Долгосрочный, межгрупповой. практико-ориентированный, познавательно – творческий проект «Тайны Донского края»
проект (подготовительная группа) на тему
Долгосрочный межгрупповой, практико-оринтированный проект региональной направленности "Тайны Донского края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tayny_donskogo_kraya.docx | 473.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработчики проекта:
Склярова В.Д., заведующий МБДОУ №27,
Каплина В.Н., заместитель заведующего по ВМР
Паспорт проекта.
Вид проекта: долгосрочный, межгрупповой.
Тип проекта: практико-ориентированный,
познавательно – творческий.
Участники: дети всех групп детского сада,
родители воспитанников,
воспитатели и специалисты
всех возрастных групп .
Сроки реализации: 2014-2015 учебный год
Новочеркасск 2014 - 2015 учебный год
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Актуальность темы:
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений и т.
Из национальной доктрины образования в РФ
В наше время проблема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из самых актуальных. Она актуальна на всех этапах развития человеческого общества. На современном этапе, когда наше общество находится в состоянии социально – психологического надлома, когда нарушены все идеалы, проблема патриотического воспитания и воспитание гражданственной позиции человека приобретает особую остроту и вместе с тем становится чрезвычайно сложной для решения. Сложности вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, его содержания и задач.
Существует множество понятий патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, своему народу, человек готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, которого будут считать таковым другие.
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирования всех нравственных качеств личности.
Патриотическое воспитание включает в себя комплекс задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- Формирования бережного отношения к родной природе и всему живому;
- Воспитания уважения к труду людей;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о России, столице;
- Знакомство детей с символами государства: гербом. Флагом, гимном;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Проект : «Тайны Донского края»
Паспорт проекта.
Вид проекта: долгосрочный, межгрупповой.
Тип проекта: практико-ориентированный, познавательно – творческий.
Участники: дети всех групп детского сада, родители воспитанников, воспитатели и специалисты всех возрастных групп .
Сроки реализации: 2014-2015 учебный год
Гипотеза основывается на том, что эффективное формирование у детей основ культурно - исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
• организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
• комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
• создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
• учет специфики организации и построения педагогического процесса;
• использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств
Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, посредством развития способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Донской земли;
- Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие Ростовской области.
- Углубление знаний детей о ремёслах казаков и современных профессиях.
- Знакомство детей с культурным наследием Донского края.
- Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в Ростовской области, сопричастности к этому;
- Развитие бережного и созидательного отношения к Донской земле (достопримечательности, культура, природа).
- Формировать у родителей воспитанников желание прививать детям гражданственность, воспитывать любовь к родному краю.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
- Технологический блок: Разработка конспектов занятий , досугов, мероприятий с использованием технологий развивающего обучения.
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.
Проект : «Тайны Донского края» реализовывается через следующие формы работы и виды деятельности:
Формы работы:
Дети:
- Занятия, беседы, праздники, развлечения по изучению истории и культуры донского казачества, нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие, другие виды творческой художественной деятельности детей по соответствующей тематике
- Изучение и введение в жизнь детей казачьих игр
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
- Экскурсии по историческим местам города и района
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера казачьей направленности
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Творческие вечера детей.
- Создание проектов «История казачьей семьи»
Педагоги :
- консультации;
- семинары;
- открытые мероприятия;
- презентации.
Родители :
- родительские собрания;
- лекторий для родителей;
- день открытых дверей;
- организация работы детско-родительского клуба «Казачьи посиделки»
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы)
- анкетирование и тестирование родителей
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Принципы реализации проекта:
- Учет национально-культурных особенностей региона;
- Учёт возрастных особенностей воспитанников МБДОУ;
- Интеграция;
- Координация деятельности педагогов;
- Преемственность взаимодействия МБДОУ и семьи.
Механизм реализации проекта:
Работа над проектом проводится в несколько этапов.
1 этап- Организационно – аналитический.
2 этап- Внедренческий.
3 этап -Заключительно – обобщающий.
Новизна проекта: комплексное взаимодействие всех участников образовательного процесса для создания развивающей среды МБДОУ и ресурсного материала по реализации этнокультурного компонента в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Программа экспериментальной деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно – аналитический.
Цель: Создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.
Содержание:
- Разработка и утверждение положений, приказов необходимых для организации инновационной деятельности в МБДОУ (в т.ч. приказ о создании Творческой группы);
- Изучение эффективного управленческого опыта в рамках проблемы проекта.
- Изучение научно-методической литературы в рамках проблематики;
- Выявление факторов препятствующих и стимулирующих инновационную деятельность педагогов;
- Конструирование модели взаимодействия участников проекта и определений направления их деятельности.
- Разработка программы семинара-практикума для участников инновационной деятельности: изучить нормативно-правовую базу, имеющиеся теоретические разработки и практический опыт по данной проблеме в других территориях, разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей, познакомить педагогический коллектив с основными направлениями научно-исследовательской деятельности, определить основные направления деятельности по оптимизации модели.
- Проведение анкетирования родителей с целью выяснения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию и образованию дошкольников ;
- Разработка и утверждение документации, регламентирующей деятельность педагогов-исследователей (локальные акты, договоры);
- Выявление значимых показателей, которые будут положены в систему оценки успешности данного проекта;
- Подбор и разработка диагностического инструментария (анкеты, карты наблюдения, анализа деятельности, методики выявления предпочтения привлекательному виду деятельности, дидактические игры и пр.);
- Составление отчетов по итогам реализации I этапа проектной деятельности.
В результате решения поставленных задач предполагается: изучить имеющиеся теоретические разработки и практический опыт по данной проблеме, разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей, познакомить педагогический коллектив с основными направлениями научно-исследовательской деятельности, определить основные направления деятельности по оптимизации модели.
2 этап . Внедренческий.
Цель: осуществление педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Содержание:
- Проведение занятий «Творческой группы».
- Встречи с Социальными партнерами, заключение договоров (родители, школа, библиотека, музей, музыкальная школа).
- Создание материально-технических условий, необходимых для реализации проекта (обновление программно-методического обеспечения, создание предметно-развивающей среды, удовлетворяющей требованиям модели;
- Совершенствование среды «Комнаты казачьего быта» и реализация мини-проекта «Казачий дворик»;
- Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы с педагогами и родителями;
- Участие в городских конференциях, круглых столах по теме проекта. Освещение проектной деятельности в СМИ;
- Корректировка программ, планов в зависимости от результатов промежуточного мониторинга;
- Семинар-практикум для педагогов: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»;
- Организация творческих посиделок, совместных праздников с родителями.
- Проведение конкурса центров краеведения в группах.
- Реализация программы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников «В краю Тихого Дона»;
- Промежуточная диагностика уровня нравственно-патриотического воспитания и развития у детей;
3 этап .Заключительно – обобщающий.
Цель:
- Подведение итогов по реализации проекта «Тайны Донского края»;
- Выявление проблем и определение перспектив в данном направлении.
Содержание:
- Анализ мониторинга проектной деятельности, формулировка выводов о подтверждении или не подтверждении выдвинутых положений гипотезы и результативности по окончании реализации проекта;
- Оформление аналитической справки по итогам реализации проекта;
- Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы») на педагогическом совете.
- Обобщение результатов работы, формулировка выводов, прием управленческих решений.
- Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках сетевого взаимодействия между детскими садами города, размещение материалов проекта на сайте детского сада.
Важным условием успешной реализации проекта является взаимодействие детского сада и родителей в решении нравственно-патриотических проблем развития личности ребенка.
Ресурсное обеспечение реализации проекта.
Для реализации проекта «Создание образовательного пространства, способствующего воспитанию любви к малой родине у дошкольников» в МБДОУ подобраны кадровые ресурсы и созданы определённые материально-технические условия позволяющие решать задачи, поставленные перед образовательным учреждением.
Программное обеспечение:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Программа «Детство».
- Программа развития МБДОУ д/с №27 «Казачок» на период 2014-2019гг.
- методическая литература по разработке интегрированных и комплексных занятий;
- иллюстративные , фотоматериалы , аудио и видео материалы о донских казаках , городе Новочеркасске, Ростовской области;
- оборудование Комнаты Казачьего быта, уголков по краеведению.
- Деловые игры;
- интернет-ресурсы.
Материально-техническое обеспечение:
- Музыкальный зал;
- Спортивный зал;
- спортивно-игровая площадка;
- методический кабинет;
- медицинский блок;
- «Комната казачьего быта»;
- Лаборатория «Почемучка»;
- Кабинет учителя -логопеда;
Групповые комнаты и кабинеты оформлены, оборудованы в соответствии с нормами и требованиями СанПиНа. В достаточном количестве имеется бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура.
Материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в МБДОУ обеспечивают разностороннее развитие детей в соответствии их возрастным особенностям. Повышению качества воспитательно-образовательного процесса способствует рационально организованная предметно-развивающая среда, которая строится с учетом концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» В.А. Петровского.
Вариативное использование помещений МБДОУ способствует поддержке положительного эмоционального фона.
В методическом кабинете имеется методическая литература по всем разделам программы, парциальные программы, периодические издания.
В группах оборудованы уголки уединения, различные зоны, которые при необходимости трансформируются.
Мониторинг результативности проекта
Реализация проекта «Тайны Донского края» невозможна без организации мониторинга. Под мониторингом мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Большая роль в осуществлении контроля и мониторинга возлагается на заведующего, который будет осуществлять эту деятельность по направлениям:
- оценка эффективности внедрения в учебный процесс педагогических технологий, обеспечивающих личностный и компетентностный подход.
- Диагностика:
- личных достижений воспитанников в ознакомлении с малой Родиной (объем знаний, компетентность, любознательность);
- качества и результатов профессиональной деятельности воспитателей, профессиональной компетентности педагогов;
- творческого потенциала педагогического коллектива;
- состояния сетевого взаимодействия с учреждениями окружающего социума (библиотекой, школой, музеями города );
- выявление степени удовлетворённости родителей организацией нравственно-патриотического воспитания в МБДОУ.
- Контроль за:
- реализацией перспективных планов по патриотическому воспитанию дошкольников;
- взаимодействием педагогов по реализации задач по патриотическому воспитанию.
На всех этапах реализации проекта будет проводиться мониторинг обучения и воспитания субъектов образовательного процесса. Основные функции мониторинга следующие:
- диагностическая– позволит выявить уровень субъектов образовательного процесса к взаимодействию в целях решения приоритетных задач;
- экспертная– осуществит экспертизу программно-методического материала, форм, методов, технологий, способствующих повышению качества обучения и воспитания личности и используемых в ходе работы над проектом;
- экспериментальная– поиск, разработка диагностических материалов и апробация их на надежность;
- образовательная– изучение и удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса.
Результаты, получаемые по итогам проведения мониторинга по всем направлениям, будут обобщаться, и учитываться при корректировке программы развития.
Риски проекта
При реализации проекта вполне вероятно возникновению определённых рисков.
- Использование в воспитательно-образовательном процессе метода проектов - разрушение стереотипов, мешающих развитию МБДОУ, преодоление формализма, пассивности педагогов и воспитанников.
- Непонимание родителями актуальности проекта.
- Необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов.
- Недостатки материально-технического обеспечения ( отсутствие денежных средств на приобретение наглядности).
Воспитание чувства любви к малой Родине у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от педагога и родителей личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Этим условиям может соответствовать только гибкая, постоянно развивающаяся система патриотического воспитания в МБДОУ.
Успешность реализации проекта зависит от точности прогнозов риска и их минимизации. Создание и реализация данного проекта позволяет педагогам и родителям объединиться в решении многих вопросов, стать ближе и открыться друг другу, способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями, личным достижениям воспитанников в патриотическом воспитании (эрудиция детей, компетентность, любознательность), переходу детского сада из режима функционирования в режим развития.
Предполагаемый результат:
Дети:
-осуществляют творческую проектную деятельность вместе со взрослым коллективно, индивидуально и в подгруппе;
-проявляют интерес к истории родного города;
-у детей сформирована система представлений о родном городе(умеют ориентироваться в городе, вести вежливый разговор с жителями и гостями города, знают достопримечательности города, умеют любоваться красотами города, природы, берегут природу и исторические памятники родного города);
-развиты мыслительные способности: умение анализировать полученную информацию, соотносить ее с прогнозируемым продуктом
деятельности, умение планировать свою деятельность, ставить задачи, намечать их пути решения, выбирать необходимые способы
работы в соответствие с поставленными задачами;
-используют и преобразовывают свой опыт в разных видах деятельности: двигательной, изобразительной, конструировании и ручном труде, игровой, речевой деятельности, экспериментировании и т.д.
Родители:
Родители активно участвуют в реализации проекта по ознакомлению детей с родным городом:
- собрали информацию об истории города, фотографии, энциклопедическую литературу;
-помогли в оформление и размножении наглядно-демонстрационного материала;
-участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия и т.д.;
-создают условия дома для нравственного воспитания и личностного развития детей;
-укрепили детско-родительские отношения;
-оказывают помощь в организации действенной развивающей среды МБДОУ.
Педагоги:
-повысили педагогическую компетентность по вопросам реализации регионального компонента в коррекционно-образовательном процессе;
-создали условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города и края;
-пополнили педагогическую копилку сценариями досугов и развлечений, конспектами занятий, картотеками дидактических игр,
альбомами, буклетами и т.д.;
-развили детский интерес к познавательно - исследовательской деятельности в различных формах образовательной деятельности;
-способствуют развитию собственных традиций в совместной творческой деятельности детей, деловых взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми;
-организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов деятельности;
- организовали презентацию проекта.
Младший дошкольный возраст 2-4 года
Тема: «Моя семья, мой детский сад»
Цель:
Формирование представлений о семье, о детском саде.
Задачи:
1. Воспитывать уважение к членам своей семьи. Дать понятие «Семья – это…»
2. Учить детей называть членов семьи по именам. Понимать, что каждый из членов семьи должен помогать другому, любить его и заботиться о нем»
3.Учить детей понимать, что в группе много детей, все они играют, живут вместе, учить называть друг друга по именам, обращаться вежливо.
4. Обращать внимание на оформление детского сада, воспитывать желание участвовать в жизни МБДОУ.
5. Учить называть некоторых работников детского сада помимо воспитателя группы, по имени, отчеству, знать их должность – заведующий, учитель- логопед, музыкальный руководитель и т. д.
6. Одобрять, поощрять желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам.
7. Продолжать знакомить детей с трудом близких взрослых.
Предполагаемый результат
- Будут знать и называют членов своей семьи по именам.
- Иметь представления о родственных связях (дочь, сын, внук, внучка). Рассказывать о своей семье, о близких людях.
- Знать в каком доме живет семья (большом, маленьком, многоквартирном и т.д.) Название улицы.
- Иметь представление о местонахождении детского сада, своей группы, (объяснять, где находиться группа)
- Знать имя и отчество воспитателя, помощника воспитателя, нескольких сотрудников ДОУ.
- Уметь замечать происходящие изменения на близлежащих улицах города (украшен к празднику, строится дом, идет ремонт, открылся новый магазин и т.п.).
- Иметь представление о труде взрослых, с которыми непосредственно сталкиваются: дворник, воспитатель, няня; парикмахер, повар, продавец.
- уметь воспроизводить элементы трудовых действий в игровой деятельности.
Направления реализации проекта по видам детской деятельности.
№ | Вид деятельности | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями |
Познавательная деятельность |
|
| |
Изобразительная деятельность |
| Поддерживать желание ребенка рисовать портрет, устроить в доме выставку его работ. Приносить в группу совместные продукты творчества с детьми. Привлекать детей для помощи в уборке дома, игрушек, выпечке печенья. Приобрести для ребенка такие игрушки как: пылесос, утюг, инструменты для мальчика. Поддерживать желания «помогать», составить фоторепортаж о ребенке «Наш помощник», все газеты выполненные родителями выставить в группе. | |
3. Музыкальная деятельность |
| ||
|
|
Пополнение предметно развивающей среды:
- Оборудование сюжетно ролевых игр: «Семья», «Дом», «Транспорт», «Детский сад» в достаточном количестве для организации одновременно с несколькими подгруппами детей.
- Оформление альбомов «Моя семья», «Наша группа»,
- Оформление стенда детского творчества: рисунки, аппликации, на тему проекта.
- Оформление с участием детей макета «Наш детский сад» - для дальнейшего обыгрывания с детьми.
- Приобретение дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями: повар, прачка, воспитатель.
Тема: «Мой город Новочеркасск»
Цель:
Развитие представлений о родном городе на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица города, детский сад и его территория).
Задачи:
- Помочь ребёнку получить представления о ближайшем окружении.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к городу, улице, дому, где живёшь.
Предполагаемый результат
- Будет иметь, представления о местонахождении детского сада, своей группы, участка.
- Знать название города, (Новочеркасск)
- Уметь замечать происходящие изменения на близлежащих улицах (приготовления к празднику, строительство нового дома и т.д.).
- Уметь ориентироваться в помещении МБДОУ (найти свою группу, участок, музыкальный и спортивный зал).
- Проявлять бережное отношение к окружающему, (на участке и в группе не сорить, все ненужные бумажки, обвертки выбрасывать в определенное место, не рвать цветы на клумбе, поливать вместе с воспитателем растения и т.д.)
Направления реализации проекта по видам деятельности:
№ | Вид деятельности | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями |
Познавательная | Прогулка по улице на которой находится детский сад, (Солнечной), главной улице микрорайона (Калинина, Мацоты), экскурсия к строительству дома, рассматривание фотографий или иллюстраций «Мой дом» (-дома бывают разные многоэтажные, одноэтажные) Рассматривание фотографий памятных мест города, в которых были с родителями (детский городок, аквапарк, каток, стадион, дом культуры и т.д.) | Совместно с родителями оформить альбом дома в которых мы живем, попросить рассказать все о доме в котором они живут, рассказать детям о местах в которых бывают все вместе (парк, аквапарк, магазин, почта) записать рассказы, собрать фото. Оформить альбом «Памятные места нашего города» Предложить сбор фотографий, иллюстраций о нашем микрорайоне, городе. Улица в разное время года. Праздник нашей улицы. День рождения детского сада. | |
Изобразительная | Рисование различных домов, коллективная работа совместно с педагогом «Наша улица». Украсим наш участок к празднику, Украшение елочки в детском саду, Зажжем огоньки в домах. Аппликация: «огоньки в доме», «мой дом», коллективная работа «наша улица», «наш детский сад» Лепка: «цветы на клумбе», «забор у маленького дома» Конструирование: Выкладывание домов из конструктора «Фонарики», «Крестики» - В.В. Воскобовича, строительство дома из модулей, из деревянного конструктора, строительство детского сада из модулей | Выставка совместных рисунков родителей с детьми по теме: «Мой дом» Привлечь к изготовлению украшений для участка из бросового материала. Предложить изготовить для детей различные шаблоны домов или раскраски «наш дом» Сделать фотографии прогулок с детьми по городу, около памятных мест для дальнейшего составления общего альбома. | |
Музыкальная | Разучивание песни: «Детский сад» Игра драматизация «Теремок», «Кошкин дом», «Рукавичка» | ||
Игровая | Игра: сюжетные игры «Мой дом», «Стройка», выкладывание домов различной формы из разноцветных веревочек на ковролиновом полотне, составление нескольких домов в улицу. Дидактическая «Собери картинку» | Предложить родителям подготовить по несколько цветных картинок с изображением природы города, памятных мест которые посещали с ребенком. |
Пополнение предметно развивающей среды:
- Уголок города: познавательный и иллюстративный материал о городе; альбом с фотографиями улиц микрорайона Октябрьский, центра города, памятных мест, альбома составленного из фотографий представленных родителями, детского сада, детские работы, раскраски «Мой дом», выполненные при помощи игры «Фонарики» - В.В. Воскобовича
- Дидактические игры: «Собери картинку» - фотографии или картинки с изображением памятных мест Новочеркасска разрезаны на две, три части, «Какие разные дома» - шаблоны различных домов: обвести, раскрасить..
- Игры со строительным материалом, из мягких модулей постройка дома, детского сада и их обыгрывание, конструирование из «Лего» - наш участок»
- Игра-путешествие по городу, с использованием фильма: «Путешествие дошкольников по Новочеркасску».
- Создание презентаций «Дома бывают разные», «Наш детский сад», «Наш город»
Фотовыставка различных мест, домов микрорайона «Октябрьский»
Старший дошкольный возраст
5-7 лет
Тема: « Моя семья, мой детский сад».
Цель:
Продолжать формировать представление детей о семье, о детском саде.
Задачи:
1. Углублять представления о семье, ее составе, близких родственниках.
2. Сформировать понятие: «Я член семьи»
3. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками.
4. Учить называть некоторых работников детского сада по имени, отчеству,
5.Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на
участке детского сада, выполнять поручения воспитателя «пригласить в группу…..мед.сестру, учителя логопеда)
6. Стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам.
7. Знакомить детей с трудом взрослых (шофер, продавец, врач); учить интересоваться работой родителей.
Предполагаемый результат:
- Знают и называют членов своей семьи по именам (мама, папа, бабушка)
- Будут иметь представления о родственных связях (дочь, сын, внук, внучка).
- Иметь представление о местонахождении детского сада, своей группы, участка; смогут ориентируется в помещениях и на участке детского сада - знает кабинет мед.сестры, заведующего, музыкальный, физкультурный залы, кабинет развивающих игр.
- Знают имя и отчество воспитателя, помощника воспитателя, учителя логопеда, музыкального работника, инструктора физкультуры, повара.
- Знают место работы своих родителей.
- Знает о многообразии профессий человека (воспитатель, шофер, врач, продавец).
Направления реализации проекта по видам деятельности:
№ | Вид деятельности | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями |
Познавательная |
| Рассказывать о родственниках, об интересных случаях из их жизни. Учить проявлять заботу о членах семьи. Закрепить за ребенком некоторые посильные домашние обязанности. Учить ребенка уважительно относиться ко взрослым, беречь игрушки и др. имущество детского сада как свое. | |
Изобразительная деятельность. |
| Предложить нарисовать совместно с ребенком портреты членов семьи, устроить выставку работ ребенка, пополнить портфолио ребенка рисунками, выполненными дома. | |
Музыкальная деятельность |
| Просмотр мультфильмов, обсуждение содержания с детьми. | |
Игровая деятельность |
| Поддерживать инициативу детей продолжать игры начатые в детском саду (еженедельно помещать информацию для родителей «наши игры» и «Что сделали сегодня с детьми» |
Пополнение предметно пространственной среды.
- Собрать иллюстрации, семейные фотографии, атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм по теме проекта.
- Оформление фотоальбомов «Я и моя семья» (пополнить)
- Фотовыставки семейные «Наша семья» «Рассказы о семье»
- Оформление панно из фотографий, рисунков о семье, доме, детском саде
- Дидактические игры:
- «Найди игрушку в группе по плану»
- «Найди игрушку на участке»
- «Обязанности членов семьи»
- «Хорошо и плохо» (бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам).
- Дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых (няня, повар, водитель, парикмахер, продавец, врач)
- Оформление альбома «Сотрудники детского сада за работой»
- Оформление фото альбома «Моя группа».
Тема: «Мой город Новочеркасск»
Цель: продолжать формировать представления детей о Родине на основе знакомства с городом (названия улиц, достопримечательностей микрорайона в котором живут, центра города).
Задачи:
1.Продолжать знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях.
2. Воспитывать любовь к родному городу, желание сохранить в нем чистоту и порядок.
Предполагаемые результаты
- Дети будут знать и называть названия улицы, на которой живет ребенок, на которой находиться детский сад, центральную улицу города.
- Иметь представление о красивых местах родного города, его достопримечательностях.
- Умеет замечать происходящие изменения на близлежащих улицах (приготовления к празднику, строительство нового дома и т.д.).
- Проявляет бережное отношение к окружающему.
Направления реализации проекта по видам деятельности:
№ | Вид деятельности | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями |
Познавательная деятельность. |
| Предложить родителям познакомить детей с главной улицей города, пройти её с ребенком, рассказывая, что находиться на данной улице, по возможности сделать фотографии или видеоклип. | |
Изобразительная деятельность. |
Использование элементов аппликации (дома) и бумагопластики (мятая бумага) для создания элементов пейзажа.
Совместные проекты по украшению детского сада, участка к праздникам. | Рассказать ребенку о доме, дворе, улице, где он живет; дать представление ребенку о том, что он является жителем города Новочеркасска, помочь в изображении своего дома или улицы. | |
Музыкальная деятельность | Слушание и разучивание песен донских казаков Разучивание плясок, подбор костюмов. | Слушание казачьих песен | |
Игровая деятельность. | Игры с макетом «Мой участок детского сада» и макетом «Курень»
| Поддерживать игры детей со строительством дома, улицы, включаться в игру ребенка, помогать в описании действий. |
Пополнение предметно пространственной среды.
- Альбом фотографии с улицами, достопримечательностями города Новочеркасска; микрорайона Октябрьский , «путешествие» по маршруту от дома до детского сада.
- Уголок города (познавательный и иллюстрированный материал о городе; фотоальбом, детские работы, работы родителей «Мы любим свой город»)
- Фотовыставка о микрорайоне, о красивых местах родного города
- Фотоальбом «Любимые уголки моего города» (фотографии, мини-сочинения родителей с фотографиями, рисунки детей)
- Выставка картин с изображением города, городского пейзажа
- Дидактические игры:
- «Собери картинку» (фотографии или картинки с изображением памятных мест Новочеркасска, разрезаны на пять-шесть частей);
- «Найди свою улицу (номер дома)»
- «В каком доме я живу» (одноэтажные, многоэтажные, деревянные, каменные, высокие, низкие).
- Игры со строительным материалом, конструктором «Лего»: постройка улиц микрорайона и их обыгрывание.
- Игра-путешествие по городу (усложнить игру, внести дорожные знаки) добавить фильм о правилах дорожного движения «Автомобильчик ищет друзей».
Содержание работы с родителями.
Задачи сотрудничества педагогов с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада; мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, в разных событиях, в совместной трудовой деятельности.
Работа с родителями воспитанников 2-4 лет.
№ | Тема | Формы работы с родителями | Цели | Дата |
1. | 1. Беседа: "Где я живу". 2. Экскурсия по улице , на которой расположен детский сад. | Изготовление карты-схемы "Дорога из дома до детского сада". Подборка фото, картинок с изображением любимых уголков города Новочеркасска. Викторина: "Люби и знай свой родной край". Семейный конкурс: "Природа и фантазия". | Воспитание у детей привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу. | Сентябрь |
2. | 1.Занятие: "Достопримечательности нашего города". 2.Целевые прогулки по улицам города. | Конкурс рисунков: "Город, что сердцу дорог". Экскурсии на автобусе по городу. Оформление альбома "Улицы нашего города". | Знакомить детей с достопримечательностями нашего города, его традициями. | Октябрь |
3. | Экскурсия в краеведческий музей "Встреча с прошлым". | "История старых вещей". (рассказывание детям о семейных реликвиях). | Знакомство с бытом казачьего народа, обогащение словарного запаса, знаний детей о жизни своих предков. | Ноябрь |
4. | Занятие: «Славится Донская земля своими умельцами» | Посещение тематических выставок , организованных музеями города | Развивать интерес к казачьим традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры. Учить детей видеть прекрасное. | Декабрь |
5. | Занятие: "Природа нашего края". | Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы". | Развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны. | Январь |
6. | Занятие: "Животный мир Донского края". Просмотр презентаций и видеороликов | Семейное чтение рассказов о животных нашего края. | Познакомить с животными, птицами, рыбами, обитающими в наших лесах, показать их разнообразие. Воспитание бережного отношения к живой природе. | Февраль |
7. | 1. Беседа: "Моя семья". | Составление семейного древа (родословная семьи). Герб семьи. Рассказы детей о своих мамах. Изготовление подарков для мам. | Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, к самым близким людям. | Март |
8. | "Литературное наследие". - Целевая прогулка в детскую библиотеку. Знакомство с творчеством писателей и поэтов Донской земли | Семейное чтение произведений донских поэтов и писателей. | Познакомить детей с жизнью и творчеством писателей-земляков. Воспитание любви к поэзии и прозе. | Апрель |
9. | 1. "Казаки - ветераны ВО войны". Экскурсия к вечному огню. Изготовление праздничных открыток. Итоговое занятие: "Новочеркасск - моя малая Родина". | Круглый стол. Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы). Конкурс семейных рисунков: "Мы за мир". Открытое занятие по данной теме. | Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну. Систематизация знаний о родном городе. | Май |
Работа с родителями воспитанников 5-7 лет.
№ | Тема | Формы работы с родителями | Цели | Дата проведения |
1. | Беседа: 1. "С чего начинается Родина?" 2.Занятие: "Введение в историю родного края". Чтение стихов о Донской земле, пословиц, поговорок. | Оформление альбома "Родной город". Викторина: "Люби и знай свой родной край". Семейный конкурс: "Природа и фантазия". | Довести до понимания детей, что Родина - это не только та страна, в которой мы живём, но и то место, где мы родились. Ознакомление детей с историей образования г. Новочеркасска . | Сентябрь |
2. | Занятие: "Достопримечательности нашего города". Экскурсии, целевые прогулки по улицам города, к памятникам; пополнение альбома "Улицы нашего города". | Конкурс рисунков: "Город, что сердцу дорог". Экскурсии на автобусе по городу. | Расширение знаний детей о достопримечательностях нашего города, о том, что город славен своей историей, традициями, лучшими людьми. | Октябрь |
3. | 1. Экскурсия в «Музей Донского казачества» "Встреча с прошлым". 2. Занятие: "Предание старины глубокой". | "Бабушкин сундук" (рассказывание детям о семейных реликвиях). Оформление презентаций "Казачий курень". | Знакомство с бытом казаков , обогащение словарного запаса. Расширение знаний детей о жизни предков. Знакомство с приданиями о географических объектах Донского края | Ноябрь |
4. | Занятие: «Славится Донская земля своими умельцами» | Посещение тематических выставок , организованных музеями города | Развивать интерес к казачьим традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры. Учить детей видеть прекрасное. | Декабрь |
5. | 1.Занятие: "Мой город на карте области". Игра-путешествие "Из нашего города - по родной стране". | Изготовление презентаций и фотоальбомов: "Природные богатства края". | Формировать представления о географическом расположении нашего края. Довести до понимания детей, что любой край, область, город - неповторимы. Воспитывать любовь к родному городу. | Январь |
6. | 1.Занятие: "Животный мир родного края". | Семейное чтение рассказов о животных нашего края. | Продолжить знакомство с животными и птицами, обитающими в наших степях, их разнообразием. Воспитание бережного отношения к живой природе. | Февраль |
7. | 1.Занятие: "Природа родной глубинки". Беседа: "Красная книга Ростовской области". | Чтение книг о природе, пополнение фотоальбома "Наш край". | Знакомство с растительным миром родного края, с растениями, занесёнными в Красную книгу. Воспитание бережного отношения к природе, умения видеть и чувствовать красоту родного края. | Март |
8. | "Литературное наследие". - Целевая прогулка в детскую библиотеку. Знакомство с творчеством писателей и поэтов Донской земли | Семейное чтение произведений донских поэтов и писателей. | Познакомить детей с жизнью и творчеством писателей-земляков. Воспитание любви к поэзии и прозе. | Апрель |
9. | 1. "Казаки - ветераны ВО войны". Экскурсия к вечному огню. Изготовление праздничных открыток. Итоговое занятие: "Новочеркасск - моя малая Родина". | Круглый стол. Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы). Конкурс семейных рисунков: "Мы за мир". Просмотр фильмов по военной тематике. Открытое занятие по данной теме. | Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну. Обобщение и систематизация знаний о родном городе. | Май |
Содержание предметно-развивающей среды
по теме проекта: «Тайны Донского края»
Средний возраст | Старший возраст | Подготовительная к школе группа |
1.Карта Ростовской области, города Новочеркасска. 2.Фотоальбом и альбомы «Мой родной город», «Музей истории донского казачества», «Памятники архитектуры города Новочеркасска», «Любимые места отдыха новочеркассцев», «Мы живем в столице донского казачества», «Казачьи игры», «Природа донского края». 4.Куклы в казачьих костюмах. 5.Гербарий местных растений. 6.Энциклопедическая и художественная литература о родном городе, крае. 7.Дидактические игры: «Кому что надо для работы» «Животные донского края», «Что растет в поле», «Собери казака вдорогу» и др. 8.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Автобус», «Детский сад», «Мы – строители» и др. 9.Атрибуты для подвижных игр и казачьих игр. 10.Природный материал: шишки, сухие листья, кусочки меха и кожи, а также краски, карандаши, пластилин и т.д. (все необходимое для детского творчества). 11.Игры и наглядно-демонстрационный материал по ПДД. | 1.Карта Ростовской области, города Новочеркасска. 2.Географический атлас для дошкольников. 3.Глобус. 4.Символика: гербы, флаги города. 5. Фотоальбом и альбомы «Мой родной город», «Музей истории донского казачества», «Памятники архитектуры города Новочеркасска», «Любимые места отдыха новочеркассцев», «Мы живем в столице донского казачества», «Казачьи игры», «Природа донского края». 6.Энциклопедическая и художественная литература о родном городе, крае. 6.Гербарий местных растений. 7.Макет «Мой микрорайон». 8.Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи», «Кто живет в городе», ««Растения города», », «Времена года», «Угадай по описанию», «Кому, что надо для работы», «Животные донского края», «Что растет в поле», «Собери казака в дорогу» и др. 9. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Мы - строители», «Путешествие на автобусе по городу», «Дорожное движение», «Говорящие знаки» и т.д. 10.Атрибуты для подвижных игр и казачьих игр. 11. Природный и бросовый материал для творческой деятельности: природный, кусочки ткани, меха, бисер, леска, нитки и др. 12.Игры и наглядно-демонстрационный материал по ПДД. | 1.Карта Ростовской области, города Новочеркасска. 2.Географический атлас для дошкольников. 3.Глобус. 4.Символика: гербы, флаги города. 5. Фотоальбом и альбомы «Мой родной город», «Музей истории донского казачества», «Памятники архитектуры города Новочеркасска», «Любимые места отдыха новочеркассцев», «Мы живем в столице донского казачества», «Казачьи игры», «Природа донского края». 6.Энциклопедическая и художественная литература о родном городе, крае. 6.Гербарий местных растений. 7.Макет «Мой микрорайон». 8.Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи», «Кто живет в городе», «Растения города», «Времена года», «Угадай по описанию», «Кому, что надо для работы», «Животные донского края», «Что растет в поле», «Собери казака в дорогу» и др. 9. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Мы - строители», «Путешествие на автобусе по городу», «Дорожное движение», «Говорящие знаки» и т.д. 10.Атрибуты для подвижных игр и казачьих игр. 11. Природный и бросовый материал для творческой деятельности: природный, кусочки ткани, меха, бисер, леска, нитки и др. 12.Игры и наглядно-демонстрационный материал по ПДД. |
Используемая литература:
1.Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, -М: Издательство Мозаика-синтез, 2008г.
2.Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М: Айрис-Пресс, 2006г.
3.М.А. Захарова, Е.В. Костина «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети»/ мастер-класс педагогов ДОУ, М: «Школьная Пресса», 2010г.
4.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду».
5.Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
7.Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
8.Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 - С. 59-65.
9. « От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
10.«Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ.ред. Т.И.Оверчук. – М., 2004. -136с. Редактор – составитель Н.А.Арапова-Пискарева.
11.«Моя страна» Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт. – сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
12.Н.В.Алешина; «Родной край»/Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Под.ред. С.А. Козловой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990.-176с.
13.«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.» Старшая и подготовительная группы. – М.: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с.14.Маханёва М.Д.; «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.
15.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная к школе группа, старшая группа, средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
16.«С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
17.«Нравственное воспитание в детском саду» Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А. Марковой. Изд.2-е ,испр. и доп. М., «Просвещение», 1978г.
18.«Твой край родной»: Занимательное краеведение в вопросах и ответах/Нагорный Б.А.- Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во, 1988.80 с.
19.«Родной край»: Пособие для воспитателей дет.сада/Р.И.Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А.Козлова; Под ред. С.А.Козловой.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1985.-238
20.«Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества»: методическое пособие: в 2-х ч. Ч 1/ авт.- сост. Г.Н. Калайтанова, Н.В. Корчаловская, Л.А. Баландина, Л.В. Бех, Н.Н. Баукова/ под общ. Ред. А.Х. Сундуковой. – Ростов н/Д.: Изд- во РО ИПК и ПРО, 2010.- 56 с.
21.«Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ «Перспектива», 2008г.-248 с.
22.«Черкасск и его старина»/ Н. Лаврский- М.: Искусство и жизнь.
23.«Я и улица»/П.А. Астахов.- М.:Эксмо, 2009.- 96 с. : ил.
24.«Я и дорога» /П.А. Астахов.- М.:Эксмо, 2009.- 128 с : ил.
25.«Край родной»: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале).- Ростов- на- Дону: Издательство «БАРО- ПРЕСС», 2008.- 272 с.
26.«Природа и история родного края».Учебное пособие для учащихся начальной школы. / Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО- ПРЕСС», 2007.- 170 с.
27.«Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского казачества в образовательных учреждениях»:Программно- методические материалы. Вып. 1.- Ростов н/Д. : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2008.- 68 с.
28.«Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- Спб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.-192 с.
29.«Новочеркасск-два века за два дня», Ростов-на-Дону, Издательство «Странник», 2005г.
30.«Три сигнала светофора» Дидакт. игры, сценарии вечеров досуга: Кн.для воспитателя дет.сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С. А. Уклонская; Сост. Т.Ф.Саулина, М.:Просвещение,1989.- 62с.
Приложение1
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки города Новочеркасска? Если нет, то почему?
Спасибо за сотрудничество!
ФИ ребенка | Родная страна | Символика | История народной культуры и традиций | Историко- географический и природный компоненты | Личностный компонент | ||||||||||||||||||
Название страны | Название города | Домашний адрес | Название достопримечательностей города | Название зеленых зон | Название улиц, проспектов | Флаг России | Герб России | Герб и флаг родного города | Гимн России
| Народная игрушка | Народные праздники | Жилище человека и предметы быта
| Природные богатства области | Различные экосистемы области | Реки области | Отношение к окружающей среде | Забота о близких | Проявление дружелюбия | Умение управлять своими чувствами, договориться | Умение анализировать свои поступки и поступки других |
Приложение 2
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Высокий уровень.
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, проспекты;
знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб и флаг города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства области, знает экосистемы области, реки; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень.
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, проспекты города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства области, экосистемы, реки; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень.
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства области, экосистемы; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Приложение 3
Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
ФИ ребёнка | Родной город, символика | История народной культуры, традиции | Историко-географический и природный компоненты | Личностный компонент | ||||||||||||
| Название города | Дом. адрес, адрес детского сада | Достоприме- | Герб города, флаг | Предметы быта, жилище человека | Казачие народные праздники | Народные умельцы города | Народные игрушки, промыслы | Природные богатства города, края | Любимый уголок природы | Животные нашего края | Растит. мир | Отношение к окружающей природе | Забота о своих близких | Умение управлять своими чувствами | Умение анализировать свои и чужие поступки |
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
В - высокий уровень
С - средний
Н - низкий
Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:
Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.
Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.
Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.
Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско - творческий проект "Тайна снежинки"
Цель: Изучение природного явления – снежинки, создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей. Задачи:- Узнать, как появляются сн...
Исследовательско - творческий проект "Тайна снежинки"
Цель: Изучение природного явления – снежинки, создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей. Задачи:- Узнать, как появляются сн...
Художественно - творческий проект "Тайна моего имени"
В данной проектной работе внимание сосредоточено на самом первом напутствии, которое родители дают своему ребенку - его имени. Имя человека – часть истории народа. В именах отражаются быт,...
Детско-родительский творческий проект "ТАЙНА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ"
Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей натолкнули меня на мысль о том, что родители не в полной мере понимают речевые проблемы своих детей и в силу этого не ок...
Творческий проект "Тайны вулкана"
Данный проект создан для воспитания интереса к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества и развития познавательной активности детей в процессе выполнения опытов...
Краткосрочный социально-творческий проект «Тайна книг»
Слушая книги, у детей развивается поэтический слух, который приводит к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству. Также будет развиваться культура речи....
- Мне нравится (1)