Проект по патриотическому воспитанию "Пышма моя родная"
методическая разработка на тему

Картавенко Надежда Васильевна

Мехгрупповой проект по патриотическому воспитанию "Пышма моя родная!" для дошкольников старшего, среднего и младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                              Пышминского городского округа «Чернышовсий детский сад»

 

 Проект                                                                                                                                      «Пышма моя родная»                                                                                                                    по патриотическому воспитанию                                                                                                детей младшей, средней и старшей разновозрастных групп                                                                           2015 – 2016 учебный год 

 Составитель: воспитатель 1 категории  квалификационой Картавенко Надежда Васильевна,                                                           тел.: 8-902-44-10-564, э\почта: nadezhda.kartavenko@meil.ru                                                                                                                                                        

 Исполнители: воспитатели 1 квалификационной    категории Картавенко Надежда Васильевна,                                                  Ступина Наталья Фёдоровна,  Печеркина Алёна Алексеевна.                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

с. Чернышово, 2015  

Пояснительная записка

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Актуальность проекта:

    Воспитание патриотизма – важная задача, стоящая перед работниками образования на современном этапе. Закладывание основ этих нравственно-социальных чувств должно происходить ещё в дошкольном возрасте. Любовь к своей стране вырастает из любви к родине малой, к месту, где малыш осознал себя пышминцем, чернышовцем. «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины» /В. А. Сухомлинский/  Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к малой родине, своему посёлку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни и окружающей природы, желание узнать больше о достопримечательностях родного края,  известных уважаемых людях, культуре, истории. Нравственные качества человека, ребёнка или взрослого, не могут «возникнуть» сами по себе. Их формирование  и развитие осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.  Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком Пышма.  

 Проблема:

     Несмотря на то, что село Чернышово и наш детский сад находится рядом с р.п. Пышма (разделён лишь рекой Пышма и относится к ней административно), наше учреждение много лет посещают дети из посёлка, а семьи воспитанников редкий день не ездят в р.п. Пышма, знания детей малы, не систематизированы, мало отражены в речи. 

Гипотеза:

    Введение в план воспитательно - образовательной работы мероприятий по обогащению знаний дошкольников разного возраста о родном посёлке Пышма, его природе, истории, достопримечательностях, интересных и уважаемых людях, реализация через использование проектной педагогической технологии  позволит эффективнее воспитывать у детей начальные патриотические представления и чувства.  

Новизна проекта: 

     В 2016 году р.п. Пышма празднует 370-летний юбилей, поэтому тема проекта естественна для данного учебного года. Проект  не ограничен одной возрастной категорией, тема Дня рождения р.п. Пышма реализуется во всех разновозрастных группах. Общение по темам блоков происходит на доступном уровне в каждой возрастной группе. Информационные материалы, собранные в одной группе, используются в других, обогащаются и дополняются. Организуется межгрупповое индивидуальное и коллективное общение, обсуждение. Воспитанники старшего возраста получают возможность делиться своими знаниями, полученными в беседах, наблюдениях и других формах образовательной деятельности, с младшими детьми.

Формы работы с детьми по проекту:
1.Целевая прогулка к памятнику павшим односельчанам, экскурсия на выставки в Чернышовский филиал ЦКиД р.п. Пышма, в библиотеку.
2. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания.                                                                           3. Встреча с известными уважаемыми людьми.                                                                                                                                         4. Беседы.
5.Чтение художественной литературы, энциклопедий.
6.Использование аудио и ИКТ для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильма о подвигах русских людей, просмотр мультфильмов.                                                                                                                                                                                                    7. Разучивание песни.                                                                                                                                                                             8. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего посёлка.
9.Подготовка тематических выставок, посвящённые памятным датам.                                                                                          10. Изготовление открытки в День рождения посёлка.                                                                                                                                  11. Помощь в лепке снежных фигур.                                                                                                                                                         12. Создание макетов.                                                                                                                                                                                   13. Детское «интервью».                                                                                                                                                                              14.Участие в конкурсах и акциях.                                                                                                                                                                15.Досуги.                                                                                                                                                                                                    16.Участие в празднике «День посёлка» с родителями.

Детская инициатива в проекте: 

    Современный образовательный процесс ставит ребёнка на уровень соавтора  планирования, соисследователя в реализации темы, например: блок «Путешествие в доисторические времена» был предложен детьми старшей разновозрастной группы, реализован с их, пусть небольшой, посильной помощью. Семя интереса к истории было заложено серией разнообразных занятий по  педагогической технологии «Река времени», осуществлённых в рамках проекта «История вещей» воспитателем старшей группы А.А. Печеркиной.

Цель проекта:

Воспитывать начальные патриотические чувства,  любовь к своей малой Родине через воспитание любви к родному посёлку.

Задачи:

  1.  Обогащение знаний дошкольников о родном посёлке Пышма на доступном каждому возрасту уровне.
  2. Формирование интереса к прошлому и настоящему Пышминского края.
  3. Формирование элементарных исследовательских навыков на доступном возрастном уровне.
  4. Развитие познавательных процессов: речи, памяти, мышления, воображения, внимания, связной речи в ходе работы над проектом.
  5.  Воспитание любви к родному краю, чувства гордости  его достопримечательностями, уважения к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, людям труда.
  6. Обогащение детско – родительских взаимоотношений.
  7. Обогащение форм взаимодействия с социальными партнёрами для создания единого образовательного пространства.

Ожидаемый результат:

  1. Систематизированные знания о р.п. Пышма, его истории  у дошкольников на различном уровне, соответствующем возрасту.
  2. Формирование исследовательских навыков на доступном возрасту уровне.
  3. Умение рассказать о п. Пышма как свидетельство развития речи, памяти, внимания и воображения.
  4. Эмоциональное отношение к родному краю, проявление уважения к людям труда, уважаемым и известным людям.
  5. Обогащение форм общения детей и родителей.
  6. Тесное взаимодействие с социальными партнёрами (Чернышовским филиалом ЦКиД, Чернышовским филиалом районной библиотеки, Пышминским музеем крестьянского быта.

 

Тип проекта: информационно - творческий, познавательный, межгрупповой.

Участники проекта: дети  всех возрастных групп, педагоги и другие сотрудники ОО, родители, социальные партнёры (Чернышовский филиал ЦКиД, Чернышовский филиал районной библиотеки, Пышминский музей).

Длительность: долгосрочный  (с января по июль 2016 года)

Используемые элементы технологий: информационно – исследовательская педагогическая технология.

Структура проекта: проект состоит из блоков, предназначенных  для групп разного возраст.

Материалы:   герб и флаг р.п. Пышма; книга пышминских авторов В. Томаткина, И.К. Черданцева «Край мой Пышминский», изд. Камышловская типография Управления печати и массовой информации Свердловской области, 1994; книга «Родники», сборник стихов и прозы Пышминских авторов, сост. Ю.Д. Сухов, 2 том, ГУП СО «Талицкая типография», 2010; «Вымершие животные. Полная энциклопедия», пер с англ О.Озеровой, М , изд Эксмо, 2015, «Динозавры» Р.Серд, пер. с анг. Е.Ясного, изд. «Росмэн», Москва, 2014; подборки газеты «Пышминские вести» на тему «Пышма старая и новая», статья о пышминском поэте и композиторе Л.А. Мазурове, сборник его стихов; фотовыставки о музее, о достопримечательностях р.п. Пышма; видео о половодье р. Пышма, иллюстрации с изображением рыб, живущих в нашей реке, кувшинки и жёлтой кубышки; репродукции картин В. Жемерикин «Возвращение», М. Петров «Октябрята – смелые ребята», альбом «Мы победили!», фотографии и фонограммы песен о Великой Отечественной войне; фотографии по теме «Пышма спортивная» (спортивные сооружения Пышмы, фотографии и краткая информация об известных спотрсменах).

План деятельности

Этапы

Содержание  деятельности  

сроки

Ответственный

I этап «Информационный»

1.Обсуждение мероприятий предстоящего юбилейного для р.п. Пышма года с коллегами, родителями и детьми.

2.Изучение материалов по истории р.п. Пышма.

3.Дополнение фото и видео материалов о Пышминском музее, р. Пышма, р.п. Пышма.

4. Подготовка информационного материала и составление плана работы.

Сентябрь = октябрь 2015

Картавенко Н.В., Печеркина А.А.,

Ступина Н.Ф.

Картавенко Н.В.

II этап  «Практический»

 

Сроки

Ответственные

воспитатели

Содержательные блоки

Возрастная группа, участники

1.«История р.п. Пышма»

Дети старшей и средней разновозрастных групп, педагоги, родители, мл. воспитатели, директор Пышминского музея

1.История селения по книге пышминских авторов В. Томаткина, И.К. Черданцева «Край мой Пышминский»

2. Фотовыставка «Пышминский музей» о быте наших предков, их ремёслах.  

3. Фото картин художника А. Ефремова из Пышминского музея.  

4. Чтение поэмы В.С. Клещёва об истории п. Пышма «Пышминский край» из книги «Родники» сборника стихов и прозы Пышминских авторов (2 том, с.68-76).

5.  Участие  в выставке работ декоративно – прикладного искусства к юбилею Пышмы в детском саду,

6. Представление лучших творческих работ педагогов, детей и родителей на муниципальной выставке «Сердце отдаю детям»  к юбилею Пышмы с поделками из различных материалов.                                                                                                                                                                                                                                                                      

Январь 2016

Картавенко Н.В.,

Печеркина А.А.,

Ступина Н.Ф.

2. «Путешествие в доисторические времена»

Дети старшей разновозрастной группы, педагоги, родители, мл. воспитатели

1.Беседа «Доисторический мир», «Вымершие животные. Полная энциклопедия» (пер с англ О.Озеровой, М , изд Эксмо, 2015, с.6-7, «Динозавры» Р.Серд, пер. с анг. Е.Ясного, изд. «Росмэн», Москва, 2014).

2.Самые удивительные животные доисторического периода (с.8)

3.Мир динозавров (с.16-24).

4.Мультфильм «Динозавр».

5.Водные обитатели – завроподы и плезиозавры, с.32

6.Хищные и травоядные диназавры (с.33).

7.Тайна гибели диназавров не раскрыта (с.38).

8.Летающие диназавры-птерозавры (с.40).

9.Мамонты (с.76).

10. Мультфильм «Земля до начала времён».

11.Изодеятельность  «В мире динозавров».

12.Лепка «Дино».

13. Мультфильм «Малыши Юрского периода».

14. Создание композиции «Пышминская земля в доисторические времена».        

15. Снежный городок «Пышминский край в доисторические времена».

16. Участие в муниципальном конкурсе снежных городков среди ДОУ.

 3-4 недели января 2016

Картавенко Н.В.,

Печеркина А.А.

3. «Достопримечательности Пышмы»

Дети старшей, средней и младшей разновозрастных групп, педагоги, родители, мл. воспитатели

1. Флаг и герб Пышмы. Газета «Пышминские вести» о юбилее посёлка. Подборка Пышма старая и новая (к фотовыставке достопримечательностей).

2. Фотовыставка «Достопримечательности Пышмы».

1-3 недели апреля 2016

Картавенко Н.В.,

Печеркина А.А.

4. «Никто не забыт и ничто не забыто!»

Дети старшей разновозрастной группы   педагоги, родители  

1.Беседа о подвиге пышминцев в годы Великой Отечественной войны по фотовыставке.

2. Экскурсия к обелиску воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

3. Экскурсия на выставку ко Дню Победы в Чернышовский ДК, беседа заведующей Пальцевой Т.А.  

4. Рассматривание репродукций картины В. Жемерикина «Возвращение», альбома с репродукциями картин на тему «Мы победили!».

5.Чтение стихов М. Белоногова «Военные связисты» из книги «Родники» из сборника стихов и прозы Пышминских авторов (2 том, с.21, Ю.Сухова «Рисунки», с.127), Ю. Подкорытова «Июнь 41-го» (с.120).

6.Слушание песен «Священная война», «День Победы» и других.

4 неделя апреля – 1 неделя мая 2016

Картавенко Н.В.,

Печеркина А.А.,

Ступина Н.Ф.

5. «Трудовые подвиги пышминцев»

Дети старшей разновозрастной группы   педагоги, родители  

1.Экскурсия на фотовыставку ко Дню Победы в Чернышовский ДК, беседа заведующей Пальцевой Т.А. о тружениках тыла.

2. Чтение стихотворения пышминской поэтессы, бывшей заведующей нашего детского сада «Е.С. Казанцевой «Дети войны», «Медали» и беседа по их содержанию.

3.Совместная с родителями и воспитателем деятельность «Маленькие журналисты» (интервью у героя), оформление материала для выставки.

4.Презентация материала «Трудовые подвиги пышминцев»

в старшей и средней группах.

5.Участие в муниципальной акции «Трудовые подвиги пышминцев» в МБОУ ДОД «Пышминский центр дополнительного образования детей».

Апрель 2016

Картавенко Н.В.

6. «Поэтический Родник»

Дети старшей разновозрастной группы   педагоги, родители  

1.Экскурсия в библиотеку и беседа о поэтах Пышмы.

2. Беседа «Композитор Л. Мазуров – наш земляк».

3.Конкурс чтецов и песен «Сторонка родная моя».

4.Участие победителей в муниципальных конкурсах «Грани таланта» (для взрослых) и «Радуга талантов» (для детей).

Апрель - май 2016

Картавенко Н.В.,

Печеркина А.А.,

Ступина Н.Ф.

7.«Пышма спортивная»

Дети старшей   разновозрастной группы, педагоги

1.Фотовыставка «Пышма спортивная» и беседа о спортсменах, которыми мы гордимся.

2.Физкультурный досуг к 9 Мая на спортивном участке детского сада.

3.Участие детей в спортивной районной эстафете  к Юбилею посёлка в р.п. Пышма.

1 неделя мая 2016

Картавенко Н.В.,

Ступина Н.Ф.

8. «Река Пышма»

Дети старшей и средней разновозрастных групп, педагоги, родители

1.Беседа «Река Пышма – наследство наших предков» (чтение стихов, просмотр видео о половодье, рассматривание фотографий и иллюстраций о рыбах, о занесённых в Красную книгу кувшинке и жёлтой кубышке, забота о чистоте её вод, о правилах поведения у реки).

 

июнь 2016

Картавенко Н.В.,

Печеркина А.А.,

Ступина Н.Ф.

9. «С юбилеем, Пышма!»

Дети старшей, средней   разновозрастных групп, педагоги, родители, выпускники подготовительной к школе группы, посещающие игровую площадку в Чернышовском ДК

1.  Рисование открыток, плакатов или стенгазет к юбилею и выставка их ко Дню посёлка.

2. Поездка детей с родителями на праздник «День посёлка».

3. Совместный с игровой площадкой ДК и детьми старшей разновозрастной группы праздник «С днём рождения, Пышма!».

6 июля   2016

8 июля 2016

Печеркина А.А.,

Ступина Н.Ф., Пальцева Т.А. (зав.клубом)

III этап: Заключительный  

Заключительный

Содержание  деятельности

1.Анализ эффективности проекта.

2.Презентация

Педагоги групп

1.Представление опыта работы на Педагогическом Совете, обсуждение результатов.

2.Участие в областном конкурсе на лучшее пособие по правовому и патриотическому воспитанию, проводимом Областной избирательной комиссией.

3.Публикация проекта и результатов работы в Интернет - сообществе.

4.Участие в Интернет – конкурсе на педагогическом портале.

До 09.2016

До 10.2016

До 09.2016

09.2016

Картавенко Н.В.

Печеркина А.А.,

Ступина Н.Ф.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

проект "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"

В проекте определены задачи патриотического воспитания детей, показаны различные формы и методы работы с детьми, которые помогают им лучше расширить свои знания о родном крае, селе,обычаях, профессиях...

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию в старшей группе "Улицы родного города"

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на ко...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Ямал – мой край родной!»

Проект по этнокультурному  воспитанию дошкольников....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Деревья родного края»

Любовь к Родине – высшее проявление  любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу,  родной природе, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям в...

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

Проект по патриотическому воспитанию "Самара-мой родной город!"

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые...