Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области Художественно эстетическое развитие Декоративное рисование в средней группе "Знакомство с Городецкой росписью"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Богомолова Альбина Юрьевна

Занятие разработано для первоначального ознакомления с народным промыслом  Городца, Городецкой росписью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_gorodetskoy_rospisyu.docx238.53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики                                                                                         администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области                                                          муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                        «Детский сад № 29»                                                                                                                                                                      606503  Нижегородская область, г. Городец, ул. Фурманова,д.17         тел.(883161) 9-07-63

Конспект проведения                                                                                     образовательной деятельности                                                                           образовательной области Художественно эстетическое развитие                  декоративное рисование в средней группе на тему:

«Знакомство с Городецкой росписью»

                                         

                                                                                       Разработала        

                                                                                       воспитатель МБДОУ        

                                                                                        «Детский сад №29»                                              

                                                                                         Богомолова А.Ю.

                                                                                               

2017 г.

Цель: Дать детям представления о городецкой росписи.

ОО Познавательное развитие                                                                                   Познакомить детей с русским народным промыслом городецкой росписью. Закрепить знания о русских народных традициях проведения ярмарки на Руси, где можно было купить и продать разные товары: посуду, ткани, игрушки, поделки и многое другое. Закреплять знания о русских народных промыслах: дымковская игрушка, жбанниковская свистулька.

ОО Художественно – эстетическое развитие

Формировать умение выделять элементы городецкой росписи (купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. Формировать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи, пользоваться палитрой. Формировать умение рисовать городецкие – купавки голубого и розового цвета, составлять узор на полосе, чередуя купавки и листья.
Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета;
Формировать умение  оживлять цветы белым, синим и темно- красным цветом.
 Формировать умение рисовать широкие линии -всей кистью, а узкие и точки – концом ворса кисти.                                                                                                                                 ОО Речевое развитие                                                                                                                             Расширять и активизировать словарный запас детей новыми словами.

Словарная работа: Донце, прялка, купавка, розан, оживка.
ОО Социально-коммуникативное развитие                                                              Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ.  Воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

ОО Физическое развитие                                                                                                                                                                                                 Оздоравливать детский организм посредством снятия нервного напряжения, используя физминутки.                                                                                                               Оборудование: презентация, мультимедийная установка, изделия народного промысла: матрешка, жбанниковская свистулька, расписные платки, дымковские игрушки, гуашь, кисти, палитры, салфетки, баночка для воды, полоса ½ альбомного листа.                                                                                                                                                                                                                          Предварительная работа: рассматривание изделий городецких мастеров, знакомство с  народными  традициями проведения ярмарки на Руси. Знакомство с жбанниковской свистулькой, посещение мини –музея «Дымковская игрушка». 

Организация и методика проведения.

Звучит русская народная мелодия “Светит месяц” появляется скоморох(воспитатель в шапке скомороха).                                                                                                       Скоморох.                                                                                                                                                        Ой, вы гости дорогие,                                                                                                                            Красны девицы, добры молодцы!                                                                                    Слушайте и не говорите, что не слышали!                                                                    Глядите, да не говорите, что не видели!                                                                                       Вы только поглядите вокруг! Много в нашей России мастеров умельцев есть, нужные и радостные вещи они умеют делать! Много труда и выдумки, любви вкладывают мастера в свои изделия. Приезжают мастера на ярмарку и привозят свой самый лучший товар, чтобы людей порадовать и денег заработать. Ярмарки бывают несколько раз в году, и там торгуют всем и понемногу. Где же продают посуду и игрушки, платки и валенки?

Дети: На ярмарке!

 Скоморох.                                                                                                                                                         Правильно на ярмарке. И каждый продавец старается расхвалить свой товар, чтобы его обязательно купили.                                                                                                                                      - Здравствуй маленький народ,                                                                                                                                                   Спешите  ярмарка всех ждет!                                                                                                      Вас на ярмарку зову,                                                                                                                                      Весь товар  вам покажу.                                                                                                                                                           (Скоморох. приглашает детей к прилавку, где разложен товар, и из сундука

- Вот платочки все в цветочках,                                                                                                       Вот матрешки расписные в них секреты потайные,                                                                                             Вот пузатый самовар он пыхтит как кочегар.                                                                                                                         Много здесь товару есть и для счастья, и чтоб съесть!

Вот игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки, 
Кружочки, клеточки, полоски                                                                                                                                            Простой казалось бы узор,                                                                                                                                               но отвести не в силах взор.                                                                                                                                          Воспитатель. Кто мне подскажет, что это за игрушки?                                                                                                                                                                Дети Дымковские игрушки.
                                                                                                              Скоморох Торг на ярмарке шел со свистом. Свист – средство противодействия злому началу, ровно, как и громкие крики и удары. И ни одна  из них не обходилась без пестрого красочного товара – глиняных игрушек – украшения ярмарки.                                                                                                                                                    Дети поют частушку                                                                                                              Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.                                                                                                                                                                                          Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить
Мастеров из Городца                                                                                                         Никогда нам не забыть.                                                                                                    Скоморох.                                                                                                                                                        Скажите, пожалуйста, как называется эта свистулька?                                                                  Дети. Жбанниковская.                                                                                                       Скоморох. А что еще вы о ней знаете?                                                                                    Дети. Это глиняная игрушка, делают ее в Городце на потеху детям.                                                                                                                                                                                                                                           Скоморох. Пойдем дальше по нашей ярмарке. Вот это  

Листья, горлицы и кони,
Петухи, скворцы, цветы
Городецкие узоры,
Небывалой красоты.

Посмотрите, какие здесь яркие, красивые изделия, как будто солнышко заглянуло к нам в окошко, расцвели самые необыкновенные цветы. (Дети ходят и рассматривают изделия) Может кто- то из вас знаком с этими изделиями?  Скоморох - изделия расписаны городецкой росписью. «Роспись городецкая наше чудо дивное».  .(Скоморох снимает колпак).                                                                                                                                                                                                                                                                      Воспитатель. Ребята, вот вы и побывали на ярмарке, познакомились с  изделиями городецких мастеров. А сейчас давайте вернемся в детский сад и я вам расскажу про Городецкую роспись. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше такие прялки стояли в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спорилась работа у прях. Показ слайда 1

G:\занятия о городецкой росписи\img6 (1).jpg

Эти прялки с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Донце-это сидение у прялки, на котором сидела пряха во время работы. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздники, гуляния, застолья, народные нарядные костюмы. Также стали использовать и растительные орнаменты с городецкими купавками и розанами, да такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На росписи городецких мастеров есть и чудо - кони, и сказочные птицы.                                                Со временем люди перестали пользоваться прялками и донцами, тогда городецкие мастера стали изготавливать и расписывать посуду, детскую мебель, разделочные доски и настенные панно.

G:\занятия о городецкой росписи\img9 (2).jpg

Воспитатель. Какие элементы росписи вы увидели на изделиях?                            Дети. Кони, птицы, цветы и травы.


В росписи использовали основные краски - желтый, розовый и голубой: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для росписи- подмалевки  брали розовый и голубой  цвета.
  

G:\занятия о городецкой росписи\img9.jpg 

       

-Какие элементы чаще всего можно встретить на городецких узорах?                  Дети. Цветы и листья.

-Эти цветы называются Купава и Розан. G:\занятия о городецкой росписи\img11 (1).jpg 

G:\занятия о городецкой росписи\img12 (1).jpg
-Обратите внимание, какого они цвета?                                                                                       Дети. Розового и голубого.
-Как получить эти цвета?                                                                                                      Дети. Голубой - смешать белый и синий, а розовый- смешать белый и красный. - Воспитатель: Давайте мы с вами перед работой немного отдохнем.                                                  Физкультминутка.                                                                                                                   Городецкие узоры,                                                                                                                   Столько радости для глаз.                                                                                                           Мастера и мастерицы,                                                                                                                               Может быть и среди нас.

- Хотите стать городецкими мастерами?                                                                                               Дети.  Да                                                                                                                                    
Воспитатель. прежде, чем приступить к работе, получим голубой и розовый цвет путем смешивания известных нам красок. (Дети смешивают цвета на палитре). Воспитатель. Посмотрите на экран. Здесь изображена последовательность рисования купавки.                                                                                                                 Показ слайда с изображением последовательности рисования купавки N6.

C:\Users\Павел\Desktop\для проекта город 2\images (2) — копия.jpg       

      C:\Users\Павел\Desktop\images.jpg

Описание: C:\Users\Администратор\Pictures\img023.jpg

Воспитатель: Разместите мелкие купавки голубого или розового цвета в центре полосы и по углам,                                                                                                                                                                          Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета.                                         Затем дорисовывается центр бутона в виде маленького кружка (темно-красный на розовом и синий на голубом, воспитатель показывает).                                                           Пока сохнет кружочек нарисуем листья, используя способ бокового мазка ( примакивание, показ воспитателя ).Не забудьте о  чередовании элементов узора.  Купавка посередине, в углу слева, справа и между ними листья.                                                                                Затем купавка дополняется тонкими линиями и дугами, рисуя концом кисти. (Показ воспитателя способа рисования) Посмотрите, кисточку берем немного по- другому. Тремя пальцами и ставим ее прямо - вертикально. Сначала рисуем концом кисти тоненькую линию, затем нажимая на кисточку рисуем линию потолще и дальше проводим тоненько концом кисти. Получилась дуга.                                                                                                                   Теперь нам надо нарисовать оживку белым цветом, используя кончик тонкой кисти.                                                                                                                                        Показ слайда с оживкой N7.

C:\Users\Павел\Desktop\для проекта город 2\blue-ygodka-3 — копия.jpg

Воспитатель.

Ох,Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Воспитатель: Вот мы и побыли с вами мастерами и мастерицами. Посмотрите, какие красивые работы у вас получились. 
Воспитатель. Вам понравилось расписывать нашу полоску элементом городецкой росписи - купавка? Какое настроение у вас было, когда вы занимались росписью?
Хотели бы вы научиться рисовать еще какие-нибудь элементы городецкой росписи? Какие?                                                                                                                              Дети. Розан
Воспитатель. Хорошо. На следующих наших занятиях мы с вами поучимся рисовать и другие элементы городецкой росписи. Вы все сегодня были молодцы!
Дети рассматривают все работы, отмечают удачное расположение на полосе, заполняемость полосы, сочетания цветов. Выбирают наиболее удачные работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в образовательной области "Художественное творчество".Декоративное рисование "Городецкие мастера"

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми...

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству

Конспект проведения  непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по художественному творчеству"Нарядный индюк" (по мотивам дымковской игрушки)...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию (рисование) средняя группа "Пожарная машина спешит на помощь"

Образовательная задача: формирование умения эксперементировать и создавать простейшие образы, умения самостоятельно передавать образы предметов, используя доступные изобразительные средства....

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе «Белый медведь»

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе «Белый медведь» Технологии: игровые, диалогового...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыкальная деятельность) с элементами театрализации

Тема: «Кошка и котята»Интеграция образовательных областей: Музыка + социализация +  коммуникация +  восприятие художественной литературыПрограммное содержание: ü Способство...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Рисование собаки методом «тычка»» для детей старшей группы

Конспектитоговой непосредственной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию (рисование)на тему: «Рисование собаки методом «тычка»»для детей старшей гр...