Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».
проект (подготовительная группа) на тему

Хантимерова Ирина Александровна

Проблема

В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx76.96 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМОМОУ

Лямбирского муниципального района РМ»

Проект: «Формирование  патриотических   чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f5499eb36f685f4b5b791a77040acd73&n=33&h=190&w=259https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=fcb11b2a8e10637a665accba90c5d713&n=33&h=190&w=286

 

                                                                                           

                                                                                 

                                                                                   Подготовила: воспитатель                                                                

                                                                   Хантимерова И.А.

Лямбирь 2015

Проект: «Формирование  патриотических   чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».

Проблема

В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.       Изучение культурных традиций народов Мордовии убеждает, как уникальны семья, образовательное учреждение, которые хранят и развивают свою исконно русскую, мордовскую или татарскую самобытность.

Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических  чувств  детей старшего дошкольного возраста. Расширить и углубить знания  детей о малой Родине. Воспитывать любовь к национальной культуре.

Задачи.

Образовательные:

- способствовать накоплению опыта о  природе, культуре, традициях родного края;

- дать знания детям о родном селе: история, символика, достопримечательности;

- познакомить  с именами людей , прославившими наш край , которыми мы гордимся;

- познакомить детей с особенностями национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями  орнамента;

- привлечь родителей к проектной деятельности;                                                                                                                        

Развивающие:

 - развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

- развивать интерес к культурному наследию народов Мордовии, к истории своего села,  своей семьи;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа;

- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши, эрьзи, русских и татар, мы и наши дети не знаем традиции и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского, татарского и русского национального костюма, дети приобретают знания об истории родного села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил Мордовию. Дети также узнают, как неграмотные  крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.

Актуальность и новизна.

 Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Программа духовно – нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в Федеральном  Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. Основные принципы дошкольного образования с позиции Федерального Государственного Образовательного Стандарта  гласят о необходимости приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Научная новизна заключается в современных теоретических подходах к  проблеме воспитания  патриотических чувств, уважения к людям разных национальностей у детей дошкольного возраста; обосновании использования оптимальных психолого-педагогических средств у детей дошкольного возраста; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке проблем воспитания детей.

         

Исследовательские методы.

      Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.

Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные),  игровые ситуации. Фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Методическое обеспечение

  1. Демонстрационный и дидактический материал.
  2. Методическая литература.
  3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
  4. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
  5. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.

.                

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: долгосрочный (1год)

Условия реализации проекта:

  1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
  2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
  3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
  4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

Структура проекта.

Этапы проведения и реализации:

  1. Информационно-накопительный.

- Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта;

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

- Обращение к специалистам.

  1. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Моя малая родина», «Встречаем весну»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего села»

Оформление дидактических игр:

- дидактическая игра «Народы, как одна семья, хотя язык их разный»;

-дидактическая игра «Путешествие» (карта-путешествие по территории Мордовии, России и Татарстана).

 Выставка поделок «Творим вместе» (совместно с родителями)

Аппликация:  украшение фартука русским ,татарским, мордовским узорами.

Экскурсии: по родному селу, в детскую районную библиотеку

Разучивание стихов песен на русском , мордовском, татарском  языках.

В группе имеется национально-региональный уголок, который содержит наглядный дидактический материал о стране, событиях, людях.

– к 70 летию Великой Победы совместно с родителями и для родителей была изготовлена стенгазета «Они подарили нам жизнь», «летописи военных лет жителей Лямбирского района», папки-вкладыши «Города-герои» и «Награды Великой Отечественной Войны», «Дети – герои». Дети совместно с родителями готовили рассказы о своих семьях в годы Великой Отечественной Войны.

– к празднику 8-го марта была выпущена стенгазета «Любимым мамам», утренник, посвященный нашим мамам.

– подготовлены консультации для родителей

– проведены совместно с музыкальным руководителем мероприятия: «День пожилых людей», «Осенняя ярмарка», «Защитники Родины», «Поклонимся Великим тем годам»

– ко дню семьи была выпущена стенгазета «Моя семья» и проведено развлечение совместно с музыкальным руководителем. Дети совместно с родителями изготовили родословные древа своих семей.

– для знакомства с бытом и традициями народов нашей республики в ДОУ создан мини-музей

 В нашем саду прошли «Недели национальной культуры», детям были представлены сказки русского ,татарского , мордовского народа.

На завершающем этапе проекта было проведено открытое занятие     « Моя родословная».

                                                                                                           

                               

                                   План работы над проектом

 

Месяц

Направление

деятельности

С детьми

С родителями

С педагогами

Ноябрь

Наблюдение

Рассматривание репродукций картин мордовских художников, изображавших людей в национальных костюмах

Беседы

Знакомство с национальными мордовскими костюмами

Изготовление макетов мордовского костюма.

«Мастер-класс»

Экскурсии

Посещение мини-музея детского сада

Подбор экспонатов для мини-музея.

Месяц

Направление деятельности

С детьми

С родителями

С педагогами

Декабрь

Художественно-эстетическое развитие

Рисование,

Украшение мордовского передника

Культурно-досуговая деятельность

Драматизация «Как собака друга искала»

Драматизация «Как собака друга искала»

Драматизация «Как собака друга искала»

Познание НОД

Знакомство с куклой в мордовской национальной одежде

Изготовление модели мордовского костюма

Январь

Беседы

Знакомство с «Татуней и Алдуней»

Физическое развитие

Мордовская народная подвижная игра «В зайцы»

физ. руководитель

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Свинка»

Художественно-эстетическое творчество

Лепка по сказке «Свинка». Выставка поделок

Февраль

Социализация

Д/и «Почини ичиги»

Беседа

Знакомство с национальным татарским костюмом

Изготовление модели татарского костюма

«Мастер –класс»

Культурно-досуговая.

 Развлечение «Защитники Родины»

Выпуск стенгазеты «Мой папа самый-самый»

Подбор музыки. Муз. Руководитель.

Здоровье, физическая культура

П/и «Перетягивание каната»

Физ. руководитель

Познание НОД

Знакомство с достопримечательностями села Лямбирь

Изготовление альбома «Достопримечательности моего села»

Художественно-эстетическое развитие

Оформление косынки элементами татарского орнамента

Выставка поделок «Творим вместе»

Март

Беседа, наблюдения

«Мы такие разные»

Рассматривание иллюстраций с изображением мордовских и татарских костюмов

Чтение художественной литературы

«Шуралэ»

Выставка рисунков по народным сказкам « Там на неведомых дорожках».

Познание и НОД

Праздник «Сабан туе»

Знакомство с татарской кухней и традициями

Физическое развитие

Татарская игра «Жмурки»

Культурно-массовая деятельность

Развлечение «Встречаем весну»

Изготовление атрибутов к развлечению.

Апрель

Беседа

«Моя малая Родина»

Экскурсия

Мини-музей детского сада

Подбор экспонатов.

Чтение

художественной

литературы

Русские пословицы и поговорки, чтение русских народных сказок

Пополнение картотек.

Культурно-досуговая деятельность

Драматизация по сказке «Муха-цокатуха»

Драматизация по сказке «Муха-цокатуха

Драматизация по сказке «Муха-цокатуха

Май

Беседа

Знакомство с куклой Машей в русском народном костюме

Изготовление макета русского национального костюма.

Познание НОД

открытое занятие      « Моя родословная».

                                                                                                           

Совместно с детьми составление семейного древа.

Физическое развитие

«У медведя во бору»

Культурно-досуговая деятельность

Мероприятие «Поклонимся Великим тем годам»

Дети совместно с родителями готовили рассказы о своих семьях в годы Великой Отечественной Войны.

Муз. руководитель

         

Теоретическая значимость

       Сотрудничество ДОУ с семьёй — это взаимодействие педагогов с родителями, оно направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности. В условиях воспитания современной семьи вырастает новое поколение детей, не умеющих выстраивать отношение со сверстниками, со старшим поколением. Поэтому важно объединение усилий семьи, детского сада и социальных институтов.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа воспитателей с семьями дошкольников по воспитанию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений и строится в двух направлениях:

1. Работа педагога с родителями.

2. Работа родителей с детьми.

Работа педагога с родителями подразумевает:

1. Оформление информационных стендов по данной проблеме;

2. Выпуск памяток, буклетов;

3. Разработка методических рекомендаций, консультаций;

4. Проведение родительских собраний;

5. Экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

6. Организация фотовыставок;

7. Недели культуры различных народов.

Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные мероприятия:

1. В гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;

2. Совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-драматизаций или театрализованных игр;

3. Сшить национальный костюм для куклы;

4. Организовать семейное чтение сказок разных народов;

5. Фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;

6. Конкурс семейной национальной песни, сказки, танца, дегустация блюд национальной кухни;

7.Родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.;

8.Национальные игры бабушек и дедушек.

Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

             В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

 «Подлинная встреча» с культурным наследием села, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Взаимодействие с семьями воспитанников является важным фактором по формированию толерантности у дошкольников и помогает на более высоком уровне развиться у них нравственным качествам.

Систематизация знаний о разнообразии и общности культур представителей разных  национальностей.

Когда у детей накоплен определённый запас знаний, проводится работа по систематизации этих знаний и представлений о национальных культурах разных народов. В этих целях проводятся праздники и развлечения.

Для выявления знаний детей была проведена диагностика, включающая следующие показатели:

1. Сформированность представлений о семье

2. Знания о нашем селе

3. Знание символики Республики Мордовия

4. Знание символики села

5. Представления о труде взрослых на селе

6. Знание достопримечательностей города

7. Знаний русских, татарских, мордовских сказках

8. Знание русских, татарских, мордовских праздников

9. Знание национальности людей, живущих в селе Лямбирь

Результативность проекта.

В результате полной реализации проекта и обработки итогов диагностики получены следующие

  • рост познавательной активности детей повысился на 28 %,
  • анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 78% детей , выше среднего у 22% детей ,

высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками фольклорных праздников  проводимых в селе.

 Практическая значимость.

 Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольного образования.  В целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, чувства уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Проведенная работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Приложение

1. Конспект мероприятия «Поклонимся великим тем годам»                  

 (с презентацией)

2.   Конспект  открытого занятия       «Моя родословная» (с презентацией)  

3.   Конспект   фольклорного развлечения «Встречаем весну»

4.   Презентация к проекту

5. Картотека народных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Проект:« Воспитание дошкольников через культуры и традиции народов моей малой Родины "

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...

проект: « ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...

ПРОЕКТ: « ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...

Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"

Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"...

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольниковчерез ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья»....