Проект парциальной программы "Моя малая Родина"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Хакимова Наталья Николаевна

Проект программы "Моя малая Родина" подготовлен для детей старшего возраста детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДЕТСКИЙ САД № 5 "СТЕПНЯЧОК"  АКБУЛАКСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Автор:

Хакимова Наталья Николаевна

Воспитатель МБДОУ "Детский сад №5  «Степнячок»

п. Акбулак.

Оренбург

2015


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы…………              

4

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы………...

5

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………….

5

1.4

Возрастные характеристики развития детей………………………..

6

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы…………………………

8

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы …….

8

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы………………………………………...

9

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности……..

10

2.2

Содержание парциальной образовательной программы…………..

15

III.

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение программы…………………………………..

27

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы………………………………………...

28

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания………………………………………………

28

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы……………………………………………………………

30

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

30

IV.

Дополнительный раздел…………………………………………..

31

4.1

Презентация парциальной образовательной программы

V.

Литература…………………………………………………………..

33

Приложение

Приложение 1 Карта наблюдения

Приложение 2

 


Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность парциальной образовательной программы

Актуальность программы заключается в том, что  она позволяет расширить, правильно понять исторические, природные особенности  малой Родины. Содействует сохранению того, что веками создавалось  народом, проживающим на этой территории.

 Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к осознанию, что наш поселок - частица большой Родины - России. Важно показать уникальность поселка, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка – это его дом, семья, улица. Ближайшая территория: двор, лес, река - всё-то, что окружает его, влияет на его жизнь.

Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с семьей. Консультации для родителей на тему «Природа – колыбель жизни» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместные проведенные субботники; экологические акции, подготовка к праздникам; выпусков буклетов, родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд.

       Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой  Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

       Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребёнка начинается  с  привития  любви  к  малой  родине,  с  ознакомления  с  культурным  наследием,  с  современным  миром  родного  края,  в  котором  он  живёт, воспитание  на  том,  что  жизненно  близко  и  понятно.

Программа обеспечивает учёт специфики региональных особенностей и традиций дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа реализуется в рамках образовательной области  «познавательное развитие".

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы  

Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, малой родине и Отечестве детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия детского и взрослого сообщества.

Задачи программы:

1. Формирование предпосылок основных культурных способов деятельности в процессе освоения ценностей культуры и истории родного края.

2. Воспитание у детей ценностных установок положительного отношения к миру, другим людям  и самому себе на основе осмысления отечественных традиций, праздников и быта.

3. Развитие познавательной самостоятельности детей при объяснении  явлений природы, поступков людей в процессе присвоения социокультурной деятельности.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы: 

В основу программы заложены следующие принципы из п.1.4 Федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования.

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, посредством посещения культурных учреждений;
  • поддержка инициативы детей через организацию различных видов деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий посредством изучения родного края;
  • сотрудничество Организации с семьей посредством изучения родных языков национальных традиций;
  •  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

В основу программы положены следующие методологические подходы:

  • Личностно - ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще неразвитые способности и возможности.
  • Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
  • Системно-деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной деятельности воспитанника в общем контексте образовательного процесса. При этом обращается внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание; операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса.

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа 6 - 7 лет

В старшем возрасте у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, всё вызывает у него интерес, он задаёт массу вопросов. Это говорит о том, что ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Кроме того, формируется его отношение ко всему окружающему.

У ребёнка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от воспитания и  условий его жизни. При систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненных проявлений в процессе игровой и практической деятельности ребёнка в форме наглядных образов для него открываются не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать и сочувствовать. Это побуждает его к оказанию помощи, как человеку, так и животному.

Ребёнок учится следовать определённым общественным нормам и правилам поведения. Если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесёт положительный результат не только в ребенку в детстве, но и во взрослой жизни человека.

У детей старшего возраста совершенствуется и обогащается речь, становясь одним из необходимых условий познания, формирование речевой и языковой культуры, формируются элементарные понятия: трава, кустарники, деревья, растения, насекомые, рыбы, птицы, среда обитания, сезонные изменения.

Дети данного возраста с удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на нравственную тему, о природе и животных, о своих сверстниках. Появляется интерес к приключенческой и научно-познавательной литературе. На занятиях дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусств.

Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к многообразным явлениям и процессам в окружающем мире.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:

У ребенка:

  • сформированы предпосылки основных культурных способов деятельности в процессе освоения ценностей культуры и истории родного края;
  • воспитаны ценностные установки положительного отношения к миру, другим людям  и самому себе на основе осмысления отечественных традиций, праздников и быта;
  • развита познавательная самостоятельность при объяснении  явлений природы, поступков людей в процессе присвоения социокультурной деятельности.

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

МБДОУ Детский сад №5 «Степнячок» Акбулакского района п. Акбулак осуществляет воспитательно – образовательную деятельность на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  (2-е изд., испр.и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.-336с.)

Парциальная программа «Моя малая родина» дополняет и расширяет основную часть образовательной программы дошкольного образования за счет вовлечение детей в освоение, осмысление и присвоение культурного и исторического наследия родного поселка.

Выбор содержания парциальной программы «Моя малая родина» обусловлен необходимостью формирования уважительного отношения и чувства уважения к своей малой родине – Акбулак детей старшего дошкольного возраста на основе Отечественных традиций, вовлечение детей в осмысление отечественных традиций, праздников, природы и быта родного края. Проблемы  развития культурно-ценностного отношения дошкольников к творчеству известных жителей родного поселка, к достопримечательностям родного поселка, к традициям нашего поселка.

1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы:

  • Создание альбома: «Скифа – Сарматский период д.н.э.»,
  • Изготовление макета из природного материала «Жилище Скифов»»,
  • Выставка детских рисунков – «Растение Скифа – Сарматского периода»
  • Выставка детских работ «Жилье первых жителей п. Акбулак 20 в.»
  • . Оформление патриотического уголка
  • Создание альбома: «Ими гордится страна».
  • создание фотоальбома «Акбулакские памятники природы»
  • выставка детских работ из природного материала, создание гербария «Растения Акбулакского района»
  • Оформление выставки детских рисунков «Растения Красной Книги»


II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1.Родина Скифских царей

1.1

Скифа – Сарматский период д.н.э.

.

25мин.

Групповая: беседа; виртуальная экскурсия.

Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей.

Игровая: сюжетно - ролевая игра

Игровая деятельность:  сюжетно-ролевая игра – «Археологи»

Коммуникативная деятельность: беседа о Скифа – Сарматском периоде (1000 л. д.н.э.) на территории Акбулакского района

Познавательно-исследовательская деятельность: виртуальная экскурсия – «Родина первых скифских царей»,

Восприятие художественной литературы и фольклора:Мифы о происхождении скифов Таргитай — сын Зевса, родоначальник скифов.

Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла произведения С.С. Прокофьева  «Скифской сюиты»

Продуктивная  деятельность: подготовка фотоматериалов и создание альбома: «Скифа – Сарматский период д.н.э.»

1.2

Символы, культура, быт Скифа – Сарматского периода

25мин.

Групповая: беседа,  виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов

 Работа в малых подгруппах: сюжетно - ролевая игра.

Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей

Игровая деятельность :сюжетно-ролевая игра

Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра - «Археологическая экспедиция»

Коммуникативная деятельность: беседа о культуре, быте людей живших в Скифа – Сарматский период.

Познавательно-исследовательская деятельность: анализ символов, культуры и быта древних поселенцев;  виртуальная экскурсия на основе наглядного материала

Восприятие художественной литературы и фольклора - «Меч Сварога» А. Асов

Конструирование - изготовление макета из природного материала «Жилище Скифов»

Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений балет «Ала и Лоллий» на сюжет из скифской мифологии для знаменитой антрепризы С. П. Дягилева С.С. Прокофьева

1.3

Климатические условия, мир растений и животных Скифа – Сарматского периода.

25мин.

Групповая: виртуальная экскурсия, беседа,

Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей

Работа в малых группах: рисование

Игровая: подвижная игра, дидактическая

Коммуникативная деятельность: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

 - беседа климатическом условии Скифа – Сарматского периода,  растительном и животном мире.

Познавательно–исследовательская  деятельность: виртуальная экскурсия в живой мир природы Скифа – Сарматского периода;

Игровая деятельность: подвижная игра «Найди свой домик», дидактическая игра «Найди детеныша».

Художественно – творческая деятельность: Животные и растения Скифа – Сарматского периода.

Восприятие художественной литературы и фольклора - Миф славян о Рождении Мира, А. Асов

Музыкальная деятельность - восприятие и понимание смысла музыкальных произведений симфоническая сюита «Скифа» С.С. Прокофьева

Модуль 2. История современного становления п. Акбулак

2.1

Первые поселенцы - история возникновения поселка Акбулак

25мин.

Групповая: беседа, виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов

Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей.

Игровая: игра с правилами - народная игра

Работа в малых группах: Лепка

Коммуникативная деятельность: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками - беседа - знакомство с первыми поселенцами, историей возникновения поселка Акбулак.

Познавательно-исследовательская деятельность: виртуальна экскурсия на основе наглядных материалов «Первые поселенцы 20 в»

Игровая деятельность: игра с правилами - народная игра «Плетень»

Художественно – творческая деятельность: лепка построек жилья первых жителей Акбулакского района 20 в.

 Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение р. н. потешек, загадок, поговорок.

Музыкальная деятельность: прослушивание гимна Оренбургской области и п. Акбулак,

2.2

Моя Родина - Акбулак

25мин.

 Групповая: беседа (о родном поселке, Флаг и Гимн поселка);

 Работа в малых подгруппах: дидактическая игра.

Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей.

Коммуникативная деятельность: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

 - беседа о символах страны- России, о символах п. Акбулак; 

Познавательно–исследовательская  деятельность: анализ символов России и Акбулака;

Восприятие художественной литературы: чтение стихотворения С. Крутько  «Акбулак – райцентр обычный»

Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений - слушание  гимна России, гимна поселка Акбулак

Игровая деятельность - дидактическая игра «Найди  символы своего поселка Акбулак»

Продуктивная деятельность оформление патриотического уголка

2.3

Ими гордится страна

25мин.

Групповая: экскурсия в историко-краеведческий музей, игра;

Коллективное взаимодействие: сбор фотоматериала военных лет (1941- 1945гг), беседа.

Работа в малых группах:  инсценировка, аппликация, игра.

Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей.

Игровая деятельность дидактическая - ролевая игра - «Узнай, найди и расскажи», подвижные игра «Мы ловкие, смелые, быстрые»

Коммуникативная деятельность: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками беседа о Героях Советского Союза и тружениках тыла п. Акбулак

Познавательно-исследовательская деятельность: экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько. 

Восприятие художественной литературы и фольклора -  произведения местных писателей 

Изобразительная деятельность – аппликации «Открытка Героям»

Музыкальная деятельность восприятие и понимание смысла музыкальных произведений военных лет

Продуктивная деятельность: Создание альбома: «Ими гордится страна».

Модуль 3. Природа – Колыбель жизни

3.1

Природные памятники Акбулака

25мин.

Групповая: виртуальное путешествие по родному краю на основе наглядных материалов; беседа;

Игровая: игровое упражнение;

Совместная деятельность по классификации фотоматериалов

Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей.

 Коммуникативная деятельность: беседа о природных памятниках Акбулакского района.

Познавательно- исследовательская деятельность: виртуальное путешествие «Природное наследие Акбулака», наблюдения.

Чтение художественной литературы: чтение стихотворений В. Новосельцева «Край ты мой степной», В.Н. Мараховец  "Моя Родина"

 Продуктивная деятельность: подготовка фотоматериалов и иллюстраций и создание фотоальбома «Акбулакские памятники природы»

Игровая деятельность: дидактическая игра «Найди по описанию», подвижная игра «Ручеек»

Музыкальная деятельность восприятие и понимание народной песни «Калинка»

3.2

Животный и растительный мир

25мин

Групповая: коллективное взаимодействие в беседе, экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько; деятельность по классификации фотоматериалов, игровое упражнение

Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей.

Игровая: подвижная игра

Коммуникативная деятельность: беседа о животном и растительном мире Акбулакского района.

Познавательно-исследовательская деятельность : экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько.

Чтение художественной литературы: стихотворения местной поэтессы Т.В.Шевченко «Береза»

Продуктивная деятельность: сбор фотоматериалов, иллюстраций «Животные и растения Акбулака» и последующее оформление фотоальбома и выставки, сбор гербария, сбор иллюстраций деревьев растущих на территории Акбулакского района, выставка детских работ из природного материала.

Музыкальная деятельность восприятие и понимание народной песни «Во поле береза стояла»

Игровая деятельность: подвижная игра «Лиса и зайцы»

3.3

Красная книга Акбулакского района

25мин.

Групповая: беседа, анализ «Красной книги растений Акбулакского района»

Коллективное взаимодействие по сбору фото материала «Животные Красной книги Акбулакского района»

Работа в малых группах рисование, игра

.Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей.

Коммуникативная деятельность: беседа с детьми о «Красной книге Акбулакского района»;

Познавательно-исследовательская деятельность: виртуальное путешествие по страницам «Красной книге Акбулакского района»;

Чтение художественной литературы: Б Дубровин «Красная книга»

 Художественная деятельность: рисование «Растение Красной книги»

Продуктивная деятельность: оформление выставки детских рисунков «Растения Красной Книги»

Игровая деятельность дидактическая игра « Что лишнее?»

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла песни «Красная Кгига» О.Газманов 


2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Родина Скифских царей

Тема 1.1. Скифа – Сарматский период в истории Акбулакского края

Содержание темы

История Скифа–Сарматского периода (1000 л. д.н.э) п Акбулак. Климатические условия. Географическое положение.

Формы, способы, методы

- групповая деятельность: беседа об истории Скифа – Сарматского периода (1000 л. д.н.э) п Акбулак, раскопках,  просмотр презентации «Родина первых скифских царей»;

- методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога об истории Скифа – Сарматского периода (1000 л. д.н.э) п Акбулак, раскопках;

- метод наглядности: карта Оренбургской области и Акбулакского района, презентация «Родина первых скифских царей»;

- игровой метод: сюжетно-ролевая игра – «Археологи»;

Средства образования и развития

- музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла произведения С.С. Прокофьева  «Скифской сюиты»;

- зрительный ряд: карта Оренбургской области, карта Акбулакского района; презентация;

- литературный ряд: Мифы о происхождении скифов Таргитай — сын Зевса, родоначальник скифов;

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, цикл слайдов иллюстративного материала «Родина первых скифских царей»

 карта Оренбургской области, карта Акбулакского района.

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Характер взаимодействия со взрослыми: виртуальная - экскурсия, создание альбома: «Скифо – Сорматский период д.н.э.»;

Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная сюжетно-ролевая игра – «Археологи».

Виды деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, игровая,  продуктивная, художественно- эстетическая.

Продукт: создание альбома: «Скифа – Сарматский период д.н.э.»

Тема 1.2. Символы, культура, быт Скифа – Сарматского периода.

Содержание темы 

Беседа о раскопках и находках: утвари, культурных произведениях на территории Акбулакского района; о символах культуры, быта Скифа – Сарматского периода; анализ символов, культуры и быта.

Формы, способы, методы

- групповая деятельность: беседа, просмотр наглядного материала «Находки  в раскопках», художественно-творческая деятельность - по отображению   древних символов;

- подгрупповая деятельность: сюжетно-ролевая игра - «Археологическая экспедиция»; конструирование - изготовление макета из природного материала «Жилище Скифов»;

-методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога о раскопках и находках утвари, культурных произведениях на территории Акбулакского района; о Символах культуры, быта Скифа – Сарматского периода; анализ символов, культуры и быта.

- метод наглядности: наглядный материал «Находки  в раскопках»;

- игровой метод: сюжетно – ролевая игра «Археологическая экспедиция».

Средства образования и развития

- музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений балет «Ала и Лоллий» на сюжет из скифской мифологии для знаменитой антрепризы С. П. Дягилева С.С. Прокофьева;

- зрительный ряд: наглядный материал «Находки в раскопках»;

-литературный ряд: «Меч Сварога» А. Асов.

Материалы и оборудование:

наглядный материал - «Находки  в раскопках»,  карта Оренбургской области, карта Акбулакского района.

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Характер взаимодействия со взрослыми: изготовление макета «Жилище Скифов»;

Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная сюжетно – ролевая игра «Археологическая экспедиция»

Виды деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, игровая, продуктивная, художественно- эстетическая

Продукт: макет «Жилище Скифов»

Тема 1.3. Климатические условия, мир растений и животных Скифа – Сарматского периода

Содержание темы

Географическое расположение, климатические условия, особенности растительного и животного мир Скифа – Сарматского периода.

Формы, способы, методы 

- групповая деятельность: беседа, просмотр презентации «Мир растений и животных Скифа – Сарматского периода», художественно – творческая деятельность: Животные и растения Скифа – Сарматского периода, подвижная игра «Найди свой домик»;

- подгрупповая деятельность: дидактическая игра « Найди детеныша»;

- методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога о растительном и животном мире; о климатических условиях, географическом положении;

- метод наглядности: презентация «Мир растений и животных Скифа – Сарматского периода»;

- игровой метод: подвижная игра «Найди свой домик», дидактическая игра «Найди детеныша»

Средства образования и развития

-музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений симфоническая сюита «Скифа» С.С. Прокофьева;

-зрительный ряд: презентации «Мир растений и животных Скифа – Сарматского периода»;

-литературный ряд: Миф славян о Рождении Мира, А. Асов.

 Материалы и оборудование: проектор, компьютер, цикл слайдов иллюстративного материала «Мир растений и животных Скифа – Сарматского периода», дидактическая игра «Найди детеныша», карта Акбулакского района.

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Характер взаимодействия со взрослыми: виртуальная - экскурсия, оформление выставки рисунков растительного и животного мира;

Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная подвижная игра: «Найди свой домик», дидактическая игра «Найди детеныша».

Виды деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, игровая, продуктивная, художественно - эстетическая.

Продукт: выставка детских рисунков.

Модуль 2. История современного становления п. Акбулак

Тема 2.1. История возникновения поселка: первые поселенцы

Содержание темы

История зарождения поселка Акбулака. Географическое местоположение Акбулакского района на карте Оренбургской области. Быт, обычаи первых поселенцев на Акбулакской земле. http://akbulak.net/hystory

Формы, способы, методы

- групповая деятельность: беседа, просмотр наглядного материала «Первые поселенцы 20 в.», народная игра с правилами «Плетень»;

 - подгрупповая деятельность: лепка построек жилья первых жителей Акбулакского района 20 в.;

- методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога об истории возникновения поселка Акбулак;

- метод наглядности: карта Оренбургской области и Акбулакского района, наглядный материал «Первые поселенцы 20 в»;

- игровой метод: народная игра с правилами «Плетень».

Средства образования и развития

- музыкальный ряд: прослушивание гимна Оренбургской области и п. Акбулак;

- зрительный ряд: карта Оренбургской области, карта Акбулакского района, наглядный материал «Первые поселенцы 20 в»;

- литературный ряд: чтение р. н. потешек, загадок, поговорок.

Материалы и оборудование: карта Оренбургской области, карта Акбулакского района, наглядный материал «Первые поселенцы 20 в».

Характер взаимодействия участников образовательных отношений

Характер взаимодействия со взрослыми: фото-экскурсия;

Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная подвижная игра- «Плетень», лепка.

Виды деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно - эстетическая

Продукт: выставка детских работ «Жилье первых жителей п. Акбулак 20 в.»

 Тема 2.2. Моя родина - Акбулак

Содержание темы

 Анализ символов России и Акбулака; прослушивание гимна РФ, п. Акбулак

 Формы, способы, методы:

- групповая деятельность: прослушивание гимна РФ и п. Акбулак; беседа о символики РФ и п. Акбулак, анализ символики РФ, п. Акбулак,

- подгрупповая  деятельность: дидактическая игра «Найди  символы своего поселка Акбулак»;

- методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога о символах страны - России, о символах п. Акбулак;

- метод наглядности: фотографии герба России, флаг России, герба п. Акбулак, флаг п. Акбулак; 

- игровой метод: дидактическая игра «Найди  символы своего поселка Акбулак»

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений - слушание гимна России, гимна поселка Акбулак;

Зрительный ряд: Фотографии символов России, п. Акбулак, флаг РФ, фото флага п. Акбулак;

Литературный ряд:  произведение С. Крутько  «Акбулак – райцентр обычный»

Материалы и оборудование символика п. Акбулак (флаг, герб), карта Акбулака, карта Оренбургской области материал для дидактической игры (символика областных районных центров).

Взаимодействие участников образовательных отношений

Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы на вопросы детей;

Совместное взаимодействие детей и родителей,  воспитателей и родителей.

Виды деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно - эстетическая

Продукт: оформление патриотического уголка

Тема 2.3 Ими гордится страна 

    Содержание темы

Герои Советского Союза участники Великой Отечественной Войны, труженики тыла герои, труда.

- групповая деятельность: экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько знакомство с героями великой отечественной войны. Героями труда, беседа о Героях Советского Союза и тружениках тыла п. Акбулак, подвижная игра «Мы ловкие, смелые и быстрые, сбор фотоматериала военных лет (1941- 1945гг), восприятие и понимание смысла музыкальных произведений – военных лет; аппликации «Открытка Героям»;

- подгрупповая деятельность: игра - инсценировка - «Орден», аппликация, игра;

 Создание альбома: «Ими гордится страна».

Формы, способы, методы:

Организация деятельности детей групповая и индивидуальная.

Наглядный метод: экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько;

Словесный метод: беседа;

Игровой метод: подвижная игра «Мы ловкие, смелые и быстрые», игра – инсценировка «Орден»

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений – военных лет;

Зрительный ряд: анализ музейного материала;

Литературный ряд: произведения местных писателей посвященные Героям Советского Союза участникам Великой Отечественной Войны, труженикам тыла, героям труда;

Материалы и оборудование: фото материал

Взаимодействие участников образовательных отношений

Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы на вопросы детей.

Совместное взаимодействие детей и родителей,  воспитателей и родителей.

Виды деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно - эстетическая

Продукт: создание фото альбома: «Ими гордится страна», «Открытка Героям» 

Модуль 3. Природа – Колыбель жизни

Тема 3.1.  Природные памятники Акбулака 

       Содержание темы

Беседа о природных памятниках Акбулакского района («Покровские меловые горы», « Гора Корсак – барс», «Светлый камень», « Кужунтайский сосновый бор», «Гора Базарбой», « Мамонтов яр, Красный яр», «Шаповаловский родник», «Шкуновский буроугольный обрыв», «Орловская и Юрьевская степь» и др.

- групповая деятельность: беседа о природных памятниках Акбулакского района, виртуальное путешествие «Природное наследие Акбулака», наблюдения, чтение стихотворений В. Новосельцева «Край ты мой степной», В.Н. Мараховец  «Моя Родина», подвижная игра «Ручеек».

- подгрупповая деятельность: подготовка фотоматериалов и иллюстраций и создание фотоальбома «Акбулакские памятники природы», дидактическая игра «Найди по описанию»

Формы, способы, методы:

Организация деятельности детей групповая и индивидуальная.

Наглядный метод: виртуальное путешествие «Природное наследие Акбулака», наблюдения.

Словесный метод: беседа.

Игровой метод: дидактическая игра «Найди по описанию», подвижная игра «Ручеек»

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: восприятие и понимание народной песни «Калинка»;

Зрительный ряд: виртуальное путешествие «Природное наследие Акбулака», наблюдения;

Литературный ряд: чтение стихотворений В. Новосельцева «Край ты мой степной», В.Н. Мараховец  «Моя Родина»

Материалы и оборудование: фото материал

Взаимодействие участников образовательных отношений

Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы на вопросы детей.

Совместное взаимодействие детей и родителей,  воспитателей и родителей.

Виды деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно - эстетическая

Продукт: создание фотоальбома «Акбулакские памятники природы»

Тема 3.2 Животный и растительный мир

       Содержание темы

Беседа о растительном и животном мире Акбулакского района, анализ  особенностей  разнообразия степного мира растений и животных.

- групповая деятельность: беседа о животном и растительном мире Акбулакского района, экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько, стихотворение местной поэтессы Т.В.Шевченко «Береза», игра «Лиса и зайцы», восприятие и понимание народной песни «Во поле береза стояла».

- подгрупповая деятельность: оформление фотоальбома и выставки, сбор гербария, сбор иллюстраций деревьев растущих на территории Акбулакского района, выставка детских работ из природного материала.

Формы, способы, методы:

Организация деятельности детей групповая и индивидуальная.

Наглядный метод: экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько

Словесный метод: беседа.

Игровой метод: подвижная игра «Лиса и зайцы»

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: восприятие и понимание народной песни «Во поле береза стояла»;

Зрительный ряд: анализ музейного материала;

Литературный ряд: стихотворение местной поэтессы Т.В.Шевченко «Береза»

Материалы и оборудование: фото материал, гербарий растений Акбулакского района.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы на вопросы детей.

Совместное взаимодействие детей и родителей,  воспитателей и родителей.

Виды деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно - эстетическая

Продукт: выставка детских работ из природного материала.

Тема 3.3.  Красная Книга Акбулакского района 

       Содержание темы

Беседа Красной Книге Акбулакского района, о важности  значения действия Красной, виртуальное путешествие по страницам «Красной книге Акбулакского района»;

-групповая деятельность: беседа с детьми о «Красной книге Акбулакского района»; виртуальное путешествие по страницам «Красной книге Акбулакского района»; чтение Б. Дубровин «Красная книга», рисование «Растение Красной книги», восприятие и понимание смысла песни «Красная Книга» О.Газманов,

подгрупповая деятельность рисование «Растение Красной книги», дидактическая игра « Что лишнее?»

 оформление выставки детских рисунков, дидактическая игра « Что лишнее?»

оформление выставки детских рисунков

Формы, способы, методы:

Организация деятельности детей групповая и индивидуальная.

Наглядный метод: виртуальное путешествие по страницам «Красной книге Акбулакского района»;

Словесный метод: беседа.

Игровой метод: дидактическая игра « Что лишнее?»

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла песни «Красная Книга» О. Газманов;

Зрительный ряд: виртуальное путешествие по страницам «Красной книге Акбулакского района»;

Литературный ряд: Б. Дубровин «Красная книга»

Материалы и оборудование: фото материал

Взаимодействие участников образовательных отношений

Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы на вопросы детей.

Совместное взаимодействие детей и родителей,  воспитателей и родителей.

       Виды деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно – эстетическая

Продукт: оформление выставки детских рисунков

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Кадровое обеспечение программы

Воспитатель:

Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника. Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность. Проводит наблюдения за здоровьем, развитием и безопасностью воспитанием в том числе с помощью электронных форм. =

Музыкальный руководитель:

 Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников., музыкальное сопровождение. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время.

3.2Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

Видеокамера; музыкальный центр; проектор с экраном; компьютер; фотоаппарат; DVD-проигрыватель; CD-диск с записью голосов животных и птиц; флешкарта с презентациями

Предметно – развивающая среда 

Демонстрационно - наглядное пособия: фотографии с видами достопримечательностей п. Акбулак; фотографии земляков - героев; фотографии и иллюстрации  растительного и природного мира (животные, птицы, растений), природными памятниками Акбулакского района; демонстрационный набор «Полезные ископаемые»; гербарий степных растений  Акбулакского района; иллюстрации животных, птиц, растений занесенных в красную книгу Оренбургской области.

3.3 Научно-методическое обеспечение Программы

- Основная образовательная программа: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 2-е изд., испр.и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.-336с.;

- Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Степнячок» п. Акбулак (принята на педагогическом совете № 54 от 23.08.2014 предусматривает организацию образовательной деятельности  

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155;

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва

- «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел» Квалификационные характеристики должностей работников образования.

- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г

Методические пособие

1.Пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Обруч Москва, 2010.

2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Практическое пособие – 2-е изд., - М.: АРКТН,2007.-144с

3. Атлас Акбулакского района (сельское хозяйство, предприятия, национальности).Акбулакская редакция.:2009г.

4. А.А. Чибилёв. Природа Оренбургской области. Часть I.  Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995. — 128 с.

5. А.А.Чибилёв.Природное наследие Оренбургской области.,Оренбургское книжное издательство, 1996 г.- 384 с.

6.«Красная книга Оренбургской области» Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998 г. — 176 с.

7.Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е..Мы живем в России.: авторы: Н.Г. Зеленова  Л.Е. Осипова, 2013.

Интернет-ресурсы

1. Чибилёв А.А. Зелёная книга степного края.:./Электронный ресурс/ http://artlib.osu.ru

2. Воспитание толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста./Электронный ресурс//.http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/06/16/vospitanie-tolerantnosti-i-patrioticheskikh-chuvstv-u-detey.

3. Алешина Л.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.:/Электронный ресурс/.pedsovet.su/load/310-1-0-26888 

4 Русские не славяне А. В. Галанин © 2010.:/ Электронный ресурс/ http://ukhtoma.ru/history6.htm

5. Краткая история скифов (Т.М. Кузнецова) Геродот. История  (фрагменты).:/ Электронный ресурс/ http://ec-dejavu.ru/s/Scythian.html
6.Легенды и мифы. http://mifologija.dljavseh.ru/

3.4 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

Парциальная  образовательная программа разработана на 1 год для детей старшего дошкольного возраста, занятия проводятся 1 раз в неделю во 2-й половине дня,  длительностью 25 минут, материал распределён на 15 часов в год.

3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Среда группы:

Фонд различных материалов:

- Иллюстративный материал;

- Карта Оренбургской области;

- Карта Акбулакского района;

- Природный материал;

- Глобус;

-Различные пособия, демонстрационный материал по тематике мини – музея;

- Уголок развивающих игр:

- Дидактические игры  по разделам программы, альбомы на разные темы («Мой Акбулак», «Растения», «Растительный мир Акбулакского района », «Красная книга» и другие);

- Уголок юного читателя:

-Серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты, подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;

- Для демонстрации детских работ имеется  выставка «Вернисаж»;

 - Родительский уголок:

-Консультационный материал для педагогов и родителей («Воспитание любви к родному краю у дошкольников», «История нашего поселка»).

     Среда детского сада:

- Мини - музей русской избы с утварью.

Среда за пределами детского сада:

- Краеведческий музей имени И.П.Редько


IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Уважаемые родители!

Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в российском государстве чувство патриотизма, формирование в молодом поколении граждански активных, социально-значимых качеств.

Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине. Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела, а настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение, стала задачей государственной важности. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говориться: «Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формирующую России единого гражданского общества».

Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм»- преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов).Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно совсем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Знакомство детей с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотами и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Рекомендации для родителей.

        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

        Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него- родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного края.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

 V.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Карпова Н.Б. Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края / Н.Б Карпова, О.А Санина, Т.А. Нещеретова  // Педагогический журнал / Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.- С. 22-24.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2014. -361с.

3. Соловьева Е.В. Наследие. И быль и сказка. Пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.В. Соловьева - М.: Обруч, 2011.-127с.

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 // htpp: //docviewer.yandex.ru

5. Соловьева Е.В. Наследие. И быль и сказка Пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Обруч Москва, 2010.

6. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Практическое пособие – 2-е изд., - М.: АРКТН,2007.-144с.

Дополнительная литература

1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. // Дошкольное воспитание. - 2001.- №2.- С.16-18.

2. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ/ Г.А.Ковалёва.- М., 2003.-112с.

3. Кондыкина Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества:  пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л.А.Кондыкина – Творческий центр сфера ООО «ТЦ Сфера», 2006.-89с.

4. Ривина Е.К. Государственные символы России/ Е.К Ривина.- АРКТИ, 2009.-57с.

8. Тихонова О.Г. Особенности  музейной работы с детьми дошкольного возраста. / Детский сад от А до Я. – 2007. - №6.- С. 12-14.

9. museum.akbulak@rambler.ru- сайт музея им. Редько

10. mo-ak.orb.ru – сайт Акбулакского района

11. http://akbulak-dou5.ucoz.org/- сайт МБДОУ № 5 «Степнячок»

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

1

Проявляет устойчивый интерес к истории своего района.

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе знакомства с историей родного края. Стремится установить связи и зависимости в социальном мире.

2

Обладает начальными знаниями о достопримечательностях родного поселка

Имеет представление о героях Советского Союза, об известных жителях Акбулакского  района.

3

Имеет представление о растениях и животных родного края

Знает растениях и животных родного края, способен привлечь родных к бережному отношению к природе.

4

Сформировано чувство любви и гордости к малой Родине с её далёким прошлым.

Проявляет патриотические чувства к истории своего края, гордится подвигами  героев-Акбулакчан.

5

Сформированы нравственные качества личности: социальная активность, гуманистическое отношение к человеку.

Способен  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воскресенск-наша малая Родина"

практико - ориентированный проект по курсу ознакомление детей с родным городом...

Проект .Тема: «Моя малая Родина»

Тема: «Моя малая Родина»     Тип проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,воспитат...

Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому  поселению Солнечный, уважение к жит...

Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....

Проект "Чукотка моя малая родина" средняя группа

Кратковременный (2 недельный) проект о родном северном крае....

Проект «Дивногорск – моя малая Родина»

Для младших дошкольников знакомство с родным городом имеет большое значение в воспитании нравственно-патриотических чувств. Но родители недостаточно внимания обращают на самобытность города, его архит...

Проект «Савинский – моя малая Родина»

Цель проекта: дать детям знания о родном поселке. Развивать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым....