Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Жители севера"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Семенова Вера Сергеевна

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Жители севера".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiteli_severa.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности

в старшей группе (возраст 5 - 6 лет)

Тема интегрированной  образовательной деятельности: «Жители крайнего севера»

Цели:  

- Формировать представление детей о том, где живут коренные жители севера.

- Развивать связную речь детей.

- Обогащать словарный запас детей: знакомить со словами на ненецком языке "Мя" (чум), "Нюк" (покрытие), "Аньторова" (здравствуйте).

- Развитие мелкой моторики (изготовление оберега).

- Воспитывать уважение к представителям коренных народов Севера.

Задачи:

- Углубить и конкретизировать представления детей о народах крайнего севера.

- Обратить внимание ребят на своеобразие в облике людей коренных национальностей севера, их одежду.

- Воспитывать у детей любовь к своей родине и уважительное отношение к народам Севера.

Оборудование:

- Макет чума, картины с изображением посуды, изделия из оленьего меха, сукна, изделия из бисера и дерева, ягушка, малица, самодельные ненецкие игрушки для детей.

Словарная работа:

"Стойбище" - "Чум" - жилище ненцев, "Малица" - мужская национальная верхняя одежда, "ягушка" - женская национальная верхняя одежда, "кисы" - сапоги сшитые из оленьего меха.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята я очень люблю путешествовать! А вы любите?

Ответ детей:

Воспитатель: Знаете одной путешествовать очень скучно! может вы составите мне компанию?

Ответ детей:

Воспитатель: Ребята а в какой стране мы живем?

Ответ детей: России.

Воспитатель: А в какой области страны знаете?

Ответ детей: Да, Тюменской.

Воспитатель: Наша область ребята очень большая. Она раскинулась с юга и далеко на север. Ее протяженность составляет 000 километров. Взгляните на карту России (дети подходят к карте), вот какая большая наша Тюменская область.

Дети рассматривают карту.

Воспитатель: Ребята я никогда не была на севере нашей области! Может нам туда отправится в путешествие? Мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим где и как они живут, чем занимаются!

Воспитатель: А на чем мы туда отправимся вы узнаете если отгадаете загадку:

В ночь беззвездную до чума

Кто добраться нам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье. (Олень)

Воспитатель: Правильно ребята! Мы с вами отправимся в путешествие на Оленях! Так как олени очень выносливы и это единственное животное которому не страшен лютый мороз!

Имитация поездки в тундру на оленях под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Наконец мы приехали! Люди разных национальностей живут на этой суровой и прекрасной земле. Это ханты, ненцы, селькупы, коми - зыряне.

Вот как много национальностей живут на севере. У каждого народа есть свой язык, свои традиции, свой быт. Сегодня мы ребята побываем в гостях у ненцев. А где живут ненцы?

Дети: Ненцы живут на севере в тундре.

Воспитатель: Правильно ребята в тундре. Тундра - это открытая местность, там нет леса, очень мало растительности и дуют очень сильные ветра и метели. Чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе теплую одежду.

Верхняя мужская одежда называется "Малица".

Повторите ребята - "Малица".

Воспитатель: Малицу шьют из сукна с теплой подстежкой из оленьей шкуры (просмотр фото).

Женская верхняя одежда называется "Ягушка".

Воспитатель: Повторите ребята - "Ягушка"

Дети рассматривают фото мужчины и женщины в национальной Ненецкой одежде.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на фото и скажите пожалуйста чем отличается "малица" от "ягушки"?

Ответ детей: У "малицы" есть капюшон, а "ягушка" похожа на пальто, и нет капюшона.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на ногах на ногах у жителей севера "кисы". "Кисы" - это теплые сапоги сшитые из оленьей шкуры.

Воспитатель: Ребята мы с вами живем в домах, а что же служит домом для северных народов?

Ответ детей: "Чум".

Воспитатель: Правильно. Чум, а по ненецки "Мя". Повторите ребята - "Мя".

Воспитатель: А как вы думаете, почему они живут в чуме а не в доме?

Ответ детей:....

Воспитатель: Ненцы часто переезжают с места на место, а чум легко собирать и разбирать.

Воспитатель: Давайте поближе рассмотрим чум.

(Дети и воспитатель подходят к макету чума).

Воспитатель: Давайте заглянем в чум, из чего же он состоит. Интересно как он собирается и разбирается.

(Дети заглядывают в чум и рассматривают его).

Воспитатель: Смотрите ребята чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются оленьими шкурами.

Воспитатель: Ребята, в чуме живет одна большая семья.

Хозяин занимается оленеводством, рыболовством, охотой. Еще мужчины мастерят деревянную посуду, различные поделки из дерева и кости.

Ребята а вы хотите поиграть?

Давайте сыграем в игру "Рыбак и рыбки".

 (Проводится игра: Дети стают в круг выбирается ведущий (рыбак). У рыбака в руке веревка или скакалка. Рыбак водит веревкой по кругу а задача детей подпрыгнуть, чтоб их не задела веревка. Кого задели считается пойманной рыбкой и ребенок выходит из круга).

Воспитатель: Здорово мы поиграли, а теперь давайте посмотрим чем же занимается женщина по традициям ненецкого народа.

(Дети рассматривают иллюстрации, затем воспитатель подводит к выставки на которой представлены предметы обихода ненцев).

Воспитатель: А женщина ведет хозяйство, готовит еду, наводит порядок в чуме, воспитывает детей, занимается рукоделием. Она большая мастерица: шьет покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетет из бисера и делает различные обереги.

Воспитатель: Посмотрите ребята вот такие обереги делали ненецкие женщины (воспитатель показывает оберег).

Воспитатель: Может и нам попробовать смастерить оберег?

Ответ детей...

Воспитатель: Раз все согласны давайте пройдем к столам.

(Дети садятся за столы где уже приготовлены заготовки для оберегов).

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к изготовлению оберега давайте поговорим. Как вы считаете, для чего нужен оберег?

Ответы детей:...

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно, он нужен чтоб оберегать жителей чума от неприятностей.

И чтоб нас тоже неприятности обходили стороной мы с вами изготовим для себя оберег.

Перед вами заготовки. Посмотрите внимательно, что на них изображено?

Ответы детей:...

Воспитатель: Правильно это национальный ненецкий узор, вернее один из его элементов. Ваша задача: заполнить этот узор пластилином, а затем не пластилин нанести бисер.

Можете приступать, но не забывайте о технике безопасности...

(Дети изготавливают оберег).

Воспитатель: Ребята посмотрите наши олени совсем застоялись. Может отправимся в обратную дорогу?

Дети под музыку возвращаются в садик.

Воспитатель: Вот мы и в нашей группе, вам понравилось путешествие? Где же мы с вами сегодня побывали? Люди, какой национальности живут в тундре? Что служит им домом?

Как будет по ненецки чум? А как называются мужская и женская верхняя одежда ненцев? Скажите пожалуйста как называется обувь которую носят на севере? Чем же занимаются мужчины коренной национальности?

Воспитатель: Молодцы  ребята, мы с вами много сегодня узнали о жителях крайнего севера. Вам понравилось путешествовать?

ответ детей:...

Еще отправимся в подобное путешествие?

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»

План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с элементами ЗОЖ

Цель: развитие познавательной активности у детей через ознакомление с витаминной ценностью молока, влияние его на состояние здоровья.  ...

Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет):"Путешествие в прошлое".

Конспект огранизованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет):"Путешествие в прошлое"....

Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет): «Встреча зимы».

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет): «Встреча зимы»....

Социально-коммуникативное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе: "Дорожка здоровья"

Конспект организованной  образовательной деятельности в старшей группе: "Дорожка здоровья"...

Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Тема: «Моя дружная семья»

Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие Возрастная гр...