Взаимодействие с родителями в процессе ознакомления детей с историей Родного края и творчеством карельских писателей. Доклад. Из опыта работы..
проект (старшая группа)

Каменская Юлия Александровна

Так как мы работаем в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, то большое место в своей проектной деятельности отводим на чтение детям художественной литературы. И, конечно же,  привлекаем  к этому родителей группы.

 Познакомим вас с основными способами, видами работы, мероприятиями, проведёнными нами для решения задач проектов.

Учитель-логопед: Захарова Татьяна Васильевна,

Воспитатели: Каменская Юлия Александровна, Епишева Светлана Александровна 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Доклад: Взаимодействие с родителями в процессе ознакомления детей с историей Родного края и творчеством карельских писателей. (из опыта работы).

         За последнее время нами были реализованы 2 проекта по ознакомлению с Родным краем. 1 Проект:  «Писатели Карелии  - детям», приуроченный к 100-летию Республики Карелия. (Титульный лист с названием).     2 проект  «Карелия и Пётр 1», посвящённый 350-летию со дня рождения Петра Великого.

Цель проекта «Писатели Карелии – детям» :  формирование у детей представлений о Малой родине на основе литературных произведений. Через произведения карельских писателей (Татьяны Л. Шапиро, Веры П. Линьковой, Андрея Сунгурова, Светланы Зааловой, Елены Харламовой и т.д.). Мы познакомили детей с растительным и животным миром, достопримечательностями Карелии, с общечеловеческими ценностями. Одна из важных задач проекта – поддерживать интерес к звучащему слову у детей и родителей, способствовать их словотворчеству. Способствовать развитию семейного чтения.

Цель проекта «Карелия и Пётр 1»: формирование элементарных представлений у дошкольников о роли Петра 1 в истории Карелии, Петрозаводска. На доступном для наших детей уровне, специально адаптировав для них информационный и художественного слова материалы, рассказали о зарождении города Петрозаводска, отечественного военного флота и курортного дела в Карелии в петровскую эпоху. Познакомили детей с такими положительными качествами характера Петра 1, как любознательность, трудолюбие, целеустремлённость, смелость.

Так как мы работаем в группе для детей с ТНР, то большое место в своей проектной деятельности отводим на чтение детям художественной литературы. И, конечно же,  привлекаем  к этому родителей группы.

 Познакомим вас с основными способами, видами работы, мероприятиями, проведёнными нами для решения задач проектов.

 Подготовительный этап проектов

Сначала мы провели консультацию для родителей на тему «А знаете ли вы?», на которой постарались увлечь их, «заразить» художественным карельским  словом, т.к. родители искренне признались нам в том, что им  известно творчество А. Барто,  К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкого. Поэтому мы постарались выбрать самые интересные стихи и отрывки из прозы детских карельских писателей и выразительно прочитать перед родителями.

       А после озвучивания темы проекта о Петре I и Карелии, многие родители предположили, что для  дошколят это пока сложно и рано. Для того, чтобы разуверить родителей в этом, мы познакомили их на консультации с интереснейшими фактами по этой теме. Например, что город Петрозаводск – это единственный город, названный в честь великого царя, хотя Пётр и основал много российских городов во время своего правления.  Мы объяснили родителям, заверили их, что весь материал, который они помогут нам собрать по этой теме, будет переработан нами и доступен, а также интересен для детей нашей группы.

  • В раздевалке на стендах для родителей – размещали актуальную, увлекательную  информацию по темам проектов.
  • подготовительный  этап

Таким образом, при тесном взаимодействии с родителями проходил Сбор информации по теме проекта. Были созданы тематические уголки, стенгазеты, книжные выставки, фотовыставки «Мы живём в Карелии», созданы электронные картотеки с предметными, сюжетных картинками, изображающими быт карел, их трудовую деятельность,

 Созданы родителями презентации о любимом уголке Карелии или города,  электронные фотоальбомы «Путешествуя по родному краю или городу» и т.д). А также собирали статьи, вырезки из газет, журналов . Например, обнаружили в журнале «Онежский экспресс» за 2010 год интересную рубрику для детей Н. Синицкой «Рассказы дедушки Они». (Можно зачитать прямо из статьи!)

Основной этап проектов

  •  Посещение  совместно с родителями краеведческого музея и Музея Изобразительных искусств.
  • Родители помогли организовать Мероприятие с участием региональной общественной организации «Союз карельского народа»  

- Походы в библиотеку им. Н. Клюева. Работники библиотеки провели для детей и родителей мероприятия по темам «Знакомство с карельскими  сказками», «Детям о Петре 1».

                - Функционирует  для родителей Группа в Контакте «Радужка». Например, для тех родителей, которые не смогли посетить консультации, мероприятия, занятия, мы  выкладываем фото, видеоматериалы, презентации.

Родители вместе с детьми изготавливали модели кораблей петровской эпохи, участвовали в конкурсе «Пётр 1- корабельных дел мастер», где заняли призовые места.

- В логопедических домашних заданиях для автоматизации звуков, совершенствования грамматического строя, обогащения словаря ,просодических компонентов речи использовались тексты из  произведений карельских писателей. Например, закрепляли правильное употребление окончаний существительных множественного числа в предложном падеже  и автоматизировали  звук Х посредством стихотворения Т. Шапиро «Шла сороконожка…». Подключили и пальчиковую гимнастику.  

  • Конечно же, Чтение художественной литературы. Стихов, рассказов карельских писателей для дошкольников  по 1  проекту  много.
  •  К сожалению, художественной литературы для дошкольников по теме Петр I и Карелия очень мало. Например,  есть карельская сказка «Царь Петр и кузнец», несколько стихотворений российских авторов о Петре I для детей (авторы О. Емельянова, Е. Ефимовский), но и они всё равно больше предназначены для начальных классов. Также мы читали детям отрывки из книги С. Алексеева «Рассказы о Петре I, Нарве и делах воинских…», но приходилось предварительно выбирать  фрагменты  из текста и  адаптировать    для наших детей.
  • В проекте «Писатели Карелии – детям» - родители помогли нам подготовиться, провести итоговые мероприятия и  участвовали сами в них. Например, праздник «Карельские посиделки», на котором детей познакомили с карельскими пословицами, загадками; Поиграли в Карельские игры: «Каллат и верко», «Картошечка», «Сиди, сиди Яша», «Уж ты батюшка олень» и др.

 2-ое  проведённое мероприятие совместно с родителями называлось «Литературный калейдоскоп по страницам стихов карельских поэтов».  

Родители изготавливали костюмы, декорации, атрибуты к этому мероприятию.

             Родители совместно с детьми и педагогами группы разыгрывали сценки по полным текстам произведений карельских писателей или  инсценировали  фрагменты стихотворений.

Заключительный этап

В обоих проектах на заключительном этапе были организованы литературные гостиные, и это не случайно. Так как литературная гостиная - это такая форма организации художественно-творческой деятельности детей, где происходит свободное общение, тесное взаимодействие взрослых, детей и педагогов на литературном материале.

Основная задача литературной гостиной – обогащать родительско-детские отношения через эмоционально насыщенное общение в процессе знакомства с творчеством карельских писателей, таких как Татьяна Л. Шапиро, Вера П. Линькова, Андрей Сунгуров, Светлана Заалова, Елена  Харламова и т.д.

 Важный компонент   гостиной -  этические беседы родителей с детьми на основе чтения отрывков, рассказов, стихов карельских писателей.

Например,  при разговоре о правильном поведении на природе, о безопасности в лесу – нашими родителями декламировались отрывки из книги «Приключения неопытных туристов»  И. Вострякова. После прочтения родители  задавали детям проблемные вопросы, помогали выстраивать им ответы – рассуждения.

При разговоре с детьми о здоровом образе жизни родители читали детям рассказы из книги И. Вострякова «Быть здоровым – здорово!».

Состоялся мастер-класс  по отжиманию. (Видео Папа отжимается). В речевых группах всегда больше мальчиков, поэтому в проектную деятельность мы особенно активно стараемся привлекать пап, дедушек.

  Благодаря проекту не только дети приобрели новые знания, но и родители открыли для себя новые имена детских писателей родного края. Особенно наших родителей поразили весёлые, шуточные, остроумные, небольшие по объёму, лёгкие для запоминания стихи карельских поэтов.  Например: Т.Шапиро

«За грибами»

За грибами мы ходили.                                      

Мухомор мы обходили.

Мухомор совсем охрип,

Он кричал:- Я тоже гриб!!!

«Комар и крапива»

На крапиву сел комар

И кричит: - Какой кошмар!

Первая кусается - Так не полагается!

            В заключительном этапе проекта «Карелия и Пётр 1» также состоялась  литературная гостиная "Славное имя Петра".
Погрузиться в удивительную атмосферу петровского времени детям помогли их родители. Они увлечённо и старательно читали ребятам отрывки из прозы (С. Алексеев «Рассказы о Петре 1, Нарве и делах воинских»), поэмы А.С. Пушкина «Полтава», стихотворения (российских авторов, Е. Ефимовский, Олеся Емельянова), разыгрывали сценки о великом императоре.

Петра I мастерски перевоплотился дедушка одного из воспитанников.
Восторженным от увиденного ребятишкам он поведал о своём детстве и Полтавском сражении, а также дал напутствие: любить познавать новое и любить своё Отечество!  :          

    Мероприятие торжественным совместным прочтением стихотворения о великих деяниях Петра I, которое сочинили педагоги группы совместно с родителями.
Родители выразили желание продолжать традицию проведения подобных мероприятий в группе.

(Таким образом, на наш взгляд, взаимодействие с родителями в проектной деятельности  способствовало установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и  образования детей.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину....

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления их с природой родного края»....

ИНФОРМАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» Тема: «Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Пред...

Консультация для родителей. «Экскурсия – средство приобщения детей к истории родного края».

   Экскурсия – особая форма работы по развитию у старших дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Постигая новое, дети начин...

«Ознакомление детей с историей родного края, на основе краеведения и музейной педагогики»

Одна из проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к традициям и культуре своего народа, семьи, родного края....

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....