Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе по теме: «Русская народная кукла».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Юдuна Елена Владuмuровна

 Конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к истории русского народа, их традиций и развитию любознательности у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по  познавательному  развитию в подготовительной группе по теме: «Русская  народная  кукла».

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое  развитие.
Программное  содержание:
сформировать понятие русской народной тряпичной куклы;
познакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси;
развивать художественные способности, воображение, воспитывать уважение к народной культуре.
Предварительная работа:
образцы тряпичных кукол – игровых, лечебных, оберегов.
выставка книг, чтение русских народных сказок, скороговорок.

Ход НОД:

Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства – русской народной тряпичной куклой. Кукла – первая среди игрушек для детей. Первые куклы были довольно незамысловатыми и лишь отдалённо напоминали облик людей или животных. Чуть позже внешний вид кукол и их значение сильно изменились. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Куклы обязательно имелись в каждом доме и каждой семье, зачастую и не одна, так как такие тряпичные куклы существовали в различных вариантах исполнения и отвечали за различные сферы жизни человека.

 Русская тряпичная кукла бывает разных видов: столбушка, крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка, набивная кукла-мешочек – все они бытовали раньше в деревнях и малых провинциальных городках.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Для каждой местности характерны свои особенности у кукол. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику. Отношение к куклам было бережное.
Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних времен. Сейчас я расскажу о не которых из них: 
Кукла «Берегиня». Кукла эта обережная, берегиня, хранительница доброго духа. Берегиню помещают в комнате так, что бы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом, кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов.
Кукла «Кубышка». Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. Кукла «Благодать». 

Куклу "Благодать" делали на святки и дарили со словами: "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей - это обозначается большой грудью. 
Кукла «Столбушка». Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. Кукла «Столбушка» - подружка и берегиня, закрутка на бересте. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом.
Физкультминутка 
На Руси очень любят праздники, а какой праздник без танцев.
Вот и мы сейчас не много с вами потанцуем.
(Оденем на голову, завяжем платочек, посмотрим на правую руку, на левую), покачаем головой (вправо, влево, как матрёшки).
Плечи к верху подняли, опустили, а сейчас правое вперёд, левое назад. 
И наоборот: в руки платочек взяли – покрутили вверху, опустили, поклонились.
Мальчики за ручку провожают девочек на место.


Заучивание  стихотворения "Тряпичная кукла" Марии Пожарской.
Свернута из тряпки
Кукла у Параши.
Не отыщешь краше:
Руки — словно лапки.
Глазки — пара точек,
А лицо — комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щёчку
Маленькую дочку.
На следующем занятии мы сделаем куклы и вы можете дать имя им и взять домой. 
Дети, предлагаю вам поиграть с моими куклами.
Игра - хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка (дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка (наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья, (хлопки руками вправо влево)
Богатства и почести. (хлопки руками вправо влево).
До свидания, куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП подготовительной группы по теме: "Дом дружбы"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП подготовительной группы по теме: "Дом дружбы"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».

Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Математический аукцион»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей  в подготовительной группе на тему «Математический аукцион»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: « Прогулка с Лесовичком»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме:« Прогулка с Лесовичком»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Путешествие по республике Марий Эл»

Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности детей на тему "Путешествие по республике Марий Эл". Данный конспект разработан для детей подготовительной к школе групп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Чистая вода - это бесценный дар природы»

-Уточнить представление о свойствах воды (вода не имеет цвета, вкуса, запаха, растворяет вещества, приобретает вкус и запах растворённых веществ); о воде в природе ( вода бывает в роднике, в реке, в о...