Программа по дополнительному образованию культурологической и экологической направленности «Сияние Севера» для детей 5-7 лет как способ развития познавательных способностей старших дошкольников.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Балабанова Елена Викторовна

Статья освещает совместную работу эколога и психолога по развитию познавательных способностей старших дошкольников на культурологическом материале, с экологической направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Программа по дополнительному образованию культурологической  и экологической направленности «Сияние Севера»

для детей 5-7 лет как способ развития познавательных

способностей старших дошкольников.

Авторы: Дилоян Л.А.

педагог-эколог

МБДОУ д/с «Снежинка»

Балабанова Е.В.

педагог-психолог

МБДОУ д/с «Снежинка»

Ключевую роль в формировании ответственного отношения к природе, здоровью, воспитанию нравственных норм и познавательных способностей старших дошкольников играет ознакомление с региональной культурой характерной для нашего региона- севера России. Программа «Сияние Севера» позволяет решать ряд задач психологу детского сада. Так на базе этой программы, мы можем развивать все базовые психические процессы, как восприятие, память, внимание. Ведь, культурологический материал является прекрасным материалом для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. В ходе ознакомления детей с наследием культуры севера в игровой форме, с помощью познавательных игр, занятий, упражнений, дети от простого к сложному развивают своё самосознание, мышление. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста не превышает 25 минут, в подготовительной группе 30 минут. На занятиях экологической направленности, мы с детьми играем в игры на развитие восприятия:

  1. «Узнай предмет». В полотняный мешочек ложим муляжи растений, грибов, ягод ближайшего окружения (брусника, черника, морошка, подосиновик, подберезовик, мухомор и т.д.)
  2. Игра «Сделай так». Дети по образцу должны нарисовать хантыйские узоры.
  3. Игра «Найди такие же кисы»( зимняя обувь хантов). Предлагаются фотографии различных видов кис, ребята должны найти одинаковые.

4.Игра «Сравни дерево». Детям предлагается на рисунках рассмотреть различные виды хвойных деревьев характерных для нашей местности (сосна, ель, кедр) и сравнить их между собой, рассказать как можно больше.

5.Игра «Расскажи о животных». На рисунках животные нашего края: белка, медведь, соболь. Попросить детей назвать и рассказать об особенностях и различиях этих животных.

  Память одно из основных свойств личности человека. Человек лишённый памяти, по сути перестаёт быть человеком. Вот почему, так важно развивать память в дошкольном возрасте. Развитию памяти способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения в природе, дидактические игры. Весь этот арсенал используем мы педагоги на занятиях по программе «Сияние Севера». Для развития зрительной памяти играем с ребятами в такие игра как:

  1. «Запомни картинки». Детям предлагается 10 картинок, на каждой изображено по одному предмету из быта хантов ( оленья упряж, лодка, висло, чашка, корытце для рыбы, черпак, табакерка, колыбель, шкатулка, деревянная игрушка).
  2. Игра «Рисуем по памяти узоры». Дошкольники по памяти рисуют на бумаге узоры манси. Это игра развивает не только зрительную память, внимание, но и мелкую моторику рук.
  3. Игра «Повтори рассказ». На занятии приглашалась сотрудник детского сада Малкова Юлия, представитель народов манси. Она детям рассказала о традициях и быте своего народа. Дети слушали с большим интересом. После было предложено ребятам повторить услышанное. Эта игра может быть использована и как методика диагностики смысловой памяти у детей и развития связной речи.

Используются в ходе культурологических занятий и игры на развитие внимания:

1.Игра «Игра найди отличие». Предлагается детям внимательно посмотреть на рисунки национальной одежды народов ханты и манси и сравнить их. Чем они отличаются?

2.Игра «Какого предмета в ряду не хватает?»

На первой картинке нарисованы предметы в несколько рядов быта народов севера. На следующей картинке в каждом ряду какого-то предмета не хватает. Картинки показываются по очереди. Дети должны внимательно посмотреть на один из рядов на первой странице, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем показываем вторую картинку и просим назвать: «Какого предмета в ряду не хватает?»

 Предложенные игры на культурологическом материале позволяют решать сразу несколько задач: знакомить детей старшего возраста с их культурологическим наследием и развивать все психические процессы, необходимые для успешного развития ребёнка и подготовки к школе.

Основным достоинством программы, мы считаем взаимодействие и преемственность работы психолога и эколога детского сада. Реализация комплексности подхода к обучению и развитию способствует более высоким темпам общего и экологического развития детей. Впервые была разработана совместная  культурологическая программа с экологической направленностью, решающая задачи не только ознакомления с культурой региона, но и решающая задачи всестороннего развития базовых психических процессов старших дошкольников, которые являются базовыми для развития личности в целом .Данная программа будет представлена на семинарах педагогов дошкольного образования нашего региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене   Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) «Наш дом - природа»

Цель кружковой работы:развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интере...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.  Состояние физического здоровья детей, без преувеличени...

Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности (художественное творчество) для детей 6-8 лет «Рисуем на песке»

Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности для детей 6-8 лет "Рисуем на песке" разработанная на основе парциальной образовательной программы "Ри...