ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Влияние региональных образовательных программ на музыкальное развитие дошкольников
проект (подготовительная группа) на тему

Закирова Альбина Ашрафовна

В условиях вариативности программ и интеграции методик музыкального образования дошкольников особую актуальность приобретает определение причинно-следственных связей между содержанием музыкального  образования детей и их музыкальным развитием.

По-прежнему актуальными остаются задачи:

-                превращение музыкального занятия в урок искусства

-                роли и места в этом процессе самой музыки, музыкальному руководителю, ее преподающему, ребенку ее постигающему.

Анализ педагогической литературы, методических рекомендаций и передового педагогического опыта позволили нам выявить следующее противоречие: различные программы по музыкальному воспитанию дошкольников в нашей стране существуют, однако их роль в развитии музыкальной культуры дошкольников остается малоисследованной. Каждый педагог мучается вопросом, по какой программе ему работать? Какой должна быть система содержания, методов и средств обучения которое позволяет сформировать у дошкольников музыкальное мышление в современных условиях. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

     

                ТЕМА:

       «Влияние  региональных образовательных    

       программ на музыкальное развитие

                       дошкольников

     

МИНИСТЕРСТВО    ОБРАЗОВАНИЯ   РЕСПУБЛИКИ   БАШКОРТОСТАН

         ОТДЕЛ  ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ   МУНИЦИПАЛЬНОГО                                    

                            РАЙОНА  МЕЧЕТЛИНСКИЙ   РАЙОН   МБДОУ

              ДЕТСКИЙ САД   «СОЛНЫШКО»  с. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ                     

       

         

           

         
МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ

                                     ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

          ЗАКИРОВА     АЛЬБИНА

                     АШРАФОВНА

                             С.БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ,201

Оглавление.

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Проблемы использования регионально–образовательных

программ в процессе музыкального воспитания дошкольников.

1.Теоретические основы развивающего обучения в процессе

музыкального воспитания. Система развивающего обучения в

программе Р.К. Мухаметзяновой, А.М. Кубагушева, Д.Р. Янкиной «Музыка в детском саду»………………………………………………….11

2. Анализ программы Л.М. Кашаповой  «Башкирская

национальная   музыкальная культура»…………………………………..21

  1. Приобщение детей к культуре родного края в программе Ф.Н. Фазлыевой «Мой край - Башкортостан»……………………………....26

Вывод…………………………………………………………………….36

Глава 2.  Практическая экспериментальная работа

изучения  влияния альтернативных программ в области

музыкального воспитания на музыкальное развитие дошкольников.

  1. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня

развития музыкальной культуры дошкольников…………………………36

  1. Формирующий эксперимент по развитию уровня музыкальной

культуры дошкольников……………………………………………………38

  1. Контрольный эксперимент по выявлению влияния

      программ на музыкальное развитие дошкольников…………………..40

Вывод………………………………………………………………………..41

Заключение………………………………………………………………….41

Литература……………………………………………………………    43-44

Приложения…………………………………………………………………

Введение.

Актуальность проблемы:

Актуальность проблемы обращения к педагогике народов сегодня не вызывает сомнения, так как почти все страны мира оказались перед необходимостью решать одни и те же задачи в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.

Современные социально-политические условия, межнациональные разногласия требуют усиления воспитания у порастающего поколения общечеловеческих и нравственных качеств, чувство взаимоуважения, взаимопонимания и толерантности к другим этносам. Один из путей – национальное музыкальное образование детей и молодежи, где, отправляясь по дорогам мирового музыкального искусства, они осваивают музыкальное население своего народа в сравнении с музыкальными традициями народов, населяющих регион проживания, выявляя у них много общего и различного.

Современная практика преподавания музыки характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания музыкального образования, которые порождают, как новаторские идеи преобразования уроков музыки, так и ведут к утрате лучших традиций музыкального воспитания, сложившихся в отечественной музыкальной педагогике.

Важно помнить, что дошкольник, введенный в традиции национальной музыкальной культуры, – это дошкольник, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. Следовательно, задача взрослых (музыкальных руководителей, воспитателей), и семьи взять на себя миссию сохранения и передачи подрастающему поколению музыкального наследия во всей его красоте и полноте.

В условиях вариативности программ и интеграции методик музыкального образования дошкольников особую актуальность приобретает определение причинно-следственных связей между содержанием музыкального  образования детей и их музыкальным развитием.

По-прежнему актуальными остаются задачи:

  • превращение музыкального занятия в урок искусства
  • роли и места в этом процессе самой музыки, музыкальному руководителю, ее преподающему, ребенку ее постигающему.

Анализ педагогической литературы, методических рекомендаций и передового педагогического опыта позволили нам выявить следующее противоречие: различные программы по музыкальному воспитанию дошкольников в нашей стране существуют, однако их роль в развитии музыкальной культуры дошкольников остается малоисследованной. Каждый педагог мучается вопросом, по какой программе ему работать? Какой должна быть система содержания, методов и средств обучения которое позволяет сформировать у дошкольников музыкальное мышление в современных условиях.

Цель исследования: выявить влияние разных программ в области музыкального воспитания на музыкальное развитие дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Изучить и систематизировать методическую литературу  и передовой педагогический опыт по данной проблеме.
  2. Определить эффективность исследуемых программ.
  3. Выявить факторы и условия, способствующие музыкальному развитию дошкольников.

  1. Обобщить и систематизировать данные.          

Гипотеза исследования:

Программы эффективно  влияют на музыкальное развитие  дошкольников при следующих условиях:

  • при соответствии данной программы к конкретному региону, детском саду;
  • при использовании специально подобранного музыкального репертуара;
  • при знании и умении музыкальных руководителей анализировать, сравнивать программы и уметь выбирать лучшие из них для конкретной группы.

Объект исследования: альтернативные программы по музыкальному воспитанию дошкольников.

Предмет исследования: процесс музыкального воспитания дошкольников с использованием альтернативных программ.

Методологическая основа исследования:

1.философские гуманистические идеи о личности, как субъекте творческой деятельности (Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко)

2. психолого-педагогическая теория деятельности как основа творческого формирования (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), идеи эстетического воспитания личности школьников (В.А.Сухомлинский, Б.Т.Лихачев, Э.Т. Ардаширова)

3. идеи этнопедагогики (Г.Н.Волков, К.Ш.Ахияров, С.А.Мухамедьянов), 4. идеи музыкально-эстетического воспитания средствами народной музыки (Л.М.Кашапова, Н.В.Ахметжанова).

                                   

                                           Методы исследования: 

Для решения поставленных задач были выбраны следующие  из методов:

  • изучение психолого-педагогической, методической литературы, передового педагогического опыта;
  • наблюдение;
  • диагностика;
  • беседа;
  • анализ документации.

Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании альтернативных программ, выявлении их роли в воспитании и развитии дошкольников; в разработке содержания, форм и методов работы с их использованием в условиях детского сада.

Базой опытно-экспериментальной работы явился МБДОУ д/с №4 «Солнышко». Различными видами исследований были охвачены  15 детей.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов, апробировании форм и методов работы в условиях детского сада.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

Глава 1. Проблемы использования альтернативных программ в процессе музыкального воспитания  дошкольников.

  1. Теоретические основы развивающего обучения в процессе музыкального воспитания.

Обновление содержания музыкального образования может идти разными путями, но реальные сдвиги будут зависеть от того, сумеем ли мы по-новому организовать художественно-педагогический процесс на занятиях музыки.

Препятствием на этом пути становится укоренившийся в практике раздел руководителем учебного процесса на воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Причем большей частью воспитательные задачи выводятся из содержания музыки, связанной со словом; образовательные задачи связываются с раскрытием темы занятия, а развивающие – чаще всего с привитием вокально-исполнительных навыков. Проблемы развивающего музыкального образования до сих пор еще не заняли должного места в практике преподавания музыке.

Развивающий характер любого образования напрямую зависит от того, усваивает ли дошкольник знания и умения в форме развернутой образовательной деятельности.

В теории деятельности в качестве ее «составляющих» выделяются потребность, мотив, цель, условия, а также соотносимые с ними деятельность, действия, операция. Важная особенность деятельности считает один из создателей теории учебной деятельности, академик В.Давыдов, состоит в том, что она всегда несет явный или неявный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное

содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

А.С.Макаренко считал, что основные характерологические черты личности складываются до пятилетнего возраста. Американский ученый-психолог Блюм пишет, что в возрасте до семи-восьми лет  растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Именно в период начального обучения уже в игровой деятельности, а далее в деятельности учения раскрываются сущностные силы растущего человека, все, что усваивает ребенок в этом возрасте остается на всю жизнь.

Каково должно быть соотношение обучения и развития – этот вопрос занимал многих видных психологов. Л.С.Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребенка. Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие, - говорил психолог, - именно из сотрудничества».

Вывод:

Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая «деятельностный подход» к музыкальному образованию, понимает под ним, прежде всего наличие на занятиях различных видов музыкальной деятельности: пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах, изучением первоначальных сведений по музыкальной грамоте, импровизации (как детского творчества) и так далее. Исследования последних лет оказывают, что формальное наличие на занятиях музыки перечисленных «видов деятельности», фиксируемая внешняя постоянная занятость воспитанников – это отнюдь не означает, что дошкольники осуществляют потенциальную музыкально-художественную деятельность.

Музыкально-художественная деятельность протекает в учебной деятельности тогда, когда дошкольники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел автора и исполнителя. При этом дети проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве как явление действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка предстает перед дошкольниками как отражение , художественное воспроизведение диалектики жизни.

Совершенно естественно, что организация полноценной художественной деятельности требует определенных условий. Музыкальные руководители научились создавать условия, когда у ребенка пробуждается желание заниматься музыкой, когда дети начинают хотеть слушать ее, действовать под нее, отвечать на интересные вопросы. Но в этом случае еще нельзя говорить о творческом преобразовании, о творческом воссоздании, о творческом проникновении в содержании музыки, ибо дошкольник не ставит перед собой жизненно-важных проблем, решить которые, возможно только проникнув в «мастерскую композитора», пытаясь постигнуть тайну творчества. Только потребность думать, чувствовать, познать, создать, и выводит ребенка в экспериментально-творческий поиск.

Таким образом, пробудить желание – это не значит воспитать у детей потребность. Коренное отличие потребности от желания в том, что она выступает как внутреннее ощущение противоречия между наличным

уровнем развития и тем уровнем, которому ребенок уже предуготовлен, смутно угадывает его, но у него еще не сформирован комплекс действий

для его достижения. Иными словами потребность – это противоречие между «имею» (умею, знаю) и между «хочу иметь», потому что ощущаю готовность к этому. Фактически воспитание потребности превращается в «открытие» ребенку его «зоны ближайшего развития» (Л.Выготский) и перспектив всего дальнейшего развития. Потребность – это подлинное осознание ребенком необходимости достижения нового, оно и есть константа всякого творческого развития.

                        

                

Система развивающего обучения в программе Р.К. Мухаметзяновой, А.М. Кубагушева, Д.Р. Янкиной «Музыка в детском саду».

  Среди  предметов  эстетического  цикла  в  детском саду значительное  место  занимает  музыка.  Музыкальное занятие – неотъемлемая  часть  общей  системы  обучения и воспитания;  оно  призвано развивать  детей  эмоционально,  творчески,  обогащать  их художественные  впечатления. А это –  эффективный  путь формирования   личности  ребенка.

 Непременное   условие    успешного   обучения и воспитания:

- заинтересованность  детей,   их   живое   эмоциональное   отношение  ко всему тому,  что  они  узнают  на  занятиях   музыки,   слушая   музыкальные  передачи  по  радио,  телевидению, музыкальных представлениях, концертах. В  свою очередь  привить   дошкольникам   интерес  к  музыкальному  искусству  можно,  только  систематически   развивая   их  музыкальный   слух,  творческие  способности,   навыки   восприятия  музыки.  Следовательно,  задачи  музыкального   воспитания   в   детском саду связываются   с  комплексным   развитием   нравственно – эстетических   чувств   ребенка;  его   воображения,  творческих  и  специальных  музыкальных   способностей.

                  В работе выдвигаются следующие актуальные вопросы музыкальной  педагогики:

  1. развитие   восприятия   музыки;
  2. развитие  музыкального  слуха  и  исполнительских   навыков;
  3. развитие  средствами  музыки  творческого  потенциала  ребенка.

Программа музыкального воспитания предусматривает четыре   вида   деятельности, объединенных общими задачами. В их содержание входят специальные сведения и практические умения, связанные со слушанием музыки, пением, ритмическими движениями, игрой на различных детских  инструментах.

Основная  задача  решается через развитие у ребенка слуха и музыкальной отзывчивости, формировании умений и навыков  на  разном музыкальном   материале:

            песни, игры,  народные мелодии, инструментальная  музыка.

Весь музыкальный материал сгруппирован по кварталам.

В программе для младших групп помещен репертуар, предназначенный для работы с детьми 2 – 3 лет.

Репертуар охватывает все виды музыкальной деятельности, способствует осуществлению поставленных воспитательных задач.

          Произведения Х.Ахметова, Ш.Кульбарисова, Р.Сальманова, А.Габдрахманова, А.Сальмановой, С.Низамутдинова, Х.Заимова, А.Каримова, Р.Касимова, Д.Хасаншина, А.Кубагушева привлекают изобразительностью характера, выразительными интонациями.

Дидактические игры, упражнения проводятся в виде подвижных игр. В основе их лежит развитие сенсорных способностей, связанных с восприятием и различением высоты, тембра, длительности, динамики звука.

В программе музыкального воспитания для средней группы выдвигаются следующие задачи:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке, обогащать музыкальное впечатления, развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное восприятие.

2. Обучать практическим умениям в области пения, ритмических движений.

3. Развивать музыкально – сенсорные способности, мелодический слух, чувство ритма.

4. Побуждать детей к творческим проявлениям, к самостоятельным действиям в играх, танцах, пении.

Программа по слушанию содержит несложные требования:

- внимательно слушать музыку

- чувствовать различный характер произведений

- узнавать песни, пьесы по мелодии, сыгранной или спетой без слов.

Несложные музыкальные произведения разнообразны жанровыми признаками, вводят ребенка в мир музыки, помогают осмыслить связь с окружающим миром.

Программа обучения пению предусматривает:

- воспитание заинтересованности

- эмоциональное отношение к песням

-активное освоение простейших певческих навыков (петь естественно, выразительно, передавая содержание и настроение песни и т.д.)

Разучивание песен осуществляется поэтапно, с систематическим повтором и выразительностью исполнения.

Программа по обучению ритмическим  движениям  обращена:

- на развитие эмоциональной отзывчивости, на произведение различных жанров.

- на стимулирование детей к выражению в действиях их разнообразного характера.

                  Выделяются две группы овладению умениями:

1.Целостное восприятие произведения                                2. Выразительное движение: гимнастические

  с различением характерных                                                    построения и перестроения, драматизации,

  выразительных средств.                                                           элементы танца.

а) уметь двигаться, выражая в движении                              а) ходить и бегать в разных направлениях

контрастный характер музыки, реагируя                                (врассыпную), перестраиваться из круга в

 на динамику(тихо – громко), регистры                                   свободное расположение и обратно.

(высокий – низкий).                                                                    двигаться прямым галопом, подпрыгивать        

б) уметь самостоятельно изменять движение                          с продвижением вперед.

в соответствии с 2-х частной формой, четко                         б) передавать движениями образы отдель-

выраженными музыкальными фразами.                                   ных персонажей в соответствии с прог-

в) двигаться в различном темпе                                                 рамной и изобразительной музыкой.

г) начинать двигаться после музыкального                              Инсценировать песни, простейшие образ-

вступления и заканчивать вместе с музыкой.                          ные движения в соответствии с тематикой

Репертуар по этому разделу  программы включает упражнения, игры, хороводы, пляски. Упражнения разнообразны. Музыка имеет ясно выраженную форму (музыкальные фразы, части), контрастное регистровое и динамическое звучание, характерные штрихи исполнения (легато, стаккато)

С этой группы вводится обучение игре на металлофоне.

Задачи: привлечь внимание, вызвать заинтересованность к инструментам, приблизить их к детской практике. Осваивать простейшие приемы игры, передавая несложные ритмы, отмечая сильную долю такта, метрическую пульсацию.

Применять  в играх, песнях музыкальные игрушки и инструменты.

Цель программы  для старшей группы:

- воспитывать у детей эстетическое отношение к музыке

-формировать эмоциональную отзывчивость на доброе и прекрасное в окружающей их жизни

- развивать способность активно осваивать опыт музыкальной деятельности, специальные художественные способности.

Программа объедена тремя темами, каждая из них планируется на квартал.

           Первая тема (первый квартал)- «Какие чувства передает музыка?»

Знакомство детей с эмоциональным содержанием музыки, с ее жанрами, характером. «Башкирский танец» С.Шагиахметовой (веселый, плясовой), «Колыбельная» Р.Хасанова (спокойный, нежный), «Весело», «Скучно» Х.Заимова и т. д.

           Вторая тема (второй квартал) – «О чем рассказывает музыка?»

Знакомство детей с программностью и изобразительностью в музыке.

Программное название пьес, изобразительные элементы помогают детям воспринять содержание произведений. «Всадники» С.Низамутдинова, «Мне купили гармонь» Н.Сабитова и др.

            Третья тема (третий квартал) – «Как рассказывает музыка?»

Знакомство детей с комплексом музыкальных средств, который передает соответствующий характер пьесы (изменение регистра, динамической окрашенности, насыщенности и т. д.)

Дети учатся понимать назначение тех или иных музыкальных средств, для выражения определенного содержания. «Солнышко и птичка» А.Каримова, «Проказница», «Плакса» Р.Касимова.

Методы и приемы, развивающие активное восприятие музыки:

 1. Наглядно – зрительный

-  Краткий рассказ, стихотворение, картины, репродукции, иллюстрации, работа с карточками, дидактическим материалом.

2. Наглядно - слуховой

 - Беседа о прослушанной музыке (настроение, жанр), активизация детей

- Уточнение вместе с детьми основных средств музыкальной выразительности    

  (темп, динамика, ритм, регистр), изобразительность звучания музыки    

  (музыкальные инструменты, повадки животных и т. п.)

3. Творческий

- закрепление восприятия  при помощи игровых действий, рисунков, музыкальных викторин.    

Все три темы взаимосвязаны. Педагог раскрывает те или иные средства музыкальной выразительности, говоря об эмоциональном содержании музыки или о программности.

Детское исполнительство. Пение.

Обучение пению проходит в различных формах.

1) Тренировочные упражнения на развитие слуха и голоса  детей.

- попевки, фрагменты песен.

- пропевание трудных интервальных ходов, скачков («Кукушка»,«В лесу» Ш.Кульбарисова)

- распевания с изменением движения мелодий (вверх, вниз).

2) Разучивание песни.

1 занятие – первоначальное прослушивание в исполнении педагога

- дается название песни

- беседа о содержании и характере  звучания песни

- повторное восприятие с закреплением названия и настроения звучания.

2 занятие – повторное слушание.

- закрепление и дополнение знаний, полученных на первом занятии

- разучивание мелодии и текста первого куплета

- пропевание трудных гектонационных, ритмических мест в мелодии.

3 занятие – продолжение работы над пропеванием мелодии

- разучивание текста второго и третьего куплета

4 занятие – закрепление

- работа над выразительностью исполнения песни

5 занятие – исполнение песни легким напевным звуком.

          Поэтапное обучение зависит от сложности песни.

       Приемы по усвоению певческих навыков:

- пропевание песни по рядам, по подгруппам, индивидуально, девочки – мальчики

- петь а капелла

-дать оценку собственному исполнению, исполнению товарищей.

Ритмика.

Основная задача – формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в движении в соответствии с музыкой.

Музыкально – ритмическая деятельность подразумевает усвоение детьми двух навыков:

 1. Восприятие музыки  (музыкально – ритмический)

2.  Воспроизведение выразительных свойств в движении (двигательный)

                   

       Музыкально – ритмический                                 Двигательный 

Целостное восприятие музыки.                 Освоение движений в процессе музыкальных

      Умение ребенка выделять яркие               игр, хороводов, танцев. Используются различ-

      средства музыкальной выразитель           ные движения: ходьба, бег, поскоки, элементы

      ности , регистры, динамику, темп,           народного танца, современного балета, инсце-

       метрическую пульсацию и т.д.                 нирование игровых образов, характерных дви

                                           жений

                         Методы и приемы освоения игр и плясок:

  1. Вступительная беседа, рассказ
  2. Восприятие детьми музыкальной пьесы, ее анализ (характер звучания, структура, наиболее ярких средств музыкальной выразительности)
  3. Объяснение педагогом хода игры или композиции танца
  4. Показ движений педагогом или ребенком
  5. коллективное исполнение игры или танца детьми с последующей оценкой взрослого.
  6. повторное исполнение.

Игра на музыкальных инструментах.

I полугодие: Освоение исполнения одного ритмического рисунка

- прослушивание аранжировок в исполнении взрослых («На празднике» А.Габдрахманова)

- навык игры на одной клавише металлофона, на треугольнике, барабане, бубне и т. п.

II полугодие: Оркестровка произведений

- изображение ритма знаками – символами, графически (на фланелеграфе).

- исполнение произведений на  праздничных утренниках, концертах

Подготовительная к школе группа.

Программа  музыкального воспитания также предусматривает четыре вида деятельности, объединенных общими задачами.

Задачи музыкального воспитания по слушанию:

  1. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы художественного вкуса, развивать эмоциональную отзывчивость,  целостное и дифференцированное восприятие, чувство ритма, музыкальную память, совершенствовать способности.

Усложнение, по сравнению с программой старшей группы, выражается в репертуаре.

Лирическое настроение, грустное чувство: «Раздумье» Х.Ахметова, «Жалоба» С.Сальманова.

     Юмор в произведениях «На сабантуе» А.Кубагушева, «Веселый марш»      

     Х.Заимова.

     Контрастные жанры «Полька» М.Валеева, «Танец» Р.Сальманова, «Вальс –  

     шутка» Х.Заимова, «Задумчивый вальс»Р.Газизова, «Марш» Р.Муртазина.

 

       Контрастные по характеру и средствам выразительности: «Веселая детвора» С.Сальманова, «Летний вечер» С.Сальманова,«На празднике» А.Кубагушева, «Веселые музыканты» С.Низамутдинова.

Задачи музыкального воспитания по пению:

Развивать целостное и дифференцированное восприятие, слуховой самоконтроль, ладовысотный слух, выразительность пения.

Певческая деятельность складывается из трех частей

I.Упражнения на развитие голоса и слуха.

1) упражнения – распевания:

- пение интервалов

-пение гаммообразных ходов

-пение одинаковых, повторяющихся интонаций

- пение а капелла

2) Упражнения для различения звуков по высоте и длительности.

- отхлопывание чередований долгих и коротких звуков

- выкладывание длительности соответствующими знаками – символами

- повторение мелодии, спетой взрослым или сыгранной на инструменте

- « задержаться на одном звуке», прослушивание одной ноты, как звучит.

II.Разучивание и исполнение песен

  1. Ознакомление.

- выразительное исполнение

- беседа о соотношении характера звучания с текстом и образом песни.

2) Обучение

- разучивание мелодии  и текста песни.

- работа над выразительностью исполнения (звуковедение, логическое ударение, динамика, темп).

3) Закрепление песни.

- исполнение с использованием пения соло, подгруппой, цепочкой, без музыкального сопровождения, солистами, по ролям и т.д.

     III. Импровизация, творческие задания.

Песни – упражнения:

1) продолжить мелодию, начатую педагогом/ первый квартал

2) музыкальные вопросы и ответы в игровой форме/ второй квартал

3) импровизации мелодий на заданный текст/ третий квартал

Задачи по обучению М.Р.Д.

Развивать образность и ритмичность движений.

Развивать творческие способности: приобщать к импровизациям, инсценированию игр, комбинированию элементов танцевальных движений.

В программе выделены музыкально – ритмические упражнения: игры, хороводы, танцы, игровое и танцевальное творчество, соответственно расположен и репертуар по ритмике.

Усложнения:

- детям предлагается самостоятельно создать игру, продумать последовательность эпизодов и действий игры.

-     прослушав музыку, определить характер, настроение, форму, наметить возможные построения танца

    В музыкально – ритмическом творчестве можно использовать произведения    

    из раздела «Слушание музыки».

 Задачи по обучению игры на музыкальных инструментах.

Дать первоначальные сведения по музыкальной грамоте: характер музыки,ее развитие, построение, выразительные средства, высота и длительность звуков.

Развивать творческие способности: приобщать к песенным и инструментальным (металлофон, триола, ксилофон и др.) импровизациям.

Развивать умение играть в ансамбле на различных детских инструментах.

  1. Дети должны знать названия инструментов, характер их звучания, правила пользования и хранения.
  2. Расположения высоких и низких звуков
  3. Играть индивидуально, в ансамбле
  4. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, попевки
  5. Импровизировать несложные мелодии.

   1.2. Анализ программы Л.М. Кашаповой  «Башкирская национальная музыкальная культура»

   Проблема изучения национальной музыкальной культуры является одним из основных факторов гуманизации жизни современной школы – насыщения ее духом высокого национального музыкального искусства. Уровень знания национальной музыкальной культуры школьниками нашей республики  ограничивается рамками программы музыкальной и общеобразовательной школ. Аналогичная ситуация складывается и со студентами средних специальных и высших музыкально-педагогических учебных заведений, где пропаганде и изучению башкирской национальной музыкальной культуре отводится незначительное место, а ведь это будущие педагоги, которые должно буду приобщать учащихся  к достижениям национальной музыкальной культуры, к творческому наследию народов данного региона.

    Частично  решать эту проблему можно, включив в учебный процесс общеобразовательных школ республики новый учебный предмет «Башкирская национальная музыкальная культура» как кружок. Программа составлена с учетом основных исторических этапов становления и развития башкирской национальной музыкальной культуры во взаимодействие с музыкальными традициями других народов.

Развитие башкирской национальной  музыкальной культуры сегодня – это продолжение многовековых традиций, устно – поэтического творчества  и современное музыкальное искусство, которое могут помогать формированию нового человека, способного оценить духовные ценности прошлого и создать новые для следующих поколений.

 Особенностью настоящей программы является ее нацеленность на изучение башкирской музыки (народной и профессиональной) как составной части мировой музыкальной культуры в сопоставлении / по принципу сходства и различия/ с музыкой других народов, проживающих в республике  (русского, татарского, марийского, чувашского, удмуртского, мордовского и др.)      на реализацию и обобщение принципов школьной музыкальной педагогики

  Цель и задачи предмета – анализ историка – культурного музыкального наследия башкирского и других народов Башкортостана, передача положительного духовного опыта и развитие на его основе положительных черт, качеств, свойств личности учащихся через систематические и целенаправленные встречи с « золотым фондом» национальной музыки, образцами классического и современного творчества.

Программа рассчитана на 35 часов. Состоит их 3-х логически взаимосвязанных и взаимодополняющих  разделов / « Народное музыкальное  творчество башкир и его развитие», «Музыкальные жанры в творчестве башкирских композиторов», «Музыкальная культура народов Башкортостана»/ основанных на педагогических принципах преемственности и систематичности, раскрываемых в подтемах, способствующих всестороннему и последовательному изучению башкирской национальной культуры.

Изучение данного курса – это путь к истинной дружбе и взаимопониманию между учащимися различной национальной принадлежности и вероисповедания; воспитанию в них уважения к обычаям, традициям, языку, истории  и культуре друг друга; пробуждению этнического сознания, гордости и настоящего не декларируемого, а искреннего патриотизма и интернационализма.

В программе  дается историко-этнографический и музыкально-жанровый обзор культурного наследия народов Башкортостана, что хорошо развивает исторические и музыкальные знания школьников, позволяя им ориентироваться в историческом времени и пространстве, в музыкальных жанрах и особенностях интонируемого языка музыки разных народов, пробуждая при этом интерес к их культурному наследию.

Фактически  музыкальный  материал ,  включенный  в  программу  является примерным, что позволяет многое учитывать при организации музыкальной работы с дошкольниками в конкретных региональных условиях. В данном случае должны учитываться национальные музыкальные традиции представителей разных народов, среди которых реализуется программа, традиции регионов Башкортостана, особенности преподаванию музыки в башкирских школах с другим языком обучения.

Настоящая программа является примерной, а потому предполагает перекомпоновку тем, часов по темам и разделам с учетом условий; наличие учебно-материальной базы, фонотеки, методического, нотного и исследовательского материала по национальной музыкальной культуре башкирского и других народов.

Музыкальному руководителю предоставляется право самостоятельно определять формы  и методы  организации  изучения курса. При организации музыкальной деятельности дошкольников в воспитательном образовательном процессе рекомендуется следующие специфические формы, методы и приемы: пение национально-музыкального репертуара, игру на национальных музыкальных инструментах, слушание  и анализ музыки, проведение  викторин по содержанию курса, выполнение поисково-исследовательской работы по изучению народного музыкального наследия  региона, занятия– концерты. К каждому  разделу программы предусмотрены вопросы и практические задания, а также предлагается литература,  освещающая проблемы музыкальной культуры народов  Башкортостана.

  В основу настоящей программы положена идея  воспитания чувств  учащихся, формирование их духовного мира посредством  освоения  национальной культуры через творческое общение с ней во всех видах музыкальной деятельности.

Примерный тематический план ознакомления курса

«Башкирская национальная музыкальная культура».

         Название разделов и тем

Время проведения

Способ реализации

Раздел№1. Народное музыкальное творчество башкир и его развитие.

1.1.Традиции национальной музыкальной

культуры и народное творчество.

   Сентябрь

Беседы,просмотр иллюстраций,

чтение стихов, слушание народных

песен, сказок, разучивание

башкирских песен плясок. и т. д.

1.2. История развития башкирской

национальной культуры.

   Октябрь

Рассматривание иллюстраций

(костюмы,орудийтруда,предметы

быта ит.д.),рассматривание фотогра-

фий, беседы, чтение стихов,былин.

1.3. Башкирская народная песня и инструментальная музыка.

   Ноябрь

Музыкальные викторины, концерт

ДМШИ(детская музыкальная шко-

ла искусств)

1.4. Собиратели и исследователи башкирского музыкального

 фольклора.

   Декабрь

Беседы, концерт фольклор-

ного  ансамбля «Кабырсак»

             Раздел № 2. Музыкальные жанры в творчестве башкирских

                                                         композиторов.

2.1. Развитие камерно-вокальной и хоровой музыки в Башкортостане.

   Январь

Беседы, показ иллюстра-

ций, прослушивание аудидисков.

2.2. Камерно-инструментальная и

симфоническая музыка

 композиторов Башкортостана.

Февраль

Прослушивание произведений

Х.Ахметова, З.Исмагилова,

Н.Сабитова

2.3. Башкирская опера и

 башкирский балет.

Март

Просмотр DVD

дисков, иллюстраций, репродукций

              Раздел № 3. Музыкальная культура народов Башкортостана.

3.1.Взаимопроникновение и

 взаимообогащение музыкальной культуры народов Башкортостана.

Апрель

Знакомство с музыкой Татрстана,

Марий Эл, Чувашии, Мордовии,

Удмуртии

3.2. Религиозные верования

народов Башкортостана и

музыкальное искусство.

Май

Проведение фольклорного празд-

ника, приглашение фольклорных

коллективов.

3.3.  Национальная музыкальная культура – составная часть мировой художественной культуры.

Май

Концерт ДМШИ

Прослушивание и просмотр DVD дисков

Курс завершает обобщающая лекция – концерт, проводимый совместными усилиями учащихся и педагогов. Задача педагога–подобрать фактический материал  (литературу, фонограмму, наглядность и т.п.), разработать  сценарий, направить их деятельность в нужном направлении, способствовать  нетрадиционной форме обобщения курса «Башкирская национальная музыкальная культура».

Вывод: в программе дается  историко-этнографический и музыкально-жанровый обзор  культурного наследия башкирского и других народов Башкортостана по принципу сходства и различия.

  1. Приобщение детей к культуре родного края в программе Ф.Н.Фазлыевой «Мой край – Башкортостан».

 Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем адресована детским садам, как реальное средство культурного возрождения народов России.

Программа направлена на воспитание в детях национальную и этнокультурную толерантность.

Предлагаемые материалы, рекомендации, разработки помогают проводить занятия , кружки в разнообразных, содержательных формах.

                    В базисный  учебно – воспитательный  план введены компоненты:

- региональный

- национально – этнический.

Эти компоненты  включают в себя:

- родной язык и литературу

- устное народное творчество

- историю народа

- культуру народа

- природно – климатические условия

- специфику уклада жизни и быта

- традиции и нормы взаимоотношений в семье и обществе

- особенности этикета, речевого общения

- знакомство с народными праздниками, обрядами

                 Примерный  учебно - воспитательный  план.

                              Старшая группа

Название

разделов

и тем

Время

проведе-

ния

Способ проведения

Примерный музыкальный

репертуар

1Природа  род-

ного края

Сен-

тябрь,

Занятия по темам:  Осень

В родном краю, животные и

растения родного края

, явления природы.

Осенние праздники

(День урожая - праздник труда,

День республики)

«Урал»б.н.п.,«Родной язык»сл.З.Мухаметья

новой,муз.А.Кубагушева.Гимн Башкортос-

тана,муз.Ф.Идрисова,«Настала осень»сл.К.

Кинзябулатовой,муз.М.Бикбовой.«Урожай-

ная»сл.А.Игебаева,муз.Ф.Гершовой.«Нехва-

тило краски»сл.Ф.Хасанова,муз.А.Каримо-

ва,танецз айчиков,муз.Ш.Кульбарисова,та-

нец медведей,муз.Х.Заимова.«Плясовая»

б.н.м,танец«Дружныепары».Праздникмуз.Х.

Заимова,«Акбузат»сл.А.Игебаева,муз.З.Ис-

магилова, игра «Юрта»

2.С чего

начинается Родина.

Октябрь.

Занятия по темам: «Родная зем-

ля, родной город каждому

дороги», «Природа родной зем-

ли прекрасна», «Уважаемые

земляки»,«Наша страна Баш-

кортостан».

Развлечение «Мы живем в Башкортостане».

«Отчизна»сл.М.Хая,муз.Ф.Гершовой,«Род-ной язык»сл.З.Биишевой,муз.А.Кубагушева -«Осень»сл.Д.Юлтыя,муз.А.Кубагушева, «Листья желтые бегут» сл.М.Карима

муз.З.Исмагилова.«Уфа-городмой»сл.Р.Ян –булатова,муз.Х.Ахметова.«Мой город»сл.А.

Тагировой,муз.А.Каримова, «Урал»сл.нар.

муз.А.Кубагушева. Башкирский марш, баш

кирская полька муз.А.Габдрахманова.

Игра «Медный всадник»

3.Представители искусства, литера

туры, обычаи

башкирского народа.

Ноябрь

Беседа о славных сынах башкир

ского народа. Знакомство с му-

зыкальными инструментами

башкир, башкирской народ-

ной кухней.

Развлечение «Башкиская народ

ная кухня вкусная и полезная!»

«Салават»б.н.п.,обр.Р.Касимова,«Урал–мой»сл.С.Юлаева,«Салаватбатыр»слР.Урак-синоймуз.А.Зиннуровой,б.н.м«МаршСалава

та»,«Марш батыров»муз.З.Исмагилова.«Си

бай»б.н.п,исп.Р.Янбеков,«Курай имандоли

на»сл.С.Алибаева, муз.Ш.Кульбарисова,

«Курай»сл.Р.Ураксиной,муз.А.Зиннуровой, «Мелодии кубыза» сл.М.Дильмухаметова,

Р.Касимова.

Башкирские напевы муз.С.Ишбулатова.

Игры «Курай», «Липкие пеньки».

4.Жизнь взрос-

лых .Природа

родного края.

Декабрь

Занятия,беседы о труде взрос-

лых, опрофессиях. Беседы о

коневодстве,фермерстве.

Работапо углублению знаний о родной природе, животных,

птицах

Развлечение «Зима в нашем

крае»

«Моя земля»сл.РХаннанова,муз.Д.Хасанши-

на «Жеребенок»сл.Хисматуллиной, муз.С.

Сальманова,«Лошадки» сл.и муз.М.Бикбо

вой,«Пестрая корова»сл.Ягафаровой,муз.Н.

Мустакимова.«Хлебороб»сл.С.Алибаева, муз.К.Рахимова,«Курицы»муз.С.Шахиях-метова,«Петушки»муз.Н.Сабитова,«Зима пришла»сл.Б.Баимова,муз.С.Сальманова,

«Новогодний вальс»сл.Д.Рахимгулова,муз.

А.Кубагушева.«Снежинки»сл.Г.Юнусовой,

муз.С.Низаметдинова,«Кышбабай»слР.Урак

синой.имуз.А.Зиннуровой.Игры«Сейчас пробьет 12»Муз.Д.Хасаншина, «Повтори

ритм»муз.Н.Даутова.

5.Природа Баш-

кортостана. Природные ископаемые.

Январь

Беседы о поверхности земли:

- равнины

- леса

- горы,

- реки, озера

- полезные ископаемые

Развлечение

«Башкирские сувениры»

«Мой Урал» сл.А.Игебаева,муз.Г.Ишкува-

това,«Налодке»б.н.п.«Окунь»сл.Б.Баимова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               муз.Р.Сальманова,«Белый лебедь»сл.А.Иге

баева,муз.С.Сальманова.«Отчего береза

плачет? Сл.А.Игебаева, муз.М.Салимова,

«Круглое озеро» б.н.п обр.С.Шагиахметовой

«В лесу»муз и сл.Р.Сальманова,«Волны

Агидели» муз.Р.Газизова, игра «Пчелы и

медведи» муз. Ш.Кульбарисова

Прошлое башкирского народа

Февраль

Слушание произведений

Х.Ахметова.

Организация  народных

зимних игр.

Развлечение «Земляки –

герои».

«Шагает солдат по земле»сл.Ф.Шафиковой,

муз.М.Салимова, «Солдатская пляска»

муз.Ш.Кульбарисова. «Шаймуратов – гене-

ралсл.К.Даяна,муз.З.Исмагилова.«Утро Ура

ла»,«НочнойУрал»,«Походный марш»Х.Ах

метова,«Шестьджигитов»б.н.п.«танец охот

ников»избалета«Журавлиная песнь».Л.Сте

панов, З.Исмагилов.

Игры «Джигиты» муз С.Низамутдинова,

«Поймай снежинку», «Снежинка и ветер»,

«Кто первый»

Жители  наше-

го края.

Их жизнь.

Март

Занятия по темам:

жизнь людей родного края,

их деятельности.

Развлечение «Науруз»»

Праздник -8 марта

Развлечение «Наши близкие

и далекие соседи  (Татарс-

тан, Казахстан, Узбекистан)

«Мама,родная»сл.Р.Зубаира,муз.А.Зиннуро

вой.«Праздникмам»сл.Г.Юнусовой,муз.С.

Низамутдинова,«Бабушка»сл.Ф.Мухаметзя

нова,муз.С.Низамутдинова,«МелодииТукая» сл,Б.Валиди,муз.Н.Сабитова,«Солнечный

край» сл.Р.Рашита, муз.Батыр- Булгари,

«Апипа» т.н.м. Марийский народный танец,

«Трепак»р.н.т., «Поставь-ка самовар»удм.н.т

«Колхозный сад»удм.нар.песня.»Горелки»

удм.н.и., «Хороводная», «Айда спляши» обр.

А.Кубагушева,игры:б.н.и.«Ак тирэк-Кук ти-

Рэк,«Где же ты, Наза?»муз.З.Исмагилова

«Славим Науруз» сл.и муз. Г.Гареевой

Родная

природа

Апрель

Развлечение «Воронья каша»

Развлечение «Весеннее время в моем крае»

«Подарю стране цветы»сл.К.Даяна,муз.Р.

Сальманова,«В саду» муз.Х.Заимова.

«Утро в лесу»,«Вечер» муз.В.Сальманова,

«Весенний дождь»муз.Н.Даутова, «Дождик

зовет» сл.А.Тагировой, муз. М.Салимова

«Воронья каша» обр. А.Кубагушева, «Озор

ная полька»М.Бикбовой, игры: «Разноцвет

ные платочки», «Игра»сл.нар.муз. Н.Муста

кимова.

Прошлое Башкортостана.

Исторические личности.

Апрель- май

Занятия по ознакомлению с

прошлым Башкортостана.

Развлечение «Как Башкирия к  России присоединилась».

«Перовский»б.н.т. «Вороной иноходец»

б.н.п., «Марш Салавата» обр. А.Кукубае

ва,«Шаймуратов - генерал»сл.К.Даяна,

муз.З.Исмагилова, «Любизар» б.н.м

«Танец всадников», «Танец батыров»

«Танец буденовцев» М.Бикбовой,

игра «Ловкие джигиты».

Представители литературы, искусства;

обычаи

Май

Гостеприимство башкир

Историческое прошлое,

знаменитые личности

Ария Салавата муз.З.Исмагилова,  вступ

Ление к балету «Горный орел» Муз.Х.

Ахметова, Н.Сабитова, «Ноктюрн»

З.Исмагилова, Вариации на тему «Кара

бай»Р.Сальманова.«Танец с кумысом»,

«Танец дружбы» М.Бикбовой

Игры: «Медный пень», « Не опоздай»

Растительность и животный

мир Башкортостана

Июнь

Развлечения по темам:

- Наша Республика – край

Земледелия

- Растительность Башкортос-

тана

- Животный мир Башкортос-

тана

« В лесу» сл.С.Алибаева, муз.Р.Зиганова

«Горе волка» сл.Ф.Тугузбаевой, муз.А.

Каримова,«Дятел»сл.А.Алибава,муз.С.

Сальманова,«Цветы»сл.Г.Юнусовой, муз.Е.Земцова, «Соловей мой» б.н.п,

«Медведь» Муз.Р.Касимова

Игра «Дети и медведь» сл.имуз

Ш.Мажитова,«Вижу–вижу» сл.А.Игебаева, муз.Ш.Кульбарисова

Отрасли хозяйства Башкортостана

Июнь-

Развлечение «Города Баш-

кортостана, их культура»

« Сабантуй» муз. Н.Галеева,

«Сабантуй» муз. М.Валеева.

«Сабантуй»сл.Ф.Тугузбаевой,муз.А.Ка-римова,«Косилка – молотилка» б.н.п.

«Красавицы» б.н.п, «Танец девушек»

Б.н.м, «Джигиты» муз.Р.Газизова

Игры: «Курай», «Юрта», «Сапожник»

Знаменитые

люди Башкортостана

«Что такое

Родина?», «Родная страна,

откуда она

начинается?»

Июль

Август

Знакомство с творчеством:

М.Гафури,М.Карима,Р.Ниг-мати, З.Биишева, Р.Гарипова

А.Мубарякова,З.Исмагилова, Г.Сулейманова, Ф.Гаскарова

и др.

Развлечение «Духовные и природные богатства

Башкортостана,

откуда она начинается?»

Выбор пройденного репертуара

по выбору.

      Данная программа  составлена с учетом республиканского, регионального и федерального компонентов  содержания музыкально-эстетического образования. Воспитывать дошкольника хорошо знающим, любящим культуру своего народа и уважающим культуру других народов

Темы программы определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты  в формировании музыкальной культуры воспитанников. Свое выражение они могут  найти при разработке конкретных сценариев занятий музыки с учетом общего и музыкального развития каждой группы, при вариантном подходе педагога к планированию музыкальных занятий.

  Музыкальные произведения, предлагаемые к программе, могут повторяться в разных темах с новыми задачами. Такой  принцип расположения музыкального материала условно назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно-воспитательном процессе дает возможность постоянного возвращения дошкольника к уже знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже  полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения, устанавливать прочные связи с предшествующим музыкальным опытом.

Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений способствует формированию у детей основ чувства стиля.

   Виды музыкальной деятельности учащихся на занятиях музыки разнообразны: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на простейших  детских музыкальных инструментах, импровизация (вокальные, ритмические, пластические) инсценирование песен, сюжетов сказок,  музыкальных пьес программного характера, размышления по поводу услышанной и исполненной музыки, творческие индивидуальные задания, детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных  произведений.

   Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности.

 При этом следует заметить, что списки музыкального материала намеренно увеличены, что дает педагогу возможность их вариантного использования на музыкальных занятиях, исходя из собственных  исполнительских возможностей (желательно педагогу самому исполнять музыку перед детьми), а также из обеспечения звуковыми, нотными пособиями, видеоматериалами, таблицами, слайдами и соответствующими техническими средствами.

  В списках музыкального материала нет указаний на то, какой вид музыкально-практической деятельности учащихся подразумевается при знакомстве с тем  или иным сочинением. Это обусловлено целью не ограничивать диапазон включения музыкальных произведений в контекст занятия, так как одна и та же пьеса может выполнять несколько функций:

А)  дети могут  слушать произведения и эмоционально откликаться на него;

Б)  в диалоге с педагогом размышлять о его характере, особенностях формы и т. д

В)  исполнять ритмическое сопровождение к ней на простейших музыкальных инструментах;

Д)  пластически интонировать ее (пластическая импровизация), использовать выразительные движения для выявления характерных особенностей музыкального языка, формы;

Е) включать ее звучание в инсценировку сказок,  жизненных ситуаций и т.д.

  Многозначность слушательских и исполнительских интерпретаций одного и того же музыкального сочинения позволяет педагогу расширить рамки привычных представлений о его функциях на занятии музыки.

 Музыкальный материал, предлагаемый к программе, является примерным и позволяет  многое учитывать при организации музыкальной работы с дошкольниками в конкретных региональных условиях. В данном случае должны учитываться национальные  музыкальные традиции представителей разных народов,  в среде которых реализуется программа, традиции регионов Башкортостана.

  Творческие задания:

- детские  рисунки персонажей полюбившихся музыкальных произведений; описание впечатлений от посещения детских музыкальных спектаклей – опер,  балетов;

- создание поэтических дневников совместно с педагогами: подбор стихов, прозаических отрывков, созвучных полюбившимся музыкальным сочинениям;

 -составление художественных коллажей: фотографии, рисунки, вырезки из газет и журналов по типам уроков, например: «Инструменты симфонического оркестра»,  «Исполнители, которых я знаю»,  «Композиторы, чью музыку я слушал на занятиях», «Мой любимый композитор, исполнитель», «События музыкальной жизни моего города, села, республики, страны

Вывод

 Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая «деятельностный подход» к музыкальному образованию, понимает под ним прежде всего наличие на занятиях различных видов деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмическая деятельность, игры на музыкальных инструментах.

Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда дошкольники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению,  лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел автора (и  исполнителя).

Идея развивающего обучения находит свое отражение в программе Р.К.Мухаметзяновой, Д.Р.Янкиной, А.М.Кубагушева «Музыка в детском саду». Основная цель программы - приобщение детей к музыкальной культуре Башкортостана, через доступные им музыкальные образы, широкое использование детских музыкальных инструментов и своеобразные игровые методы.

 Особенностью данной программы является воспитание и развитие детей всех национальностей, живущих в Башкортостане.

Особенностью программы Л.М. Кашаповой «Башкирская национальная музыкальная культура» является ее нацеленность на изучение башкирской музыки (народной и профессиональной) как составной части мировой музыкальной культуры в составлении (по принципу сходства и различия с музыкой других народов, проживающих в республике (русского, татарского, марийского, чувашского, удмуртского, мордовского и др.), на реализацию и обобщение принципов музыкальной педагогики.

Программа «Мой край - Башкортостан» Фазлыевой Ф.Н  составлена с учетом республиканского, регионального и федерального компонентов содержания музыкально-эстетического образования. Воспитывать дошкольника хорошо знающим, любящим культуру своего народа и уважающим культуру других народов

Проанализировав содержание трех программ, мы пришли к выводу, что необходимо использовать их лучшие стороны в области музыкального воспитания дошкольников: идею развивающего обучения и региональный компонент авторов программ Республики Башкортостан: Р.К.Мухаметзяновой, Д.Р.Янкиной, А.М.Кубагушева «Музыка в детском саду», Л.М.Кашаповой «Башкирская национальная музыкальная культура», Ф.Н.Фазлыевой «Мой – край Башкортостан».

Глава 2.  Практическая экспериментальная работа по изучению влияния альтернативных программ в области музыкального воспитания на музыкальное развитие дошкольников.

2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития музыкальной культуры дошкольников.

Для того, чтобы проверить уровень развития музыкальной культуры ребенка я провела констатирующий эксперимент в старшей группе МБДОУ д/с №4 «Солнышко».

В ходе эксперимента я провела беседу с каждым ребенком, в процессе которой получила сведения о волнующих ребенка направлениях современной музыкальной жизни, о развитии его музыкальной жизни, о развитии его музыкальных способностей. В ходе беседы я задала детям вопросы по данной проблеме. В задании № 3 мы провели с детьми певческие импровизации. На основе анализа литературы, мы выделили три уровня развития музыкальной культуры ребенка, которые характеризуются следующими показателями:

Высокий уровень музыкального развития:

  • Восприятие музыки;
  • Дети самостоятельно определяют характер музыки;
  • У них сформирован эмоциональный отклик;
  • Они умеют выделить любимые произведения;
  • Дети знают достаточное количество произведений башкирских композиторов;
  • Дети выполняют задания – импровизации (детское музыкальное творчество).

Средний уровень развития музыкальной культуры:

  • Ответы детей не достаточно четкие.

                               Низкий уровень развития:

  • Отсутствие навыков импровизации;
  • Отсутствие верных ответов.

В ходе проведения эксперимента мы получили следующие результаты (см. таблицу № 1)

Ф.И. ребенка

Анкета для

детей

Развитие

восприятия

музыки

Певческие

импровиза-

ции

Абдрашитов Рустам

=

=

=

Байрамгулов Ильмир

=

=

-

Волков Филюс

-

=

-

Габдуллин Идель

=

+

=

Гайсина Зарина 

=

+

=

Ганиева Айгузель

=

=

=

Гильметдинова Азалия

=

=

=

Гимазетдинова Регина

=

=

-

Зинатуллина Энже

=

+

=

Ишбулатова Лиана

=

+

=

Каримов Данил

=

=

-

Карпенко Ольга

=

=

=

Каюмова Радмила

=

+

=

Крашенинникова Алёна

=

-

=

Луканин Вячеслав

=

+

+

                Условные обозначения:

«+» - высокий уровень овладения;

«=» - средний уровень;

«-» - низкий уровень.

        Можно отметить, что преобладает средний уровень музыкального развития детей. По результатам констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что необходимо провести работу:

  • по развитию восприятия музыки;
  • продолжать формирование эмоционального отклика на музыку;
  • формировать эстетический вкус детей;
  • расширить репертуар по восприятию и исполнению музыки башкирских композиторов;
  • продолжить работу по использованию творческих импровизаций на занятии.

Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, подтвердили актуальность выбранной нами темы исследования.

2.2 Формирующий эксперимент по развитию уровня музыкальной культуры дошкольников.

Цель: Развитие различных сторон музыкальной культуры с помощью специально-подобранных заданий и музыкального репертуара.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ д/с №4 «Солнышко». В течение одного месяца экспериментальная группа работала по определенному нами плану.  В соответствии с целью и задачами нами были определены следующие направления работы:

  • развитие навыков восприятия музыки;
  • формирование эмоционального отклика на музыку;
  • формирование эстетического вкуса;
  • углубленное использование регионального компонента – репертуара башкирских композиторов;
  • продолжение работы по использованию импровизаций (певческие, танцевальные, игровые) в детском саду.

В соответствии с планом экспериментальной работы нами был разработан план работы на месяц, в котором представлены разные виды заданий по вокальным импровизациям, музыкальный репертуар башкирских композиторов.

I неделя

Восприятие музыки

Пение

 Певческая

импровизация

«Раздумье» Х.Ахметова.

Цель: Подвести детей к самостоятельному определению характера музыки, музыкальных инструментов.

Дать сведения о Х.Ахметове.

«Отчизна» Ф.Гершовой..

Цель: Познакомить с песней, определить характер и содержание.

«Пропевание имен».

Цель: Учить детей импровизировать не повторяясь.

II неделя

«Раздумье» Х.Ахметова.

Цель: Закрепить знания о характере музыки и о композито-

ре

«Отчизна»Ф.Гершовой.

Цель: Разучить песню дать сведения о композиторе.

Продолжить работу по пропеванию имен.

III неделя

«Озорник» Н.Сабитова

Цель: Познакомить с музыкой, определить характер, дать сведения об авторе.

«Отчизна»Ф.Гершовой.

Цель: Закрепить песню.

Мелодизация стихов.

Цель: Побуждать детей сочинять несложные мелодии, активизировать

 их творческий потенциал.

               IVнеделя

Р.Загретдинов «Деревенские зарисовки» (кубыз).

Цель: Познакомить с музыкой, инструментом кубыз, дать сведения о Р.Загретдинове и инструменте кубыз.

«Весна идет» Р.Сальманова.

Цель: Познакомить, определить характер,

дать сведения о Р.Сальманове

«Музыкальный разговор» (заяц и волк).

Цель: импровизировать мелодии в характере «героев» сказки.

\

2.3. Контрольный эксперимент по выявлению влияния разных программ на музыкальное развитие младших школьников.

После проведенной опытно-экспериментальной работы 1 февраля 2013 года – 3 марта 2014 года в МБДОУ д/с №4 «Солнышко» был проведен контрольный эксперимент.

Цель: выявить влияние разных программ на развитие музыкальной культуры дошкольников.

В ходе проведения эксперимента нами были получены следующие результаты (см. таблицу № 2).

Ф.И. ребенка

Анкета для

детей

Развитие

восприятия

музыки

Певческие

импровиза-

ции

Абдрашитов Рустам ч

=

+

=

Байрамгулов Ильмир

+

=

=

Волков Филюс

=

=

=

Габдуллин Идель

+

+

=

Гайсина Зарина 

+

+

=

Ганиева Айгузель

+

+

=

Гильметдинова Азалия

=

=

+

Гимазетдинова Регина

=

+

=

Зинатуллина Энже

=

+

+

Ишбулатова Лиана

+

+

=

Каримов Данил

=

=

=

Карпенко Ольга

=

+

=

Каюмова Радмила

+

+

=

Крашенинникова Алёна

=

=

=

Луканин Вячеслав

=

+

+

На этапе контрольного эксперимента также преобладает средний уровень развития музыкальной культуры школьников, но снизился низкий уровень их развития и повысился высокий уровень развития музыкальной культуры школьников.

Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы показал значительное преимущество школьников, с которыми велась опытно-экспериментальная работа.

В результате работы, проведенной нами была достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, подтверждена гипотеза исследования.

Вывод.

        В ходе нашего исследования мы отметили следующую тенденцию:

На начальном этапе вхождения в музыку очень важен эмоциональный отклик, интуитивное чувствование ребенком, поэтому необходимо включать в занятия,  сложные инструментальные сочинения, не боясь, что дети такую музыку не воспримут; не ограничиваться кругом вокальных сочинений, якобы доступных детям в виду присутствия текста.

Заключение.

                Проанализировав программы в области музыкального воспитания, мы пришли к следующим выводам:

Прогамма Р.К.Мухаметзяновой, Д.Р.Янкиной, А.М.Кубагушева «Музыка в детском саду»» комплексно развивает  нравственно-эстетические чувства ребенка, его воображение, творческие и специальные музыкальные способности путем использования различных творческих заданий на каждом занятии.

Программы Л.М.Кашаповой «Башкирская национальная музыкальая культура», Ф.Н. Фазлыевой «Мой край – Башкортостан» влияют на музыкальное развитие ребенка посредствам применения специфических форм, методов, приемов музыкального образования. Благодаря таким специфическим формам, методам и приемам, как, пение национально-музыкального репертуара, игра на национальных музыкальных инструментах, выполнение поисково-исследовательской работы по изучению народного музыкального населения региона воспитываются: чувства дошкольников. Формируется их духовный мир посредствам освоения национальной музыкальной культуры через творческое общение с ней во всех видах музыкальной деятельности. Дети воспитываются    знающими, любящими культуру своего народа, уважающими культуру других народов. Знание музыкальной культуры родного края способствует всестороннему развитию личности ребенка.

В результате нашего исследования мы разработали следующие рекомендации:

             1.Использовать творческие задания по программе Р.К.Мухаметзяновой, Д.Р.Янкиной, А.М. «Музыка в детском саду»

                   2.Использовать региональный компонент на основе программ Кашаповой Л.М. «Башкирская национальная музыкальная культура» и программы Фазлыевой Ф.Н. «Мой край – Башкортостан».

            3.Воспитывать у детей осознание роли и места музыки в духовном общении между людьми.

Литература.

  1. Ардаширова Э.Т. Искусство и духовное сознание личности ребенка. – Уфа, 1998 г.
  2. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего покаления. – Уфа, 1996 г.
  3. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность: Монография. – Уфа: ИИЯЛ, УНЦ РАН, 1996 г.
  4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1992 г.
  5. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Т.2. –

     Уфа, 1987 г.

  1. Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа, Башкирская энциклопедия.– 1996 г.
  2. М.Бикбова. Веселые пляски.- Уфа,1985
  3. Вендерова Т.Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой. – М., 1991г.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства.-М., 1975
  5. Давыдова Э.М. Композиторы советской Башкирии.- Уфа,1989
  6. Губайдуллина Ф. Я живу в Башкортостане.- Уфа, 2002
  7.  Гершова Ф. Путешествие Петушка – батыра и его друзей.- Уфа, 2006
  8. Дубровская Е.А. Тоерия  и методика музыкального воспитания детей. Москва «Просвещение», 1991
  9. Из истории музыкального воспитания.\Хрестоматия.-М.,1990
  10. История и культура Башкортостана\ Хрестоматия.- МДС, 1997
  11. Каменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. Под. Ред. А.А.Красновского, М., 1957
  12. Красная книга Башкирской АССР.- Уфа, 1987
  13. Каменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. Под. Ред. А.А.Красновского, М., 1957
  14. Кленов А.С. Там, где музыка живет.-М., 1994
  15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение – М: Знание, 1979
  16. Мухамедьянов С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики.- Уфа,1995
  17. Мухамедзянова Р.К., Янкина Д.Р. Развитие музыкального мышления у детей 5 – 6 лет.- Уфа, 2003
  18. Р.Г.Рахимов. Башкирские народные инструменты.- Уфа, 2004
  19. Сулейманов Р. Жемчужины народного творчества Урала.-Уфа, 1995
  20. Сулейманов р. Башкирское народное музыкальное искусство. – Уфа, 2005
  21. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.-М.,1997
  22. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей.М.,1999
  23. Фольклор народов Башкортостана.- Уфа, 2006

Программы:

  1. .Муртазина Р.К, Янкина Д.Р, Кубагушев А.М.Музыка в детском саду.- Уфа, «Просвещение», 1995
  2. Кашапова Л.М. Башкирская национальная музыкальная культура.- Уфа .,  

     1995

  1. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан.- Уфа, 2003
  2. Агишева Р.Л. Я – Башкортостанец. – Уфа, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый исследовательский проект «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях: музицирование на свирели»

ГОУ Педагогическая академия последипломного образованияКафедра методики преподавания дисциплинхудожественно-эстетического цикла  Итоговый исследовательский проект«Здоровьесберегающие техноло...

Совместный исследовательский проект взрослых и детей "Она хороша и в гадании, и в музыкальном звучании"

Благодаря   проведенной  исследовательской  деятельности, участники Проекта смогли  узнать историю  ложки  в процессе  эволюции. Одним из ярких показателей проектной...

Детский исследовательский проект "Моя музыкальная семья"

Актуальность.Моя семья, ты моя крепость.Ты в трудную минуту крепкий тыл.Я знаю, что сегодня и отныне,Своей семьёй я буду защитим.Пройдёт немало времени,И предкам не вернуться к нам.Но будущим своим по...

Краткосрочный исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные инструменты в жизни человека»

Этот материал может быть использован музыкальными руководителями, а также теми педагогами, у которых нет музыкальной подготовки....

Исследовательский проект: "Кубыз - башкирский музыкальный инструмент"

Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них поиграть....

Творческо - исследовательский проект« Музыкальные звуки»

Откуда берется звук в музыкальных инструментах, как они звучат?...

Исследовательский проект "Музыкальная лаборатория. Где живут звуки?"

Проект направлен на развитие  музыкальных  способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневно...