Конспект занятия "Тайна Уральских гор"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ольга Николаевна Анисимова

Представляю вашему вниманию конспект занятия, которое я проводила для студентов Троицкого Педагогического колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tayna_uralskih_gor.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Углублённо-познавательного занятия

Тема: «Тайна Уральских гор» (подготовительная группа)

Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о природных особенностях Южного Урала (своеобразие рельефа, полезных ископаемых). Познакомить детей с причинами возникновения некоторых  минералов и  горных пород (метаморфических, вулканических). Продолжать формировать умение устанавливать несложные причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к природе родного края.

Словарная работа: активировать слова – «уральские горы», «полезные ископаемые», «вулкан», «кратер».

Индивидуальная работа: продолжать учить Дашу отвечать на вопросы полным предложением, активизировать Настю, Данила.

Оборудование и материалы: карта Челябинской области, магнитная доска, флеш-карта с презентацией на тему занятия., образцы полезных ископаемых (гранита, мрамора); для опыта «Извержение вулкана» - схема «извержение вулкана», макет вулкана, «правила поведения опыта», сода, красная гуашь, моющая жидкость, сода, уксус, макеты деревьев, домов, чайная ложка, поднос; для опыта «Превращение сахарного песка в леденец» - лупы, сахарный песок в чашечках (по кол-ву детей), столовая ложка, смазанная растительным маслом, горелка, стакан с холодной водой, клеёнка на столы.

(Слайд №1)

Ход занятия и приёмы руководства:

1 часть. Вводная. «Ребята проходите, садитесь на стульчики. Поставьте ноги ровно, спина прямая.

Вы знаете, как называется место, где мы с вами живём? (выслушиваю ответы детей). Верно Урал, Челябинская область. (Слайд №2,3).

Обратите внимание на экран».

Холодное небо,

 прозрачные дали.

Громады застывшие скал.

Этому краю недаром дали

Гордое имя — Урал.

Урал — это, значит,

земля золотая,

Урал — это рек полноводных простор,

Это — леса, что как волчьи стаи

Кольцом окружили подножия гор.

Какие города в Челябинской области вы знаете? (ответы детей) Верно,Челябинск, Троицк, Южноуральск, Магнитогорск. (демонстрирую на карте)

 Чем знаменит наш Урал? (ответы детей). Верно, необыкновенными по красоте горами.

(Слайды №,4,5,6,7). Их так и называют Уральские горы. Скажи Данил, повтори Даша. Сегодня мы с вами поговорим об Уральских горах, богатствах, что в них скрыты.

2 часть. Основная.

Высокие горные вершины, поросшие лесами подножия с быстрыми горными реками – такого нет нигде. Люди, живущие на Урале, издавна слагали о горах легенды. 

Послушайте одну из них. (Слайд №8)

В далёкие времена из глубин земли золотой Змей-Полоз вылез. Захотел он собой всю землю опоясать. Задумал и пополз из степей южных, жарких до холодных морей северных. Долго полз. До самого моря добрался. А море все льдом покрыто. Попробовал змей через то море перебраться. Только вода в море холодна. Как ни горяч Змей-Полоз а остывать начал, а вскоре и совсем замерз, окаменел. Тело его в горы превратилось, чешуя в камни драгоценные. А всё остальное в богатство земли уральской. От соли до алмазов, от гранита серого до малахита узорчатого. Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан лесом. Стали люди те места «Уралом» называть. Вот такая легенда. Легенда легендой, а ведь земля уральская действительно богата разными полезными ископаемыми. (Слайд №9). А вы, ребята, знаете, что такое полезные ископаемые?  (ответы детей). Верно, это те подземные ископаемые, которые используются человеком (приглашаю детей посмотреть на образцы). Как называется этот камень? (ответы детей). Верно, гранит. Гранит – слово иностранно переводится как «зерно». Как вы думаете, почему? (выслушиваю ответы детей). Посмотрите, гранит состоит из мелких зёрнышек кварца, слюды и шпата. Вот такой пятнистый камень. А чем гранит полезен человеку? (Слайд№10). Ответы детей. Правильно, это строительный материал. Из гранита делают памятники, им украшают мостовые и набережные. (Слайды 10,11,12). А какие ещё строительные материалы вы знаете? (ответы детей). Правильно, песок, глина, мрамор, известняк.  Ребята, догадайтесь, какой камень лежит на ваших столах (выслушиваю ответы детей). Верно, мрамор. Кто знает для чего человек добывает мрамор? (ответы детей). Правильно, плитками мрамора украшают здания, станции метро, из целых кусков мрамора вырезают удивительной красоты статуэтки. (Слайды 13,14,15).

(Слайд №16) Физкультминутка.

Как богат Уральский край

Ты о том не забывай

Наши реки широки,

А озера -  глубоки,

Горы наши высоки,

Есть пещеры у реки,

И леса и поля -

Это Родина моя!

Ребята, а теперь я вам задам очень сложный вопрос – откуда возникли все камни на нашей земле? (выслушиваю предположения детей). Чтобы ответить на этот вопрос нам понадобится волшебная лаборатория. Пойдёмте со мной (Дети размещаются за столами с заранее приготовленным материалом). Как вы думаете, что насыпано в вашей чашке? (ответы детей). Верно, это сахар. Как вы догадались? (ответы детей). Давайте рассмотрим сахар под лупой. Видите, он состоит из множества маленьких кристаллов. Как вы думаете, что произойдёт с сахаром, если ты будем его нагревать? (ответы детей). Давайте проверим (насыпаю сахар в ложку, помещаю её над горелкой). Посмотрите, какое удивительное превращение происходит с кристаллами сахара. Сахар начал плавиться, стал как вода. Посмотрите, теперь я опущу ложку с расплавленным сахаром в холодную воду. Как вы думаете, что с ним произойдёт? (ответы детей). Волшебные превращения сахара продолжаются: сахар начинает остывать, превращается в леденец. Что произошло с сахаром? Почему? (ответы детей). В природе всё происходит точно так же. Горные породы под воздействием высокой температуры, жара, что скрывается в недрах земли, плавятся. Так появляются многие полезные ископаемые, например мрамор, о котором мы сегодня уже говорили. Камни могут возникнуть и в результате «работы» вулкана. Ребята, скажите, а что такое вулкан? (ответы детей выслушиваю, обобщаю). Верно, вулкан – это извергающая горячую магму, камни и пепел гора. (Слайд №17).

(Слайд № 18). Обратите внимание на экран. Какой формы вулкан? (ответы детей). Вулкан похож на конус  со срезанной верхушкой. Как называется верхняя часть вулкана? (ответы детей). Правильно, кратер. Из него то и дело изливается раскалённая жидкость – лава. (Слайд №19).

Сейчас в нашей волшебной лаборатории мы попробуем воссоздать извержение вулкана. (демонстрирую макет). Посмотрите, у нас есть вулкан. Нужно заставить его «работать» - извергать лаву. Секрет изготовления лавы вы узнаете, если будете внимательны. (выставляю на доску модель «Правила проведения опыта»). Что означают эти картинки? (ответы детей). Правильно, восклицательный знак означает, что нужно быть внимательным. Ухо и рука означают, что нужно сначала внимательно послушать и только потом действовать. Помещаем в кратер (пластиковую бутылку) 1 чайную ложку соды. Иди, Стёпа, помоги мне. Теперь добавим 1 чайную ложку красной краски. Настя, помоги. Наконец нальём 5 капель моющей жидкости (привлекаю детей). А теперь, внимание, эта жидкость у меня отмечена особым знаком. Что он означает? (выслушиваю ответы детей). Верно, «осторожно, самому пользоваться нельзя». Это уксусная кислота, её наливают только взрослые. Сейчас я добавлю 5 капель уксуса, посмотрим, что произойдёт. Будьте внимательны. Что происходит? (ответы детей). Верно, наш вулкан начал извергаться. Потоки лавы устремились из кратера вниз по склону, сметая  на своём пути дома, деревья. Лава, стекая, постепенно остывает. Так образуются многие полезные ископаемые, например, гранит.

3 часть. Заключительная. Понравились вам опыты в нашей чудесной лаборатории? Давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня говорили? Как могут появляться нужные человеку камни – полезные ископаемые? (выслушиваю ответы детей). Молодцы, ребята, всё запомнили, хорошо отвечали на вопросы. А наше необычное занятие подошло к концу. Идём мыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия для детей 7-го г.ж. И.А. Румянцева

«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия по краеведению  для детей подготовительной группы, И.А. Румянцева, воспитатель  МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25»...

Конспект НОД "Обитатели уральских лесов" для детей подготовительной к школе группы

Конспект НОД направлен на обобщение и закрепление у детей подготовительной группы знаний об обитателях уральских лесов...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему "Уральская роспись"

Цель этого занятия: познакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к художественным образам.                         ...

Серия конспектов НОД по изобразительной деятельности «Уральская роспись»

Представляю вам серию конспектов НОД по изодеятельности....

Проект «Уральские самоцветы. Уральский сказочник П.П.Бажов»

В моей группе прошла неделя «Про П.П.Бажова детям»Предложила детям хотят ли они узнать кто такой П.П.Бажов. Проект «Уральские самоцветы. Уральский сказочник П.П.Бажов»...