Занятие "Будем любить и беречь природу родного края"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Комарова Лариса Николаевна

Данное занятие входит в комплекс занятий кружка "Люби и знай родной свой край". Занятие познавательно-экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие: «Будем любить и беречь природу нашего края»

Цель:

Учить решать экологические проблемы:

Наш дом – природа, как любить природу, не навредив ей. Закрепить правила поведения в зимнем лесу. Расширить представление о труде лесника. Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать. Развивать эмоциональность, сообразительность.

Воспитывать доброту, заботливость, дружбу, любовь к родному краю.

Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемных ситуаций.

Ход занятия:

        Дети стоят свободно около воспитателя. Звучит сигнал «СОС» (по типу азбуки МОРЗЕ).

Воспитатель: (удивленно) Боже мой, что за странные звуки раздаются? нам что-то азбука МОРЗЕ передает. Давайте внимательно послушаем. Кто-то что-то передает. (Обращаясь к детям). Вы не знаете, что это обозначает? Кажется, я начинаю понимать, что кто-то оказался в беде.

(Ползет шарик. На одной стороне изображение Тюменской области, на другой – сигнал SOS).

Воспитатель: Это что еще за шутки

                        Что за шарик к нам летит?

                        Подождите-ка минутку

                        Это ведь письмо для нас летит.

                                              (рассматриваем)

- Странное письмо, и звуки тоже странные. О беде, наверное. Дети, вы что-нибудь поняли. Да, нас предупреждают о беде. Но кто? (Звучит космическая музыка. Из-за ширмы выдвинулся робот).

Воспитатель: Кто же это и откуда?

                        Как зовется это чудо?

Робот: Я - часть планеты. Робот Чек!

            Электронный человек.

            К вам пришел сегодня я.

            Познакомимся, друзья!

Воспитатель: Я теперь все поняла. Гость планеты, робот Чек, в вас закладывается много информации. Вы боитесь, как бы с нашей Тюменской областью не случилось беды и вы поспешили к нам на помощь. (свет лампочки подается роботом) Но мы сможем спасти свой дом, свою область и с ребятами попытаемся доказать, что беды не случится. Докажем, ребята, что мы знаем природу.

1) Робот. (под звук металлофона "Дзинь" вылетает конверт - вопрос. Информация выдается в форме Тюменской области, с другой стороны знак вопроса.)

Воспитатель:  Робот Чек выдал нам какую-то информацию. Ребята, что вы здесь видите? (знак вопроса) Гость планеты задает множество вопросов и все они связаны с экологическим кругом. Давайте подойдем к нему. Кто будет поворачивать стрелку и выбирать вопрос? (по типу игры "Добавь словечко")      

1 картинка "Птицы".

- Чем питаются совы и полезны ли они? (живой пищей: мышами, ящерицами, птицами, лягушками. Очень полезны.)

- Отличаются ли гуси от уток? (Да, размером и манерой полета. Утки машут крыльями поспешно, а гуси летят, как плывут)

2 картинка "Экология".

- Куда деваются фантики от конфет? (на свалку)

- Можно ли навредить природе без единого выстрела. (Да, если уничтожить лес.)

3 картинка "Вода".

- Самая чистая вода (кипяченая)

- Охлажденные капельки воды (туман)

4 картинка "Лес".

- Враг леса (огонь)

- Сестра малины (ежевика)

- Грибы на березах (трутовики)

5 картинка "Животные".

- Самый маленький наш олень (косуля)

- Кто умеет хохотать (лось - и - хо - хо, сова, чайка, как ребенок)

Робот: Пра-виль-но! Пра-виль-но!

2) Воспитатель: Наш дом природа. Давайте сядем на ковер и поговорим о нашем большом богатом доме - природе.

- Что такое природа? (лес, участок, болото, луг, водоем, поле, город)

Робот: Да! Вы в ле-су! Вы в ле-су! (звучат голоса птиц)

        Инсценировка "Стыдно перед соловушкой"

Оля и Лида пришли в лес, сели на траву, чтобы отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в кулек в сумку. " Зачем ты берешь мусор с собой?" - спросила Оля, - брось под куст. Ведь мы в лесу; никто не увидит.

- "Стыдно … перед соловушкой", - тихо ответила Лида.

- Вопрос: Почему Лиде стало стыдно? (За Олю, ведь она не знает правила поведения в лесу. Оля не умеет любить природу, не помогает ей. Оля не знает, что мусор в лесу пролежит много лет.)

Робот: Вни-ма-ни-е!

Неопознанные предметы.

(Открываю большую шляпу лесовичка. Под ней фуражка лесника, металлическая банка, пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет.)

Воспитатель: Расскажите, ребята, какой вред или пользу приносят эти предметы лесу? (Если листики опадают, это полезно, а этот мусор накапливается, становится некрасиво в лесу. Мусор портит землю. Банка металлическая пролежит в земле 90 лет, а полиэтиленовый пакет - 20 лет. Червячки, птички и сами люди могут нечаянно порезаться о край банки, бабочка может залететь в пластиковую бутылку и не выбраться оттуда.)

- У нас остался один неопознанный предмет (фуражка лесника). Лесник помогает лесу, не вмешивается в жизнь обитателей.

- Сейчас лесником у нас будет Никита. Никита, расскажи, пожалуйста, о своей работе в лесу. (Ребенок одевает фуражку лесника и рассказывает: "Я, как, доктор, слежу за лесом, сажаю саженцы; слежу, чтобы деревья не вырубали, заготовляю сено и овсяные снопы. Сооружаю искусственный галечник - высокую насыпь, искусственные гнезда для водоплавающих птиц, пархалища".)

- Ребята, а мы можем назвать себя юными лесниками? Помощниками природы? (Да)

- Как же мы помогали природе осенью на нашей лесной полянке? (Огородили муравейник, чтобы не топтали люди. Побелили стволы ранней осенью, а поздней обернули стволы бумагой, чтобы грызуны не погрызли кору. Подгребли листья к деревьям, чтобы им было тепло зимовать и это первый корм ранней весной. Убрали обломанные ветки. Чтобы край ветки не замерз и весной появились веточки, смазали краской, как доктор смазывает ранку на коже.)

- Ребята, а что же такое лес? (Огромные непроходимые заросли, грибы, ягоды, деревья, птицы, звери. Лес - это несметное богатство, без которого людям не обойтись. Лес кормит, лечит, одевает, согревает. Лес - это сказка.)

- Я согласна, что лес - это всегда сказка. В каждой сказке есть лес. (Одеваю шапку лесовика.) Он всегда загадочный, чудесный, таинственный.

(Игра "Превратись в лесного жителя")

Воспитатель: (поет)

Это я лесной старик,

Называюсь лесовик.

Этот лес я сторожу

За порядком я слежу

Предлагаю вам одну

Интересную игру.

Мы в лесу по кругу встанем

Какие звери здесь, узнаем.

(Дети идут по кругу, кого лесовичок задевает палочкой, тот говорит: "обернись, покружись, в лесного жителя превратись")

Робот: Хо-ро-шо! Отличные зна-ни-я. - 2 раза.

3) Робот (под музыку металлофона "Дзинь" выдает вопрос - картинку "В городе")

Воспитатель: Ой, а здесь какие-то загадочные ребусы. Садитесь, пожалуйста, на стульчики. Давайте рассмотрим ребусы, которые нам выдал робот Чек.

Робот: Вы в го-ро-де! Вы в го-ро-де!

Воспитатель: (разворачивает) Здесь какие-то три рожицы. Посмотрим на первую. Какая она? (улыбается). Она отражает то время, когда на месте нашего города что было? (Тайга. Было много зелени, не спиленных деревьев, непроходимые леса, болота.) Эта улыбающаяся рожица - символ природы. Природа вся улыбалась и человек вместе с ней.

- Но город строился. Вы знаете, что здесь изображено? (ТЭЦ). В нашем городе 2 ТЭЦ. Без нее (люди в городе не могут обойтись. Она дает нам тепло.) Для того чтобы не навредить природе, люди придумали (очистители воздуха). Дым из трубы идет, (но он очищается, поглощается, не дает распространяться на поля, на луга, на нашу природу)

- Если не будет очистителей, то произойдет стресс. Это болезнь. (Громкая музыка, постепенно стихает)

- Вот третья рожица плачет. Постоянный шум, яркий свет вызывает стресс. Если шум не прекращается, (человек становится унылым и безучастным ко всему окружающему, как 2-я рожица). Все постепенно замирает. Человек- (часть природы). Природа (хрупкая, невосполнимая, беззащитная, ее легко ранить. Если погибнет природа, погибнет и человек.)

- Робот: Умнички! Удовлетворен!

4) Робот: Удивительное дерево! Наш подарок!

Воспитатель: Где тут у нас дерево? Где же оно? Наверное, это. Какое необычное дерево. Вместо веточек развешены вопросы - трубочки. Так о чем же нас спрашивает чудо дерево? (Подхожу к любому ребенку, который выбирает вопрос. Взять из предложенных 3 вопроса). (По типу игры "Это правда или нет?")

1. "Заячьи свадьбы" (весной чуть пригреет солнце, зайцы играют, вокруг куста бегают, свадьбы справляют);

2. "Летающие шприцы" (усыпляющие пули используют в заповеднике, чтобы усыплять зверей для изучения)

3. "Вода может быть вкуснее меда" (Если речную воду очистить от бактерий)

4. "Удивительные овощи" - великаны (Школьники вырастили огурец длиной 2м.)

5. "Ива лечит" (Из коры дерева производят лекарство "аспирин", чтобы снизить температуру)

6. "В зеленом доме чудеса" (лес)

        Загадайте загадку:

        Дом со всех сторон открыт,

        Он резною крышей крыт

        Заходи в зеленый дом

        Чудеса увидишь в нем.

7. "У елки есть родственница" (лиственница)

        Есть у родственницы - елки

        Неколючие иголки

        Но, в отличие от елки

        Опадают те иголки.

8. "Или в ушанке или с бритой головой" (пень).

        Меня в лесу оставили

        Весь век торчать заставили.

        В ушанке заячьей зимой

        А летом с бритой головой.

Робот: Замечательно!

5) Робот. (спрыгивает с кубика)

Возьмите кубик - бросайку.

Воспитатель: Чек просит рассказать о правилах:

а) Правило первое: Как разводить костер.

Нельзя разводить костер просто так. Если без костра не обойтись: когда замерзли, или приготовить еду на отдыхе; окопать место, освободить его от мха, сухой травы.

- Лучше разводить на лесных дорожках, просеках, канавах;

- Не оставлять не затушенные костры. Разгрести пепел, залить или засыпать слоем земли.

б) Правило второе: "В зимнем лесу".

- Не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов, чтобы услышать голоса и шорохи.

- Ходить по дорожкам, протоптанным в лесу, не задевать кустов, зимой замерзшие кусты легко ломаются;

- Быть внимательным, чтобы не пропустить следы на снегу, увидеть красивые пейзажи.

- Выбрать дерево, посочувствовать ему, погреть дыханием кору.

в) Правило третье: "Ловля насекомых"

(для изучения, исследования)

Робот: Я доволен. Помощь моих друзей здесь не нужна. Здесь дети справятся сами. Вы- настоящие юные экологи.

Воспитатель: Подожди, гость планеты, робот Чек, не уходи. Мы хотим подружиться с тобой. И мы тебе обещаем, да, ребята, я и мои маленькие друзья, любить и беречь природу родного края мы будем всегда.

- Ребята, а вы бы хотели что-то подарить нашему другу? Давайте подарим наши маленькие символы доброты, символы тепла - ваши солнышки (под музыку "Дружба")

- Я свой символ дружбы опускаю своим друзьям с другой планеты (Каждый ребенок опускает свое солнышко.)

- Гость планеты, мы с тобой подружились, оставайся с нами. (Звучит космическая музыка)

- Ой, ребята, он не уходит от нас. Ура! Остался! (музыка "Дружбы")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для детей младших групп «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...

Экологическому проект: «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»

Цель проекта:продолжать формирование экологической            культуры детей, расширять представления оприроде родного края, о взаимосвязях ...

Статья по экологическому воспитанию дошкольников «Люби и знай природу родного края»

Статья по экологическому воспитанию дошкольников «Люби и знай природу родного края»Автор: Ланцева Валентина, воспитатель МДОУ « Детский сад комбинированного вида №199» Ленинского района г. Саратова...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ « БЕРЕГИ И ЛЮБИ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ                         В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

Проект "Любите природу родного края"

Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией...

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического  развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности,  чер...

Консультация для педагогов "Как научить ребенка беречь и любить природу родного края"

Особая роль в воспитании отводится природе, так как родная природа постоянно окружает ребёнка и понятна ему. Дети учатся сопереживать природе, олицетворять её. Как же приучить их беречь и охранять при...