Воспитание дошкольников в национальных традициях.
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Дышекова Фатима Султановна

Изучение двуязычия в детском саду.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание дошкольников в национальных традициях. Дышекова Фатима Султановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21»

Слайд 2

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

Перед нами стоит задача сделать так, чтобы язык преподносился детям как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте.

Слайд 4

Организация предметно-развивающей среды: - символика нашей страны; - символика Республики Адыгея; - альбомы с иллюстрациями достопримечательностей города; - дидактические игры на разные виды деятельности, - народные игрушки, - музыкальные инструменты и т.д.

Слайд 8

Средства развития речи в национальных традициях Средства развития речи общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи в рамках кружковой работы; художественная литература; просмотр и показ кукольных театров на адыгейском языке.

Слайд 9

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СООТВЕТСТВИЕ МАТЕРИАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ЗАНЯТИЯ ЧЕТКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬ- НЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Слайд 10

В работе с детьми ставятся такие задачи: — воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; — вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края; — воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края — познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками адыгского народа; — познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями столицы - г. Майкоп и Республики Адыгея.

Слайд 11

ИГРЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 1. «Катание колеса» (хьакургъачъ) 2. «Волчок» (чын) 3. «Подбрось шапку» (пэ l ок l адз) 4. «Прятки» (къангъэбылъ). Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.

Слайд 12

Что же относится к детскому фольклору? Потешки, прибаутки, Считалки, скороговорки, чистоговорки, басни, сказки, дразнилки, заклички, загадки, былины и т.д.

Слайд 13

Устное народное творчество представляют собой прекрасный речевой материал, накопленный народами веками, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать: Фонемати-ческий слух Граммати-ческий строй речи Звуковую культуру речи Обогащать словарь

Слайд 14

Наши достижения: У детей начали формироваться умения: — различать речь на адыгейском и родном языках; — понимать речь на адыгейском языке в пределах изученных тем; — задавать вопросы; — выражать просьбу, желание, потребности, необходимость чего-либо на изучаемом языке.

Слайд 15

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Дышекова Фатима Султановна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 21»

Воспитание дошкольников в национальных традициях.

1 сл. Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно - деятельностного  и компетентностного  подходов в организации педагогической работы.

В нашем городе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе содействуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки. Дети необычайно интересно знакомятся с тем, что отличает от привычного для них. А перед нами стоит непростая задача: как в интересной форме рассказать детям о разных народах и их культуре.

Детский сад — первая ступень в системе образования. Главная цель речевого развития состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного развития.

  2. Сл. Актуальность выбранного нами  направления работы с детьми заключается в том, что    взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью  языка.

3 сл.  Перед нами стоит задача сделать так, чтобы язык преподносился детям как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте.

4 сл. С этой целью мы создали в группе уголок, отражающий культуру людей различных национальностей, проживающих в городе Майкопе, посредством чего  мы знакомим детей с традициями, обычаями, жизненным укладам Адыгского народа и обучению русско - язычных детей адыгейскому языку. Ведь знания нескольких языков всегда обогащают внутренний мир человека, кроме этого знания владения двумя-тремя языками расширяют возможности человека, улучшают психологическую совместимость людей, снимают подозрительность, недоверие к человеку с которым общаются, укрепляют дружбу между людьми разных национальностей.

Организация предметно-развивающей среды содержится в нашем уголке. Это в первую очередь символика нашей страны  малой Родины. Различные альбомы, дидактические игры, народные игрушки, музыкальные инструменты и т.д. А так же все необходимое, что нужно знать о родной Адыгее (культуру, обычаи, традиции, нрав своей малой Родины).

5Сл. Для воспитания детей  в национальных традициях мы используем такие средства развития речи  как:

  • общение взрослых и детей;
  • культурная языковая среда;
  • обучение родной речи в рамках кружковой работы;
  • художественная литература;
  • просмотр и показ кукольных театров на  адыгейском языке.

 В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Учитывая возрастные особенности детей и руководствуясь Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» мы проводим кружковые занятия по изучению адыгейского языка с русско-язычными детьми, руководствуясь

6 сл.  следующими требованиями:

- ТЩАТЕЛЬНАЯ  ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

- ЧЕТКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И   ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ  РАБОТЫ

- СООТВЕТСТВИЕ МАТЕРИАЛА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

- СОЗДАНИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ХАРАКТЕРА ЗАНЯТИЯ

- ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- УЧЕТ  РЕЗУЛЬТАТОВ

7 сл.  В работе с детьми ставятся такие задачи:
— воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;
— вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;
— воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края 
— познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками адыгского народа;
— познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями столицы - г. Майкоп и  Республики Адыгея.

8 сл. фото

 Дети в нашем детском саду знакомятся с темами: «Знакомство», «Игрушки», «Семья», «Овощи, фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Детский сад». Здесь развивается артикулярный аппарат дошкольников, даются образцы устной речи. Мы подбираем  рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием. Через сказочные образы дети получают  представления о добре и зле, о справедливости. Художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства ребёнка. Дети стараются подражать понравившимся героям. Формирование устойчивого толерантного поведения, а так же самостоятельное оценивание собственных действий и поступков мы с детьми оцениваем  с точки зрения сказочных героев. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.

При рассматривании картин, иллюстраций в которых показано поведение людей в окружающем мире, их быт, одежда, орудия труда, у детей активно развивается  речь, мышление, внимание и наблюдательность, расширяется  круг интересов.    В процессе работы ребёнок рисует  и составляет  рассказ о той национальности, которая больше всего заинтересовала  его.

9 сл .Обучение на данном этапе проводится в игровой форме с использованием разнообразной наглядности. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей адыгейской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают адыгейские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических адыгейских звуков, стихотворений, считалок, пение песен, рассказывание сказок.

В режиме дня детского сада для детей организуются различные игры: дидактические,  подвижные и другие. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, ловкости, желание обладать силой, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны. Во время проведения таких игр русскоязычные дети осваивают некоторые слова других национальностей, а дети – билингвы испытывают эмоциональный комфорт, окунаясь в родную среду.

10 сл. Заинтересовавшись народными играми, дети нашей группы стали проявлять интерес к самому народу, его быту, искусству, национальным обычаям, фольклору.

11 сл. С их помощью развиваем:

-Фонематический слух

-Граммати-ческий строй речи

-Звуковую  культуру речи

-Обогащать словарь

12 сл. У детей начали  формироваться  умения:
— различать речь на адыгейском и родном языках;
— понимать речь на адыгейском языке в пределах изученных тем;
— задавать вопросы;
— выражать просьбу, желание, потребности, необходимость чего-либо.

Для того, чтобы продолжить  работу с детьми в этом направлении, мы продолжаем создавать методические пособия, наглядный материал, дидактические игры, игрушки. Мы решили расширить картотеку подвижных игр разных народов мира и изготовить новые атрибуты для их проведения.  Создали в группе коллекции кукол в национальных костюмах и элементы костюмов для детей.

 Семьи, в которых воспитываются наши воспитанники, поддерживают стремление детского сада воспитывать в детях интерес к другим культурам и толерантность. Так и создаётся атмосфера взаимопомощи, интереса к другому человеку, терпимости к его особенностям. То, чему ребенок учится с детства, становится близким и понятным ему на всю жизнь. Помогая детям изучать другие языки, мы учим их обретать себя и своё место в мире. Дети измеряют своё умение общаться количеством друзей, они очень рады, когда у них появляются новые друзья в других городах и странах.

         Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РМО заведующих ДОУ, выступление по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников», октябрь 2021 г.

Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников»...

Самообразование на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры"

Цель: формирование положительных чувств к стране, ее народу, своей национальной культуре, способствующих возникновению чувства любви к Родине.В ходе работы по теме самообразования преследуется цель ре...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников через национальные традиции и культуру народов России" из опыта работы

Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками, у которых имеются тяжелые нарушения речи, относится развитие у них связной мо...