Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края.
консультация на тему

Алексеенко Галина Ивановна

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_region._kompon.3.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

 

Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

 Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

 Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

История Иркутской области, города Тулуна, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.

 О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра.  Имея в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

 Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

 Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

 Народное воспитание имеет еще одно преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.

 И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности  - основа будущего патриотизма.                                                                                                                

 Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

 Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны исторического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 Исходя из этого, изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края выражается в следующем:

 - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

 - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

 - воспитание уважения к труду;

 - развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

 - формирование элементарных знаний о правах человека;

 - расширение представлений о городах Республики;

 - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

 - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

 - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 Историческое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

 Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

 У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

 Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

 Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

 Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

 Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

 Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Республики, со столицей, с гимном, флагом и гербом государства.

 Однако следует подчеркнуть, что предложенная система исторического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

 Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

 Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

 - повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

 - везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

 - люди берегут и охраняют природу;

 - есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

 Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

 Огромное значение имеет ознакомление детей с историей родного края. Давая знания и воспитывая в детях любовь к Родине, к городу, к людям, природе, животным – мы воспитываем в ребенке настоящую личность, частицу нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми

Значение регионального компонента в ознакомлении детей  дошкольного возраста с тувинскими народными играми...

ИНФОРМАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» Тема: «Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Пред...

Консультация для родителей "Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми"

Консультация для родителей "Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми"...

«Ознакомление детей с историей родного края, на основе краеведения и музейной педагогики»

Одна из проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к традициям и культуре своего народа, семьи, родного края....

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....

Взаимодействие с родителями в процессе ознакомления детей с историей Родного края и творчеством карельских писателей. Доклад. Из опыта работы..

Так как мы работаем в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, то большое место в своей проектной деятельности отводим на чтение детям художественной литературы. И, конечно же,  привлекаем ...