Проект "Люби и береги природу родного Верхоянья"
проект (старшая группа) на тему

Паспорт проекта

Название: «Люби и береги природу родного Верхоянья»

Авторы проекта: Рожина Агафья Тимофеевна

Вид проекта: долгосрочный

Продолжительность проекта: сентябрь-май

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.

Актуальность

Каждый человек – часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, естественную среду, в котором он живет и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Цель проекта: Формирование знаний детей о природе родного Верхоянья, средствами экологического воспитания.

Задачи проекта:

Обучающие:

  1. Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
  2. Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
  3. Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
  4. Научить детей простейшим правилам поведения в природе.

Развивающие:

  1. Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
  2. Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
  3. Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

Воспитательные:

  1. Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений, любовь к природе родного Верхоянья;
  2. Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по ее охране и предупреждению насилия над природой;
  3. Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразия форм и красок;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект54.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Верхоянский детский сад №1

Верхоянский район Республики Саха (Якутия)

Проект

«Люби и береги природу родного Верхоянья»

Выполнила: Рожина Агафья Тимофеевна

Воспитатель МБДОУ Верхоянский детский сад №1

2017 г.

Паспорт проекта

Название: «Люби и береги природу родного Верхоянья»

Авторы проекта: Рожина Агафья Тимофеевна

Вид проекта: долгосрочный

Продолжительность проекта: сентябрь-май

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.

Актуальность

Каждый человек – часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, естественную среду, в котором он живет и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Цель проекта: Формирование знаний детей о природе родного Верхоянья, средствами экологического воспитания.

Задачи проекта:

Обучающие:

  1. Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
  2. Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
  3. Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
  4. Научить детей простейшим правилам поведения в природе.

Развивающие:

  1. Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
  2. Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
  3. Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

Воспитательные:

  1. Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений, любовь к природе родного Верхоянья;
  2. Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по ее охране и предупреждению насилия над природой;
  3. Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразия форм и красок;

Перечень форм и методов реализации проекта:

  • Экологические занятия, беседы, просмотр фильмов, презентаций, поисково-познавательные мероприятия, реализуемые в ходе непосредственно – образовательной деятельности, тематические развлечения.
  • Изобразительное деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  • Оснащение предметно-пространственной среды (оформление библиотеки, создание альбомов и книг о природе, сбор природных материалов и гербария).
  • Взаимодействие с родителями.
  • Чтение литературы художественного и познавательного характера.
  • Конкурсы и викторины.
  • Экологические, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
  • Целевые прогулки по экологической тропе.

Этапы работы над проектом.

Реализация проекта идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа (растения и животные, характерные для Верхоянского района).

2. Неживая природа (вода, воздух, почва - как факторы, влияющие на функционирование живых организмов).

3. Человек (действия человека направленные на природу – положительные и отрицательные).

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.

2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап:

1. Подведение итогов проекта.

2. Оценка достигнутых результатов

Реализация проекта

Подготовительный этап

Содержание деятельности

Участники

Сроки реализации

Анализ имеющейся программы и методических разработок по данной теме

Воспитатель

Август

Подбор материала для проекта

Воспитатель

Август

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей

Воспитатель

Август

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта

Воспитатель

Август

Обеспечение дидактического пособия для реализации проекта

Воспитатель

В течение года

Оформление родительского стенда: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме.

Воспитатель

III неделя августа

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе (дидактические игры, книги о природе, серии фотографий, наборы игрушек животных, птиц, насекомых).

Воспитатель, старший воспитатель, родители

В течение года

Основной этап проекта

Перспективный план старшей группы для реализации проекта

Содержание деятельности

Участники

Сроки реализации

Тема месяца: «Человек – часть природы»

Сентябрь

Беседа «Я – дитя природы»

Цель:

  • Расширять представления детей о природе.
  • Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
  • Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Дидактическая игра «Природа и человек»

Дети, воспитатель

I неделя сентября

Целевая прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Цель:

  • Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
  • Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
  • Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
  • Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах.

Экологическая игра «Угадай растение по описанию».

Дети, воспитатель

II неделя сентября

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

Цель: 

  • привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Воспитатель, родители

Сентябрь

НОД на тему: «Как вести себя на природе»

Цель:

  • Расширять знания детей о правилах поведения на природе.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Викторина «Правила поведения на природе»

Дети, воспитатель

III  неделя сентября

Тема месяца: «Мое любимое Верхоянье»

Октябрь

Экскурсия по городу Верхоянск

Цель:

  • Выяснить положительные и отрицательные факторы на окружающую среду города.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к своему городу.

Дети, воспитатель

I неделя октября

Беседа на тему: «Природа Верхоянья». Экскурсия в краеведческий музей «Полюс Холода».

Цель:

  • Дать представления о природе и фауне Верхоянья.
  • Рассказать детям о климатических условиях города Верхоянска.
  • Познакомить детей названиями редких и исчезающих видов животных и растений

Дети, воспитатель

II неделя октября

НОД Тема: «Что нам осень принесла?»

Цель

  • Расширять представления детей об овощах и фруктах.
  • Дать представления о пользе природных витаминов.
  • Рассказать детям, какие овощи растут у нас.

Игровое упражнение  «Собери урожай»

Дети, воспитатель

III неделя октября

Выставка поделок из природного материала «Осенний пейзаж»

Дети, родители

IV неделя октября

Тема месяца: «Неживая природа»

Ноябрь

Беседа на тему: «Река Яна»

Цель:

  • Рассказать детям о реке Яне.
  • Расширять представления о пользе воды.
  • Формировать бережное отношение к окружающей среде.

Чтение «Как люди реку обидели»

Загадки о состоянии воды.

Дети, воспитатель

I неделя ноября

НОД Тема: «Озера города Верхоянска»

Цель:

  • Познакомить с названиями ближайших озер города Верхоянска.
  • Рассказать какие рыбы обитают в озерах.
  • Выяснить загрязнения озера «Байхал».

Дети, воспитатель

II неделя ноября

Беседа на тему: «Явления неживой природы: солнце, небо, вода и осадки»

Цель:

  • Продолжать учить определять и называть явления неживой погоды.
  • Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
  • Дать детям представления о необходимости воздуха для жизни человека и животных.

Художественное творчество – аппликация на тему «Мое Солнышко»

Дети, воспитатель

III неделя ноября

Физкультурно-экологическое занятие «Путешествие на горе Аппыт»

Цель:

  • Расширить знание детей об окружающей среде города Верхоянска.
  • Прививать детям любовь к родному краю, умение видеть ее красоту.
  • Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Дети, воспитатель

IV неделя ноября

Тема месяца: «Животный мир родного Верхоянья»

Декабрь

Беседа на тему: «Кто живет в нашем лесу?»

Цель:

  • Рассказать детям, какие животные живут в нашем лесу.
  • Дать конкретные представления о животных (заяц-беляк, белка, лиса)

Подвижная игра «Белки и орешки»

Дети, воспитатель

I неделя декабря

НОД с использованием презентации

Тема: «Американский длиннохвостый суслик»

Цель:

  • Познакомить детей с жизнью американского длиннохвостого суслика:
  • Внешний вид суслика
  • Образ жизни и питание суслика

Дети, воспитатель

II неделя декабря

НОД Тема: «Как готовятся звери к зиме?»

Цель:

  • Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни.
  • Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
  • Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.

Дети, воспитатель

III неделя декабря

Беседа на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Цель:

  • Расширять знания о домашних животных и их детенышах.
  • Дать представления о пользе домашних животных

Дети, воспитатель

IV неделя декабря

Тема месяца: «Птицы родного Верхоянья»

Январь

Беседа на тему: «Птицы Верхоянья»

Цель:

  • Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц (на примере воробья).
  • Рассказать детям, какие птицы обитают у нас.
  • Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Якутская подвижная игра «Ястреб и утки»

Дети, воспитатель

II неделя января

Беседа о зимующих и перелетных птицах

Цель:

  • Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах.
  • Учить различать птиц по существенному признаку; классифицированию птиц на зимующих и перелетных

Чтение стихотворений о птицах.

Дети, воспитатель

III неделя января

НОД Тема: «Красивая птица Стерх»

Цель:

  • Рассказать об особенностях поведения стерха, особенности строения птицы (форма тела, клюв, голова, крылья)
  • Рассказ о легенде «Кыталык Уйбаан»

Художественное творчество – аппликация панно «Кыталык».

Дети, воспитатель

IV неделя января

Тема месяца: «Обитатели озер и реки Яны»

Февраль

Беседа на тему: «В гости подледное царство»

Цель:

  • Познакомить детей с обитателями озер и реки Яны.
  • Дать представление о жизни водоема зимой,
  • Формировать знания строения рыбы и последовательность развития рыбы из икры..

Подвижная игра «Рыбак и рыбки»

Дети, воспитатель

I неделя февраля

Рассказ легенды Слепцовой М.С. «Озеро Сордонноох»

Художественное творчество – рисование «Наши рыбки»

Дети, воспитатель

II неделя февраля

НОД Тема: «Наш любимый карась»

Цель:

  • Познакомить детей строением, окраской, формой тела, строению плавников карася.
  • Дать представления

Дидактическая игра «Рыбная ловля»

Дети, воспитатель

III неделя февраля

Тема месяца: «Растительный мир родного Верхоянья»

Дети, воспитатель

Март

Беседа на тему: «Лопчатка Толля – растение занесенная в Красную книгу»

Цель:

  • Познакомить детей о внешнем виде растения.
  • Воспитывать бережное отношение к редкостному растению.

Экологическая игра «Цветы»

Дети, воспитатель

I неделя марта

НОД Тема: «Кедровый стланик»

Цель:

  • Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растение.
  • Познакомить детей с внешним видом кедрового стланика.
  • Развивать мышление и эстетический вкус у детей

Игра «Станем мы деревьями».

Дети, воспитатель

II неделя марта

Художественное творчество: «Цветы из нашей полянки» - рисование

Цель:

  • Показать и рассказать детям, какие цветы растут у нас на природе.
  • Формировать желание отражать красоту природы в художественно - творческой деятельности.

Экологическая игра «Цветы из моей полянки»

Дети, воспитатель

III неделя марта

Беседа на тему: «Лекарственные растения Верхоянья»

Цель:

  • Рассказать детям о лекарственных растениях Верхоянья.
  • Дать представления о пользе лекарственных растений для человека (брусника, шиповник, щитовник пахучий).

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Дети, воспитатель

IV неделя марта

Тема месяца: «Сохрани природу»

Апрель

Беседа на тему: «Как помочь природе»

Цель:

  • Способствовать уважительное отношение к природе, соблюдению мер ее охраны.
  • Сформировать понимание необходимости охранять природу.

Дети, воспитатель

I неделя апреля

Художественное творчество – рисование на тему: «Берегите природу»

Цели:

  • Расширять представления детей о растительном и животном мире.
  • Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
  • Развивать творческие способности, воображение.
  • Воспитывать любовь к родной природе и умение правильно вести себя на природе.

Выставка рисунков детей на тему «Береги природу»

Дети, воспитатель

II неделя апреля

Экологическая инсценировка «Зеленый патруль

Цель:

  • Расширять представления о растительном и животном мире
  • Учить бережно, относиться к родной природе.
  • Научить видеть окружающую красоту.
  • Формировать отрицательное отношение к насилию сильного над слабым.

Дети, воспитатель, старший воспитатель, родители

III – IV неделя апреля

Тема месяца: «Земля – наш общий дом»

Май

Беседа на тему: «Земля – наш общий дом» - заключительный

Цель:

  • Дать детям понять, что природа – наш общий дом.
  • Закреплять знания детей о различии природы и не природы, называть объекты живой и неживой природы.
  • Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать
  • Воспитывать желание оказывать посильную помочь природе.

Дети, воспитатель

I неделя мая

НОД Тема: «Жалобная книга природы»

Цель:

  • Вспомнить пройденные правила поведения на природе.
  • Способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер ее охраны.

Разгадывание кроссворда на тему охраны природы.

Дети, воспитатель

II неделя мая

Экологическая тропа (весна).

Цель:

  • Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • Показать объекты экологической тропы весной.
  • Формировать бережное отношение к окружающей природе.
  • Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Дети, воспитатель

III неделя мая

Заключительный этап

Подведение итогов проекта

Проведенная с детьми старшей группы в течение года работа   по экологическому воспитанию  позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

 - у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,  

- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного  процесса по экологическому воспитанию было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

-  педагогу  повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного Верхоянья.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

В течение года родители принимали активное участие  в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Мы за зеленый город», изготовили кормушки и скворечники для птиц, в создании фотовыставки «Мы - дети природы», детских авторских книжек, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

Для наглядности результаты за 2016 - 2017 учебный год представлены в диаграмме.

Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня

экологической воспитанности детей ( в %)

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень  экологической воспитанности детей старшей группы изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на все виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Отвечая на вопросы, они проявляли свои эмоции. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях, т.е. они выражались не общепринятыми фразами, а выражали свои мысли.

Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей повысила свой уровень знаний.

Детей с низким уровнем  развития экологической воспитанности на   конец года не осталось.  При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.

Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка  и реализация системы мероприятий по организации  экологизации  предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.

Таким   образом,  при   системном,  комплексном   проведении      работы   можно   достичь   намеченных   целей:

  1. Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям,         природе    в   целом.

2.  Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам   природы.  

3.  Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к   окружающей  среде.

4.  Формирование   навыков   экологически   грамотного   и          безопасного   поведения   в  природе.

Наш проект   способен  при   целенаправленной   деятельности   педагогов   и   родителей   помочь   детям  осознать   себя   «маленькими   волшебниками»,    спасающими  и   оберегающими   природу родного края.

Использованная литература

  1. Деревья и кустарники Якутии, Тимофеев П.А., изд.: Бичик, 2003.
  2. Знаете ли вы млекопитающих Якутии, Сидоров Б.И., изд.: Бичик, 2002.
  3. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования, Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др., изд.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Ознакомление с природой в детском саду, Соломенникова О.А., изд.: Мозаика-Синтез, 2014.
  5. Экологическое воспитание в детском саду, Соломенникова О.А., изд.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6. Добро пожаловать в экологию, Воронкевич О.А., изд.: Детство-пресс, 2003.
  7. Занятия по экологии в детском саду, Коломина Н.В., изд.: Творческий Центр, 2008.
  8. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями, Дрязгунова В.А., изд: Москва просвещение, 1981.
  9. Конспекты интегрированных занятий, изд.: ТЦ Учитель, 2009.
  10.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет, Бондаренко Т.М., ТЦ Учитель, 2009
  11.  Программа экологического образования детей, Кондратьева Н.Н. и др., 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе. «Береги природу родного края»

Конспект НОД в старшей группе.«Береги природу родного края»...

Проект "Берегите природу родного края"

Краткосрочный проект по нравственному и экологическому воспитанию старших  дошкольников....

Познавательно – творческий проект экологической направленности «Береги природу родного края»

laquo;Береги природу родного края»Цель проекта: Формирование бережного отношения к природе и всему живому через экологическое воспитание.Задачи проекта:Образовательная: Формировать у детей элем...

Презентация проекта "Берегите природу родного края"

Презентация проекта "Берегите природу родного края"...

Познавательная деят - ть "Берегите природу родного края"

Познавательная деят - ть "Берегите природу родного края"...

Экологический проект "Берегите природу родного края!"

Мой проект направлен на формирование эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения и практических навыков безопасного поведения в природной среде. Проект поможет эфф...