Статья. "Ознакомление детей и родителей с малой Родиной, с использованием художественно-эстетического направления"
статья (подготовительная группа) на тему

Ознакомление с историей своей малой Родины, через хедожественно-эстетическое развитие детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ С МАЛОЙ РОДИНОЙ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

Художественно-эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

Как формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. У ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое - учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками.

Сочувствие, привязанность, ответственность, трудолюбие, прежде всего, проявляются в отношении с близкими, с кем встречается ребенок в детском саду, на улице. У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть.

Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало развитию художественно-эстетических знаний, патриотизма, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь в нем была интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к детскому саду  связана и с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют себя хозяевами.  Чувства и отношения становятся прочнее, если дети вкладывают свой труд в общее дело.

Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения «собственности» ( мой дом, моя улица, мой двор). Очень полезна информация детям об их улице (ее название, что на ней расположено, какой проходит транспорт и т.д.)

Столь же необходимо воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большой опоры на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память. Старшие дошкольники могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музеи, театры. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города, в других торжественных событиях. Решение задач патриотического , художественно-эстетического и гражданского воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться  на эффективность воспитательно-образовательной работы. Поэтому, нам взрослым, стоит задуматься над собственным чувством любви к Отечеству, «малой родине».

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игр, любимые деревья, тропинки в саду, место для рыбалки и т.д.  это делает лес, речку, сад своими, родными, остающимися  в памяти на всю жизнь. Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а, живя в родном городе, постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края?  В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, преданности трудовому народу…

Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда  ребенок начинает видеть, познавать, оценивать  окружающий мир». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, улицы, реки, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина и что быть гражданином своей страны – большая гордость. Целенаправленная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослым дети перенимают у них оценки событий.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников,  строится  в ДОУ в трех направлениях:

специально организованное обучение;

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей  необходимо  осуществлять  с учетом дифференцированного подхода и включать разнообразные формы и методы работы.

  1.  Особое место в работе с дошкольниками необходимо отводить  развивающим и обучающим играм, в ходе которых дети с лёгкостью усваивают материал разного уровня сложности. Таким как: «Прошлое предметов», «Что перепутал художник», «Собери целое из частей», «История цивилизации», «Собери герб», «Парные картинки», «Родной свой край люби и знай», «Назови пригороды Санкт-Петербурга», «Узнай по описанию (достопримечательные места родного города и края)» , «Найди фрагмент» и т. п.
  2. Проведение  тематической недели «Красное Село – город моего детства». Здесь проводятся с детьми сюжетные игры (н-р, «Путешествие по реке времени в прошлое Красного села и Дудергофа», «Путешествие по карте», «По улицам Красного Села» и др.  Физкультурный праздник: «Красносельские маневры». Беседы по темам « История города в старых и новых фотографиях», «Архитектурные стили города», «Наша улица в будущем», «Улицы города », «Скульптуры (памятники), которые украшают наш город» и другие.
  3.  Составление загадок о достопримечательных местах улиц города. Описательные рассказы о великих людях, предметах, природе родного края. Повествовательные рассказы: «Мой город не похож на другие города», «Мое любимое место в городе», «Я – красносёл».
  4. Рассматривание иллюстраций о Красном Селе, сделанных известными художниками и поэтами, служивших в гвардии и  участвовавших в красносельских маневрах: Репин И.Е., Федотов П.А., Лермонтов М.Ю. А так же произведения, относящиеся к Петровской эпохе: В. Ермолаев и Н. Комаров «Царская охота»
  5. Можно организовать встречи  с интересными людьми ( музейными работниками, библиотекарями,  спортсменами и др., обсуждаем социальную значимость деятельности людей прошлого и настоящего (по литературным произведениям исторического содержания) и т. п.
  6. Художественное творчество: «Моя улица», «Любимый уголок парка», «Утки в пруду», «Портрет моего друга (Мамы, папы, бабушки, дедушки)» и др.

Рекомендации по ознакомлению детей с родным городом:

Самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее.

- Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

- Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому.

- Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете».

- Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов (князь, старейшина.); не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

В работе с родителями по данной теме целесообразно использовать:

  1. совместное изготовление поделок из бросового и природного материала «Подарки Осени»
  2. конкурсы плакатов для родителей «Красное Село – город мой родной»,
  3.  конкурсы чтецов, на котором дети читаю стихи о родном городе, а также стихи Красносельских поэтов (А. Наумкин, А. Шевченко, А. Грибовский и др.)
  4. Вечера - досуги «Город, в котором я живу», спортивные праздники: «Красносельские маневры»( разъяснение символики города, история возникновения города, современное развитие). КВН «А у нас во дворе», «Что? Где? Когда?»
  5. Составление фотоальбомов-описаний «Моя улица, что я могу рассказать о ней?»,

«мой путь из детского сада – домой».  

  1. конкурсы макетов «Достопримечательности родного города», «Красное Село – город будущего». и пр.
  2. «История моей семьи»: конкурс «Родословное древо моей семьи», конкурс стенгазет «Наша дружная семья».
  3.  «В мире животных»: литературный конкурс «Сказки о пушистых малышах», фотовыставка «Наши пушистые любимцы»;
  4. Предложить родителям посетить отдаленные улицы города, рассказать детям о их достопримечательностях, о жизни и профессиональной деятельности людей в городе и т. п.
  5. Коллективный альбом «болезни города» и «успехи города».
  6.  Возможно знакомить заинтересованных родителей с жизнью учреждения через Интернет, просмотреть фоторепортажи и видеоматериалы о различных мероприятиях: экскурсии (в краеведческий музей (в школе №380), в детскую библиотеку, по улицам города и др.)
  7. Беседы с родителями, что интересного еще они хотели бы узнать.

Семья и ДОУ, как известно, два основных института социализации ребенка. Именно поэтому нам нужно помочь родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в знаниях об истории и культуре родного края, научить сотрудничать с ребенком, любить и понимать его. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс приобщения детей к истории и культуре родного края, разнообразные инновационные формы проведения мероприятий поможет развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Таким образом, ознакомление дошкольников с родным городом, его «малой родиной», не только формирует художественно-эстетическое отношение детей к действительности и искусству, но и параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Это способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Литература:

1. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»

2. Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ»

3. Людмила Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край»

4. Педагогические советы издательство «Учитель»

5. Журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание»

Попова И.В. МБДОУ Д/С №74 г. Березники «Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГТ» [Электронный ресурс]

Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования [Текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)

Занятие проводится в игровой форме, материал к занятию легок в изготовлении, является частью предметно - развивающей среды среды (игрушки, дидактические игры). Цель занятия - выявить полученные знания...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет

Рабочая программа музыкального руководителя разработана в сответствии с ФГОС, для проведения воспитательно - образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Худож...

Конспект ОД по нравственному воспитанию с использованием нетрадиционного рисования детей старшей группы с малой Родиной. «Казачий край!»

Конспект ОД по нравственному воспитаниюс использованием нетрадиционного рисованиядетей старшей группыс малой Родиной.«Казачий край!»Кубань родная, нежно воспеваюВеликую красу  тв...

Конспект совместного досуга детей и родителей «Солнышко на Масленицу» (Познавательная. Речевая, художественно-эстетическая область) старшая группа

Цель:  создание условий для формирования и активизация творческого потенциала родителей через включение в практическую деятельность, изготовление сувенира своими руками....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе детям. "Кронштадт- мая малая Родина" (с использованием ИКТ,здоровьесберегающих технологий).

Слава города не зависит от его размеров. Площадь острова Котлин, на котором стоит Кронштадт, составляет всего 15 квадратных километров. Но этот город называют городом русской морской славы, огненным щ...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — НИЖНИЙ ТАГИЛ»

Дошкольный возраст – один из важнейших периодов становления личности, именно в нем закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре....