Календарно-тематическое планирование для старшей группы
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Куликова Надежда Викторовна

Календарно-тематическое планирование по основной образовательной программе на май (шапка плана)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnyy_plan_osnova.docx62.41 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

 Май

Выставка открыток ко Дню Победы «9 Мая».                                                                                                                      Цель. Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных рисунков родителей и детей. Развитие творчества.

Памятка для родителей «Игра в жизни дошкольника».                                                                                                                                Цель. Повышение педагогической культуры родителей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Консультации «Прогулка с детьми», «Как организовать досуг?»                                                                                                                                                        Цель. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

 Итоговое родительское собрание по теме: «Подведем итоги года».                                                                                                                                                  Цель. Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей. Повышение педагогической культуры родителей.

Трудовой десант -Участие родителей в уборке снега на участке.                                                                                    Цель. Формирование дружного родительского коллектива группы.


                                                                                                            Подвижные игры

Подвижная игра «Караси и щука».

Цель. Развитие у детей ловкости, сообразительности. Упражнение в беге с увертыванием, в ловле игроков.

Описание. Один ребенок выбирается щукой, остальные играющие распределяются на две группы. Одна группа образует круг – это камешки, другая группа – караси, которые попадают внутрь круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-то из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Игра повторяется с новой щукой. По окончании игры воспитатель отмечает самых ловких водящих 

Правила. Действия только по сигналу педагога. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются

Таджикская народная игра                                                                                                                «Кто быстрее?» (Гир-гиракон?)

Цель. Развитие у детей ловкости, сообразительности, умения увертываться.

Описание. В середине площадки чертится круг. Выбирают двух-трех игроков водящими. Они становятся в середине круга, а остальные игроки — за линией круга. По счету4 «Раз, два, три!» игроки входят внутрь круга и, быстро повернувшись, выходят из него. В этот момент водящие, не выходя из круга, стараются поймать кого-нибудь. Если водящим удается поймать пленных, эти дети входят в круг и становятся помощниками ловишек. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Отмечаются игроки, которые не были пойманы ни разу.                                                                                                            Правила. Водящие не имеют права выходить из круга и ловить за чертой.

Игра малой подвижности «Раки».                                                                                Цель. Развитие у детей ловкости, сообразительности.

Описание.  Играющие разбираются по парам, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления.

Тики-таки, тики-таки,

Ходят в нашей речке раки.

Ходят задом наперед,

Ищут раки в речке брод,

Стали раки воду пить —

Выходи, тебе водить!

Узбекская народная игра:

«Медведи и пчелы»                                                                                                                        Цель. Развитие ловкости, быстроты, умения действовать по сигналу водящего. 

Описание. Играющие делятся на две группы: треть из них — медведи, остальные — пчелы. В центре площадки устраивается вышка — это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3—5 м очерчивается место берлоги, с другой — на расстоянии 5—7 м — место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге.                                                                                                                Правила. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать

 

Игра малой подвижности «Щука».                                                                        Цель. Развитие у детей ловкости, сообразительности.                   Описание.  Дети стоят по кругу. Выбирается «щука». Она выходит на середину круга. На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к другому через центр круга (мимо «щуки»). На пятую строку стихотворения мяч перекатывается «щуке», которая берет мяч, произнося текст шестой строки, и как бы разглядывает мяч.

Мимо леса мимо дач,

Плыл по речке

Красный мяч.

Увидала щука: —

Что это за штука?

Хвать, хвать.

Не поймать.

Мячик  вынырнул опять.

Он пустился  дальше плыть.

Выходи, тебе водить!

Правила. На первые три строки второй строфы стихотворения «щука» ударяет мячом об пол, произнося этот текст, на четвертую строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его снова от одного к другому через середину. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится «щукой». Игра повторяется.

Русская народная игра.

«Блуждающий мяч».                                                                                                                    Цель. Развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Описание. Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший   мяч,   становится   водящим.

Подвижная игра «Зевака».                                                                                     Цель. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Описание. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1—2 упражнения с мячом.

Правила.  Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга

Русская народная игра

«Ласточка и пчелки»

Цель. Развитие сообразительности, быстроты и ловкости.                                                                                                                Описание. Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:

«Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!»

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.


        Наблюдения в природе

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель. Формирование представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца, закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Ласточка примчалась

Из-за бела моря.

Села и запела:

«Как февраль не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик —

Все весною пахнет».

А. Майков

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной.)

♦        Что изменилось с приходом весны?

♦        Что стало чаще появляться на небе?

♦        Что изменилось на огороде?

♦        Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а маленькими клочками?

Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку «Зима весну пугает, да сама тает»?

Трудовая деятельность

Уборка экологической тропы.

Цель. Совершенствование умения работать в коллективе.

Подвижные игры

«Медведь и пчелы», «Караси и щука».

Цель. Закрепление умения разнообразить движения в зависимости от условий.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель. Совершенствование умения  бега и прыжков.

Наблюдение за майским жуком.

Цель. Расширение знаний и представлений об особенностях внешнего вида майского жука, воспитание любови ко всему живому

Ход наблюдения

Чок-чок-чок-чок!

Прилетел в сад жучок.

На березу сел

— Все листочки съел.

Позову скворцов

 Со всех концов,

Позову грачей

— Летите скорей!

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Как выглядит майский жук?

♦        Как он передвигается?

♦        Где живет майский жук?

♦        Чем питается майский жук?

♦        Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?

Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений.

У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными жуками.                               Трудовая деятельность

Посадка семян многолетних растений.

Цель. Формирование навыков посадки растений (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить), воспитание интереса к труду.

Подвижные игры

«Караси и щука», «Ловишки».

Цель. Развитие глазомера и точности движений.

Индивидуальная работа

 Развитие движений.

Цель. Совершенствование приемов игры с мячом у стенки.

 Наблюдение за облаками.

Цель. Побуждение к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, закрепление знаний о неживой природе.

Ход наблюдения

Могу я бесконечно

Смотреть на небеса,

Но шлепнул дождик в речку,

И скрылись чудеса.                                                                              А. Сиголаев

По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака.)

♦        Из чего состоят облака?

♦        Всегда ли они бывают одинаковыми?

♦        Чем отличаются облака в солнечную погоду?

Трудовая деятельность

Посадка цветов.

Цель. Закрепление знаний о росте и развитии растений.

Подвижная игра

«Ловишки».

Цель. Упражнение в беге в разных направлениях.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

 Цель. Формирование умения метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5-9 м.

Наблюдение за цветником.

Цель. Формирование знаний об особенностях жизни растений, воспитание бережного отношения к растениям.

Ход наблюдения

Мне не нужен огород, ягода клубника — Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.                                                                        Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку. Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.                                                                                Первый опыт у меня не совсем удачен,                        Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче! Быть садовником хочу, когда стану взрослым,                                                                       Буду разводить цветы, хоть это и непросто.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?

♦        Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?

♦        Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними

Трудовая деятельность

Посадка цветов.

Цель. Формирование умения коллективно работать, выполнять поручения воспитателя.

Подвижная игра

«Ловишки», «Щука»

Цель. Упражнение в беге в разных направлениях, тренировка быстроты, выносливости.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

 Цель. Формирование умения метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5-9 м, совершенствование координации движений

Наблюдение за трясогузкой.

Цель. Ознакомление с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.

Ход наблюдения

Трясогузка, трясогузка

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду

 — Поселись в моем саду!

И за старенькой резной

Свей гнездо свое весной.

Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крыльях. Черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Как выглядит трясогузка?

♦        Чем питается?

♦        Когда прилетает в наши края?

♦        Как заботится о своем потомстве?

♦        Чем птицы заняты весной?

Весною дел у птиц немало:

 Встала птаха поутру,

Целый день она летала

И ловила мошкару.

Трудовая деятельность

Подготовка грядок к посеву семян.

Цель. Формирование трудолюбия, желания доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Не опоздай», «Зевака»

Цель. Закреплять умение проползать под скамейкой любым способом (прямо или боком).  

Индивидуальная работа _        Развитие движений.

Цель. Закрепление умения бросать мяч в цель.

Наблюдение за деревьями, кустарниками.

Цель. Закрепление знаний детей о деревьях на участке, формирование представлений о внешнем виде деревьев и кустарников весной.

Ход наблюдения

Воспитатель подводит детей к дереву, задает вопросы.

♦        Как называется это дерево?

♦        А как вы узнали?

♦        Какие части дерева вам знакомы?

Весной на деревьях, кустарниках набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Листья распускаются быстро и буйно. С утра дерево еще без листвы, а в полдень крона блестит и переливается развернутыми листьями. Листья свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат, даже при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Они неприхотливы и быстро растут.

Трудовая деятельность

Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев.

 Цель. Побуждение к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Подвижные игры

«Блуждающий мяч», «Раки».

Цель. Закрепление умения выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении.

Индивидуальная работа

Катание на велосипедах.

Цель. Развитие двигательной активности.

Целевые прогулки

  1. Целевая прогулка по территории детского сада.                                                

Цель. Активизация познавательной деятельности. Развитие умения видеть целесообразность трудовых действий, оценивать результаты труда.

    Ход прогулки.

Воспитатель с детьми наблюдают за работой дворника-садовника.                                                                                                 Взрослый задает детям вопросы.

- Кто обрезает ветки деревьям и кустарникам?

- Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами — секатором.)

- С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.)

- Почему профессия называется — дворник-садовник?

  1. Целевая прогулка по территории детского сада.                                    

Цель.  Закрепление умения различать автомобили по их назначению, сравнивая с другими видами транспорта. Развитие наблюдательности.

Ход прогулки.                                                                                                        Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие.

Предложить детям рассмотреть велосипед.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.)

♦        Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.)

2.Целевая прогулка по территории детского сада.                                            

Цель. Закрепление знаний о бабочках, на основе непосредственного восприятия, воспитание доброго отношения к живым объектам, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения. Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

♦        Как выглядит бабочка?

♦        Как она передвигается?

♦        Чем питается бабочка?

♦        Какую пользу приносит?

♦        Есть ли дом у бабочки?

♦        Есть ли у нее враги?

♦        Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете?

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.

4.Целевая прогулка по территории детского сада.                          

Цель. Развитие познавательно активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения. Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.

Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.

А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.

Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.

Художественно-речевая деятельность

Русское народное творчество

 «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», «Пчелки, пчелки», «Уж ты пташечка, ты залетная...».

Сказки народов мира.                                                    

«Айога» (нан.),                                                                   «Про жар-птицу и морскую царевну», (чеш., пер. Б. Немцова.),                                  «Дерево- краса, живая вода и правдивая птица» (слов.)

Произведения поэтов и писателей России

К. Бальмонт «Золотая рыбка»,                              Е. Благинина «Родина», «Шинель»,               Н. Рубцов «Привет, Россия...» (отрывок),К. Чуковский «Тараканище».  

Аудио-сказки.

Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»

Произведения для заучивания наизусть

И. Белоусов. «Весенняя гостья»

М. Карем. «Мирная считалка»

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

О природе

Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку», К. Ушинский  «Гадюка», Э. Шим «Жук на ниточке».


Двигательная деятельность

Физминутки

Дыхательных    упражнения

        Чистоговорки

Пальчиковые игры

   «Наша Родина»                             Столица нашей Родины – Москва

(руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два.

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней,

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной,

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным,

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной

И смотрится прекрасно.

«Шарик »

       Шарик  мой  воздушный.

       Какой  ты  непослушный!

       Зачем  ты  отвязался,

       Зачем  помчался  ввысь?

       Вернись  скорее, шарик!

       Вернись!

Поднять  руки  вверх – вдох,  медленно  опускать  вниз – длительный  выдох  с  произнесением  звука « Ш-ш-ш…».

«Новоселье»

Какое повсюду веселье!

Сегодня у птиц новоселье.

Весенние песни свои

Не только поют соловьи.

Глядите, высокие ели

За ветки взялись и запели.

И дуб, и сосну вековую

Осинка зовет в плясовую.

«Наша армия»

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

"Капля".

Капля раз, капля два,

(пальцы собраны в щепотку)

Очень медленно сперва,

(раскрываем пальцы медленно)

А потом, а потом все бегом все бегом.

(руки вверх - вниз, пальчики бегут)

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем.

(руки в стороны, вверх,

 пальцы сцепить над головой).

«Бумажный  кораблик »

     Детям  предлагается  сделать  бумажный  кораблик  и  поставить   его  на  гладкую поверхность  стола.  Задача  заключается  в  том, чтобы « перегнать»  кораблик  с  одного   конца  стола  на  другой.

«Ручеек»                                            Ручеёк, ручеёк, дай водички на чаёк.

Мы чаёк горячий будем пить на даче,

Пить с печеньем, с калачом, и пирог испечём.

И, сверкая под лучами, засмеялся ручеёк,

Быстро прыгнул с камня в чайник, дал водички на чаёк.

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца

«Насекомые»                                       Чок – чок, каблучок!

(потопать ногами)

В танце кружится сверчок.

(покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают –

(движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает.

(покружиться парами)

Звонко хлопают ладошки!

(похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

 «Пчела »

            Пчёлка  гуди,  в  поле  лети.

            С  поля  лети,  медок  неси.

             Ж-ж-ж…  ам!

Вращать перед собой  указательными  пальцами,  продолжительно  произнося  на  выдохе  звук «ж».  В конце  сделать,  активный  короткий  вдох  и  быстро  выдыхая  сказать: Ам!

 «Жук»                                Жук жужжит:

- Жу-жу-жу!

Я живу, не тужу.

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу. Жужжит над жимолостью жук,

Тяжелый на жуке кожух.

  «Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину

«Лето»                                                          На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(потягивания — руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(потягивания — руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(наклоны)

«Пузыри »                                                        Эй,  мышонок,  посмотри ( хором,  звать  к  себе  помахивая  кистями,

            Мы  пускаем  пузыри:                  перед  тем, как  назвать  цвет  надо  сильно  надуть

            Синий, красный,  голубой.          щёки  и  быстро  выдохнуть,

            Выбирай  себе  любой!                обе  руки  вверх  развести  в  стороны)

«Летняя забава»

Вот веселая затея –

Запускать на нитке змея.

Змей летит выше берёз!

Ветер змея не жалея

Прямо к солнышку понес.

«Лето»

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!)

                                                                                   


Игровая деятельность

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Театрализованные игры

Игры с конструктором

 «Узнай по голосу».                                         Цель. Развитие слухового внимания.

Описание. Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.

Дети, которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай».

 «Семья».                                             Цель. Формирование ролевого взаимодействия.                              Описание. Педагог предлагает поиграть в игру. Организовывают игровое пространство дети- кукольный уголок, контейнеры –отделы магазина, скорая помощь со всеми атрибутами в сумочке. Взрослый участвует в распределение и смене ролей, дети же самостоятельно развивают сюжет, планируют игровые действия.

«Зеркало».                                                 Цель. Развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции                                                Описание. Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок - «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями

 

«Собери рыбку».                                  Цель.  Упражнение детей в составлении картинки из отдельных геометрических фигур.                                               Описание.                              

Воспитатель предлагает детям набор геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник и т.д.). Просит сложить картинку (бабочка, лодочка).

«Назови лишнее слово».                              Цель. Активизация внимания; развитие мышления, речи. Описание. 

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных, прилагательных и т.д

 «Автобус».                                              Цель. Закрепление умения объединять сюжетно-ролевые игры разной тематики в один сюжет.      

Описание.  Педагог совместно с детьми организовывают игровое пространство дети- макет автобуса, билеты. Взрослый участвует в распределение и смене ролей, дети же самостоятельно развивают сюжет, планируют игровые действия.

«Дружные насекомые».                     Цель.  Развитие внимания, выдержки, согласованности действий.                                               Описание. Дети распределяются на три команды: насекомые, животные, рыбы. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи - топнуть ногой, рыбы - хлопнуть в ладоши, бабочки - поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения

«Строим по замыслу».                               Цель. Закрепление умения создавать постройки из строительного материала. Развитие воображения, творчества.                                               Описание.

Воспитатель предлагает 2-3 детям соорудить постройки из конструктора. Остальные дети отгадывают, что получилось? Строители рассказывают о своих постройках.

 «Волны».                                                    Цель. Развитие воображения, наблюдательности, внимания.                                           Описание. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается  «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

 «День Рожденья».                        Цель. Развитие умения планировать игровые действия, вступать в ролевое взаимодействие, создавая игровую обстановку, использовать предметы-заместители.                                                  Описание. Взрослый предлагает сюжет игры. Организовывают игровое пространство дети- кукольный уголок, контейнеры со всеми заместителями. Взрослый участвует в распределение и смене ролей, дети же самостоятельно развивают сюжет, планируют игровые действия.

«Превращение предмета»

Цель. Развитие воображения, фантазии, сообразительности.                                                 Описание. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы

«Открытка».                                           Цель.  Развитие способности к конструированию.                                               Описание. Воспитатель предлагает создать открытку. Рассматривает вместе с детьми образец построенный заранее. Спрашивает, какой строительный материал использовался для открытки. Предлагает детям попробовать сделать открытку самостоятельно.


Познавательно- исследовательская деятельность

Цель. Закрепление знаний детей о циклах развития растений, способах ухода.                                                                                                                                                    

Опыт № 1 «Что потом?»                                                                                               Цель. Систематизация знаний детей о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итог. Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.

Опыт № 2 Для чего корешки?»

Цель. Закрепление знаний детей о том, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы. Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

Итог. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

Опыт № 4 «Что нужно для питания растения?»

Цель. Установление того, как растение ищет свет.

Материалы. Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

Процесс.  Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Итог. Без света питание растений не образуется.

Опыт № 3 «Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итог. Движение воды идет снизу-вверх.


Конструктивная деятельность

Конструирование со строительным материалом

Художественное конструирование

Тема «Водоем» (из природного материала).

Цель. Воспитание интереса к изготовлению поделок из природного материала (шишки, каштаны, жёлуди). Развитие фантазии, образного мышления. Закрепление умения передавать движения, наделяя поделки определённым характером.                                                  Программное содержание.                                                                                           Педагог предлагает построить водоем с помощью бросового материала, разбившись на группы по несколько человек. На первом этапе ребята разрабатывают схему, а затем строят водоем.

Тема «Открытка» (из бумаги и картона).

Цель. Воспитание заботливого отношение к детям младшей группы, желание дарить им подарки. Совершенствование умения детей разбираться в готовых выкройках, самостоятельно склеивать игрушки. Закрепление умения вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

Программное содержание.                                                                             Воспитатель предлагает детям набор геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник и т.д.). Просит выложить картинку сюжет (бабочка, лодочка) и украсить открытку.

 Тема «По замыслу»

Цель. Воспитание интереса к конструктивной деятельности, желание видеть законченную работу.

Программное содержание.                                                                                        Воспитатель показывает картинки, где изображены разные здания. Предлагает детям рассказать какое здание им нравится, кто построил его? Предложить ребятам стать строителями и построить здание. Дети строят по желанию любое здание.

Тема «Коробка для подарка» (оригами)

Цель. Закрепление умения складывать лист бумаги в разных направлениях, развитие глазомера, приучать к точным движениям пальцев под контролем самосознания, воспитание аккуратности, усидчивости (изготавливать розу из бумаги, симметрично располагать цветы и листья).

Программное содержание.

Воспитатель показывает детям поочередно пять разных по форме, цвету, размеру геометрических форм. Дети рассматривают их. Педагог задает вопросы:

- Дети, что вы видите на моем столе?  (Геометрические формы) – Назовите их.

- Чем они отличаются? (Ответы детей)

Педагог знакомит с новым способом складывания коробочки и помогает детям в изготовлении коробочки. Дети самостоятельно придумывают дизайн оформления и завершают работу.


Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд

Май

Вид труда

Задачи                                            

Самообслуживание                                                                                                                                                                                        

Упражнение «Застегни пуговицы, зашнуруй обувь».                                                                                             Задачи.

Совершенствовать умение самообслуживания.                                                                                                         Воспитывать терпение, желание доводить дело до конца.

Хозяйственно-бытовой труд

Игровая ситуация «Муравьи – труженики».                                                                                                                             Задачи.                                                                                                                                                                   Учить делать генеральную уборка игровых уголков.                                                                                                                             Развивать умения работать рационально, результативно, в общем темпе, давать оценку труда своей и коллектива в целом.

Навыки личной гигиены

Упражнение «Аккуратность».                                                                                                                           Задачи.

Следить за своими вещами, воспитывать желание содержать их в чистоте.

Учить детей закатывать рукава перед умыванием, воспитывать аккуратность.

Навыки культурной еды.     Этикет.

Игровая ситуация «Сервировка стола».                                                                                                              Задачи.                                                                                                                                                                                    Учить детей правильно сервировать столы, совершенствовать навыки культурной еды.          Добросовестно выполнять обязанности дежурных.                                                                             Прививать этикет . 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план на апрель старшая группа

планирование воспитательно-образовательной работы...

Календарный тематический план работы в старшей группе на первую неделю апреля

Календарный план работы с детьми в старшей группе на тему: "Космос" на неделю...

Календарный тематический план работы в старшей группе на май месяц

Каленарный план работы с детьми в старшей группе на тему: "День победы" и "Растения луга. Насекомые"...

Календарный тематический план работы в старшей группе на тему: "Моя родина - Россия"

Календарно тематическое планирование в старшей группе, первая  и третья неделя февраля, по теме: "Моя родина -Россия" (Россия, народные промыслы, защитники отечества)....

Календарно-тематический план, март месяц, старшая группа.

Календарно-тематическое планирование, март месяц, старшая группа....