ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
консультация на тему

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям  младшего дошкольного  возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв) 

      Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. 
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 А чувство патриотизма – важная часть духовно-нравственного развития человек.

                                                                 Что же такое патриотизм? 
       Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям  младшего дошкольного  возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке. 

  В  работе по патриотическому воспитанию,  применяем  несколько моделей обучения:

  • «пассивную» - обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
  • Активную -  обучаемый выступает «субъектом» обучения

( самостоятельная работа, творческие задания)

  • Интерактивную  – взаимодействие (работа в парах, хоровод);

Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками.

 Как на НОД, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга. 

Основными   методами по патриотическому воспитанию  в мл. группе выступают:

  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • инсценировки с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, рассматривание семейных фотографий и др.

В  работе по патриотическому воспитанию, мы используем   инновационные методы обучения и воспитания:

  • метод проектов; ( 2-3 проекта)
  • интерактивные и ролевые игры:

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В течении  года  в  нашей группе реализовались такие  проекты как «Народная игрушка»,  «Самые родные, самые любимые»  в которых  апробировали разные формы  взаимодействия детей  и  взрослых.

      Для доступного знакомства с народной игрушкой и приобщения детей к истокам национальной культуры в рамке проекта «Народная игрушка»,  мы создали мини-музей народной игрушки «Забавушка», где дети являются активными участниками познавательного процесса.                

 В работе используются разнообразные формы:

  • Беседы с детьми. 
  • Экскурсии для детей и родителей. 
  •  Самостоятельное рассматривание экспонатов. 
  •  Мастер-класс по изготовлению экспонатов. 
  • Творческие игры, образовательные путешествия.
  • Чтение художественной литературы.
  • Исследовательская деятельность, экспериментирование.
  • Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.

В нашем музее можно не только посмотреть на старинных кукол, (А они бывают 3 видов: обереговая, обрядовая и игровая), но и со взрослыми сделать самостоятельно. 

 Из бесед дети узнают почему, например  эту куклу называли «Каша» или «Крупеничка» .      ( показать) Туловище этой куклы шилось в форме мешочка, в который засыпалась крупа, потом пришивались руки и мастерился сарафан. Это обрядовая кукла. Ее делала мама для своей дочки. Мама учила дочку правильно варить кашу. Вначале сыпали крупу по ножки, по пояс наливали воду, по шейку получалась каша.  Кукла-Каша была оберегом кулинарных способностей.

                   В колыбельку, дети кладут,  как и в старину  куколок сделанных родителями  из кусочков ткани: «пеленашка», «скрутка», «колокольчик», «кувадка», «Ангел. Укладывают спать и пытаются петь  колыбельные песни.

Баю – баюшки баю  Не ложися на краю … Знают ребята, что      в нашем музее живет голосистый певец. Он рано встает, деткам спать не дает.   Знают и о том, что  у бабушки  Арины,  куколки  в национальном  костюме Ракитянского района,  большое хозяйство и птицы и домашние животные.

       Знакомя  детей с культурой своего народа, а именно  рассказывая  русские народные сказки, играя  в народные игры, читая и разучивая  народные потешки,  рассматривая  предметы народно-прикладного искусства ( деревянные матрешки, глиняные игрушки), постоянно подчеркиваем , что все это придумал, сделал русский народ. Закреплять знания нам помогают игрушки, сделанные руками родителей .  Например, в игре  «Расскажи ежику о тех, кто живет в музее», можно взять игрушку и передавать по кругу. На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью игрушки  учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и  не перебивать друг друга. Эта  Интерактивная технология  Хоровод» способствует  формированию начальных  навыков произвольного поведения  у детей дошкольного возраста 

    Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Стараемся вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашиваем детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках. Большую помощь оказывает сделанная руками родителями  книжка «Моя семья».  Рассматривая с детьми альбом  в свободной деятельности, мы   проводим беседы на следующие темы: «Как зовут маму, папу, сестренку и ……» «Какие они»;   фотовыставки («Моя любимая мама», «Мой замечательный папа»), . Предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Детский сад» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо.    Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать
И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой. 

      Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу – значит охранять Родину» (М.Пришвин). 
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.   

  Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых.  Оформляя группу по сезонам, мы стараемся не только красиво украсить, но наполнить ее элементами познавательного характера. Например, птицы , которые порхают по группе  похожи на настоящих(  воробей, ласточка, синичка)  .

       Учим любоваться рассветом и закатом солнышка, радоваться цветам на клумбах; это значит беречь все живое: не ломать деревья; любить свою маму, семью, детский сад; товарищей, помогать им в трудную минуту.

Большую помощь нам оказывают книжки, сделанные своими руками.  

При рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, прослушивании песен и стихов мы используем Информационно-коммуникационные технологии.

 Так как для   младших дошкольников более подходящими методами обучения являются игры, то мы часто используем интерактивные игры.   Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.  Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь.

Готовясь к конкурсу, мы изготовили книги: « Зимующие птицы Белгородской области», «Лесные жители» загадки в которой можно разгадывать, используя как бумажный вариант, так и презентацию в виде интерактивной игры.

 В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи мы проводим  работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, поселок,  но мы их с этим понятием знакомим. Мы рассказываем им, что в городе и поселке  много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей называть свой поселок. 

 Благодаря книжкам самоделкам   дети узнали, что У каждого человека есть свой родной уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина, а из множества маленьких уголков и состоит наша общая, Великая Родина – Россия.

       Узнали, что  наша маленькая родина – поселок Пролетарский. Он, как песчинка, среди  большой страны. Его не увидишь на карте, но все равно это наш любимый край.   И пусть многие слова  пока им непонятны. Но то, с каким уважением взрослый будет рассказывать, например, об Армии,  о  папах - защитниках Отечества, (которые тоже есть в книге)  у детей вызовет чувство  гордости за своих родителей.

 Знакомство с российской символикой рекомендуется проводить в старшем возрасте, но после показа и чтения книг  о Родине, наши ребята узнают и называют имя президента Владимира Путина, называют цвета Российского флага.

        Стараемся  проводить наблюдения, которые развивают интерес к природе, учим замечать изменения, устанавливать их причины.. Во время прогулок, экскурсий показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края.  Этому способствуют  НОД по развитию речи, наши праздники такие как Новый год, день рождения и т.п  , занятия по изобразительному искусству. 
    Таким образом,  базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. 

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего поселка.

Поэтому мы постарались  отобрать те знания, которые доступны детям  младшего дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

 На первом родительском собрании пояснили родителям, что   никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим поселком.  На  Родительском собрании  «Семья — что может быть дороже!»  мы продолжали  приобщить  родителей  к участию в жизни детского сада , с большим интересом родители приняли участие в Творческой  мастерской «Дом, который построим мы!

 При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком.

 Мы  надеемся на то, что, те, с кем общается маленький человек,   умные, добрые, высоконравственные люди.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного поселка, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой поселок и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: « Формы и методы работы по патриотическому воспитанию»

Работа с материалом и его анализ относительно востребованной в последнее время темы патриотического воспитания детей....

Сообщение на тему: « Формы и методы работы по патриотическому воспитанию»

Сообщение на тему: « Формы и методы работы по патриотическому воспитанию»...

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ...

Консультация на тему: «Этапы, формы и методы работы по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад  «Земляничка» п. Саган-Нур         Консультация на тему: «...

Практико-ориентированные формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

В данном материале освещены вопросы практкоориентированных форм и методов патриотического воспитания дошкольников, которые направлены на формирование и развитие личности, обладающие качествами граждан...