Региональный компонент программы
методическая разработка на тему

Журбина Елена Николаевна

Региональная модель перспективного планирования «Приобщение детей к русским народным истокам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent_programmy.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная модель перспективного планирования «Приобщение детей к русским народным истокам»

                 Народные истоки

Историческое прошлое России и русского народа

Народные праздники и традиции

Устное народное творчество (музыка, сказки, песни,

               загадки, прибаутки)

Народные игры

(хороводные, подвижные, соревновательного характера и пр.)

Рукотворный мир

(народное зодчество,

 декоративно - прикладное искусство)

Элементы культуры народов мира


Перспективное планирование работы с детьми 1,6 -7  лет по региональному компоненту

Тема, цель,

          итоговое    

   мероприятие по        

             теме

Тема

                  Вид деятельности                                  

Формы организации совместной

взросло – детской (партнерской) деятельности

Предполагаемая самостоятельная

деятельность детей

Материал и оборудование

 1. «Люблю тебя, мой край родной»

Семейно-групповой проект «Моя малая Родина»

Итоговое мероприятие: «Сильные, смелые, ловкие люди нужны селу»

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Трудовая

Двигательная

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры:    «Путешествие по реке времени в прошлое Воронежского края», «Путешествие на корабле (машине, самолете, ковре – самолете)», «Путешествие вокруг света», «Путешествие по стилизованной карте» и другие.

Дидактические игры: «Родной свой край люби и знай», «Отгадай и назови, что я загадала», «Что за место я описала» и др.

Беседы о крае Воронежском, о людях, их занятиях, животных и растениях родного края,

 «Человек без Родины, что соловей без песни», «Село, в котором я живу», «Интересные места в селе», «Я люблю бывать с мамой и папой …» и др. Сельское хозяйство Новохоперского района, его значение для России.

Беседа «Красное стоит на мастерах»

Составление творческих рассказов «Чем славен наш край» и других.

Экскурсии по селу,  рассматривание альбома «Красное – история и современность»

Составление повествовательных рассказов, «Мое село не похоже на другие села».

Решение проблемных ситуаций: «Одинаковые дома, можно заблудиться», «Если случилась беда», «Что делать, если потерялся», «Что случится, если…»,  «Правила поведения на реке в экстремальных ситуациях», «Птенец выпал из гнезда»,  «У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?» и другие.

Оформление альбома «Моё любимое село»

Экспериментирование с семенами (посев семян в разную почву, где быстрее прорастут), «Угадайка» (зависимость веса предмета от материала)

Макетирование:  «Берег  реки Савалы»

Игры – путешествия: « По заповедным местам Воронежского края» и другие.

Экскурсия по улицам  и достопримечательным местам села: к памятнику Н.Н.Раевскому, памятнику Славы.

Посещение музея Боевой Славы в Краснянской СОШ

Совместные действия по подбору и изготовлению  материала для стилизованной карты, по изготовлению атрибутов к сюжетным играм.

Подвижные игры (по желанию детей и программные)

Хороводные игры «, «Мы по улице пойдем», «Шагают  ребята» и другие.

Чтение  произведений устного народного творчества, литературных произведений русских писателей и поэтов

Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о родине.

Слушание  музыкальных произведений С.В.Рахманинова

Исполнение детских песен о родине

 Лепка  «Элементы украшений, которые украсили бы наше село», «Как у нашего крыльца посадили деревца»  и другие.

Аппликация из ткани, из бумаги, природного и бросового материала «Улица будущего»

Рисование «Мое село красиво в разные времена года»

Разыгрывание  сюжетов с атрибутами («Путешествие по реке времени в прошлое хоперского края», «Путешествие на корабле, машине, самолете, ковре – самолете») и другие.

Обсуждения по разрешению проблемных ситуаций.

Рассматривание пейзажных картин и иллюстраций  природных объектов  Воронежского края. Подвижные игры (самоорганизация) 

Атрибуты  к сюжетно - ролевым, к театрализованным играм; дидактическим  играм;

схемы для составления рассказов;

картины, иллюстрации природных объектов  Воронежского края;  Красной книги.

Оборудование для экспериментирования: семена, горшки, вода.

2. «Русь Мастеровая»

Цель: познакомить детей с народными

промыслами.

Итоговое мероприятие: Музыкально –    театрализованное представление

«Ярмарка»

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Трудовая

Двигательная

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Дидактические игры:

«Основные занятия русского народа», «Промыслы России», «Подбери и объясни  элемент узора», «Что перепутал художник»,  «Угадай орнамент» и другое.

Сюжетные игры: «Семья (ярмарка)», «В горнице моей (ручное рукоделие)»,  «Сувениры» и др.

Игры – путешествия к народным умельцам Хохломы,  Жостова,  Дымкова и других.

Театрализованная игра  «Ярмарка»

Театр кружек, ложек, кукольный и другой

Беседа: «Дымковская игрушка», «Сине – голубая Гжель», «Веселый Городец», «Каргопольская игрушка»

Беседы о  промыслах русского народа

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Отгадывание и составление  загадок о рукотворных предметах.

Составление творческих рассказов «О чем спорили ложки», «Исчезли все деревянные предметы» и других.

Встречи с интересными людьми (народные умельцы);

Наблюдения за трудовыми действиями  народных умельцев, за их отношением к  своему делу.

Решение проблемных ситуаций: «На необитаемом острове (нет предметов первой необходимости, игрушек)», «Как появился Филимоновский промысел».

Экспериментирование «Родственники стекла», «Мир бумаги», «Мир ткани» (определение качественных характеристик и свойств материалов)

Коллекционирование:  «Ткани», «Бумага», «Разновидности стекла».

 Моделирование  эскизов народной игрушки, создание мини музея «Мир рукотворных предметов», стилизованная  карта «Ярмарка»

Рассматривание картин, иллюстраций, предметов, изделий народного творчества

Совместные действия детей по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, по изготовлению предметов народного быта в кружке «Умелые руки».

Дежурства  по столовой, по уголку природы, по подготовке материала для совместной деятельности.

Задания: подбор материала для создания мини музея «Мир рукотворных предметов»

Подвижные игры: «Горелки», «Бояре, а мы к вам пришли!», «Обыкновенные жмурки»,  р.н.игра «Шел козел по лесу»  и  по желанию детей и программные

Хороводные игры: «Во сыром бору тропинка, тропинка», «Ворон», «Ай, ребята, та-ра-ра» и другие. 

Спортивное развлечение «Подвижные народные игры»

Сказочные эстафеты: «Конек – Горбунок», «Змей Горыныч», «Баба – Яга», «Теремок».

Чтение литературных  произведений о народных промыслах, народных игрушках, умельцах

Разучивание закличек, зазывалок, небылиц

Обсуждение социальной значимости деятельности народных умельцев

Чтение потешек об игрушках, пословиц и поговорок о труде.

Слушание и исполнение фольклорных произведений  и народной музыки, песен

Мастерская  по изготовлению рукотворных предметов для Ярмарки

Лепка: «Чашки и кружки», «Конек – горбунок» (Богородская игрушка), «Птица» (по мотивам дымковских игрушек)

Аппликация «Матрешка»

Рисование «Сказочная птица» (по мотивам городецкой росписи), «Гжельский чайник», «Хохломские ложки», «Роспись дымковской барышни».  

Рассматривание книги «Русский сувенир», «Город мастеров».

Раскрашивание бумажных силуэтов дымковских и филимоновских игрушек. 

Рассматривание альбомов декоративно-прикладного искусства

Сюжетно-ролевая игра «Дом», предложить использовать в игре вышитые скатерти и полотенца, укладывать спать в люльку, спеть колыбельные песни.

Атрибуты к сюжетно - ролевым, к театрализованным играм,  

дидактическим играм; предметы декоративно – прикладного искусства (хохломские, жостовские, дымковские, гжельские и другие);

Изделия городецких мастеров.

Силуэты птиц – свистулек, дымковских и филимоновских игрушек. Русские народные инструменты, глина для лепки свистулек.

3. «Какова пряха, такова на ней и рубаха»  «Старинная русская одежда»

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом.

Итоговое мероприятие: музыкальное развлечение «Свадьба на Руси»

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Трудовая

Двигательная

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Дидактические игры:  «Одень русскую девицу», «От какой матрёшки сарафан?», «Что сначала, что потом»,  «Сложи узор», «Раскрась одежду», «Одень Машеньку», «Подбери костюм» Дидактическая игра «Зашей кафтан»

Игровая деятельность в уголке ряжения

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин»

Народная игра «Лапти»

Беседа «Красный сарафан»

Заучивание пословиц о русском народном костюме

Решение проблемных ситуаций: "Что будет, если…" (поменять народные костюмы сибирякам: русские – эвенки, буряты – русские и т.д.),

Рассказ воспитателя «Что носили раньше?», «Знакомство с такими деталями русского костюма: как понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз».

Экспериментирование: опыты с тканью и бумагой (сравнение), выявление свойств и качеств материала

Рассказ об истории иголки

Рассматривание иллюстраций (рубашка, сарафан, лента, валенки, лапти).

Рассматривание фотографий (готовые головные уборы: повязки, кокошник, картуз)

Составление альбома «Костюмы русских губерний»

Беседы: «Валенки, валенки – не подшиты стареньки», «В красных сапожках пройду я по дорожке», Лапти-лапоточки

Шитьё сарафана для куклы

Украшение головного убора (повязки) бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой

Русские народные игры «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др.

Чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций

Разучивание народных песен «Валенки», «Красный сарафан»

Разучивание  танца «Волшебные платочки»  рус. нар. мелодия, обработка Р. Рустамова

Хоровод «Вдоль по улице молодчик идёт»

Прослушивание русских народных песен

Изготовление бус из рябины

Аппликация «Укрась сарафан»

Рисование «В мастерской художника»: украшение платка, косынки, кокошника.

Рассматривание кукол в русских народных костюмах

Подбор материала для коллекций «Русский народный костюм»

Рассматривание иллюстраций (рубашка, сарафан, лента, валенки, лапти).

Рассматривание фотографий (готовые головные уборы: повязки, кокошник, картуз)

Куклы в русских народных костюмах

Бусинки, бисер, пуговицы, блестки, тесьма для украшения  головного убора

Рябина для изготовления бус

Геометрические фигуры для дидактической игры «Зашей кафтан»

Атрибуты  к сюжетно - ролевым

    4. Русская народная игрушка (история игрушки, матрешка, кукла)

Цель: Познакомить детей  с традиционными местными промыслами и игрушками

Итоговое мероприятие:

Развлечение «Путешествие в мир народной игрушки»

Проект «Очень любим мы, матрёшки, разноцветные одёжки»

Создание мини-музея «Куклы наших бабушек»

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Чтение художественной литературы

Двигательная

Музыкально – художественная

Трудовая

Продуктивная

Дидактическая игра: «Наряди барыню», «Узнай по описанию», «Кто  ты куколка моя?» (Кукла младенец-полено), «Собери матрешку», «Народные промыслы»

Театр самодельных кукол

Беседа «Знакомство с русской матрешкой», «История возникновения матрешки», «Дымковская  сказочная страна», «Откуда родом дымковская игрушка?», «Русские традиции», «Богородская резная игрушка», «Чудо филимоновских свистулек»

Рассматривание украшения матрешки

Беседа «Знакомство с куклой Веснянка»

Беседа о празднике пасха и предназначении куклы веснянка
Рассматривание куклы Кувадка

Знакомство с поговорками и приметами о весне

Знакомство с народной куклой Столбушка

Беседы о  промыслах русского народа

Отгадывание и составление  загадок о рукотворных предметах.

Составление творческих рассказов: «Исчезли все деревянные предметы» и других.

Составление повествовательных рассказов «Что я видел в музее игрушки».  

Решение проблемных ситуаций:

Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

Рассматривание картины Кустодиева
«Сенокос», знакомство детей с куклой Покосница.

Рассматривание иллюстраций

Коллекционирование:  «Ткани», «Бумага», «Разновидности стекла».

Моделирование  эскизов народной игрушки, создание мини музея «Мир рукотворных предметов»

Рассматривание иллюстраций на тему «Лето»

 

«Чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», «Терешечка»

Худ. слово «Вятка вздрогнула от свиста», «Восемь кукол деревянных», «Сказка о богатыре Иване», «Веселая белая глина», «Вот индюк нарядный», «Идут кататься нянюшки»

Хороводная игра «У бабушки Меланьи»

Русская народная подвижная игра « Платок»

Р.н.и. «Три матрёшечки»,  «Дедушка Мазай».

Разучивание колыбельной песенки, слушание музыки Свиридов «Колыбельная»

Танец «Веселые матрешки»

Музыкальная игра «Что делает кукла?»

Совместные действия детей по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, по изготовлению предметов народного быта в кружке «Умелые ручки».

Дежурства  по столовой, по уголку природы, по подготовке материала для совместной деятельности.

Индивидуальные и групповые поручения

Задания: подбор материала для создания мини музея «Мир рукотворных предметов»

Изготовление народной куклы Младенец - полено

Декоративное рисование «Семёновские матрёшки»

Лепка «Птица», «Козлик» (по мотивам дымковской игрушки), «Дымковские барышни», «Филимоновские игрушки-свистульки»

Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся»

«Роспись олешка» - рисование по мотивам народных декоративных узоров

Рисование «Сенокос»

Моделирование  эскизов народной игрушки.

Изготовление атрибутов к сюжетным играм, предметов народного быта в кружке «Умелые ручки»

Рассматривание картин, иллюстраций, предметов, изделий народного творчества

Лепка  «Глиняная игрушка», «Чашки и кружки», «Посчитайте- ка матрёшки» и другие.

Аппликация из ткани, из бумаги, природного и бросового материала  по теме.

Кукла  Веснянка, схемы изготовления, прямоугольник белой ткани, полоска ткани, прямоугольный лоскут ткани на ручки и юбочку, треугольный лоскуток на платочек

Краски, альбомы,
кисти.

Иллюстрации дымковских, филимоновских, богородских игрушек.

5. «Зимние традиции русского народа»

Цель: познакомить

 детей с зимними традициями русского народа

Итоговое мероприятие:

«Зимние забавы»

6. «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни)

Итоговое мероприятие: «Масленица»

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Трудовая

Двигательная

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Трудовая

Двигательная

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Дидактические игры: «Шкатулка загадок», «Угадай, что получится», «Ёлка с подарками», «Составь Новогоднюю картинку», «Магазин новогодних игрушек», «Что нам нравится зимой», «Зимующие птицы»

Театрализованная деятельность: Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе Е.Благининой

Сюжетно-ролевые игры: «В магазин за подарками», «Семья готовится к встрече Нового года»

  Ситуативный разговор  и речевая ситуация  по  

 картинкам о зиме,  «Гололёд»,  «Что такое зимние  

  олимпийские игры?»,

 Составление рассказов: придумывание сказки «Танец снежинок»

 Отгадывание  загадок «Зимние виды    спорта»,

 игровое упражнение «Загадка и отгадка»,  

 игровое    задание «Придумай и напиши».

Рассказ воспитателя о праздновании Нового года на Руси, Рождестве, обычаях колядования.

  Санта_Клаус и Никола – чем похожи и в чем  

 отличие (сравнить) (игрушки или иллюстрации)

  Экскурсия на каток

  Экспериментирование: «Зачем Деду Морозу        

  и Снегурочке шубы?»,  «Почему снег легкий?», 

 «Откуда берётся иней?», «Ледяной секретик», 

  «Почему наступает зима?»

  Решение проблемных ситуаций: «Как  

  предупредить травмы зимой в гололёд?»,  «Как  

  помочь Каю?», «Что случится, если…», «Правила  

  поведения на реке в экстремальных ситуациях»

  Игры-путешествия: «Игры и развлечения наших  

   бабушек и дедушек»

  Рассматривание картинок с различными  

  ситуациями детей на льду (дети находятся  на  

  водоёме, возле проруби; дети шалят на  

  катке и падают); пейзажных картин 


 Подготовка рабочего места для продуктивной  

  деятельности и его уборка
 
Коллективный труд по оформлению группы к    

празднику Нового года, изготовление вертепных кукол,  изготовление ёлочных игрушек

   Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням

Подвижные игры: «Зимушка-зима»,

 «Два Мороза», «Снежная карусель», «Мороз», «Снежная баба», игровое упражнение «Погреемся»

 Подвижные игры (по желанию детей и

  программные)

  Пальчиковые игры

Чтение рассказа В.Архангельский «Летят  

  снежные пушинки», обсуждение прочитанного;

  стихотворения «Гололед»

  Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров»

Разучивание стихов о зиме, чтение худ. произведений по данной тематике

  Отгадывание загадок о морозе

Разучивание колядок: «Коляда, коляда, поехали по дрова»,  «Коляда, коляда, я у батюшки одна…»

Музыкальная игра: «Зимний хоровод» 

Разучивание нар. песни «Как на тоненький ледок…», пение колядок

  прослушивание мелодии П.И. Чайковского    

  «Времена года»
Аппликация «Рождественский сапожок»,    

  ажурные снежинки,  «Ёлочки-красавицы»  

   (декоративная аппликация с  

  элементами конструирования)

  Аппликация из бумаги с элементами рисования 

  «Снеговики в шапочках и шарфиках»

Рисование  «Дремлет лес под сказку сна», рисование свечкой «Снежинка»

Бумажная пластика: «Букет для Снегурочки»

  Лепка из теста подсвечников, «Лыжник», «Звонкие колокольчики»

 

Дид.игры:  «Напоим куклу чаем», Чудесный мешочек «Дегустация блюд русской народной кухни» 

Сюжетно-ролевые игры: «В гости к Мане и Ване», «Семья», «Русская хозяюшка»

Игровые ситуации: «Как на Маринкины именины испекли мы каравай», «Кладовая крота Гриши»

Настольная игра «Во саду ли в огороде», «Как хлеб на стол пришел»

Театрализованная деятельность

Постановка сказки « Колобок»,

Инсценирование с помощью театра ложек отрывка из сказки «Жихарка»,

драматизация сказки «Колосок»

Разыгрывание сюжета сказки «Каша из топора».

Рассматривание альбома «Русские традиции»

Разучивание закличек о весне

Беседа «Зима весну пугает, а сама тает»

Составление творческих рассказов: "Придумай историю о том,  как Красная Шапочка познакомилась с другом").

Беседа о профессии пекаря, её исторической значимости на Руси

Заучивание пословиц о труде

Рассматривание альбома «Времена года»

Беседа  «Пришла весна». Наблюдения за погодой, за приметами весны.

Беседа «Что за чай без самовара?»,  «С хлебом – солью всякая шутка хороша»

Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведением в гостях.

Беседы: Национальные блюда (чем питались наши предки): знакомство с русской национальной кухней (кулебяка, пироги, рогалики, куличи). «Любимые напитки наших прабабушек», «Щи да каша – пища наша».

Русский самовар и чаепитие на Руси. Беседа о традиции выпекать блины на Масленицу. Разгадывание загадок о блинах

Рассказ воспитателя о пряниках, о том, почему их так называют.

Рассматривание и различение на запах приправ, которые кладут в пряники (мята, ваниль, тмин).

Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое ложки»

Решение проблемных ситуаций: «Если мы не будем кушать, что тогда…»

Экспериментирование «Попробуй на вкус и скажи, что не так? (соленый компот или морс).

На основе сравнения (деревянные и металлические ложки) познакомить со свойствами дерева и металла

Составление рассказов-рассуждений  подумать с детьми «Что человек позаимствовал у природы, когда изобретал стол и т.д.»

Рассказ воспитателя «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Рассматривание альбома «история русского хлебопечения», «Хлеб всему голова»

Квашение капусты

Помощь детей в приготовлении каши из тыквы  

Уборка рабочего места после лепки из соленого теста

Разучивание хороводных игр «Солнышко-колоколнышко»

Разучивание народных игр: «Гори, гори ясно…», «Взятие зимнего городка», «Пирог», «Федул»

Хороводные игры «Золотые ворота»

П/и «Хлебец», «Мельница»

Чтение книги «Где щи, там и нас ищи».

 Загадки, пословицы, поговорки о   капусте.

Чтение потешек, поговорок, сказок.

Разучивание песен: «Блины», «Вот уж, зимушка, проходит», «Я на камушке сижу…», «Вейся, вейся, капустка моя…»

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит» (бубен, ложки, дудочка и др.)

Игра на ложках

Слушание музыки «Капель»

Рисование «Ложечка резная, ручка залитая»

Аппликация «Чудо – ложка», «Первые вестники весны», создание из цветных лоскутков коллективной работы «Пришла весна»

Лепка «Дорога ложка к обеду», «Закликаем весну» (лепка пряников, узорного печенья, птиц-веснянок), «Чайный сервиз для игрушек»

 Конструирование из бумаги «Красное солнышко»

Обсуждение по разрешению проблемных ситуаций

Разыгрывание сюжетов с атрибутами

Дидактические игры: «Шкатулка загадок», «Угадай, что получится», «Ёлка с подарками», «Составь Новогоднюю картинку», «Магазин новогодних игрушек», «Что нам нравится зимой», «Зимующие птицы»

 Рассматривание  

  картинок с  

  различными  

ситуациями детей на льду

Рассматривание альбома «история русского хлебопечения», «Хлеб всему голова»

Рассматривание альбома «Русские традиции»

Игровые ситуации: «Как на Маринкины именины испекли мы каравай», «Кладовая крота Гриши»

Рассматривание альбома «Времена года»

Рассматривание и различение на запах приправ, которые кладут в пряники (мята, ваниль, тмин).

Лепка пряников, узорного печенья, птиц-веснянок

Подносы для снеговых фигурок, меховая шуба для фигурки деда мороза

Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Термос с горячей водой, тарелка.

Атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным играм; дидактические игры; схемы для составления рассказов

Музыкальные инструменты: бубен, ложки, дудочка

Атрибуты для театральной деятельности

Напитки наших прабабушек: взвар, морс, сбитень и др.

Альбом «Времена года»

Соленое тесто

деревянные и металлические ложки

Различные приправы

 7. «В горнице моей…»

Цель: Содействие приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

Итоговое мероприятие:

 Музыкально-художественный проект «Уголок русского быта»

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Трудовая

Двигательная

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры: «Семья» (В гости к Домовенку Кузи – русская народная изба, русская народная одежда, мебель, предметы быта). «Детский сад»,   «Магазин» («продукты» и «сувенирная лавка») и другие. «Путешествие на транспорте» (внимательный водитель).

Дидактические игры: «Домовенок Кузя спрятался в избе» (по схеме, плану) «Что перепутал художник?», «Чего не стало?», «Хозяйкины помощники» (предметы быта)

«Собери куклу на праздник», «Оденем куклу на прогулку» и другие.

Театрализованная игра: «Посиделки»

(с использованием русского народного фольклора).

Театр Петрушки «Сказки старой избы» и другое.

Рассказ взрослых о старинных обычаях встречи весны, о глиняной свистульке и другие.

Беседы о весне (по пословицам и поговоркам), о мебели,  предметах быта из «Русской избы»    

(из прошлого посуды, одежды,  мебели).

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме (Знакомство с предметами русского быта, описание предметов, действия с ними и другое).

Отгадывание загадок  «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных, о весне, воде, солнце)

Составление описательных рассказов о русском костюме, русских народных музыкальных инструментах (по мнемотаблицам).

Пересказ сказки «Зимовье зверей».

Дидактические игры «Как вести себя в гостях», «Слова приветствия (благодарности, прощания и другие)», «Расскажи о Домовенке Кузе» и другие.

Экскурсия на огород «Во саду ли, в огороде» (подготовка грядок, посадка семян, полив), по окрестностям детского сада («Приметы весны»).

Наблюдения за трудом взрослых и старших детей на огороде.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Наблюдения за птицами и другими живыми существами.

Циклические наблюдения за всходами на грядке и в ящиках с рассадой.

Решение проблемных ситуаций:  «Злой волшебник заколдовал всходы», «Нет леек», «Мало скворечников», «Из крана течет вода», «Упал в лужу» и другие.

Эксперименты «Волшебное сито» (способ отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной), «Что растворяется в воде?» и другие.

Коллекции: «Камни», «Вещества» и другое.

.Моделирование лоскутного одеяла.

Конструирование  «Изба», «Мебель», «Терема», «Мосты», «Машины и телеги» и другое

Совместные действия со взрослыми по подготовке атрибутов для игр, для театрализованной деятельности, по сбору коллекций, по поиску иллюстраций и картинок старинного русского быта, костюма, обихода  и другое.

 Задания: Совместное с родителями подготовка мини – проекта для участия в итоговом мероприятии, изготовление и украшение пасхальных яиц (из разных материалов), скворечников (ко дню Земли), подготовка грядок (для посадки)  на огороде, выращивание рассады и другое.

Подвижные игры программные и по желанию детей.

Народные и хороводные игры «Люб ли сосед, люба ли соседушка», «Коршун» и др.

Спортивное развлечение «Добры молодцы да красны девицы»

Чтение   и рассказывание сказок «Гуси - лебеди», «Золотое веретено», «Лисичка со скалочкой», «Петушок – золотой гребешок», «Лиса и козел», «Заюшкина избушка», «Лисичка- сестричка и серый волк», «Крошечка - Хаврошечка» и других.

Разучивание потешек «Ай, тари, тари, тари, «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки», заклички о весне, дразнилки, скороговорки, небылицы, перевертыши (потешный фольклор)

Обсуждение повадок   сказочных героев

 Слушание народных инструментов, музыкальных произведений и исполнение народных песен, частушек, колыбельных «Ходит сон близ окон» (колыбельные) и других.

Музыкально – дидактические игры: «Угадай по звуку?», «Кто позвал?», «Угадай мелодию», «Собери из частей целое (народные инструменты)», «Оркестр» и другие.

Знакомство с народными инструментами: гусли, ложки, балалайка, мандалина, свистулька и другие.

Инсценирование песен.

Игровой досуг «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Ряженье «Чудесный сундучок»

Лепка «Жаворонок» (рельеф), «Куличики», «Жаворонки», «Яйца - гремучки», «Бирюльки», «Дымковские шары - гремучки», «Крендельки», «Птички» и другие.

Аппликация  «Аппликация из готовых шаблонов» (найди фигуре место на общей картинке» - коллективная),  «»Орнамент на полосе, «Игрушки для Домовенка Кузи», «Украсим косоворотку Домовенку Кузи» и другие.

Рисование «Агашка» (роспись одним пальцем), «Открытки о весне» (кляксопись), рисунки к Юровой: рыбак, охотник, пастух, «Шкатулка для секретиков», «Птицы» (по шаблону), «Яйца- крапанки, драпанки» и другое.

Ярмарка  широкая с участием Скоморохов, Петрушек. Посиделки с использованием русского фольклора.

Сменные выставки поделок русских умельцев

Мастерская по изготовлению поделок для участия в Ярмарке  - широкой.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит» (бубен, ложки, дудочка и др.)

Рассматривание альбома «Времена года»,  «Русские традиции»

Настольная игра «Во саду ли в огороде»

Обсуждение по разрешению проблемных ситуаций

Опыты: подкрашивание воды

«Почему весной вода в реке мутная»

Внесение аудиозаписи с голосами лесных птиц, музыкальных композиций.

Пальчиковая гимнастика Кап-кап-кап»

Внесение картины К.Ф.Юон «Мартовское солнце. Ранняя весна»

Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц

Рассматривание иллюстраций и фотографий подснежников

Иллюстрации с изображением леса. Рассматривание объёмной фигурки лесовичка

Рассматривание альбома «Весна пришла»

Загадывание загадок о весенних явлениях.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактическим играм

Костюмы и атрибутика для театрализованной деятельности

Материалы для опытов,

иллюстраций и фотографий подснежников

8. «Фольклор  -живой родник народной культуры»

    Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством. Используя все виды фольклора приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям

Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник

«Играй гармонь»

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Дидактические игры: «Угадай героя сказки», «Собери сказку», «Придумай загадку», «Кто больше вспомнит пословиц», «Подбери клоуну шарик», «Костюмы для Петрушки» (контрастные цвета)

Игра-викторина «Мой любимый сказочный герой», «Догадайся, из какой сказки эти герои»

Игра-драматизация по мотивам р.н. сказки «Курочка-Рябушечка»

Настольные игры: «Сложи сказку», пазлы по сказкам.

Сюжетно-дидактические игры: "Почтальон принес загадки", "Путешествие по сказкам", "Ярмарка"

Театрализованная деятельность: кукольный театр «Аленушка и братец Иванушка»

Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра.

Кукольное представление «В гостях у Петрушки»

Театр ложек «Лиса, заяц и петух»

Беседа «Кто народ веселил?» (скоморохи, петрушки),

Беседа «Устное народное творчество», «Мои любимые сказки, песенки, потешки», «Откуда пришли сказки?»

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Беседа по картине В.Васнецова «Аленушка»

Решение проблемных ситуаций: «Что будет, если все сказки исчезнут?»

Составление сказок по картинкам

Составление рассказов-рассуждений «Почему так говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Составление творческих рассказов: "Придумай историю о том, как Красная Шапочка познакомилась с другом"

Знакомство с народными играми «Как у дяди

Трифона», «Горелки», «Тетерка»

Дежурства  по столовой, по уголку природы, по подготовке материала для совместной деятельности.

Индивидуальные и групповые поручения по теме.

Чтение потешек: «Кисонька-мурысонька», «Пошел котик на торжок», Еду, еду к бабе, к деду», «Как у нашего кота», «Ай, ты моя девочка», «Мальчик – пальчик», «Идёт коза рогатая»), «Тили-бом-тили-бом».

Разучивание русских потешек «Федул и Прошка», «Кисонька-Мурысонька», «Дождик, дождик пуще» и др.

Разучивание загадок о предметах старинной русской утвари

Чтение русских народных сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса и козел», «Лиса-лапотница», «Колобок, «Курочка ряба», «У страха глаза велики»  и др.

Песенки, заклички, потешки: «Наш козел», «Гуси, вы гуси», «Ножки, ножки, где вы были?», «Кот на печку пошел» и др.

Пение «Чики-Чики–Чикалочки» (русская народная мелодия);

Слушание «Пойду, выйду  ль я» (русская народная мелодия).

Игры, развлечения «Пришел Петрушка с погремушкой»

Игра с пением «Гуси, вы гуси» (русская народная песня).

Слушание русских народных песен

Импровизация на музыкальных инструментах (треугольники, ложки, металлофон)

Игра на русских народных инструментах (ложки, бубен, трещотка, свистульки)

Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая  колыбельная»

Изготовление панно по сказке "Колобок", изготовление книги своими руками "Русские народные сказки в загадках"

Рисование по мотивам русских  народных сказок

Лепка «Жаворонок – изюмные глаза» (изготовление народных игрушек)

Рисование «Роспись жаворонков»

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

Сюжетно-дидактические игры: "Почтальон принес загадки", "Путешествие по сказкам", "Ярмарка"

Импровизация на музыкальных инструментах (треугольники, ложки, металлофон)

Составление сказок по картинкам

Рисование по мотивам русских  народных сказок

Русские народные инструменты  (ложки, бубен, трещотка, свистульки)

Настольные игры, дидактические игры

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

       9. «Защитники земли русской»

Цель: способствовать развитию у детей представлений о защитниках  Родины (от древних богатырей до героев современности).

Итоговое мероприятие:

Спортивное развлечение «Дух Богатырский»

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Трудовая

Двигательная

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры: «Три Богатыря (по былине)», «В некотором царстве, в сказочном государстве», «Русский флот»,  «Пограничники», «Наша Армия», «Танкисты», «Лётчики», «Моряки и другие.

Дидактические игры: «Подбери Богатырю доспехи», «Что кому нужно», «Четвертый лишний», «Подбери оружие», «Русская флотилия».  «Парашютисты», «Сложи картинку», «Найди предмет по описанию»,  «Подбери военному форму», «Военная техника», «Собери целое из частей» и другие.

 Театрализованная игра «Богатыри» (по былинам, рассказам детей), «На параде» (по просмотру слайдов или видео).

Настольный театр «Военная техника готовится к  параду»

Беседы «О русском каравае и овсяном киселе», «О русской деревне и ее жителях», «Промыслы на Руси», «Праздники на Руси».

Беседы  о военной технике, форме, оружии, о  личностных качествах, которыми должен обладать военный человек и другое

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Отгадывание и составление загадок о технике, военных доспехах, о военной технике  и другое.

Составление описательных рассказов о технике, Богатырях,  военных доспехах и другие.

Составление рассказов «На героя и слава бежит» (по пословице).

Составление новой сказки о Богатырях

Дидактические игры: «Откуда хлеб на стол пришел?», «От ворот поворот» и другие.

Разбор понятий «ограда», «городить», «огород»,  «город».

Составление творческих рассказов «Если бы я был генералом», «Каким должен быть командир» и других.

Составление повествовательных рассказов «по иллюстрациям, фотографиям из семейного фотоальбома «Защитники Отечества» и другое

Экскурсии – путешествия  «История великих сражений» (по стилизованной карте).

Экскурсия к памятнику Славы, к памятнику Н.Н.Раевского.

Наблюдения за действиями людей в сражениях (по видеофильмам, слайдам).

Решение проблемных ситуаций: «Словом можно убить, словом можно спасти…», «Кто прав», «Ранение», «Окружение», «переход через границу», «Неисполнение приказа» и другие. 

Встречи с интересными  (ветераны Великой Отечественной  и локальных войн, офицеры военных частей, военнослужащие) 

Экспериментирование

«Спичечный телефон» (простейшее устройство для передачи звука на расстоянии);

«Почему не тонут корабли» (зависимость плавучести предметов от равновесия сил)

 по теме.

Коллекции: «Русский флот», «Богатыри», «Солдаты русской Армии» и другое. 

Моделирование   стилизованной карты «История великих сражений» и другое.

Моделирование правил поведения  воина (личностные качества).

Конструирование  «Флот Российский», «Эскадрилья», «Крепость» и другое

Совместные действия детей по изготовлению атрибутов к сюжетным играм военной тематики, по  подготовке к игре «Зарница» и другие.

Дежурства  по столовой, по уголку природы, по подготовке материала для совместной деятельности.

Индивидуальные и групповые поручения по теме.

Задания: подбор материала для оформления выставки «военная игрушка»

Подвижные игры (по желанию детей и программные)

Игровые упражнения на развитие волевых и силовых качеств.

Русские народные игры.

Спортивные развлечения.

Чтение литературных произведений   о военных действиях, о защитниках Отечества, о детях, проявивших героизм во время войн.

Разучивание стихотворений о защитниках Отечества

Обсуждение личностных качеств героев войн (по содержанию литературных произведений и просмотру видео фильмов о войне)

Чтение   литературно – художественных произведений (рассказы «Храбрый утенок» Б.Житков, «Умей обождать» К.Ушинский, из книги «Моя страна Россия» Н.Ф. Виноградовой) и других.

Слушание и исполнение

музыкальных произведений военной тематики

Музыкальное развлечение «Славится земля русская богатырями своими».

Экспозиция «Эти годы военные» (лепка, аппликация, рисование по теме экспозиции

 Совместные действия по подбору и изготовлению  материала для стилизованной карты, коллекций и другое.

Лепка «Солдат», «Боевая техника», «Богатырский конь» и другое.

Аппликация  «Украсим доспехи», «Военные корабли», «Самолеты на рейде» и др.

Рисование «Картинка о сражении», «Русский солдат», «Военные корабли», «Самолеты на рейде», «На право пойдешь …» и другое.

Сюжетные игры по теме.

Дидактические игры с несложным сюжетом.

Разыгрывание сюжетов о Богатырях.

Рассматривание картин, картинок, иллюстраций по теме.

Сбор материала и рассматривание коллекций

Конструирование из напольного и настольного конструктора  по теме. 

Рассматривание книг по теме.

Лепка, аппликация, рисование по теме.

Атрибуты для сюжетных игр «Три Богатыря (по былине)», «В некотором царстве, в сказочном государстве», «Русский флот»,  и другие.

Дидактические игры «Подбери Богатырю доспехи», «Что кому нужно», «Четвертый лишний», «Подбери оружие», «Русская флотилия», «Парашютисты», «Сложи картинку», «Найди предмет по описанию» и другие.

Фотоальбом, иллюстрации, открытки «Защитники земли русской»

Материал для экспериментирования.

Коллекции

Конструктор  напольный и настольный.

Материалы для создания стилизованной карты.

Материал и оборудование для спортивных упражнений, игр и развлечений.

Книги по теме.

Музыкальные произведения и песни по теме.

Материал для художественно – творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Региональный компонент в образовательной программе детского сада

Доклад к семинаруРегиональный компонент в образовательной программе детского садаМДОАУ детский сад «Солнышко с. Томское Чиркина Т.В.2014г.Дошкольный возраст – важнейший период становления личнос...

Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе

В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы...

Программа регионального компонента в МДОУ Детский сад 23-автор программы Бердникова В.В.

Рабочая программа регионального компонента в МДОУ Детский сад 23, программа в Ставропольском крае, в краевом конкурсе заняла 1 место...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Елена Николаевна, спасибо за интересную методическую разработку!