методический семинар
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Данилова Марина Анатольевна

методический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx344.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему:

«Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»

Как рассказать вам о реках России?

Как рассказать вам о русской земле?

Как объяснишь, что одни мы такие?

Как рассказать вам о русской душе?

 Песня «Россия» Эллии Рикла
из репертуара Музыкального театра «Юсна»

 

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердечко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Что же включает в себя понятие «Патриотическое воспитание»?  

Патриотическое воспитание  - это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Патриотическое воспитание на современном этапе становится неотъемлемой частью педагогической деятельности детских садов, как первых звеньев в непрерывной системе образования, что прописано в ряде нормативно-правовых документов:

  1. В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации  сказано: «… система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
  2. В соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом, который определил  основные принципы направления  - «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
  3. В Государственной Программе Патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2015 г. определены сущность и содержание патриотического воспитания.

Компоненты патриотического воспитания:

  1. Содержательный (представления ребёнка об окружающем мире).
  2. Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру).
  3. Деятельностный (отражение отношения к миру деятельности).

Рассмотрим подробнее каждый компонент патриотического воспитания:

1 компонент включает в себя:

  • культуру народа, его традиции, народное творчество;
  • природу родного края и страны, деятельность человека в природе;
  • историю родного края, отраженную в названиях улиц, памятниках;
  • символику родного края и страны (герб, гимн, флаг).

2 компонент включает в себя:

  • любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
  • интерес к жизни родного города и страны;
  • гордость за достижения своей страны;
  • уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
  • восхищение народным творчеством;
  • любовь к родной природе, родному языку;
  • уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3 компонент включает в себя:

  • труд;
  • игру;
  • продуктивную деятельность;
  • музыкальную деятельность;
  • познавательную деятельность.

Направления патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду: 

  1. знакомство с родной страной, её культурой и традициями;
  2. знакомство с родным краем;
  3. знакомство с природой родного края;
  4.  знакомство с родным городом (население города, события в жизни города, архитектура города, исторические вехи).

Средства организации патриотического воспитания:

  • Музей боевой славы (МОУ СОШ военведа);
  • Музей казачества (МОУ СОШ военведа);
  • Мини-музей «Поклонимся великим тем годам!»     МБДОУ д\с «Сказка».

Формы трансляции опыта старших поколений, исторических событий, культуры и традиций своего народа:

  • социальные детско – родительские проекты: «Мой город мне дорог», «Этих дней не  смолкнет слава!».
  • православные праздники: «Пасха», «Масленица», «Рождество»;
  • календарные даты: «8 марта», «День защитника Отечества»,  «День космонавтики», «9 Мая»;
  • организацию акций:  «Открытка ветерану»;
  • экскурсии, театрализованные, сюжетно-ролевые игры и др.

   Мы рассмотрели с вами основные направления и формы работы по патриотическому воспитанию. В рамках одной встречи осветить их  все достаточно сложно, поэтому мы остановимся более подробно на одной из форм работы – создание мини – музеев в детском саду, конкретно мини-музея «Поклонимся великим тем годам…  »

Тема Великой Отечественной Войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную по сказкам, - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передаётся из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

Знать и помнить, ценить мир, который добыт таким трудом – это мы стараемся донести до наших детей. Почему мы решили создать этот мини – музей:

«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине…».  В.П.Астафьев.

           Цель данного мини-музея:

Воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей-дошкольников, гордость за подвиг народа в Великой Отечественной Войне, уважение к ветеранам. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни каждого человека.  

Форма деятельности:

  • поисковая;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

Принципы музейной деятельности:

  • наглядность;
  • доступность.

Описание мини-музея

Мини-музей  «Поклонимся великим тем годам…»

Расположен: Занимает угол групповой комнаты, экспонаты размещены на столе, на доске-фланелеграфе, на напольной полочке.

Содержание и экспонаты: Основная идея – познакомить ребят с атрибутами ВОВ, с их историей и предназначением.  В мини-музее собраны оружие и предметы военного назначения, сохранившиеся

с ВОВ до настоящего времени.  Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.  

Результативность реализации мини-музея в условиях ДОУ.

Заключается в следующем:

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Вывод: Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается.   Педагоги разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике Великой Отечественной войны. Мини-музей, созданный руками педагогов, детей и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за великий подвиг народа во времена Великой Отечественной войны..

Перспектива дальнейшего  развития  мини-музея:

  • Оформить фотовыставку «Поклонимся великим тем годам…».
  • Собрать материал о героях-защитниках г.Зернограда.
  • Сделать подборку авторов зерноградцев о защитниках Зернограда.
  • Экскурсии, просветительские работы.
  • Обмен опытом.
  • Пополнение музея экспонатами.
  • Работа с родителями.
  • Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АППО СПб, участие в городском методическом семинаре

Развитие личностного потенциала участников образовательного процесса ДОУ средствами художественно-эстетического и физического воспитания 21 февраля 2012 г....

Методический семинар, обобщение опыта работы по теме "Экология"

В семинаре: актуальность работы по теме "Экология", цели и задачи работы, используемые формы работы и их положительные стороны....

Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

Методический семинар: "Ролевые игры - как средство вхождения ребёнка в социум".

Материал содержит презентацию и комментарии к ней. Данный опыт позволяет результативно руководить формированием игровой деятельности у дошкольников. Этот материал  могут использовать в своей прак...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...