Познавательный проект «Люби и знай родной край»
проект (старшая группа) на тему

Биннатова Гунель Асим кызы

Познавательный проект

«Люби и знай родной край»

 

Содержание

 

1.     Паспорт проекта

·        Наименование организации

·        Название проекта

·        Автор проекта

·        Тип проекта

·        Продолжительность проекта

·        По  характеру контактов

·        Участники проекта

·        Образовательные области

·        Цель проекта

·        Задачи проекта

·        Предполагаемый результат

·        Итоговое мероприятие проекта

·        Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.     Пояснительная записка

·        Актуальность проекта

·        Новизна проекта

·        Взаимодействия с родителями (законными представителями)

·        Практическая значимость

3.     Перспективное планирование

·        Модель трех вопросов

·        Системная паутинка на 1 неделю

·        Письмо родителям

·        План образовательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Паспорт проекта

 

1.

Наименование организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма  «Колокольчик»

2.

Название проекта

«Люби и знай родной край»

 

3.

Автор проекта

Биннатова Гунель Асим кызы

4.

Тип проекта

Познавательный , творческий

5.

Продолжительность проекта

Краткосрочный (2 недели)

6.

По  характеру контактов

Открытый, осуществляется внутри ДОУ, в контакте  с семьей

7.

Участники проекта

Дети старшей  группы, воспитатели группы, родители(законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по ИЗО

8.

Образовательные области

- Социально-коммуникативное  развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

 

 

 

Цель проекта: Развить интерес  к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление  об  образе жизни народов Севера и родном городе.

 

Задачи проекта:

1.Расширять представления детей о родном городе;

2.Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).

3.Формировать практические умения по приобщению детей к различным народным декоративным видам деятельности.

4. Дать наглядное представление детям о предметах быта народов ханты, об одежде и обуви, о промысловых занятиях.

5.Формировать положительное взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

6.Развивать ловкость через традиционные игры народов Севера.

7. Развивать познавательные и творческие способности детей.

8. Развивать  речь  детей,  активизировать  словарь (чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, кукла Акань,  кисы, промыслы).

6.Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.

7.Развитие творческих способностей детей

 

Предполагаемый результат.

·        Дети: 

Сформировать   у детей  ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном городе, о коренных жителей нашего города и их традициях, быте, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города. Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; умение ориентироваться по карте – схеме города.

 

·        Родители (законные представители):

С родителями воспитанников установятся благоприятные взаимодействия и контакт. Ощущение  личной сопричастности  к образованию и воспитанию своего ребенка.

Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в группе предметно – развивающей среды по теме.  Изготовили поделки по теме.

 

Итоговое мероприятие проекта:

 

Изготовление наколенной книги по теме «Лепбук» и развлечение «Юный пожарник». Выставка поделок о родном крае , о ханты.

 

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

 

1.     Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

          «Письма родителям»

2.     Консультация «Куда пойти с ребенком в выходной день?», «Расскажите детям о своем любимом месте города».

3.     Приглашение родителей (законных представителей) на утренний сбор.

4.     Участие родителей на развлечении.

5.     Встреча с интересными людьми. (ханты)

6.     Экскурсия в городскую библиотеку.

7.     Привлечение родителей в сборе информации для «Лепбука».

 

2.Пояснительная записка

Актуальность проекта:

В современных условиях проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Как показывают результаты опроса детей , не все дети знают как называется город в котором живут, название округа в котором проживают . К сожалению, не все родители  уделяют время своему ребенку для получения знаний о своей малой родине. Вот поэтому перед  мной встала  необходимость ознакомить глубже детей с родным городом, краем, где он родился и растет, формировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, к его достопримечательностям, профессиям которые обслуживают город и помогают в трудных условиях. Воспитывать чувство уважения к его жителям. Ведь именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал нравственно- патриотического воспитания. Все эти знания играют большую роль для познавательного , социально – личностного и нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Люби и знай родной край».

Проектная идея: создать в группе детского сада мини -  уголок « Мой край  – моя югра».

 

Новизна проекта

 

Новизна проекта заключается в изменении мотивационных установок: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели и задач.

 

Взаимодействия с родителями (законными представителями)

Непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, т.к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки.

Практическая значимость

Проект доступен для воспитателей дошкольных организаций города.

 

Перспективное планирование

 

Тема недели: «ХМАО - ЮГРА. Культура народов Севера. Профессии обслуживающие наш город»

 

Цель:

Развить интерес  к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление  об  образе жизни народов Севера и родном городе.

 

Задачи проекта:

1.Расширять представления детей о родном городе;

2.Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).

3.Формировать практические умения по приобщению детей к различным народным декоративным видам деятельности.

4. Дать наглядное представление детям о предметах быта народов ханты, об одежде и обуви, о промысловых занятиях.

5.Формировать положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

6. Расширять знания детей о профессиях обслуживающих наш город.

6.Развивать ловкость через традиционные игры народов Севера.

7. Развивать познавательные и творческие способности детей.

8. Развивать  речь  детей,  активизировать  словарь (чум, нарты, малица, оленевод,  орнамент, кукла  Акань, кисы, промыслы).

6.Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.

7.Развитие творческих способностей детей

 

Итоговое мероприятие:

 

Изготовление наколенной книги «Лепбук»  и развлечение «Юный пожарник».  Выставка  поделок  о  родном городе и ханты.

 

 


Активный словарь

Чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, бисерное шитье, кукла Акань, кисы.

 

Наши устремления по отношению к отдельному ребенку

Продолжать расширять знания детей об условиях жизни коренных жителей нашего округа.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент

• анализ.

Интегрируемые виды деятельности:

• коммуникативная;

• чтение художественной литературы;

• творческая (лепка, рисование, аппликация);

• игровая;

• познавательно-исследовательская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Амир. Ханты ловят рыбу и кормят оленей.

Модель трех вопросов.

 

Соня Ш. У ханты  есть животные олени .

 

Руслан Щ.У ханты есть зимняя одежда малица и сапоги кисы.

 

Жора. У них есть собаки и они едят сырое мясо.

 

Что мы знаем?

 

 

Эльвина. Чем кормят оленей?

 

 

Ульяна. Как они охотятся на волков?

 

Артур. Из чего они шьют платья?

 

Настя.Как они ловят рыбу?

 

Что хотим узнать?

            

 

Пригласим в гости ханты и они расскажут о себе.(Паша)

Жорик.

 

Почитаем в книге.

Соня.

 

Нам расскажут воспитатели и покажут. Глеб

 

Посмотрим картинки. Мухъмад.

 

Как мы узнаем?

 

 

 

 

Системная паутинка на 1 неделю

 

             Центр искусств:

 

1.Рисование: «Хант», «Олень».

2.Лепка: «Олени».

3.Аппликация: «Кисы», «Чум», «Рыбки».

4. Ручной труд: «Платье  украшенное бисером».

 

Центр строительства :

 

1.Кормушки для Оленей.

2.«Чум» - конструирование из бросового материала;

3.«Нарты» - конструирование из большого конструктора;

4.« Буран» - конструирование из малого конструктора.

 

Литературный центр (обучению грамоте и письма):

1.Призентация «Моя югра – моя планета».

2.Рассматривание иллюстраций о жизни и быте народов ханты, одежда и обувь.

3.Работа в рабочих карточках.

4.Составление описательного рассказа по картине.

5.Заучивание стихотворения о Когалыме.

         Центр сюжетно ролевой игры:

1.«В гости к бабушке Аде».

2.«На рыбалку».

3. П/игра «Бег в снегоступах»,

4.П/игра «Охота на волка».

 

Тема недели:

 

«Люби и знай родной край»

 

Центр воды и песка:

1.Лепка «Олень», «Чум», «Обувь», «Рыбки».

Центр математики и манипуляционных игр:

1.Посчитать количество пар обуви, сравнить по высоте.

2.Выложить из геометрических фигур обувь, сравнение по высоте.

3.Работа в рабочих карточках.

4.«А ну-ка посчитай-ка»- счёт порядковый и количественный узоры;

5.«Сложи и сравни» - подбор картинок одежды и обуви ханты;

6.«Сложи картинку» соединение иллюстраций о жизни и быте  ханты из мелких частей в целую;

 

Центр науки и естествознания:

1.экскурсия в городскую библиотеку;

  2.Рассматривание альбомов;

3.Подбор иллюстраций о промысле ханты;

4.Просмотр презентации  «Моя югра – моя планета».

5.Знакомство с профессиями: пожарный, полицейский, скорая помощь или врач;

6.Рассматривание и сравнивание одежды и  обуви.

7.Д/игра «Что растет в нашем лесу».

8.Д/игра «Угадай, чей след».

9.Д/игра «Посели животное в свой домик».

 10.Встреча с интересными людьми (ханты

Центр кулинарии:

1.Выкладывание из круп «Чум», «Рыбки».

2. Знаки 01,02, 03.

 

 

Дорогие мамочки и папочки!

                       На этой неделе  мы с ребятами начинаем изучать тему

«ХМАО - ЮГРА. Культура народов Севера (ханты и манси). Люби и знай родной край».

Мы пригласим к нам в гости людей, профессии которые обслуживают наш северный город.

Мы рассмотрим  иллюстрированные картинки на эту тему.

Познакомимся с культурой и бытом коренного населения ханты.

Почитаем сказки народов севера.

Встреча с интересными людьми (коренной жительницей ханты).

Просмотрим презентацию «Мой край  – моя югра».

Поиграем в игры народов севера.

Выполним коллективную работу, наколенную книгу «Лепбук» по данной теме.

                                                Просим Вас помочь нам.

Принять активное участие в образовательном процессе.

Сделать мини – книжки о коренном населении ханты.

Принести книги и фотографии по этой теме.

Сочинить рассказ о нашем городе.

Приходите на наш утренний или вечерний сбор.

 

 

                             Помогайте и развивайте детей вместе с нами.

Спасибо большое!                                              Ваши дети и воспитатели группы .

 

 

 

                                                                           План образовательной деятельности

 

 

Дни недели

Утренний

 сбор

Центры активности

Индивидуализа-ция в подгр. и с отдельным ребенком

Взаимодействия с родителями

Центр

искусств

Центр

строительства

Центр

литературы

Центр

с.р.игры

Центр матем-ки,

Манип. игр

Центр воды и песка

Центр науки и естествознания

Центр кулинарии

Открытая площадка

понедельник

Кто такие ханты?

Рисование

«Ханты»

 

Презентация «Мой край  – моя югра».

 

 

 

Д/игра «Что растет в нашем лесу».

 

П/игра «Хейро»

 

Дети с интересом обсуждают новую тему.

Письмо родителям

вторник

«Предметы быта хантов».

 

Лепка  «Олени»

 

Работа в карточках

«В гости к бабушке Аде».»

 

 

 

 

П/игра «Реки и озера»

Мухъмад, Асель закрепить умение рисовать оленя.

Изготовление мини – книжек о жантах.

среда

«Животные нашего края».

Рисование «Олень».

 

Заучивание стихотворения о Когалыме

 

 

 

Д/игра «Чей след»

Выкладывание из крупы «Чум».

П/игра «Ветер, льдинки и мороз».

Закрепить знание о животных нашего края (Вера Артур)

Изготовление поделок о хантах.

четверг

«Одежда народов ханты».

 

 

Рассматривание иллюстраций о жизни и быте народов ханты, одежда и обувь.

 

Посчитай сколько пар обуви. Сравни по высоте. Выложи из геометрических фигур обувь.

Лепка из песка «Обувь», «Чум», «Рыбки».

 

 

П/игра «Волк и Олени»

Развивать связную речь и умение составлять описательный рассказ.

Курбан. Саша

Конкурс рисунков «Ханты».

пятница

«Промысловая деятельность народов ханты».                (оленеводство,рыболовство, охота).

Ручной труд «Платье вышитое из бисера».

«Рыбки»

«Кормушки  для оленей».

 

«На рыбалку».

 

 

 

 

П/игра «Олени в упряжке».

Закрепить навыки и умения вырезать круги (чешуя) Руслан Щ, Милана.

Почитать сказки бабушки Аде.

              

 

 

 

Дни недели

 

 

Вечерний сбор

 

 

Индивидуализация с детьми

 

Взаимодействия с родителями

( законными представителями)

понедельник

«Кто такие ханты?»

Рассматривание и обсуждение детских творческих работ (рисунки- ханты).

Выставка творческих работ детей.

Рассматривание иллюстраций о ханты.

Письма родителям.

вторник

«Предметы быта ханты»

Беседа с детьми о том, как они пользуются этими предметами.

Рассматривание детских работ (лепка, аппликация  – орудие труда).

Предложить детям выбрать самостоятельно из чего они будут делать..

Просьба к родителям в изготовлении с детьми  мини- книжек о ханты.

среда

«Животные нашего края».

Рассматривание сюжетной картины «Олени запряженные в нарты». Составление своего рассказа по картине.

Закрепить связную речь детей, упражнять в составлении рассказа «Про ханты».

Изготовление поделок о ханты для выставки.

четверг

«Одежда народов ханты».

Беседа о том, из чего ханты шьют одежду.

Оформление полочки в группе «Предметы предназначенные для шитья одежды».

 

Принести  предметы  для оформления полочки в группе для выставки..

пятница

«Промысловая деятельность народов ханты»(оленеводство, рыболовство, охота)

Рассматривание иллюстраций о промысловой деятельности ханты.

Аппликация, лепка, ручной труд (рыба, олени, охотники)

Принести иллюстрации  для рассматривания.

 

Технологическая карта взаимодействия с детьми в центрах активности

Дата проведения: 16 ноября 2015г

Педагог, группа: Биннатова Г.А.старшая группа

Тема недели:     ХМАО-ЮГРА. Культура народов севера .

Цель: Развить интерес  к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление  об  образе жизни народов Севера и родном городе.

 

Задачи

Образовательная: Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).

Развивающая: Развивать познавательные и творческие способности детей.

Развивать  речь  детей,  активизировать  словарь (чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, кукла Акань,  кисы, промыслы).

Воспитательная: Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.

 

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций , беседа о северном народе ханты, игры народов севера, чтение сказок народов севера, рассматривание одежды ханты.

 

 

Словарная работа: чум, нарты, бисерное шитье, промысловая деятельность, кисы, малица.

 

Материалы и оборудование: Презентация, иллюстрации, карточки к д/игре «Что лишнее», гуашь, кисть, листочки, салфетки, баночки для воды, чудесный мешочек с предметами по теме.

                                                 

 

 

Этапы

деятельности

 

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность  детей

Методы,  приемы,   виды деятельности

Результат

Утренний сбор

«Кто такие ханты»

Развитие у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты

 

 

Взрослый — партнер, рядом с детьми (вместе), в круге

 

Свободно размещаются,   перемещаются    в процессе деятельности

 

«Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием - мы все хотим делать это»

Созданы условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых

Приветствие,

 Речевка:

Здравствуйте -3раза.

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте-3раза.

Руку другу дал друг

Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта

 

 

Организует свободное общение и развитие речи воспитанников

 

 

 

 

 

 

Соблюдают  правила речевого диалога.  Выражают свои чувства,   активизируют словарный запас

«Работающий» стенд: "Здравствуйте, я пришел", "Звезда недели»,

Приветствия: по желанию детей

 

Эмоционально - положительный настрой на весь день

Ежедневные

новости

 

Развивать речь.

 

 

 

 

 

Сообщает детям информацию:

о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;

особом событии  происшедшем у детей.

Активное общение между собой, как вербальное,  так и невербальное

·         календарные события

·         особые объявления (Встреча с интересными людьми)

 

 

Обмен 

информацией

Расширять знания о правилах ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас

 

 

 

Организует свободное общение и развитие речи воспитанников

 

Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни:

Делятся  выполнением домашнего задания по данной теме совместно с родителями.

Основная  тема

«Добрые дела»

Развита эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть

Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект)

Планирование деятельности в центрах активности

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Познакомить  детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности,  с  созданием  проблемной ситуации, требующей разрешения и выполнения. Как мы будем решать эту проблему. Через какие центры и выбора материала.

Осознают и принимают поставленную задачу. Выбирают нужный материал.

Создание проблемной ситуации.

Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Рабочий стенд «Модель трёх вопросов».

 

Внутренняя мотивация на деятельность

Групповая деятельность

 Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразований, связях, способах действий.

Д/игра «Что лишнее?»

 

 Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности.

Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

Организация взаимодействия в достижении результата

Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связанные высказывания, делают выводы, выполняют упражнения по образцу.

 Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

 Обсуждение. Дидактическая игра. Чтение худ. литературы.

 

 

Формальная готовность к предстоящей деятельности. Привлечено произвольное внимание

Презентация

 центров

Предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день.

 

 

Приглашение к деятельности необязательной, непринужденной.

 Кто хочет –присоединяйтесь, дети по желанию выбирают центр.

 

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей

На стенде  выбора ребенок обозначает свой выбор с помощью своей фотографии.

Рабочий стенд

«Я выбираю»

выбор центров активности

 

 

Развита способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; любознательность и активность

 

 

 

Выбор центров активности детьми.

Дети выбирают центр с помощью «работающего» стенда  «Я выбираю».

Работа в центрах заменяет традиционные занятия и осуществляется в соответствии с выбором

Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом  из центров, может быть разным у каждого ребенка

 

Этапы

деятельности

 

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность  детей

Методы,  приемы,   виды деятельности

Результат

Образец

 

Центр 

активности

Литературный или грамотности и письма

 

Развитие речи

Тема: Призентация «Мой край- моя югра»

 

 

 

 

 

 

- Продолжать развивать связную речь: составлять небольшие рассказы описательного характера, опираясь на иллюстрацию.

- Закрепить знания детей о том, что растет в нашем северном лесу, что запасают  ханты на зиму.  Какой промысловой  деятельностью занимаются ханты.

- Учить соотносить описание картины  в стихах  с определением времени года.

-  Развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

 

 

 

 

Предлагает принять участи в деятельности

 

 

Дети составляют описательный рассказ, Участвуют в игре,  разгадывают загадки 

 

 

 

 

Наглядный метод

- Рассматривание    картины с изображением ханты. Чтение сказок народов севера.

- Развивающая игра

«Что зачем следует?»

- Дидактическая игра         

«Что лишнее»

- Физкультминутка

«Реки и озера»

- Игра «Будь внимательным»

 

 

 

Составляют небольшие рассказы, закреплены знания о жизни народов севера ханты.

Центр 

активности

Искусства

Рисование

Тема: «Ханты»

 

 

 

 

 

- Учить детей отражать в рисунке человека ханты, передавать фигуру человека.

- Закреплять умение рисовать ханты,  используя разнообразные цвета ,  различные приемы работы кистью.

-  Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее.

 

Вовлекает детей в изобразительную деятельность

 

Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально .

 

Беседа о ханты, об  одежде.

- Чтение сказок народов севера.

- Рассматривание иллюстраций

- Показ приемов рисования кистью

- Индивидуальная работа

- Пальчиковая игра

 

Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности

 

Центр 

Активности

Науки и естествознания

 

«Что растет в нашем северном лесу»

 

 

 

 

 

- Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы.

- Проявлять аккуратность в работе

 

 

 

 

Приглашает к  деятельности

 

 

Выполнение работы

 

- Показ альбома с ягодами.

- Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

- Физкультминутка

«По дороге мы идем»

- Пальчиковая игра

 

Развито умение подбирать необходимые материалы и картинки для работы

 

Итоговый сбор

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование элементарных навыков самоконтроля.

1.      Обеспечивать возможность детям получать индивидуальное внимание и признание

2.      Обращать внимание больше и чаще на дела, а не на результат

3.      Обсуждать с детьми, была ли работа приятной, интересной, какие были сложности, как решались проблемы

Оценка взрослыми действий детей  -  косвенная, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать - что получилось

 

Самопроверка

(возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок

Фронтальная, индивидуальная работа

 

презентация

Ø  Интервью

Ø  Фотовыставка

 

 

Сформированы элементарные навыки самоконтроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyubi_i_znay_rodnoy_kray.docx97.91 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Содержание

  1. Паспорт проекта
  • Наименование организации
  • Название проекта
  • Автор проекта
  • Тип проекта
  • Продолжительность проекта
  • По  характеру контактов
  • Участники проекта
  • Образовательные области
  • Цель проекта
  • Задачи проекта
  • Предполагаемый результат
  • Итоговое мероприятие проекта
  • Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
  1. Пояснительная записка
  • Актуальность проекта
  • Новизна проекта
  • Взаимодействия с родителями (законными представителями)
  • Практическая значимость
  1. Перспективное планирование
  • Модель трех вопросов
  • Системная паутинка на 1 неделю
  • Письмо родителям
  • План образовательной деятельности

1.Паспорт проекта

1.

Наименование организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма  «Колокольчик»

2.

Название проекта

«Люби и знай родной край»

3.

Автор проекта

Биннатова Гунель Асим кызы

4.

Тип проекта

Познавательный , творческий

5.

Продолжительность проекта

Краткосрочный (2 недели)

6.

По  характеру контактов

Открытый, осуществляется внутри ДОУ, в контакте  с семьей

7.

Участники проекта

Дети старшей  группы, воспитатели группы, родители(законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по ИЗО

8.

Образовательные области

- Социально-коммуникативное  развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

Цель проекта: Развить интерес  к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление  об  образе жизни народов Севера и родном городе.

Задачи проекта:

1.Расширять представления детей о родном городе;

2.Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).

3.Формировать практические умения по приобщению детей к различным народным декоративным видам деятельности.

4. Дать наглядное представление детям о предметах быта народов ханты, об одежде и обуви, о промысловых занятиях.

5.Формировать положительное взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

6.Развивать ловкость через традиционные игры народов Севера.

7. Развивать познавательные и творческие способности детей.

8. Развивать  речь  детей,  активизировать  словарь (чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, кукла Акань,  кисы, промыслы).

6.Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.

7.Развитие творческих способностей детей

Предполагаемый результат.

  • Дети:  

Сформировать   у детей  ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном городе, о коренных жителей нашего города и их традициях, быте, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города. Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; умение ориентироваться по карте – схеме города.

  • Родители (законные представители):

С родителями воспитанников установятся благоприятные взаимодействия и контакт. Ощущение  личной сопричастности  к образованию и воспитанию своего ребенка.

Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в группе предметно – развивающей среды по теме.  Изготовили поделки по теме.

Итоговое мероприятие проекта:

Изготовление наколенной книги по теме «Лепбук» и развлечение «Юный пожарник». Выставка поделок о родном крае , о ханты.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

  1. Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

          «Письма родителям»

  1. Консультация «Куда пойти с ребенком в выходной день?», «Расскажите детям о своем любимом месте города».
  2. Приглашение родителей (законных представителей) на утренний сбор.
  3. Участие родителей на развлечении.
  4. Встреча с интересными людьми. (ханты)
  5. Экскурсия в городскую библиотеку.
  6. Привлечение родителей в сборе информации для «Лепбука».

2.Пояснительная записка

Актуальность проекта:

В современных условиях проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Как показывают результаты опроса детей , не все дети знают как называется город в котором живут, название округа в котором проживают . К сожалению, не все родители  уделяют время своему ребенку для получения знаний о своей малой родине. Вот поэтому перед  мной встала  необходимость ознакомить глубже детей с родным городом, краем, где он родился и растет, формировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, к его достопримечательностям, профессиям которые обслуживают город и помогают в трудных условиях. Воспитывать чувство уважения к его жителям. Ведь именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал нравственно- патриотического воспитания. Все эти знания играют большую роль для познавательного , социально – личностного и нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Люби и знай родной край».

Проектная идея: создать в группе детского сада мини -  уголок « Мой край  – моя югра».

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в изменении мотивационных установок: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели и задач.

Взаимодействия с родителями (законными представителями)

Непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, т.к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки.

Практическая значимость

Проект доступен для воспитателей дошкольных организаций города.

Перспективное планирование

Тема недели: «ХМАО - ЮГРА. Культура народов Севера. Профессии обслуживающие наш город»

Цель:

Развить интерес  к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление  об  образе жизни народов Севера и родном городе.

Задачи проекта:

1.Расширять представления детей о родном городе;

2.Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).

3.Формировать практические умения по приобщению детей к различным народным декоративным видам деятельности.

4. Дать наглядное представление детям о предметах быта народов ханты, об одежде и обуви, о промысловых занятиях.

5.Формировать положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

6. Расширять знания детей о профессиях обслуживающих наш город.

6.Развивать ловкость через традиционные игры народов Севера.

7. Развивать познавательные и творческие способности детей.

8. Развивать  речь  детей,  активизировать  словарь (чум, нарты, малица, оленевод,  орнамент, кукла  Акань, кисы, промыслы).

6.Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.

7.Развитие творческих способностей детей

Итоговое мероприятие:

Изготовление наколенной книги «Лепбук»  и развлечение «Юный пожарник».  Выставка  поделок  о  родном городе и ханты.

Активный словарь

Чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, бисерное шитье, кукла Акань, кисы.

Наши устремления по отношению к отдельному ребенку

Продолжать расширять знания детей об условиях жизни коренных жителей нашего округа.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент

• анализ.

Интегрируемые виды деятельности:

• коммуникативная;

• чтение художественной литературы;

• творческая (лепка, рисование, аппликация);

• игровая;

• познавательно-исследовательская.

Модель трех вопросов.

             

Системная паутинка на 1 неделю

             Центр искусств:

1.Рисование: «Хант», «Олень».

2.Лепка: «Олени».

3.Аппликация: «Кисы», «Чум», «Рыбки».

4. Ручной труд: «Платье  украшенное бисером».

Центр строительства :

1.Кормушки для Оленей.

2.«Чум» - конструирование из бросового материала;

3.«Нарты» - конструирование из большого конструктора;

4.« Буран» - конструирование из малого конструктора.

Литературный центр (обучению грамоте и письма):

1.Призентация «Моя югра – моя планета».

2.Рассматривание иллюстраций о жизни и быте народов ханты, одежда и обувь.

3.Работа в рабочих карточках.

4.Составление описательного рассказа по картине.

5.Заучивание стихотворения о Когалыме.

         Центр сюжетно ролевой игры:

1.«В гости к бабушке Аде».

2.«На рыбалку».

3. П/игра «Бег в снегоступах»,

4.П/игра «Охота на волка».

Тема недели:

«Люби и знай родной край»

Центр воды и песка:

1.Лепка «Олень», «Чум», «Обувь», «Рыбки».

Центр математики и манипуляционных игр:

1.Посчитать количество пар обуви, сравнить по высоте.

2.Выложить из геометрических фигур обувь, сравнение по высоте.

3.Работа в рабочих карточках.

4.«А ну-ка посчитай-ка»- счёт порядковый и количественный узоры;

5.«Сложи и сравни» - подбор картинок одежды и обуви ханты;

6.«Сложи картинку» соединение иллюстраций о жизни и быте  ханты из мелких частей в целую;

Центр науки и естествознания:

1.экскурсия в городскую библиотеку;

  2.Рассматривание альбомов;

3.Подбор иллюстраций о промысле ханты;

4.Просмотр презентации  «Моя югра – моя планета».

5.Знакомство с профессиями: пожарный, полицейский, скорая помощь или врач;

6.Рассматривание и сравнивание одежды и  обуви.

7.Д/игра «Что растет в нашем лесу».

8.Д/игра «Угадай, чей след».

9.Д/игра «Посели животное в свой домик».

 10.Встреча с интересными людьми (ханты

Центр кулинарии:

1.Выкладывание из круп «Чум», «Рыбки».

2. Знаки 01,02, 03.


Дорогие мамочки и папочки!

                       На этой неделе  мы с ребятами начинаем изучать тему

«ХМАО - ЮГРА. Культура народов Севера (ханты и манси). Люби и знай родной край».

Мы пригласим к нам в гости людей, профессии которые обслуживают наш северный город.

Мы рассмотрим  иллюстрированные картинки на эту тему.

Познакомимся с культурой и бытом коренного населения ханты.

Почитаем сказки народов севера.

Встреча с интересными людьми (коренной жительницей ханты).

Просмотрим презентацию «Мой край  – моя югра».

Поиграем в игры народов севера.

Выполним коллективную работу, наколенную книгу «Лепбук» по данной теме.

                                                Просим Вас помочь нам.

Принять активное участие в образовательном процессе.

Сделать мини – книжки о коренном населении ханты.

Принести книги и фотографии по этой теме.

Сочинить рассказ о нашем городе.

Приходите на наш утренний или вечерний сбор.

                             Помогайте и развивайте детей вместе с нами.

Спасибо большое!                                              Ваши дети и воспитатели группы .


                        План образовательной деятельности

Дни недели

Утренний

 сбор

Центры активности

Индивидуализа-ция в подгр. и с отдельным ребенком

Взаимодействия с родителями

Центр

искусств

Центр

строительства

Центр

литературы

Центр

с.р.игры

Центр матем-ки,

Манип. игр

Центр воды и песка

Центр науки и естествознания

Центр кулинарии

Открытая площадка

понедельник

Кто такие ханты?

Рисование

«Ханты»

Презентация «Мой край  – моя югра».

Д/игра «Что растет в нашем лесу».

П/игра «Хейро»

Дети с интересом обсуждают новую тему.

Письмо родителям

вторник

«Предметы быта хантов».

Лепка  «Олени»

Работа в карточках

«В гости к бабушке Аде».»

П/игра «Реки и озера»

Мухъмад, Асель закрепить умение рисовать оленя.

Изготовление мини – книжек о жантах.

среда

«Животные нашего края».

Рисование «Олень».

Заучивание стихотворения о Когалыме

Д/игра «Чей след»

Выкладывание из крупы «Чум».

П/игра «Ветер, льдинки и мороз».

Закрепить знание о животных нашего края (Вера Артур)

Изготовление поделок о хантах.

четверг

«Одежда народов ханты».

Рассматривание иллюстраций о жизни и быте народов ханты, одежда и обувь.

Посчитай сколько пар обуви. Сравни по высоте. Выложи из геометрических фигур обувь.

Лепка из песка «Обувь», «Чум», «Рыбки».

П/игра «Волк и Олени»

Развивать связную речь и умение составлять описательный рассказ.

Курбан. Саша

Конкурс рисунков «Ханты».

пятница

«Промысловая деятельность народов ханты».                (оленеводство,рыболовство, охота).

Ручной труд «Платье вышитое из бисера».

«Рыбки»

«Кормушки  для оленей».

«На рыбалку».

 

П/игра «Олени в упряжке».

Закрепить навыки и умения вырезать круги (чешуя) Руслан Щ, Милана.

Почитать сказки бабушки Аде.

Дни недели

 

Вечерний сбор

Индивидуализация с детьми

Взаимодействия с родителями

( законными представителями)

понедельник

«Кто такие ханты?»

Рассматривание и обсуждение детских творческих работ (рисунки- ханты).

Выставка творческих работ детей.

Рассматривание иллюстраций о ханты.

Письма родителям.

вторник

«Предметы быта ханты»

Беседа с детьми о том, как они пользуются этими предметами.

Рассматривание детских работ (лепка, аппликация  – орудие труда).

Предложить детям выбрать самостоятельно из чего они будут делать..

Просьба к родителям в изготовлении с детьми  мини- книжек о ханты.

среда

«Животные нашего края».

Рассматривание сюжетной картины «Олени запряженные в нарты». Составление своего рассказа по картине.

Закрепить связную речь детей, упражнять в составлении рассказа «Про ханты».

Изготовление поделок о ханты для выставки.

четверг

«Одежда народов ханты».

Беседа о том, из чего ханты шьют одежду.

Оформление полочки в группе «Предметы предназначенные для шитья одежды».

Принести  предметы  для оформления полочки в группе для выставки..

пятница

«Промысловая деятельность народов ханты»(оленеводство, рыболовство, охота)

Рассматривание иллюстраций о промысловой деятельности ханты.

Аппликация, лепка, ручной труд (рыба, олени, охотники)

Принести иллюстрации  для рассматривания.

Технологическая карта взаимодействия с детьми в центрах активности

Дата проведения: 16 ноября 2015г

Педагог, группа: Биннатова Г.А.старшая группа

Тема недели:     ХМАО-ЮГРА. Культура народов севера .

Цель: Развить интерес  к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление  об  образе жизни народов Севера и родном городе.

Задачи

Образовательная: Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).

Развивающая: Развивать познавательные и творческие способности детей.

Развивать  речь  детей,  активизировать  словарь (чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, кукла Акань,  кисы, промыслы).

Воспитательная: Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций , беседа о северном народе ханты, игры народов севера, чтение сказок народов севера, рассматривание одежды ханты.

 

Словарная работа: чум, нарты, бисерное шитье, промысловая деятельность, кисы, малица. 

Материалы и оборудование: Презентация, иллюстрации, карточки к д/игре «Что лишнее», гуашь, кисть, листочки, салфетки, баночки для воды, чудесный мешочек с предметами по теме.

                                                 

Этапы

деятельности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность  детей

Методы,  приемы,   виды деятельности

Результат

Утренний сбор

«Кто такие ханты»

Развитие у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты

Взрослый — партнер, рядом с детьми (вместе), в круге

Свободно размещаются,   перемещаются    в процессе деятельности

«Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием - мы все хотим делать это»

Созданы условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых

Приветствие,

 Речевка:

Здравствуйте -3раза.

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте-3раза.

Руку другу дал друг

Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта

Организует свободное общение и развитие речи воспитанников

Соблюдают  правила речевого диалога.  Выражают свои чувства,   активизируют словарный запас

«Работающий» стенд: "Здравствуйте, я пришел", "Звезда недели»,

Приветствия: по желанию детей

Эмоционально - положительный настрой на весь день

Ежедневные

новости

 

Развивать речь.

Сообщает детям информацию:

о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;

особом событии  происшедшем у детей.

Активное общение между собой, как вербальное,  так и невербальное

  • календарные события
  • особые объявления (Встреча с интересными людьми)

Обмен  

информацией

Расширять знания о правилах ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас

Организует свободное общение и развитие речи воспитанников

Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни:

Делятся  выполнением домашнего задания по данной теме совместно с родителями.

Основная  тема

«Добрые дела»

Развита эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть

Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект)

Планирование деятельности в центрах активности

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Познакомить  детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности,  с  созданием  проблемной ситуации, требующей разрешения и выполнения. Как мы будем решать эту проблему. Через какие центры и выбора материала.

Осознают и принимают поставленную задачу. Выбирают нужный материал.

Создание проблемной ситуации.

Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Рабочий стенд «Модель трёх вопросов».

Внутренняя мотивация на деятельность

Групповая деятельность

 Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразований, связях, способах действий.

Д/игра «Что лишнее?»

 Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности.

Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

Организация взаимодействия в достижении результата

Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связанные высказывания, делают выводы, выполняют упражнения по образцу.

 Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

 Обсуждение. Дидактическая игра. Чтение худ. литературы.

Формальная готовность к предстоящей деятельности. Привлечено произвольное внимание

Презентация

 центров

Предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день.

Приглашение к деятельности необязательной, непринужденной.

 Кто хочет –присоединяйтесь, дети по желанию выбирают центр.

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей

На стенде  выбора ребенок обозначает свой выбор с помощью своей фотографии.

Рабочий стенд

«Я выбираю»

выбор центров активности

Развита способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; любознательность и активность

Выбор центров активности детьми.

Дети выбирают центр с помощью «работающего» стенда  «Я выбираю».

Работа в центрах заменяет традиционные занятия и осуществляется в соответствии с выбором

Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом  из центров, может быть разным у каждого ребенка

Этапы

деятельности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность  детей

Методы,  приемы,   виды деятельности

Результат

Образец

Центр  

активности

Литературный или грамотности и письма

Развитие речи

Тема: Призентация «Мой край- моя югра»

- Продолжать развивать связную речь: составлять небольшие рассказы описательного характера, опираясь на иллюстрацию.

- Закрепить знания детей о том, что растет в нашем северном лесу, что запасают  ханты на зиму.  Какой промысловой  деятельностью занимаются ханты.

- Учить соотносить описание картины  в стихах  с определением времени года.

-  Развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Предлагает принять участи в деятельности

Дети составляют описательный рассказ, Участвуют в игре,  разгадывают загадки 

Наглядный метод

- Рассматривание        картины с изображением ханты. Чтение сказок народов севера.

- Развивающая игра

«Что зачем следует?»

- Дидактическая игра        

«Что лишнее»

- Физкультминутка

«Реки и озера»

- Игра «Будь внимательным»

Составляют небольшие рассказы, закреплены знания о жизни народов севера ханты.

Центр  

активности

Искусства

Рисование

Тема: «Ханты»

- Учить детей отражать в рисунке человека ханты, передавать фигуру человека.

- Закреплять умение рисовать ханты,  используя разнообразные цвета ,  различные приемы работы кистью.

-  Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее.

Вовлекает детей в изобразительную деятельность

Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально .

Беседа о ханты, об  одежде.

- Чтение сказок народов севера.

- Рассматривание иллюстраций

- Показ приемов рисования кистью

- Индивидуальная работа

- Пальчиковая игра

Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности

Центр  

Активности

Науки и естествознания

«Что растет в нашем северном лесу»

- Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы.

- Проявлять аккуратность в работе

Приглашает к  деятельности

Выполнение работы

- Показ альбома с ягодами.

- Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

- Физкультминутка

«По дороге мы идем»

- Пальчиковая игра

Развито умение подбирать необходимые материалы и картинки для работы

Итоговый сбор

Формирование элементарных навыков самоконтроля.

  1. Обеспечивать возможность детям получать индивидуальное внимание и признание
  2. Обращать внимание больше и чаще на дела, а не на результат
  3. Обсуждать с детьми, была ли работа приятной, интересной, какие были сложности, как решались проблемы

Оценка взрослыми действий детей  -  косвенная, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать - что получилось

Самопроверка

(возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок

Фронтальная, индивидуальная работа

презентация

  • Интервью
  • Фотовыставка

Сформированы элементарные навыки самоконтроля.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край»

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы, воспитания гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. А также воспитания нравственных качеств личности через ознакомлени...

ПРОЕКТ «Люби и знай родной край» в подготовительной к школе группе

Дошкольное детство – это пора ежедневных открытий. Именно в эти годы закладываются будущие основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспи...

Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край родной»

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недо...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию "Родной край люби и знай" город Вязьма

Знакомство детей с историей города и его замечательными людьми!...

Проект "Люби и знай родной край"

проект по региональному компоненту "Люби и знай родной край"...

Проект "Люби и знай родной край"

Проект по региональному компоненту "Люби и знай родной край"...