Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.
статья (старшая группа) по теме

Рассказова Светлана Валерьевна

Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Для реализации такой системы необходимо знание традиций своей Родины, своего края. Обращение к отеческому наследию, воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения.

Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.

Цель – воспитание гражданина-патриота.

Задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к местным традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • знакомство детей с символами города (герб, флаг);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения людей города;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.

Принципы, лежащие в основе работы  с детьми

- принцип учета регионально-краеведческих особенностей края;

- принцип комплексного использования разнообразных форм и методов работы;

- принцип разносодержательного взаимодействия с детьми (сотворчество, партнерство, работа с различными материалами, развивающие и познавательное развитие);

- принцип ведущего эмоционального воздействия «знания через сердце»

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

  • приобщение детей к городскому культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, музыкальному фольклору, народным играм.
  • знакомство с семьёй,  историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами,  взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
  • организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников успешно осуществляется по этапам.

Этапы

- предварительный;

- базовый – формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств;

- художественно–ознакомительный – знакомство с народными традициями, национальным искусством;

- когнитивно–эмоциональный – развитие интереса к своей стране;

- эмоционально–действенный – формирование желания и умения реализовать отношения в практической и воображаемой деятельности.

Предварительный этап по своей сути организационный, который представляет собой определение целей и задач работы.

Одной из важнейших задач патриотического воспитания является введение ребенка в сложный мир человеческих отношений, воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Важной частью предварительной работы считаем также внедрение в практику новых подходов к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, личностно- ориентированной модели общения с ними.

Необходимо также изменить обстановку в детском саду, приблизив, насколько это возможно, условия в нем домашним.

Дети должны чувствовать себя уверенно.

Остальные этапы проводятся во взаимодействии, так как  мероприятия  для  детей всегда носят интегрированный характер.

Решение задач базового этапа решается повседневно.

Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в детском саду.

Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленными действительными.

Мы  рассказываем дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели  используем беседы, художественную литературу. Показываем картины, проводим экскурсии по примечательным местам города.

Важно учитывать особенности ребенка, предусматривать возможность противоречия между  его нравственными представлениями и конкретными поступками. Поэтому особое внимание следует уделять воспитанию действенной любви к людям, желанию помогать им (накрыть на стол, вымыть посуду и т.д.) т.е. разнообразную посильную помощь. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, мы раскрываем детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.

Мы развиваем у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радость, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом.

Художественно – ознакомительный этап базируется на культуре района, города, в котором мы живем.

Наша культура в многонациональном городе — это сложный сплав самых разных этнических традиций. Это мощный слой профессиональной, авторской классической культуры, выявляющей в наиболее яркой форме основы народного миропонимания, его базовые ценностные ориентиры. В свою очередь авторская профессиональная культура влияет на дальнейшее развитие национальных духовных ценностей.

Составными и фундаментальными частями общенациональной культуры в многонациональном городе  являются культуры татар, русского казачества.

Когнитивно- эмоциональный и эмоционально – действенный этапы часто реализуются во взаимосвязи. Для ребенка Родина начинается с родных мест — с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе. Дети знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству людей, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, их ведут к памятникам героев. Дети возлагают здесь выращенные ими цветы. Встречи с героями труда участниками Великой Отечественной Войны должны быть гораздо чаще, чем только праздник 9 Мая или 23 Февраля.

Педагогические условия

а) Создание окружающей мезосреды. Для ее организации мы учитываем,  что  в городе есть свои художники, поэты, исполнители. Посещение музеев, художественных выставок, концертов с выступлением местных исполнителей способствует формированию чувств гордости за свой любимый край. Наш город имеет свои традиции и особенности, и дети должны об этом знать. Организуются выставки самих детей по тематикам: «Мой любимый город», «Моя семья», «Моя родная улица» и т.д.

б) Художественная литература, искусство, фольклор. Разнообразны и пути их использования. Это и изодеятельность, и использование предметов местного народно – прикладного искусства на занятиях, и слушание в детском саду песен и музыки, и праздники с развлечениями и т.д.        

в) Практическая деятельность детей. Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь помогают  прогулки и экскурсии в лес, поле, к реке. Дети летом  ходят в поход к реке, где отдыхают целый день, любуются красотой природы, учатся бережно относиться к ней. Углублению любви к природе способствует изобразительная деятельность детей: они рисуют березку, зимний лес, цветущий сад и т.д. С целью привития у дошкольников стремления своим трудом оберегать         природу и приумножать ее богатства организуется их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы, ухаживают за птицами, рыбками;

в) Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи. Сотрудничество выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Основные методы и приемы

Выбор средств и методов патриотического воспитания зависит от возрастных особенностей детей, и он должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы воспитания патриотизма – явление многомерное. Особенно эффективны в данном процессе методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения.

Важно помнить, что нет методов хороших или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются.

1. Методы формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения этапа – формирования чувств, эмоционального переживания. Глубокие  чувства  рождаются тогда, когда осознанная детьми идея облекается в яркие волнующие образы.

2. Методы убеждения. Убеждение достигается при использовании различных методов: рассказы, беседы, разъяснения, объяснение. Сильнодействующий метод убеждения – пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей. Но большую воспитательную силу имеют и герои книг, исторические деятели, выдающиеся ученые и т.д.

3. Методы формирования поведения личности. Они стоят в центре воспитательного процесса. К ним относят: упражнения, требование, приучение, метод воспитывающих ситуаций.

4. Методы стимулирования.  В практике используются такие методы, как поощрение, соревнование, субъективно – прагматически метод. Субъективно – прагматический метод основывается на создании условий, когда быть необразованным, нарушать общественный порядок становится невыгодно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами приобщения к истокам Кубанской истории, культуры и обычаев родного края.

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной - это знакомство с историей своего народа, с культурой народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания. Чувство патр...

Выступление на педагогическом совете "Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного поселка"

Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольниковпосредством ознакомления с историей родного поселка...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родиелями....

Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»

Педагогический совет«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОУ.Цель...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края»

laquo;Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание –это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, передвсей страной», &ndash...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...