Творческий проект "Снежный город" (для детей второй младшей группы)
статья (младшая группа) по теме

Гатауллина Рамзия Назиповна

Творческий проект "Снежный город", который был непосредственным образом связан с зимними прогулками,   позволил нам  интегрированно решить задачи экологического и нравственно-патриотического воспитания; создавать условия для развития творческих способностей детей второй младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида

Елабужского муниципального района

  город Елабуга, Республика Татарстан

Творческий проект

«Снежный город»

 (для детей второй младшей группы)

                                               Автор:

                                                                Гатауллина Р.Н.,

                                                                       воспитатель высшей

                                                                      квалификационной

                                                      категории  

Елабуга 2014

Актуальность:

 Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной  ориентации в окружающем  мире. В этот период закладывается позитивное  отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям [7: 7].

Только непосредственное общение с природой способствует развитию у ребенка чувства природы, о чем говорил К.Д. Ушинский, пониманию ее многообразия и универсальной ценности, формированию культуры поведения [3: 35].

Творческий проект «Снежный город», который непосредственным образом связан с зимними прогулками,  актуален тем что, позволяет интегрированно решать задачи экологического и нравственно-патриотического воспитания; создавать условия для развития  творческих способностей детей второй младшей группы.

Название проекта: «Снежный город».

Участники проекта: Дети, родители и педагоги группы.

Руководитель проекта: Гатауллина Рамзия Назиповна.

Тип: Творческий.

Возраст детей: Вторая младшая группа (3-4 года).

Продолжительность проектной деятельности: 2, 5 месяца (декабрь-февраль).

Раздел программы: Ознакомление с окружающим миром.

Интеграция образовательных областей (по ФГТ): Познание, Труд, Социализация, Безопасность, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество.

Тема программы: «Мой город»,  «Зима».

Тематическое поле:  Достопримечательности, времена года, поведение в природе, безопасность.

Оборудование  :  Детские лопатки по количеству детей, лопата для взрослого, большая лейка с водой, маленькая лейка, ведро с водой, гуашь, большая кисточка, кусочки ткани (кружочки с изображением  колобка, якоря, кошки, елочек, фар).  

Проблема: Выпало очень много снега, все осталось под снегом (кусты, деревянные и железные мафы, площадка для игр). Какие  постройки нужно соорудить на участке, чтобы они были необычными, красивыми, удобными для организации игр.

Цель: Построить на участке Снежный город (создание творческого продукта).

Задачи: 

1. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, к «рукотворному миру», умение замечать красоту зимней природы,  соблюдать чистоту и порядок на природе, желание трудиться.

2.Развивающие:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие внимания, памяти, мышления, творческого мышления и творческого воображения, коммуникативных навыков, умения устанавливать причинно-следственные связи природы.

3.Образовательные:

Расширять представления о зиме,  о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение птиц);

Формировать представления о безопасном  поведении зимой;

Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования  с водой и льдом,  создания снежных построек;

Знакомить с родным городом, его названием, основной достопримечательностью (Чертово городищем).

4.Коррекционные: 

Развивать зрительное восприятие, моторику, глазодвигательные функции, ориентировку в пространстве.

Ожидаемые результаты:

  • Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов, объектов природы, испытывает чувство радости.
  • Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
  • Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.
  • Умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками.
  • Умеет делиться впечатлениями.
  • Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту на участке.
  • Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
  • Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляет бережное отношение к природе.
  • Называет свой город, его главную достопримечательность.

Проектный продукт: Снежный город на участке : снежная горка, Чертово городище, машина, кораблик, печка,  украшенные красками, кусочками ткани.

Задачи (Для детей):

-Очищать участок от снега;

-сгребать снег для построек: горки, машины, кораблика, печки, Чертово городища;

-слепить постройки из снега;

-украсить снежные постройки;

-подкармливать птиц.

План реализации проекта:

Декабрь. Познание. Коммуникация. Наблюдение за погодой.

Декабрь. Труд. Трудовые поручения: очистка участка от снега, сгребание снега для будущей постройки (горки).

Декабрь. Труд. Социализация. Коммуникация. Трудовые поручения: насыпаем горки для создания построек из снега.

Декабрь. Познание. Исследовательская деятельность: опыты со снегом.

 Декабрь. Познание. Коммуникация. Чтение. Рассматривание картин, фотопейзажей, иллюстраций к книгам на тему «У природы нет плохой погоды» (раздел «Зима»). Чтение потешки «Уж ты зимушка, зима».

Декабрь. Познание. Компьютерная презентация «Зима». Разгадывание загадок о зиме.

Декабрь. Художественное творчество. Рассматривание фотографий  зимних пейзажей.

Декабрь. Познание. Коммуникация. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Декабрь. Труд. Социализация. Трудовые поручения:  слепим снежные постройки.

 Декабрь. Познание. Коммуникация. Экспериментальная деятельность: опыт «Свойства  воды».

Декабрь. Труд. Социализация. Трудовые поручения: полить постройки водой из лейки.

Декабрь. Труд. Социализация. Коммуникация. Обледенение снежных построек с помощью родителей.

Декабрь. Социализация. Художественное творчество. Украшение снежных построек кусочками ткани.

Декабрь. Познание. Коммуникация. Наблюдение: свойства снега. Эксперимент: «Цветной снег». Украшение снежных построек гуашью.

Декабрь. Социализация. Коммуникация. Обыгрывание украшенных построек.

Декабрь. Презентация Снежного города для старших дошкольников.

Реализация проекта

Дошкольный и младший школьный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также  в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется  возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Причем формирование знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Это лишь необходимое условие выработки эмоционально-нравственного действенного характера отношения к миру. Очевидно, что процесс развития экологической культуры  не прост  и длителен. Именно поэтому экологическое образование человека надо начинать с самого раннего возраста.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, в детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении  [3:  6].

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию и т.д.

Необходимо также создание определенных условий для разностороннего развития творческих способностей ребенка, инициативности, самодеятельности, организованности, успешной социализации в обществе: формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; экологического воспитания, на основе которого вырабатывается гуманное отношение к миру; воспитания интереса к труду, трудолюбия [4: 5].

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре,  как с природным материалом,  так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью [6: 5]. Поэтому нами, педагогами  группы №5 МБДОУ Детский сад №26 комбинированного вида ЕМР был выбран совместный с родителями творческий проект «Снежный город», который непосредственным образом связан с зимними прогулками и  позволяет  решать задачи экологического и нравственно-патриотического воспитания; создавать условия для развития  творческих способностей детей второй младшей группы.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход  к оформлению результатов [2: 18].

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть  совместная газета, книжка-самоделка, видеофильм, спектакль, игра, праздник, творческая работа и т.п. Однако уже оформление результатов  требует четко продуманной структуры – сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана книги, репортажа, дизайна альбома и  т.д.

Элементы этого вида проектов можно использовать уже в младших группах детского сада (возможные темы: «Украсим группу к празднику», «Снежные постройки», «Необычная клумба»).

Содержание  творческого проекта должно  соответствовать нескольким критериям, о которых необходимо помнить педагогу:

- технологичность – возможность максимально простого изготовления изделия (использование доступных материалов, выбор наиболее рациональной технологии);

- экономичность – изготовление изделия с наименьшими затратами;

- безопасность – предусматривается как на стадии выполнения проекта, так аи на стадии эксплуатации готового изделия;

- эргономичность – оборудование рабочего места с наименьшими затратами;

-творческая направленность – предполагает творческую деятельность и учет интересов детей;

-посильность – соответствие индивидуальным  и возрастным особенностям детей;

- эстетичность – соответствие проектируемого изделия требованиям дизайна, а также практичность, функциональность и красота изделия;

- значимость – ценность изделия для конкретной личности [2: 18].  

При реализации творческого проекта важен метод информационной поддержки, когда педагог предоставляет воспитанникам книги, журналы, буклеты, схемы, чертежи и другие источники информации. Очень хорошо зарекомендовало себя использование наглядных методов и приемов. В методической литературе приведены примеры использования звездочки обдумывания, метода дизайн-анализа, дизайн-петли, морфологической таблицы. Данные методы позволяют наглядно представить процесс, выбрать вариант творческого продукта. Однако следует помнить, что дошкольник не владеет техникой чтения, поэтому словесные обозначения необходимо заменить наглядными моделями [2: 20].  

В проекте нашей группы были выбраны модели времен года.

  1. Подготовительная работа

Начиная с начала учебного года,  экологическое образование и воспитание детей нашей группы,   было направлено на воспитание любви и бережного отношения к природе в ходе  ознакомления  младших дошкольников  детским садом, близлежащими улицами, родным городом, элементарными правилами поведения в городе; характерными особенностями осени и  изменениями, которые происходят в природе, правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и т.д.).  

По рекомендации педагогов,  родители ходили семьями в выходные дни на экскурсию к Чертово городищу, в Александровский сад, на детскую площадку «Чебурашка» с целью ознакомления малышей с родным городом.  В группе проводили  непосредственную образовательную деятельность на тему: «Почему башню назвали Чертовым городищем?».  

Однажды, заметив,  что на других участках много птиц, привлекли внимание малышей к тому, что с птичками на участке намного веселее: они клюют семечки, сало, летают с веточки на веточку, радуются, за ними интересно наблюдать. Тут же возникла проблема: Как же нам привлечь внимание ворон, синиц, снегирей, чтобы они также прилетали и в наш участок?  Дети вначале недоумевали,  потом начали предлагать свои варианты. Прозвучала мысль о том, что нужно повесить кормушки на участке. И опять со стороны педагогов последовало ряд вопросов, подводящих детей к тому, что птиц зимой нужно кормить,  помогать выжить им в морозы, потому что

синичкам, воробьям, снегирям и другим птицам трудно находить корм в холодное время года. Вечером с детьми сообщили  родителям о запланированной работе: попросили пап принимать участие в природоохранной акции. Папы не заставили долго ждать, малыши начали приносить кормушки.  В январе, феврале трехлетние дети  с помощью взрослых с удовольствием кормили  птиц на участке, каждый день, радуясь тому, что птички клюют корм, которые приносят детишки.  

   В декабре  во время целевой прогулки мы предложили  детям  понаблюдать за занятиями старших дошкольников на  участках. Выяснили, что они сгребают снег для снежных построек. Одни строят горку, другие  лепят  лошадку и т.п. На вопрос: «А для чего старшие дошкольники сгребают снег?», малыши ответили: «Играть!». Далее в ходе беседы уточнили,  для чего нужна горка  (чтоб кататься), лошадка (чтоб сидеть), елочка (чтоб  водить хороводы). На вопрос: «Может и нам построить что-нибудь?», дети ответили: «А у нас и машина, и домик, и лошадки есть!»

  1. Основной этап

1-этап: Постановка проблемы.
       Через несколько дней всю ночь шел снег.
Мы заранее попросили дворника не очищать наш участок. Проходя мимо участка старших детей, мы похвалили их за красивые снежные постройки, очищенный от снега участок.   А на нашем участке обнаружили, что выпало очень много снега, все  осталось под снегом (кусты, деревянные и железные мафы, площадка для игр), невозможно  подойти к кормушкам, к машине, качелям, к колесам, к домику, бегать,  играть. А птичек надо кормить. Без игр на прогулке тоже скучно. Значит, что-то надо делать. Дети дружно сказали: «Копать!» Мы их похвалили: «Молодцы! Участок надо очищать от снега, тогда мы доберемся до кормушек и будем сыпать корм. Откапывать  машину, качели, колеса и т.д. не получится, так как они находятся по краям участка, такую большую площадку мы не успеем очистить на прогулке. Но мы можем построить что-то другое, вместо мафов, чтобы на участке можно было организовать веселые игры. Но из чего строить, ведь на участке, кроме снега ничего нет. Малыши предложили построить из снега. Мы сказали о том, что постройки должны быть прочные, удобные и красивые.

Итак, возникла проблема, которую предстояло решать совместно:  Какие  постройки нужно соорудить на участке, чтобы они были необычными, красивыми, удобными для организации игр?

2-этап: Обсуждение проблемы, принятие задач.

Дети предложили свои варианты (нужно построить горку, чтобы кататься;  машину, елку, кораблик или пароход). Мы  поддержали их идеи.  Однако сказали, что все это уже есть на других участках,  а мы могли бы построить снежные сооружения, которые напоминали бы наш город.  Тогда  участок будет красивым, необычным, потому что мы живем в красивом и уютном городе. Спросили о том, какие сооружения, памятники есть в нашем городе. Они назвали дома, магазины, детские сады, хлебозавод, Чертово городище. Мы ненавязчиво подводили  детей к тому,  что, действительно, чтобы Снежный город был похож на наш город Елабугу,  обязательно,  нужно построить Чертово городище, так как оно является самым известным памятником, знаком,  символом нашего города и стоит оно уже давным-давно  (1000 лет) на высокой горе на берегу реки Кама.  Летом по реке Кама плывут пароходы, лодки, баржи.  По улицам города едут машины. Все это мы можем лепить. Женя сказал, что он очень хочет лепить печку, чтоб испечь колобка. В ответ прозвучало согласие: « Место для нее мы найдем. И с завтрашнего дня начнем строить Снежный город (город из снега)!»

Итак, обсудив проблему,  мы решили построить на участке «Снежный город», где будут красивые снежные постройки для игр, куда будут прилетать птички. Для этого решили:

-Очищать участок от снега (чтобы можно было добраться до кормушек, сыпать корм, наблюдать за птичками, побегать, поиграть);

-сгребать снег для построек: горки, машины, кораблика, печки, Чертово городища;

-слепить постройки из снега:

-украсить снежные постройки;

-подкармливать птиц.

На следующий день мы с малышами начали сгребать снег для снежных построек: горки, машины,  кораблика,  печки, Чертово городища. Но лепить не удавалось, так как снег был не липким. Дети начали спрашивать о том, почему же постройки ломаются. В ходе экспериментов, выяснили, что снег должен быть липким. Пришлось ждать подходящую погоду. А дети с нетерпением ждали, когда же можно будет слепить задуманные сооружения. Мы читали им художественные произведения о зиме. Наконец, настали дни с подходящей погодой для лепки. В результате усердного труда на участке  появились горка, машина,  лодка, печка из снега. Мы начали подбирать место (горку) для Чертово городища.  Опять возникла проблема: где будет стоять башня: на большой горке или на маленькой?

Общими усилиями проблему решили:  одинокую башню построили на маленькой горке возле  деревянного домика. Дети очень обрадовались сооружениям. Однако вскоре выяснилось: снежные постройки оказались непрочными, ломались. Надо было решить новую проблему: Что еще нужно сделать, чтобы постройки были прочными, не сломались во время катания с горки, игры на машине, в пароходе и т.д. Ответ был найден в ходе эксперимента с водой в группе (превращение воды в лед). На прогулке начали работу по обледенению построек, но работа шла медленно. Малыши предложили пригласить мам и пап для оказания помощи. С помощью родителей  постройки были готовы для организации прогулок. Все были в восторге от полученного результата: дети катались с горки,  плыли на корабле,  путешествовали в машине, пекли колобка  в печке, к Городищу  ходили на экскурсию, показывали своим игрушкам.

После новогодних каникул на прогулке заметили,  что все постройки остались под снегом. Начали планировать предстоящую работу, было принято решение: очистить постройки от снега. Дети взялись за лопатки, начали откапывать  постройки. Трудились всю прогулку наряду со взрослыми. Одни катались на горке, другие усердно очищали от снега участок. Учитывая, что воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду взрослых  является важной задачей в детском саду, мы обращали постоянно  внимание детишек на труд дворника, учили выполнять трудовые действия с лопатой, не забывая при этом правила безопасного поведения.  В последующие дни  мы украшали ледяные постройки кусочками ткани, гуашью, каждый раз решая какую-нибудь проблему с детьми. В ходе решения каждой возникшей проблемы дети учились планировать свои действия, объединяться в маленькие подгруппы по 2-3 человека, общаться со взрослым, со сверстниками, договариваться. Первый раз  Чертово городище украсили по желанию малышей цветочками, вырезанными из ткани. Но сначала детям нужно было найти ответ на вопрос:  «Как прикрепить украшение из ткани к ледяной поделке?» Ответ был предсказуем: «Клеем!». Но мы «приклеили» водой. Украшенная башня вызвала чувство восторга у детишек. А в группе мы, педагоги,  поинтересовались,  правильно ли мы украсили башню? Как узнать об этом?  Ответ был найден: посмотреть в книгах.

Вопрос о том, как  выглядит Чертово городище,  привело к новому, параллельно идущему проекту о достопримечательности родного города и временах года. В ходе просмотра фотографий,  иллюстраций, рисунков,  шариков с эмблемой  Елабуги, печенья с изображением символа Елабуги;  поделок, изготовленных выпускниками и родителями, выяснили, что Чертово городище и гора,  на которой оно стоит,  выглядят по-другому.

Для поддержания интереса маленьких детей очень важно, чтобы воспитатели как можно больше использовали элементы сюжетно-ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие-либо игрушки. В программе экологического воспитания «Юный эколог» рекомендуется включать в занятия  наблюдения, труд в природе, игровые обучающие ситуации, в которых используются игрушки, изображающие природные объекты (животные, растения) [7: 92].

         Учитывая это,  в ходе реализации нового проекта в группе были организованы дополнительно игровые ситуации  «Приключения  Хрюши и Лошадки», «Экскурсия  к Чертово городищу».    В ходе практической деятельности с игрушками дети убедились, что горка, на которой стоит памятник, выглядит по-разному в разное время года: например, трава зеленая летом, желтая осенью, нежно зеленая весной.

Непосредственную образовательную деятельность  по ознакомлению с окружающим мы организуем по курсу «Здравствуй, мир!», где каждое время года соотносится с определенным цветом: у Осени желтое платье, у Лета – зеленое, у Весны – светло-зеленое, у Зимы – белое. Малыши нашей группы могут определить тона цветов (темный – светлый), так как проводятся специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия,  цветовосприятия.

  Во многих программах для обозначения лета предлагают  выбирать красный цвет, называя  лето –  «Лето красное».  Однако  для детей с нарушением зрения красный цвет больше ассоциируется осенью: красные листочки (мы за ними наблюдаем на участке, собираем букеты, танцуем  с ними, поем песни). Поэтому для обозначения лета мы выбрали зеленый цвет, для весны  – светло-зеленый. Для моделирования осени выбрали желтый цвет, для  зимы  -  белый  цвет.

 Во время  игр, игровых ситуаций большое внимание уделяли правилам поведения в природе: разыгрывали сюжеты и детей подводили к тому, что нельзя оставлять за собой мусор на земле, в траве, нужно его собрать, положить в урно. Если нет его, то надо мусор забрать.

Узнав больше о памятнике,  дети захотели украсить  ледяную постройку (Чертово городище)  так, как оно  выглядит летом.  Всей группой запланировали предстоящую работу: покрасить горку  и крышу башни зеленой гуашью,  нарисовать квадратные окна и дверь. Перед прогулкой малыши помогали  подготовить материалы (гуашь, кисточки, лейки)  для предстоящей  совместной деятельности  на участке.  На прогулке раскрасили башню.  Дети помогали  «советами», поливали из лейки цветную воду. Результатом остались довольны все участники процесса.

А потом начались морозы. Малыши всю неделю гулять не ходили, так как на улице было очень холодно.  Мы,  педагоги,  решили провести эксперимент: изменить часть украшений и проверить: заметят ли  дети 3-4 лет незначительные изменения на участке. Для поддержания интереса, развития внимания, воображения, речи  детей  перекрасили горку  с башней  в другой цвет. На крышу  башни приклеили круг из серой ткани, а саму башню оклеили серыми овалами из ткани.  В печку «посадили» колобка, приклеили дополнительно кружочки на пароходе, елочки на горке и т.д. Выходя на прогулку,  дети побежали к любимым постройкам. И тут со всех сторон  послышалось: «Смотрите, смотрите, кто-то здесь рисовал… В печку колобка посадили…Осень, осень наступила…и т.д.».  Дети были рады новым украшениям, а воспитатели тому, что дети заметили изменения, произошедшие в их отсутствие. Сделали вывод: значит, детям нравится Снежный город.

Мы ежедневно на участке наблюдали за предметами ближайшего окружения, объектами живой и неживой природы,  обращая внимание детей на красоту природы родного города, стараясь при этом вызвать желание узнать о Елабуге больше и бережно относиться к окружающему  миру (птицам и растениям).

 Сложность этого проекта в том, что природа непредсказуема, поэтому иногда задуманное приходилось откладывать на неопределенный срок. Зато благодаря этому появлялись новые проблемы, которые не были запланированы заранее. Постоянное решение маленьких проблем совместными усилиями позволили нам развить у детей внимательное отношение к окружающей природе. Дети стали наблюдательными, начали замечать даже незначительные изменения на участке и сообщать об этом педагогам и сверстникам.

Наблюдения за явлениями природы и эксперименты со снегом и водой позволили нам формировать первоначальные экологические  знания  у детей 3-4 лет: представления о временах года,  о свойствах воды, снега  и  умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Проект подразумевает интеграцию различных областей.  В связи с этим в

творческой мастерской в утренний или вечерний отрезок времени  занимались художественным творчеством: индивидуально или по подгруппам (3-4 человека) учили детей  обводить по трафарету Чертово городище, рисовать камушки башни пальчиками и палочками, а также лепить  из пластилина башню. С целью поддержания интереса к проекту предлагали детям обыгрывать творения с помощью игрушек.

Игра среди всех видов деятельности  имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Экологическое воспитание в детском саду необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр [5: 92].

 В группе  были организованы  дидактические игры: «Спрячь Дракончика», «Опиши игрушку»,  «Поставь Чертово городище на указанное место»,  «Найди, где спрятано?», «Что изменилось?», «Из чего сделано?», которые способствовали  развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, тактильных ощущений,   моторики,  речи, пространственной ориентировки детей второй младшей группы.

Малыши с удовольствием  исполняли свои роли в сюжетно-ролевых играх «Чертово городище и Дракончик»,  «Водители и инспектор ГИБДД», «Экскурсии к Чертово городищу»,  организованных  воспитателем. В самостоятельной игровой  деятельности применяли полученные знания и навыки.

Также как и в группе, на прогулке были организованы подвижные игры «Беги к Чертово городищу», «Найди, где спрятано», способствующие формированию и совершенствованию основных видов движений.

 Хочется отметить, этот проект не из легких, так как с детьми зимой на улице лепить, красить сложно. Нельзя забывать о безопасности детей. Малыши  быстро отвлекаются, разбегаются. Но нам было не так уж и сложно, так как у нас коррекционная группа, детей было на тот момент всего 10 человек. На прогулку выходили  два педагога: воспитатель и тифлопедагог. Дети все время находились под присмотром взрослых. Поэтому они занимались каждый своим любимым делом (игрой, трудом и т.д.)

4-этап: Презентация продуктов деятельности

Когда «Снежный город» был готов, решили презентовать полученный продукт. Пригласили в гости детей подготовительной к школе группы. Малыши  объединились с помощью педагога по 2-3 человека, приглашали поиграть постройками. А мы помогали им подсказками.  Сюжетно-ролевые игры были короткие, но малыши были счастливы тем, что постройки понравились детям другой группы. Не забыли похвастаться кормушками. Старшие дошкольники тоже с удовольствием поиграли в «Снежном городе» с малышами.

Во время прогулки другие группы без приглашения приходили в гости. Всех привлекала всем знакомая одинокая башня на холме. Они приходили и начали сравнивать, похожа ли постройка на настоящее Городище или нет. А наши малыши бежали к ним, пытаясь рассказать о башне.

Параллельно реализуемые два проекта поддерживали друг-друга в течение двух месяцев, благодаря чему творческий проект «Снежный город» вместо запланированного одного месяца длился три месяца, а дети не утратили интерес к Снежному городу.

5-этап: Постановка новой проблемы.

Далее был придуман новый творческий проект с детьми под названием «Весенний участок», так как возникла новая проблема: Как сделать участок  красивым и чистым весной?

Результат: 

Творческий проект для малышей «Снежный город» оказался интересным, увлекательным для взрослых и детей, способствовал сближению родителей и детей, педагогов.

Благодаря проекту прогулки были эмоционально окрашены,  доставляли радость детям. Малыши всю зиму кормили птиц на участке. У детей появился интерес к памятникам родного города; начали узнавать Чертово городище  на фотографиях, рисунках.

Дети начали бережнее относиться к предметам рукотворного мира, которые находятся на участке и в группе  детского сада; замечать изменения в природе, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы  (тает снег, потому что солнце светит, стало теплее на улице, наступает  весна).

В начале марта  заметили, что украшения от ледяных построек отклеились, в ходе обсуждения пришли к выводу, что надо их собрать в ведро, чтобы было чисто на участке.

Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные  проявления ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и экологической культуры [3: 34].

Литература:

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие  для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

2. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72 с.

3. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов в начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004. – 320с.    34.

4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под.общ. ред.Т.И. Оверчук. – М., 2004. – 136 с.  :5

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2006. – 96 с.

6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми  младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. ; 5].

7. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128с. : 92

Приложение

Декабрь. Познание. Коммуникация. Наблюдение за погодой. Задачи: Помочь детям охарактеризовать состояние погоды, сравнивать его с погодными условиями, наблюдавшимися днем, выявить, что изменилось. Развивать у детей наблюдательность, связную речь, познавательный интерес.

Декабрь. Труд. Трудовые поручения: очистка участка от снега, сгребание снега для будущей постройки (горки). Кормление птиц. Задачи: Формировать у детей навыки выполнения несложных трудовых действий, учить выполнять поручения дружно, работать совместно, радоваться достигнутым результатам.

Декабрь. Труд. Социализация. Коммуникация. Трудовые поручения: насыпаем горки для создания построек из снега. Задачи: Учить детей участвовать в совместной трудовой деятельности, договариваться о взаимопомощи и сотрудничестве, распределять фронт работы.

Декабрь. Познание. Исследовательская деятельность: опыты со снегом. Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами снега, предложить определить, лепится ли снег сегодня, научить лепить из снега шары, складывать из них различные фигуры: снеговика, крепость, животных.

 Декабрь. Познание. Коммуникация. Чтение. Рассматривание картин, фотопейзажей, иллюстраций к книгам на тему «У природы нет плохой погоды» (раздел «Зима»). Чтение потешки «Уж ты зимушка, зима». Задачи: Систематизировать  и дополнить знания детей о характерных признаках зимы, активизировать  в речи  и уточнить понятия, связанные с зимними явлениями  природы.  Приобщать детей к словесному искусству.

Декабрь. Познание. Компьютерная презентация «Зима». Разгадывание загадок о зиме. Задачи: Продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, отмечать признаки зимы, учить воспринимать описание предметов  и явлений.

Декабрь. Художественное творчество. Рассматривание фотографий  зимних пейзажей. Задачи: Познакомить детей с фотоискусством, вызвать интерес, эмоциональный отклик. Учить передавать  в речи  впечатления формировать представления о  работе фотохудожника.

Декабрь. Познание. Коммуникация. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Задачи: Уточнить и дополнить  знаний детей о характерных признаках зимы. Активизировать словарь, развивать связную речь.

Декабрь. Труд. Социализация. Трудовые поручения:  лепим снежные постройки. Задачи: продолжать учить детей участвовать в совместной трудовой деятельности, договариваться  о взаимопомощи и сотрудничестве, распределять фронт работы.

 Декабрь. Познание. Коммуникация. Экспериментальная деятельность: опыт «Свойства  воды». Задачи: Предложить детям рассказать, опираясь на свои знания и опыт, что произойдет с водой в формочках, если  поместить в холодильник. Организовать проверку предположений детей опытным путем.

Декабрь. Труд. Социализация. Трудовые поручения: полить постройки водой из лейки. Задачи: Вызвать чувство радости от проделанной работы, желание обыгрывать ледяные постройки.

Декабрь. Труд. Социализация. Коммуникация. Обледенение снежных построек с помощью родителей. Задачи: способствовать сближению и сплочению детей и родителей.

Декабрь. Социализация. Коммуникация. Организация сюжетно-ролевых игр на участке «Машины», «Путешествие на корабле», «Испечем колобка», «Экскурсия к Чертово городищу», катание с горки.

Январь. Социализация. Художественное творчество. Украшение снежных построек кусочками ткани.

Январь . Познание. Коммуникация. Наблюдение: свойства снега. Эксперимент: «Цветной снег». Украшение  Чертово городища гуашью (лето наступило) Задачи: Расширять представления детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты  зимней природы, радость от прогулки. Развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Январь. Социализация. Коммуникация. Обыгрывание украшенных построек. Задачи: вызвать чувство радости и восхищения, желание играть с постройками.

Январь. Познание. Коммуникация. Эксперимент «Что изменилось на холме?» (перекрашивание Городища). Задачи: Учить детей понимать суть задания. Развивать память, наблюдательность, связную речь.

Январь. Познание. Дидактическая игра «Найди игрушку». Задачи: Формировать у детей умение ориентироваться  в пространстве, при помощи воспитателя описывать положение игрушки относительно различных объектов.

Январь. Физическая культура. Подвижная игра «Найди, где спрятано». Задачи: Формировать умение соблюдать правила игры, обогащать двигательный опыт. Развивать способность ориентироваться в пространстве.

Январь. Социализация. Самостоятельная игровая деятельность. Задачи: Способствовать возникновению игр детей  с любимыми  постройками. Учить налаживать контакты в игровой деятельности, разрешать конфликтные ситуации.

Февраль. Социализация. Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Идем к Городищу». Задачи: Поддерживать интерес детей к сюжетно-ролевым играм, помогать осваивать действия с игрушками и ролевые действия, обогащать игровой опыт. Развивать диалогическую форму речи.

Февраль. Физическая культура. Подвижная игра «Бегите к Городищу». Задачи: Упражнять детей в беге, совершенствовать пространственную ориентировку, слуховое восприятие. Поощрять участие в совместных играх.

Февраль. Труд. Трудовые поручения: уборка снега на участке. Задачи: Организовать уборку снега, поддерживать  у детей желание трудиться, самостоятельно выполнять трудовые поручения, приносить пользу.

Февраль. Труд. Трудовые поручения: очистка дорожки, построек от снега. Задачи: Формировать у детей соответствующие трудовые навыки. Объяснить  важность этой работы, воспитывать трудолюбие.

Февраль. Познание. Социализация. Компьютерная презентация «Наш город». Задачи: Учить детей правильно называть  родной город, продолжать знакомить с улицами, достопримечательностями города. Воспитывать любовь к своему городу.

Февраль. Физическая культура. Коммуникация. Подвижная игра «Найди, где спрятано». Задачи: Развивать у детей способность ориентироваться в пространстве, учить отражать поисковые действия в речи, используя соответствующую лексику.

Февраль. Познание. Социализация. Беседа на тему «Мой город». Рассматривание  картин и фотографий.

Задачи: Актуализировать и дополнить знания детей о родном городе. Вызвать чувство восхищения красотой родного города, воспитывать любовь к родному городу, стране.

Февраль. Физическая культура. Подвижная игра «Найди, где спрятано». Задачи: Развивать  у детей способность ориентироваться в пространстве, повышать двигательную активность, доставлять  радость от игры.

Февраль. Социализация. Самостоятельная игровая деятельность. Задачи: Учить детей находить  занятие по интересам, объединяться  в микрогруппы, договариваться  о взаимодействии. Формировать коммуникативные навыки.

Февраль. Социализация. Самостоятельная игровая деятельность. Задачи: Формировать у детей умение готовить обстановку для игры, договариваться о взаимодействии, подбирать необходимые атрибуты.

Февраль. Социализция. Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Идем к Чертово городищу». Задачи: Познакомить детей с новыми способами ролевого поведения, побуждать к действиям с новыми атрибутами, формировать умение поддерживать ролевые диалоги. Учить использовать в игре свои знания, личный опыт.

Февраль. Познание. Труд. Наблюдение: сугробов все больше и больше. Трудовые поручения: уборка снега. Задачи: Обратить внимание детей на то, как увеличиваются сугробы, предложить им пояснить, почему так происходит. Организовать  уборку снега с участка.

Февраль. Познание. Коммуникация. Наблюдение за погодой. Задачи: Помочь детям охарактеризовать состояние погоды, сравнивать его с погодными условиями, наблюдавшимися днем, выявить, что изменилось. Развивать у детей наблюдательность, связную речь, познавательный интерес.

Февраль физическая культура. Подвижная игра «Бегите к Чертово городищу» Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, упражнять в беге. Развивать выносливость, скоростные качества.

Февраль. Коммуникация. Малоподвижная игра «Найди, где спрятано?»

Задачи: Формировать у детей умение устанавливать пространственные отношения между предметами, характеризовать местонахождение  предмета.  Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.

Февраль. Презентация Снежного города для старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей второй младшей группы с цветом «Город цветных человечков»

Цель:        Закрепить представления детей о цветах. Продолжать учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, фу...

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы «Вместе весело шагать по улицам родного города».

Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического соз...

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей второй младшей группы по теме: «Путешествие в город мастеров».

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными.В ходе игры были предложены детям интересны...

Познавательно-творческий проект «Воспитание навыков безопасного поведения детей через сказку» для детей второй младшей группы

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира. Младший  дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развивают...

КонспектОД для детей второй младшей группы. с использованием здоровье сберегающими технологиями . Тема: «Озорные медвежата». Образовательная область: физическое развитие. Воспитатель:Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР – д/с№14 город Кропоткин

Конспект образовательной деятельностидля детей второй младшей  группы.с использованием здоровье сберегающими технологиями (дыхательная гимнастика, точечный массаж).  Тема: «Озорны...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей второй младшей группы «Творческая мастерская»

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...

Консультация и мастер- класс для педагогов второй младшей группы Развитие творческих способностей детей второй младшей группы, посредством использования нетрадиционной аппликации

Детское творчество - это создание ребенком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, поделки) ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Не доводят начатое дело до конца Не проявляют упорства и терпения при выпол...