущали приятную усталость, но не изнеможение. Через 4 – 10 мин проводится подгоночный привал. При необходимости дети могут снять лишнюю одежду, подогнать длину лямок рюкзачка и т. д. Во время пути можно организовать не сложные препятствия, используя физкультурное оборудование (пройди сквозь обручи, перепрыгни с «кочки» на «кочку» и т. д.) Необходимо следить за качеством передвижения: спина прямая, дыхание ровное. Следующий привал – промежуточный. Он делается через 15 – 20 мин после подгоночного. Цель его – дать детям возможность немного отдохнуть, понаблюдать, обменяться впечатлениями. В конце пути – большой привал. Организуется отдых, игры спокойного характера: на равновесие, метание, спрыгивание, подпрыгивание, запускание воздушного змея, лазание по верёвкам, развлечения. Можно организовать сбор природного материала для гербария или поделок, которые они будут делать в детском саду. Затем дети отдыхают и едят. Летом на ковриках, зимой на санках, которые везёт взрослый, привязав их вереницей за собой. Затем проводится общий сбор, и дети возвращаются домой, причём через 10 – 15 мин после начала обратного пути,  снова проводится промежуточный привал. На котором можно загадать детям загадки. По возвращении итоги не подводятся, так как дети устали, а пьют чай и отдыхают. А на следующий день проводится итоговая беседа, уточняют, что нового увидели и узнали дети. Предлагают им нарисовать, слепить, сделать поделки из природного материала и отразить свои впечатления о походе.

В зависимости от цели и задач туристические прогулки могут быть разного вида:

  • Спортивно – тренировочные. Эта разновидность предполагает прохождение пешком или на лыжах более длительного маршрута.
  • Краеведческие прогулки направлены на изучение особенности природного окружения родного края, они проводятся с целью экологического образования детей.
  • Развлекательные.  Проводятся в конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы.
  • Эстетико-романтические прогулки направлены на решение преимущественно задач художественно – эстетического воспитания. Например, прогулка - пленэр может быть проведена  в весенне- летний и осенний период.

Занятия туризмом  имеют много преимуществ:                                                                                

 Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка.                                                                                                                                                         Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания.                                                                                                    

В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. 

 

Говоря  о высокой результативности и эффективности,  отмечается:

1.Снижение количества простудных заболеваний.                                                                                   2. Повышение уровня двигательной активности.                                                                                     3. Снижение утомляемости.                                                                                                                       4. Улучшение качества знаний теоретической подготовки.                                                                           5. Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость).                                                                                                                                 6. Улучшение качественных показателей технической подготовки.                                                              7. Формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь).                                                                                                                                          

Таким образом, можно сделать вывод о положительном  воздействии туризма на всесторонние  развития детей дошкольников. Занятие туризмом несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию  двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.

Список литературы.

1.Анисимова Т. Г.  «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008. С. 8-17.                                                                                                                            

2.   Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992. - 44 с.                                                                                   4.  

3. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.  Бурашникова А. В.                                                                                                            

4.   Зуева Н. Н.  Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского района г. Нижний Новгород 1999г. С. 8 – 11.                                                                                                               6.  

5.   Водолажская И.А. Программа занятий кружка "Мир вокруг нас" для подготовительных групп детского сада //Туристско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. - Омск: Обл. ЦДЮТ, 1996, с. 23-25.                                                                                                                      

6.   Кочетова Н. П.  Фролова И. Ю.  Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников» Н. Новгород 2000 г. С. 8-9.                                                                                                                                      

7.  Остапец А.А. Концептуальные положения программы "Школа - окружающий мир" //Краеведо-туристская работа с дошкольниками: Матер. науч.-практ. конф. М., 1995, с.7-9.                                                                                      

8.   Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61-64

9.   Энциклопедия туриста. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.                              

10.   Сайты Интернета «Фестиваль педагогических идей» разделы:  «Дошкольное воспитание», «Спорт и школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по физической культуре для дошкольников «Юные туристы»

Авторская программа по физической культуре для дошкольников «Юные туристы» Составитель: инс...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБОУ «Начальная школа №15» Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Музыка»

Рабочая программапо реализации основной образовательной программы дошкольного образованияМБОУ «Начальная школа №15»Образовательная область«Художественно – эстетическое развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА модуля по освоению детьми 6-8 лет жизни основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности

Рабочая программа – учебно-методическая документация, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной  программы – образовательной программы дошкольного образования,  разр...

Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ. Образовательные результаты освоения программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой. (%) (2020-2021г).

Мониторинг  (Достижение обучающихся) разработан коллективом МБДОУ ЦРР-ДС "Сказка" по Инновационной программе  "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"  под ред. Н.Е. Веракса (2020-202...

Программа занятий по освоению начальных туристических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: дать детям понятие о туризме и элементах ориентирования....

Мастер-класс для педагогов ДОУ ««Освоение начальных экономических представлений посредством игровой деятельности. Формирование предпосылок финансовой грамотности»

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Освоение начальных экономических представлений посредством игровой деятельности. Формирование предпосылок финансовой грамотности»   .Здравству...

Результаты мониторинга освоения программы воспитанниками Результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ

         При реализации программы мной была проведена оценка эффективности педагогических воздействий, индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностик...