Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми
опыты и эксперименты на тему

Значение регионального компонента в ознакомлении детей  дошкольного возраста с тувинскими народными играми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_tuv._igrami.docx61.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение регионального компонента в ознакомлении детей  дошкольного возраста с тувинскими народными играми. 

                                             Хочешь узнать человека - смотри на его поведение,                                                                          

                                 Хочешь узнать ребенка - смотри на его игры.

                                                                              Г. Н. Волков.

             Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою малую Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки,  окружающей его природы и, конечно, через игру.

             Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности - это я считаю  первой актуальной точкой в моей педагогической концепции, потому что необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Республике.

             Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой.

           С чего я и начинала  строить свою работу с детьми?  Планируя работу,   главной целью я ставила, в первую очередь создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно- нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту, так как это является тоже актуальным  в связи с переходом на ФГТ по требованию  к реализации основной общеобразовательной программы. 

             Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народа Тыва; с изобразительным и декоративно--прикладным искусством Тывы; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Тыве.   Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы, педагоги,  вводим его в мир общечеловеческих ценностей, где  национально-региональный компонент   пронизывает  все формы и направления воспитательно-образовательного процесса.  Ознакомление с национальной культурой осуществляла я, через все виды  деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую.  Из своего опыта уяснила, что одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, неповторимый  игровой  фольклор, так как радость движения  в них сочетается с духовным обогащением детей, также эмоционально воспринимается детьми тувинские народные сказки. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в  этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.       Реализация национально-регионального компонента в дошкольном учреждении  происходит не только в учебном процессе, но и в  ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В своей работе с детьми стараюсь включать в сценарии праздников и развлечений тувинские  народные песни и танцы. Такие праздники , как  Шагаа создают атмосферу теплоты,  способствуют развитию интереса, дружеских отношений к тувинскому народу, его обычаям и традициям. Знакомство с

национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее,   на мой взгляд, проводить  через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории начинался с уголка национальной культуры. В своей группе я создала мини - уголок при помощи бабушек и дедушек моих воспитанников, где собирались подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный  интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют   их представления о жизни предков в прошлом. В этом уголке для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края,   определенному народу, его национальным традициям.  Также  в своей работе широко использую произведения декоративно-прикладного искусства тувинского народа. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. На все эти занятия приходит в гости кукла  в национальном тувинском наряде. Это вызывает у детей интерес и повышает  их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство. Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте  и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Анализируя и сравнивая произведения  устного народного творчества, дети  узнают,  что тувинцы  и   русские одинаково оценивают моральные качества человека.  Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к  Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

             На начальном этапе работы по данной теме особенно важным было составление и использование мною проектной деятельности на тему «Тувинские народные игры», далее «Наследие тувинского народа», где были запланированы совместная деятельность воспитателя и детей на следующие темы: "Моя Тува", "История моего народа", "Сундучок с узорами", «В гостях у бабушки Эне», «В мире сказок» и т.д.  Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность,

следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочивала к конкретным событиям и праздникам. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста  характерны  кратковременность интересов, неустойчивое

внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

              Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в дидактической игре "Разрезные картинки" ребенку предлагается составить и определить название национальной одежды или домашней утвари . Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по реке Енисей, по родному городу и т.д.). Таким образом, каждая тема  подкреплялась мной различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляла во время общих праздников.

              Однако из опыта хочется отметить, что если педагог сведет работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к Отечеству. Такую задачу можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребенком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

              В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать основные направления в изучении регионального компонента, которые имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем.  К ним следует отнести:

             - ознакомление дошкольников с окружающей природой;

             - ознакомления с особенностями своего города;

             - ознакомление с культурой и искусством родного края;

             - ознакомление с родной страной.

             Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного

учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны исторического воспитания детей в

конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.  

                 Тщательно проработав  с моими воспитанниками два года  по выше изложенной методике, пришла  к выводу, что приобщение  детей к   народной культуре  более эффективна  и интересна  через использование тувинских национальных  игр. Так как тувинские национальные игры в большинстве  своем  подвижные, они   являются наиболее эффективными  для тренировки детского организма, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.  Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги (игра «Слепой черт» или «Аскак-кадай») непосредственно характеризуют персонажей  и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, (н-р: «Чинчи чажырары», «Кымчы кагары», «Шалбадаары») т. е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.

                   Приобщая своих воспитанников, к народной культуре через тувинские национальные  игры  могу сказать, что  по содержанию тувинские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.  При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники). Но мне, кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.  Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную  сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям также лучше  ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяются, повторются и эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.  Народное воспитание имеет еще одно, на мой  взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.

   Тыва - край горных вершин,  хвойных лесов  и сухих степей, поэтому  климат резко континентальный. Издревле главными исконными занятиями  местного населения  является  скотоводство и охота. Это отразилось и на содержании тувинских народных игр и состязаний, среди которых с древнейших времен особенно популярными   были конные состязания «Аът чарыштырары», стрельба из лука «Кара адары», игра «Ловля арканом» или «Шалбалап ойнаары». Характерно, что тувинская национальная борьба «Хуреш» до сих пор по традиции начинается ритуальным «Танцем орла - Девиг». У тувинцев очень много  разновидностей  игры в кости «Кажыктаары», и с ремнями, составляющими необходимую принадлежность труда и быта скотоводов. Ремни применялись при стрельбе из лука в мишень «Баг кагары». Сплетенные особым образом ремни заменяли

деревянные чурки в сходной с «Городками» игре «Выбивание ремня» («Баг кагары»). Искусно изготовленные ремни служили в качестве призов для победителей во многих тувинских народных состязаниях и играх.        В тувинских народных играх ребенок находит возможность реализовать   присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Дети очень любят игру в кости, с   удовольствием играют в домино, шашки.

                 Народные игры тувинцев и близлежащих родственных народностей использовались в большинстве своем в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. По своему характеру и целям они соответствуют наиболее типичным производственно-бытовым действиям этих народов. Их содержание понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребенок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познает основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психологически развиваться. Социальная и эстетическая роль тувинских народных игр в наше время - время всеобщей грамотности и высокой культуры - стала иной, чем раньше.  И еще, народное воспитание создает у  детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

Подводя  итоги всей проделанной работы, хочется  отметить:

что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения на  природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям и к  окружающим.

       Данная работа нашла  отклик со стороны родителей. Проводились экскурсии, викторины, совместные соревнования, досуги,  праздник Шагаа. Такие совместные мероприятия  показали, что родители  включились в краеведческую работу, вместе с детьми обобщили и уточнили свои знания.  Между родителями и детьми  и дошкольным учреждением устанавливаются  партнерские отношения.

     Таким образом, можно считать, что цель  моей работы достигнута.

Дети приобщились к историческим и духовным ценностям родного края, с уважением относятся к культурным национальным традициям. Мне удалось сориентировать родителей на нравственно- патриотическое воспитание детей в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"

Цели:Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте.  Месторасположении его на карте .Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сиби...

Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину....

ИНФОРМАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» Тема: «Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Пред...

Консультация для родителей "Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми"

Консультация для родителей "Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми"...