Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Стасенко Ирина Владимировна

Знакомство детей с историей Урала через произведения П. П. Бажова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная  деятельность

Образовательная область: познание.

Тема: Путешествие по родному краю.

Интеграция: коммуникация, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, безопасность..

Цель: Обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о творчестве уральского писателя П. П. Бажова

Задачи:

Образовательные:

1. продолжить знакомство детей с историей Урала через произведения П. П. Бажова;

2. активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий;

3. обобщить и систематизировать знания детей об Уральских драгоценных камнях;

4. побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предположения и суждения;

5. продолжать учить передавать в аппликации предметные изображения, развивать чувство композиции (учить красиво располагать изображение на листе бумаги) ;

6. закрепить приемы вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое.

Развивающие:

1. развивать мелкую моторику рук;

2. развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

3. развивать навыки аппликативной работы;

Воспитательные:

1. воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам;

2. воспитывать аккуратность; вызвать    положительные    эмоции,      связанные    с новыми

впечатлениями.

   Оборудование:

Волшебный шар, волшебная карта (по частям), дорожки украшенные шарами, цветами и камешками, кроссворд, портрет П. П. Бажова, коллекция камней (можно фото), игрушка «Козлика», конверты с заданиями,  альбомные листы на каждого ребенка, клеевые кисти на каждого ребенка, цветная бумага на каждого ребенка, ножницы на каждого ребенка, взрослые костюмы Хозяйки Медной горы и Сказочника, Огневушки – поскакушки, шкатулка, сундучок, письмо от Хозяйки Медной горы, образец Каменного цветка.

Предварительная работа:

1. Чтение сказов П. П. Бажова;

2. Пересказ и обыгрывание прочитанных сказов;

3. Художественно-творческая деятельность «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце»;

4. Беседы о П. П. Бажове и о драгоценных камнях Урала;

5. Рассматривание коллекций камней.

6. Заучивание стихотворений, загадок.

Ход занятия.

(дети находят в группе, стук в дверь и  появляется Сказочник)

Сказочник:

Давайте, познакомимся, друзья.

Ведь вы не знаете, кто я?

Я- добрый сказочник волшебник,

Люблю смеяться петь, шутить

Люблю дарить подарки детям,

И всех могу, я в сказку пригласить.

Вы все глазки закрывайте,

«Книгу сказок » в гости ожидайте…

Раз-два-три, «Книга сказок» к нам приди!

(звучит волшебная музыка, появляется шкатулка с конвертом, Сказочник исчезает)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь лежит украшенный драгоценными камнями, конверт… Интересно, что там написано?  «Дорогие мои маленькие друзья, жду вас в гости! Но путь ко мне не близкий, а поможет вам преодолеть его волшебный шар и первая часть карты. На пути вам встретятся  разные преграды,  но я думаю, что вы с ними справитесь и все преодолеете. Хозяйка Медной горы».

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в гости к хозяйке Медной горы?

Дети: Да. Конечно, хотим.

Воспитатель: Не боитесь преград, о которых вас предупреждала хозяйка Медной горы?

Дети: Нет, не боимся.

Воспитатель: Тогда в путь. (звучит музыка, перед детьми первая часть карты) .

Воспитатель: И так, чтобы благополучно добраться до владений хозяйки Медной горы, нам нужно собрать все части карты и пройти по волшебным дорожкам,  а поможет нам преодолеть все трудности волшебный шар. Впереди нас ждут много интересных заданий, выполнив которые, мы составим волшебную карту. А вот и первое задание, послушайте.   (появляется Огневушка-поскакушка)                         

Огневушка-поскакушка:

Я, веселая девчушка Огневушка-поскакушка

Всем на помощь прихожу.

Если друг в опасности, сразу помощь окажу.

Люблю я очень книги, А вы? – хочу я знать!

Попробуйте волшебные загадки отгадать…

Воспитатель: Огневушка-поскакушка наши ребята любят книги и знают много произведений разных авторов. Ребята сейчас я прочитаю вам отрывки из произведений, которые приготовила для нас Огневушка - Поскакушка, а вы попробуйте отгадать названия этих произведений.

1. Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонька и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними подпрыгивает…

Дети: Серебряное копытце.

Воспитатель: Правильно. Следующая загадка.

2. С этим, словом прислонилась к стеке малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея, руки…                     

Дети:  Малахитовая шкатулка.

Воспитатель: Молодцы!

3. Одна девочка на отшибе идет, годов так восемнадцати, Платьице на ней синее, платок на ней синий. И пригожая – сказать нельзя. Брови дугой, глаза – звездой, губы – малина, руса коса через плечо перекинута, а на ней лента синяя. И босиком вовсе…   

 Дети:  Синюшкин-колодец.

Воспитатель: Верно, Послушайте следующий отрывок.

4. Стоит красавица, про таких только в сказках сказывают. А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового малахиту платье с переливом. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладь.И вся то она изукрашена дорогими камнями. И так это платье сшито, как у цариц.     

Дети:  Медной горы Хозяйка.

Огневушка-поскакушка: Правильно. Вы отгадали все произведения и я даю вам следующую часть карты. (прощается с ребятами и желает им удачи).

Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием, можем теперь идти дальше.

Воспитатель: Ребята посмотрите на волшебный шар, он засеял разноцветными лучиками, видимо он хочет что – то, нам сказать. Давай его послушаем.

Воспитатель: Он говорит нам о том, что дальше идти мы не можем, нужно выполнить следующее задание.  Нам нужно с вами разгадать кроссворд. А разгодав кроссворд, мы узнаем кто  написал  «Малахитовая шкатулка», « Синюшкин-колодец» и много других произведений.

Воспитатель: вот и первый вопрос.

  1. Про какое копытце я вам читала?   

     Дети: Серебряное.     

  1. Как звали невесту Степана из сказа «Медной горы хозяйка».

     Дети: Настенька.

  1. Кто забрал к себе сиротку Даренку?

     Дети: Кокованя.

  1. Что Данила вырезал из камня?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Молодцы на все вопросы ответили. Кто мне может назвать фамилию автора?

Дети: Павел Петрович Бажов 

Воспитатель: Верно, написал их уральский писатель Павел Петрович Бажов. Его сказы как нельзя лучше знакомят нас с уральской природой, с жизнью людей, их работой. Герои сказов, созданные писателем,   воплощают в себе необыкновенное трудолюбие и талант  рабочего человека. В сказах правда переплетается с фантазией.

Сказочник: С заданием вы справились и заслуживаете третью часть карты.  А теперь я хочу вручить вам волшебный конверт со следующим заданием, счастливого пути ребята!

(по карте дети приходят в музыкальный зал, там стоит Козлик, под котытцем лежит конверт со следующим заданием).

Воспитатель: Ребята, хозяйка Медной горы приготовила нам следующие задание. Слушай внимательно. Ответьте на вопрос, что в произведении «Серебряное копытце», появлялось на том месте где, козел топал копытцем?  

 Дети: драгоценные камни.

 Воспитатель: Да, верно из-под копыт появлялись драгоценные камни. А какие камни отгадайте:                      Тот, кто любит этот камень

                         Дружбе верен сердцем чист.

Дети:  Аметист.

Воспитатель: Кто секрет хранить умеет,

Тот таинственно молчит,

И всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек –

Темноглазый … .  

Дети:  Малахит.

Воспитатель:  Красный камень красота

Уральских гор

Буд-то в чаше, в этом камне

Воды чистые озер.                  

Дети: Яшма.

Воспитатель: На закат похож тот камень

На восход похож другой.

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят.          

Дети: Гранит, агат.

(дети отвечают и показывают)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Посмотрите возле козлика лежит следующая часть карты, теперь мы можем двигаться дальше  Ребята волшебный шар снова засеял разноцветными лучами, он предлагает нам выполнить последнее задание. Давай его послушаем.

Воспитатель: Ребята, волшебный шар спрашивает, вы не забыли к кому мы идем в гости?

Дети: Нет. К хозяйке Медной горы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы порадовать и удивить Хозяйку Медной горы?

Дети: Подарить подарок, открытку.

Воспитатель: Верно, мы можем подарить что-нибудь, сделанное своими руками. Ребята, кто из вас помнит, как называется произведение Павла Петровича Бажова, в котором мастеру Даниле рассказали о необыкновенном цветке, красоты невиданной?

Дети:  «Каменный цветок».

Воспитатель: Правильно это произведение называется «Каменный цветок».

Воспитатель: Ребята, волшебный шар предлагает нам отправиться в изостудию и приготовить подарок для Хозяйки Медной горы. Давайте с вами попробуем сделать вазу в виде необычного цветка, я думаю ей будет очень приятно. Проходите на свои рабочие места (дети проходят за столы, практическая деятельность детей).

 Воспитатель: Молодцы. Очень красивые подарки вы сделали хозяйке Медной горы. Ребята посмотрите, какую красивую шкатулку нам принёс сказочник. Давайте посмотрим, что вней лежит.

Воспитатель: посмотрите ребята, это последняя часть карты. Давайте соберем карту и мы узнаем куда нам нужно идти дальше.  

(Дети возвращаются в группу)

Воспитатель: Со всеми заданиями мы справились, и волшебный шар показывает, что мы пришли во владения Хозяйки Медной горы.               

                       (звучит волшебная музыка, входит в группу Хозяйка Медной горы)

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, мои маленькие мастера. По душе мне ваши работы, хочу поблагодарить вас за ваш труд, за смелость вашу, за то, что вы не испугались препятствий в пути, и все их преодолели, спасибо вам. А в благодарность от меня примите подарки.

(дарит шкатулку с драгоценностями и уходит)

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, о каком Уральском писателе мы сегодня говорили?

Дети: о Павле Петровиче  Бажове. 

Воспитатель: Что он писал?

Дети:  сказки.

Воспитатель: Какие сказы вы можете назвать?

Дети: «Синюшкин-колодец», « Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка».

 Воспитатель: Какой подарок мы делали для Хозяйки Медной горы?

Дети:  вазу в виде волшебного цветка.

Воспитатель: Молодцы. На этом наше путешествие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление  описательного рассказа "Зимующие птицы"...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Продукты питания»

Цели занятия:1. Расширять представления о продуктах питания, их значения для человека;2. Учить грамматически правильно строить предложения из 4 - 5 слов;3. Активно использовать в речи близкие по значе...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп. Основной задачей занятия является формирование у дошкольников умения составлять предложение с предлогом У...