Программа « Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с красотой природы и достопримечательностями родного края – села Лукерьино»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Качанова Наталья Николаевна

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx50.61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

« Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с  красотой природы и достопримечательностями родного края – села Лукерьино». 

1.Пояснительная записка

                                                                            Река начинается с ручейка, любовь к                               Родине- с детского сада

     Воспитание любви к Родине - важная задача нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Дошкольный возраст - самый чувствительный из всех возрастных периодов. Именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

 Как научить ребенка любить Родину? Скорее всего начать надо с малого - рассказать о том месте, где он  родился, познакомить с историей, природой, культурой родного края. Именно обращение к отеческому наследию в дальнейшем воспитывает желание сохранять и приумножать богатства своей страны, с уважением и интересом относиться к культуре других народов.    

     Детский сад «Колосок» расположен в живописном  селе с красивым названием -  Лукерьино Коломенского района  Московской области.

Лукерьинская  земля  богата   смешанными лесами,    бескрайними полями,  голубыми водами  рек Коломенки и Виленки,   чистыми родниками,  цветущими  лугами,  чудесными соловьиными трелями на утренней и вечерней заре. На красоту лесов и полей смотришь и не насмотришься, сладкую родниковую воду пьешь и не напьешься, а поля, как щедрая скатерть – самобранка, одаривают и хлебом,  и овощами, и ягодами.

        Красота природы «малой» родины - села Лукерьино  выражена в поэтических и музыкальных произведениях,  авторами которых являются и  жители нашего села – Нечаева Г.Н. , Квашнин В.Н.,   и Коломенские деятели искусств: заслуженный работник культуры РФ художественный руководитель  СДК Лукерьино  Казанцева Раиса Павловна и талантливая Коломенская поэтесса Наталья  Вениаминовна Евстигнеева.

             Село имеет и богатую историю.  В начале 17 века владельцем Лукерьино был знаменитый полководец народного ополчения 1612 года  - князь Дмитрий Пожарский.  А в 18 веке на территории сельской  местности   располагалась суконная фабрика Коломенского купца И.Т. Мещанинова.  Позже она была переведена в его  каменный дом, который сохранился до нашего времени и является достопримечательностью села.

         Также   в Лукерьино есть несколько домов, построенных более ста лет, которые  имеют свою историю. Один из них – это Лукерьинская школа.

         Достопримечательностью села является и   Памятный знак погибшим воинам – землякам  в годы Великой Отечественной войны.

         Рядом с детским садом  расположен сельский Дом культуры, в котором ведется большая работа по приобщению детей к   русскому народному искусству,  воспитанию  любви и уважения к традициям, обычаям села Лукерьино. Наши воспитанники частые гости данного учреждения культуры. Здесь под руководством педагогов  СДК они    учатся декоративной лепке,  рисованию,  биссероплетению, кукловождению. Вместе с художественным руководителем    дети разучивают   русские народные песни,  участвуют в певческих конкурсах, фестивалях,  сельских   праздниках.

         СДК Лукерьино проводит  разнообразные  тематические выставки, в которых принимает участие и наше дошкольное учреждение. Свое художественное творчество представляют и родители наших воспитанников.

         В дошкольном учреждении создана экспозиция «Русская изба», в которой представлены старинные предметы быта жителей села, прекрасные работы мастериц-вышивальщиц, резчиков по дереву и т.д.

           Во время бесед,  наблюдений, прогулок, экскурсий дети знакомятся  с  историей и достопримечательностями Лукерьино,  с бытом сельских жителей,   растительностью, животным миром,   водной системой родного края, любуются красотой окружающей природы, слушают музыкальные и поэтические произведения Коломенских авторов.          Эстетические  чувства дети  выражают в художественном творчестве.

Исходя из этого,  наше дошкольное учреждение решило разработать Программу дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста  « Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с  красотой природы и достопримечательностями родного края – села Лукерьино».

2. Цель и задачи Программы

Цель:  раскрыть через разные виды образовательной деятельности уникальную историю и красоту малой Родины; воспитывать  у детей  бережное отношение к природе  родного края и  историческим местам; познакомить с культурными традициями села Лукерьино.

Основные задачи Программы:

  • изучать историю, культуру,  природно – экологическое своеобразие родного края;
  • воспитывать  у детей любовь и уважение к своему родному дому, земле, где они родились и живут, бережное отношение ко всему, что нас окружает;
  • формировать художественно-творческие способности детей средствами природы малой родины – села Лукерьино (создание макетов, составление коллективных рассказов, сочинение стихотворений),  осуществлять интегрированный подход для решения данных задач;
  • вызывать у детей желание и стремление любоваться объектами и явлениями природы родного края,  учить детей видеть интересное  и красивое в обыденном,  высокое в малом.

                                     3. Структура и содержание Программы

       Программа разработана на 2 года  и предусматривает в работе с детьми старшего дошкольного возраста постепенное изучение материала по 4 разделам через организацию кружковой работы в ДОУ.

1 раздел:  «Село мое Лукерьино»

        Содержание данного раздела ориентировано на знакомство детей старшего дошкольного возраста   с историей села Лукерьино и его достопримечательностями,  слушание поэтических и музыкальных произведений Коломенских авторов о малой Родине, продуктивную  деятельность детей.

2 раздел: «Виленка с Коломенкой водами встречаются…»

        Этот раздел направлен на работу педагогов по ознакомлению дошкольников с водной системой села Лукерьино (реками, прудами, родниками).  Цель: во время прогулок,  экскурсий, походов  полюбоваться с  детьми  красотой окружающей природы вокруг прудов, вдоль рек Коломенки и Виленки, а также рассказать об этих водоемах,  послушать журчание воды  звонких родников, познакомиться со стихотворениями  Коломенских поэтов  о природе родного края, выразить свои впечатления в художественном творчестве.

3 раздел: «Подмосковный наш город Коломна моя вековая»

      Раздел предусматривает рассказы педагогов о Коломне,  ее красоте, исторических памятниках, рассматривание слайдов, фотографий, иллюстраций с видами  древнего и современного  города, слушание музыкальных и поэтических произведений Р.П. Казанцевой, Н. В. Евстигнеевой о Коломне и Коломенском крае.

4 раздел: «Природа  нашего края»

      Содержание данного раздела направлено на формирование знаний дошкольников об особенностях  растительного и животного мира малой Родины, воспитания любви к природе родного края, чувства сопричастности к ее сбережению, развитию способностей детей воспринимать красоту природных явлений во все времена года и выражать свои эмоции через художественное слово и творчество.                                                                      

               

  1. Календарно – тематическое планирование (1 год обучения)

Раздел

Название блока и темы

Форма проведения

Количество занятий

«Село мое Лукерьино» 

октябрь

«Недалеко от города раскинулось село»

1.«Знаем ли мы своё село?»

беседа

1

2.«Встреча с осенью на улицах нашего села»

целевая прогулка по селу

1

3.«Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья» (изготовление  поделок из различного природного материала  к выставке в СДК Лукерьино)

художественное творчество (нетрадиционная техника)

1

4.«Дары Подмосковной осени»

посещение выставки «Дары

Подмосковной осени»в СДК Лукерьино

1

5.«Осень, осень, в гости просим!»

участие в сельском празднике

1

«Виленка с Коломенкой водами встречаются»

ноябрь

«Перед долгим сном»

1.«Ах ты, речка, реченька Коломенка»

Беседа, слушание музыкальных произведений

1

2.«Течет Коломенка речушка милая»

экскурсия к реке Коломенка

1

3.«Может быть, по ней когда – то теплоходы поплывут…»

экскурсия к реке Виленка

4.«Подводное царство»

художественное творчество

1

«Природа нашего края»

декабрь

Зимняя сказка

1.«На дворе и домах снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным ковром»

целевая прогулка по селу

1

 2.«Что такое снеженика?»

художественное творчество

1

3.«Чудо – всюду»

проектно – исследовательская деятельность

1

4.«Мы кормушки смастерили и столовую открыли»

природоведческая акция

1

«Подмосковный наш город Коломна моя вековая»

                                                                                                                                             январь

«Коломна – городок наш небольшой»

1. «Коломна городок – Москвы уголок»

беседа, рассматривание фотографий с видами Коломны

1

2. «Путешествие по Коломне»

игра-путешествие

1

3. «С каждым годом мудрее душой и лицом молодея…»

познавательная беседа

1

4. «Золотые купола»

слушание музыкальных произведений о Коломне

1

«Село мое Лукерьино»

февраль

«Зима засыпает снегом поля,  зимой отдыхает и дремлет земля»

1.«Морозные узоры»

художественное творчество

1

2.«Поет зима – аукает – мохнатый лес баюкает»

экскурсия в парк

1

«Виленка с Коломенкой водами встречаются»

3.«Наша речка, словно в сказке»

экскурсия к реке Коломенка

1

4.«Живые родники»

прогулка к родникам села

1

«Природа нашего края»

март

«Путешествие в царство звуков и цветов»

1.«Поющие в голубом небе»

беседа, слушание муз. произведений

1

2.«И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи»

экскурсия к грачевнику, наблюдения за птицами

1

3.«Уронило солнце лучик золотой…»

наблюдения в природе

1

4.«Первоцветы»

проектная деятельность

1

«Виленка с Коломенкой водами встречаются»

Апрель

Пробуждение после долгого сна

1. «Ледоход на реке»

экскурсия на реку Коломенку и Виленку

1

2. «Кругом вода»

Опытно – исследовательская деятельность

1

«Природа нашего края»

3. «Шумные теплые ветры весну на поля принесли»

прогулка на поле

1

4. «Весенние превращения»

коллективное

составление рассказов по теме месяца

1

май

«Месяц май для деревьев, птиц,  цветов рай»

«Село мое Лукерьино»

1.«Вишневые сады»

экскурсия по окрестностям села

1

2. «Кто на яблоньку похож?»

прогулка по экологической тропинке ДОУ

1

 3. «Слышишь, соловушка поет»

итоговое занятие

1

Всего занятий:

           32

  1. Календарно – тематическое планирование (2 год обучения)

Раздел

Название блока и темы

Форма проведения

Количество занятий

«Село мое Лукерьино» 

октябрь

«Родной свой край люби и знай»

1.«Село известно именем Пожарского»

беседа об истории села

1

2.«Помните!»

экскурсия к памятному знаку погибшим в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.

1

3.«Преданья старины глубокой»

комплексное занятие в комнате «Русская изба»

1

4.«Дары Подмосковной осени»

посещение выставки «Дары

Подмосковной осени»в СДК Лукерьино

1

5.«Осенние посиделки»

участие в сельском празднике

1

«Виленка с Коломенкой водами встречаются»

ноябрь

«В речном царстве, прибрежном государстве»

1.«Коломенка родом из деревни Утинково»

беседа

1

2.«Течет Коломенка речушка милая, через Лукерьино – село родимое»

экскурсия к реке Коломенка

1

3. «Перед долгим сном»

экскурсия к реке Виленка

1

4.«Осенний хоровод  у воды»

художественное творчество

1

«Природа нашего края»

декабрь

«В снежном царстве»

1.«Вот и к нам пришла зима»

целевая прогулка по селу

1

 2.«Наша речка, словно сказка»

художественное творчество

1

3.«Письмо на снегу»

наблюдения, проектно – исследовательская деятельность

1

4.«Лесная новость»

природоведческая акция

1

«Подмосковный наш город Коломна моя вековая»

январь

«Текла река Коломенка – к Москве – реке текла и городу старинному название

дала»

1. «Город  старинный мастерами славный»

интегрированное занятие

1

2. «Маринкина башня»

познавательная беседа

1

3. «Мемориальный парк»

познавательная беседа

1

4. «Коломенские дворики»

просмотр видеослайдов, графических рисунков А.А.Федорова

1

«Село мое Лукерьино»

февраль

«Родимый край, на карте мира ты даже меньше, чем кленовый лист»  

1.«А я люблю свои места родные, свои родные милые места»

просмотр видеофильма о селе Лукерьино

1

2. «Лукерьинская школа»

экскурсия в школу

1

3. «Кудиновский фарфор»

беседа

1

4.«Усадьба и фабрика купца Мещанинова»

комплексное занятие

1

«Природа нашего края»

март

«Первые проталинки»

1.«Весенняя капель»

беседа, слушание муз. произведений

1

2.«Птичий город на деревьях»

экскурсия к грачевнику, наблюдения за птицами

1

3.«Удивительная прогулка»

наблюдения в природе, чтение поэтических произведений о родном крае, составление коллективных рассказов

1

4.«Первоцветы»

проектная деятельность

1

«Виленка с Коломенкой водами встречаются»

Апрель

                                                      «Улыбки теплые весны»

1. «В гостях у дедушки Мазая»

экскурсия на реку Коломенку и Виленку

1

2. «Кому нужна вода?»

опытно – исследовательская деятельность

1

«Природа нашего края»

3. «Родная земля, с днем рожденья тебя!»

праздник

1

4. «Панорама добрых дел»

природоведческая акция

1

май

«Месяц май для деревьев, птиц,  цветов рай»

«Село мое Лукерьино»

1.«Вишенье за речками»

экскурсия по окрестностям села

1

2. « Яблонька душистая, подружись со мной»

прогулка по экологической тропинке ДОУ, коллективное

составление рассказа по теме

1

 3. «Юные экологи»

итоговое занятие

1

Всего занятий:

           32

                                   

6.Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность, обеспечивающая интегрированный подход к организации образовательного процесса, с использованием различных методов и приемов  (беседы, рассказы, конкурсы, викторины, чтение художественной литературы, слушание поэтических и музыкальных произведений);
  • рассматривание наглядного материала, фотографий и иллюстраций, просмотр видеофильмов и слайдов;
  • дидактические и творческие игры; продуктивная творческая деятельность;
  • экскурсии, целевые прогулки по улицам и окрестностям села Лукерьино, наблюдения  за объектами природы во все времена года.

        Итоговое занятие проводится в конце года (май).

7.Ожидаемый результат

  • глубокие знания старших дошкольников о малой Родине как части России, об истории возникновения родного села, города Коломна, основных достопримечательностях (понимать, что такое история, как она хранит события);
  • интерес к истории своего народа, забота о своем селе, благодарность и уважение к землякам;
  • проявление бережного отношения к природе и достопримечательностям  родного края;
  • формирование художественного  вкуса у детей при восприятии и изображении красоты природы малой Родины;
  • составление коллективных рассказов о малой родине – селе Лукерьино;  
  • создание макетов ландшафта окружающей природы;
  • продуктивная и  познавательно – исследовательская деятельность детей;
  • организация  совместных выставок,  творческих работ детей, педагогов и родителей на темы природы;
  • участие в традиционных   сельских праздниках.

            Мониторинг  образовательного процесса и детского развития по   дополнительной программе  осуществляется  педагогом с использованием метода наблюдения,  подготовленных вопросов, викторин, бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности 2 раза в год (октябрь,   май).

           Данные о результатах мониторинга заносятся  в карту развития ребенка в рамках дополнительной образовательной программы дошкольного учреждения.

8. Методическое обеспечение Программы

      Педагогами  дошкольного  учреждения разработаны  беседы с детьми, наблюдения, прогулки   в природу,  конспекты занятий по следующим темам: «Знаем ли мы свое село?»,  «Село мое – Лукерьино», «Ах ты, речка, реченька Коломенка», «Коломна городок – Москвы уголок», «Путешествие по Коломне», «Родина моя – бескрайняя Россия», «Знакомство детей с символикой Коломны и Коломенского района», «Лукерьинский овраг» и т.д.

          Имеется   материал   по истории села, дома Мещаниновых, Памятного знака, погибшим в Великой Отечественной войне 1941- 1945г.г.,  Лукерьинской школы, СДК с. Лукерьино, МДОУ д/с 18 «Колосок», водной системы села.

        Поэтические произведения Коломенских авторов Н. Евстигнеевой,  Р.П. Казанцевой представлены в сборниках «Над Россией лебеди летят» и «Вдохновение».

       В ДОУ есть фото и видео материалы о селе Лукерьино, городе Коломна, природе родного края;  информационные листки «Коломенский краевед», аудиозаписи песен  на стихи Р.П. Казанцевой в исполнении хора русской песни «Славянский задор»   СДК  с. Лукерьино.

 

                                9.   Литература

  •  С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»
  • «Красота, радость, творчество» программа эстетического воспитания дошкольников «Педагогическое общество России» г. Москва 2005 г.
  • Бычков Г.И., Девятериков А.Н.  «Коломенский край» (страницы истории) Москва 1985 г.
  • Составитель Юриков О.А., художник Федоров А.А. «Моя Коломна» г. Коломна 2000 г.
  • А. И. Кузовкин, А.А. Федоров  «В Коломенском Кремле» г. Коломна 2003 г.
  • Поэтический сборник Н.В. Евстигнеевой  «Над Россией лебеди летят»

 г. Коломна 2004г.

  • «Вдохновение» поэтический сборник Р.П. Казанцевой  г. Коломна 2002 г.
  • А.Е. Денисов, А.И. Кузовкин, Е.А. Новикова «Край родной Коломенский» краеведческий альманах Коломна: РПЦ «Тираж»
  • «Судьба планеты в наших руках» методическое пособие «Инлайт» г. Коломна 2006 г.
  • А.А. Плешаков  «Зеленые страницы» «Просвещение» г. Москва 1995 г.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края....

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...

Консультация "Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с культурой и достопримечательностями родного города"

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Б...