Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Родной город - Самара»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста - важнейшего периода становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fomina_t.v._konspekt_rodnoy_gorod-samara.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе  

 «Родной город - Самара»

Фомина Татьяна Викторовна

воспитатель

МБДОУ д/с №136  г.о. Самара 

Аннотация:

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста - важнейшего периода становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре.

Для воспитания  духовно-нравственной личности, патриотов своего Отечества, достойных будущих граждан России необходимо формировать у детей: чувства привязанности к своему дому, своим близким; чувства любви к своему родному краю, своей малой родине.

В процессе занятия и предварительной работы дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

   

Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Самаре. Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. 

Задачи:

Образовательные:

•  Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;

•    продолжать знакомить с достопримечательностями города Самары.

Воспитательные:

•    Воспитывать патриотические чувства,  любовь к Родине;

•    Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа: беседы о родном городе, рассматривание открыток с видами города, беседы о городском транспорте, чтение художественной литературы.

Дидактические игры: «На чем поедем», «Районы нашего города», «Родные улицы», «Какие бывают здания», «Домашний адрес», «Кто чем управляет», «Пассажирский транспорт».

Сюжетно-ролевые игры: «Поезд», «Автобус», «Самолет», «Теплоход».

Оборудование и материалы:  иллюстрации, фотографии родного города в старину и сегодня.

Ход занятия

Воспитатель.  Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Кто знает, как он называется? Правильно, у нашего города красивое старинное название Самара. Мы с вами, его жители, называемся самарчане. Давайте повторим это слово. Наш город стоит на прекрасной русской реке Волге. Набережная вдоль реки Волга по праву считается самой красивой, на всём протяжении этой великой русской реки.

Город мой необозримый

В свете солнечного дня

Красотой неповторимой

Тешит, радует меня.

Я люблю мой милый город

Что светлей и краше стал.

Он ещё ведь очень молод –

Пятый век лишь разменял.

Парки, улицы, бульвары

Взгляд ласкают много лет.

Для меня родней Самары

Города на свете нет!                                                                                    

                                                                           В. Семёнов

 -  Вот какими красивыми словами поэт описал наш родной город! Попробуйте и вы рассказать, за что любите нашу Самару.  (Ответы детей.)

Сегодня я расскажу вам о том, как появился наш город.

Давным-давно правил на Руси царь Иван Грозный. Задумал он в Поволжье строить крепости, которые служили бы защитой от турецко-татарских набегов. Но сделать этого не успел. Исполнить его волю пришлось сыну – царю Фёдору. И в 1586 году в числе первых крепостей недалеко от слияния двух рек, Волги и Самары, была построена крепость, которую и назвали по названию реки  -  Самара. Это был небольшой деревянный городок с высокими стенами и дозорными вышками. Вокруг крепости стали селиться ремесленники, крестьяне, торговцы. В 1888 году крепость стала называться городом. Сначала город рос очень медленно. Посмотрите, как жили люди в старой Самаре.  (Воспитатель показывает детям иллюстрации с видами старого города.) В старой Самаре было много особняков, церквей, красивых зданий. Многие из них сохранились до наших времён. Вы можете увидеть старинные дома в центре современной Самары.

Было время, когда наш город переименовали, и он много лет назывался Куйбышев. Но горожане решили вернуть городу старинное название. И такое решение горожан поддержало правительство нашей страны. Так город вновь стал называться Самарой.

Сегодня наша Самара  -  это очень большой красивый современный город, в котором живут больше миллиона человек. Через Самару проходит главная железная дорога страны.

-  Ребята, а на каком транспорте можно попасть в наш город? (На самолёте, поезде, электричке, автобусе, теплоходе.)

-  Куда прибывает поезд? (На железнодорожный вокзал.)

-  Где приземляется самолёт? (В аэропорте.)

-  Куда приезжает автобус? (На автовокзал.)

-  Куда причаливает теплоход? (К пристани на речном вокзале.)

-  Какой городской транспорт вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель.  Наш город разделён на 9 районов. Кто знает, как называется район, в котором мы живём? (Кировский). Какие улицы нашего района вы знаете? (Ответы детей.) На какой улице находится наш детский сад? Какие важные и интересные здания и учреждения есть в Кировском районе?

Дети отвечают, а воспитатель выставляет фотографии зданий разного значения (школы, детские сады, библиотеки, поликлиники, почта, банки, торговые центры, дворцы культуры, кинотеатры и т.д.)

Воспитатель.  Есть на свете замечательные люди, которые трудом и талантом прославили своё имя. В честь таких людей называют города, корабли, улицы, пощади и бульвары. В нашем городе тоже есть улицы, парки, названные в честь знаменитых людей.

Посмотрите на портрет этого человека. Это первый космонавт на Земле. Его зовут Юрий Гагарин. Он облетел на корабле «Восток» вокруг нашей планеты. Этот корабль сделали в нашем городе на заводе «Прогресс». Имя Гагарина носит одна из улиц нашего города, есть и парк имени Ю.А.Гагарина, где вы все были много раз.

В нашем городе есть улица Вадима Фадеева. Это знаменитый лётчик-герой, прославивший себя в годы Великой Отечественной войны. В его честь  и назвали эту улицу и школу, которая на ней стоит. И таких примеров очень много.

Ребята, наш город Самара – это наша малая родина, самое родное место на Земле. Самара - один из самых крупных городов России, нашей с вами Родины. Мы с вами – жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. Если мы будем очень сильно любить свой город, заботится о том, чтобы он становился с каждым днём всё лучше и лучше, то сможем сказать:

Ты по-прежнему светел и молод,

Я кварталы твои узнаю.

Ты прекрасен, мой солнечный город!

Эту песню тебе я пою!

Над тобою пылают рассветы,

День лазурный встаёт над тобой,

Весь ты соткан из солнца и света.

Стал навеки моею судьбой!

                                                                                В. Семёнов

Итог занятия

Воспитатель.  Наш город очень красив и считается самым зелёным в Поволжье. В нашем городе и в его окрестностях очень много красивых мест. С каждым годом хорошеет Самара. Мы все должны гордиться, что живём в таком большом и красивом городе, любить его, беречь, не сорить, сажать цветы, деревья.

Литература:

1.Герасимова З. Родной свой край люби и знай. «Дошкольное воспитание», 2001,         №2.

2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край»

3.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

4.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России».

5.Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию для детей старшей группы "постройки нашего города"

Познакомить с разными видами городских зданий, их назначением, познакомить с сооружениями культуры и досуга....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы "С чего начинается Родина?"

Формировать у детей представление о России как о родной стране, ее государственных символах....

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра».

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра» и слайды к зянятию....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»

Тема: «Город, в котором я живу».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества лич...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Мой город".

Цель: Формировать представления о родном городе, о его достопримечательных местах. Задачи:Обучающие: Расширять знания детей о родном городе; активировать словарь по теме &laqu...