Рабочая программа "Карелия - мой край родной" для детей среднего дошкольного возраста
рабочая программа (средняя группа) на тему

Хоменюк Виктория Витальевна

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного поселка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kareliya_srednyaya_gruppa.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА


 воспитательной -образовательной работы с детьми 4-5 лет

по образовательной области «Карелия – мой край родной»

 

(вариативная часть образовательной программы)
Принято на заседании педагогического совета  протокол № _3  От  « 10  » _сентября_ 2015 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Направленность:

 Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Педагогическая целесообразность:

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать с чего начинается Родина для малыша?  Национально - региональный компонент (родная природ, декоративно-прикладное искусство, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в  дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

 Цель - формирование гражданско-патриотической культуры личности ребенка через знакомство с родным краем (региональный компонент образовательной программы).

Задачи:

·         Расширять кругозор детей на основе краеведческого  материала доступного их пониманию.

·         Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району.

·         Формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.

·         Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнавать больше об особенностях родного края, природы, истории.

·         Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

·         Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в поселке, сопричастности к этому.

·         Познакомить детей с культурным наследием республики Карелия.

·         Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие в социуме на примере национальных традиций и обычаев.

 

Разработана в соответствии с:

 - "Законом об образовании РФ"

 - "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.2660-10" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22июля 2010г.) и "Изменением №1 к 2.4.1.2660-10" (Постановление № 164 от 20.12.2010г. Об утверждении СанПин 2.4.1.2731 -10)

- "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666);

-"Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции РФ);

- "Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

 Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест республики Карелия родителями совместно с детьми.

                                                       Учебный план

основной общеобразовательной программы дошкольного образования  

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

 детский сад № 6 п. Волома на 2015 -2016 учебный год

Образовательные области

Организованная образовательная деятельность

Количество занятий  в неделю

ранн.

возр.

1 мл.

2 мл.

ср.

ст.

 подг.

всего

Обязательная часть

 (не менее 60%)

«Физическое развитие»

Развитие движений

2

2

Физическая культура

в помещении

2

2

2

2

2

10

Физическая культура на воздухе

1

1

1

1

5

«Познавательное развитие»

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

 

Игра-занятие со строительным материалом

Игра-занятие с дидактическим материалом

3

1

2

3

1

2

Ознакомление с окружающим миром

1

1

1

2

2

7

ФЭМП

1

1

1

1

2

5

«Речевое развитие»

Развитие речи

2

1

1

2

1

7

Подготовка к обучению грамоты

1

1

Чтение художественной литературы

Ежедневно во всех возрастных группах

«Художественно-

эстетическое развитие»

Музыка

Музыкальное

1

1

2

2

2

2

10

2

-рисование

-лепка

-аппликация

0.5

0.5

1

1

1

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

1

1

1

1

1

7

3

2

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%)

«Познавательное развитие»

Карелия- мой край родной

1

1

1

3

всего

10

10

10

11

14

15

70

Перспективное планирование в средней группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Растительный мир Карелии

Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей

1) Беседа «Лесная аптека на службе человека»

2) Проект «Очаровательный сорняк»

3) Игра «Лекарственные растения – средство оздоровления организма»

4) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края»

Октябрь

Дикие животные карельских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов

Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни

1) Конкурс загадок о животных

2) Настольная игра «Животные и их детеныши»

3) Рассмотрение иллюстраций

4) Классификация диких и домашних животных

5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним

6) Игра «У медведя во бору»

Ноябрь

Знакомство с поселком

Продолжить разговор о родном поселке, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем

1) Рассказ детей: «Мой выходной день»

2) Игра-путешествие по городу

3) Настольная игра «Строим город»

Декабрь

Улица, на которой расположен детский сад

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах

1) Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад»

2) Конкурс рисунка «Улицы бывают разные»

3) Красивые уголки улицы

Январь

Улица, на которой расположен дом

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети

1) Беседа: «Мой сад на улице Димитрова» Что обозначает?

2) Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу»

Февраль

Государственные праздники

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках

1) Беседа : «Никто не забыт, ничто не забыто»

2) спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья

3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок

Март 

Значимые люди Карелии

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах гпоселка, его достопримечательностях

1) Знакомство с долгожителем поселка (карельских ремёслах)

2) Афиша поселка

3) Конкурс рисунка «Афиша к любимым сказкам»

4) Презентация « Карельские герои»

Апрель

Самые красивые места поселка

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного поселка

1) Семейный рисунок «Мои любимые места в поселке»

2) Игра «Путешествие по родному поселку»

3) Разучивание стихов о Карелии

Май

Знакомство с озером Ховдаярви

Расширить представление детей о водоемах своего региона

1) Сюжетно-ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства»

2) Рассмотрение иллюстраций

3) Прогулки по набережной озера

4) Знакомство с правилами поведения на воде

План взаимодействия с родителями:

- помощь в сборе природного материала для занятий с детьми

- консультации по работе с детьми в домашних условиях

- информационные листы

- выставки работ

- совместные экскурсии и целевые прогулки

- посещение краеведческого музея

 

     

Планируемые (итоговые) результаты освоения образовательной  области по краеведению «КАРЕЛИЯ – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» для детей  4-5 лет.

 Знают:

-  о месте расположения детского сада.

 - разных видах транспорта.

-  о домах, из разного вида строительного материала (камень, дерево).

 - карельских ремёслах (карельская роспись, плетение из бересты).

 -  свой домашний адрес.

 - название поселка.

       - название профессий работников детского сада (воспитатель, повар, медсестра).

 -  правила культуры поведения в лесу, в общественных местах.

 - называют  3-4 дерева, 2-3 птицы, 3-4 животных, обитающих в лесах Карелии.

 - изображать элементы карельской росписи.

       -  проявляет заботу о своей семье;

      -   имеет первичные представления об истории родного края; о людях, прославивших

 республику Карелия;

  Методическое обеспечение:

      «Младшим школьникам о природе Карелии» под ред. Т.А. Бабаковой, А.П. Момотовой. 

      «Дошкольное образование Карелии: достижения, проблемы, перспективы» Е.Д. Макарова, Т.Т. Степанова.

        Основы художественного ремесла: в 2 ч. –Барадулин В.А. М., Просвещение. 1987 г.

          Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. – М., Педагогика. 1986 г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра - лото "Наш край" для детей среднего дошкольного возраста

Автором представлена методическая разработка  по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста ....

Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...

Рабочая программа «Особенности обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по методике Т. А. Ткаченко»

Цель программы –  развитие речи  у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.Задачи программы:- приобщать детей к русской национальной культуре;-развивать...

приложение №2 Рабочая программа "Обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет" в группе комбинированной направленности 2019-2020 уч.г.

приложение №2.2 Рабочая программа "Обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет" в группе комбинированной направленности 2019-2020 уч.г....

Рабочая программа по робототехнике для детей среднего дошкольного возраста «ДЕТалька»

Цель Программы – развитие у воспитанников 4 – 5 лет интереса к техническому творчеству, развитие конструктивного мышления средствами LЕGO конструированию....

Рабочая программа учителя - логопеда для детей среднего дошкольного возраста на 2021 - 2022 учебный год

 Данная Программа предназначена для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 4 - 5 лет. Раскрыты целевой, содержательный и организационный разделы. Также представлена краткая презнтация...