Региональный компонент - казачество
методическая разработка по теме

Брилева Анна Николаевна

«Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника» - опыт работы МБДОУ д/с "Малыш" Зерноградского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района

        МАСТЕР – КЛАСС

«Этнокультурный компонент в деятельности  

дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника»

 

Подготовила А.Н.Брилева, старший воспитатель

высшая квалификационная категория

2017 год

                                                           Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон,

И послушно взволновался на призыв свободы он.

                Зеленеет степь Донская, золотятся волны нив,

                И с простора слух лаская, вольный слышится призыв.

                

                Славься Дон и в наши годы,

                В память вольной старины!

        Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста сегодня особо значима.

        Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2016-2020 годы»,  ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

         В Концепции развития образования Ростовской области на период до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма. 

         Донской край – это и русский край, и одновременно край казачий. Казачество – это часть русского народа, которая, наряду с общими чертами, присущему всему великому народу, имеет и свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой культурой и своеобразными обычаями.

 Еще  в XVI  столетии на берегах Дона утвердилась самостоятельная воинственная община казаков, русская по вере и языку.  К  1549 году донские казаки прочно обосновались на южных рубежах Российского государства. В период с 1671  по 1676 г.г. донские казаки приняли официальное подданство России и присягу на верность его государям.   25 августа 1808 года Александр I по ходатайству донского атамана Матвея Ивановича Платова подписал Указ об открытии на Задонском тракте, расположенном на левом берегу Дона, четырех станиц. В начале мая 1809 года у реки Мечетки и была основана казачья станица Мечетинская. 

У донской земли яркая и богатая история и  знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от «ничего» или «из ничего» невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.    Давайте попробуем составить свою родословную по предложенной схеме.                                                                         

Составление участниками мастер-класса своей родословной по предложенной схеме.

 Воспитание человека этнокультуры становится важной задачей современного образования. В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в ДОУ. Образовательная  деятельность по данному направлению строится на основе программы Г.Н.Калайтановой «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Дополнительная образовательная программа ДОУ «Казачок», разработанная педагогами нашего дошкольного учреждения, направлена на освоение дошкольниками историко-культурного наследия родного края, педагогический потенциал которого особенно значителен для ребенка, т.к. является и этническим, и территориально близким (возможность посещать памятные места, музеи, скверы; слышать и исполнять фольклорные и авторские произведения, созданные на родной земле).  

  Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.        

          Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном  процессе краеведческого материала, в связи  с чем, в рамках реализации программы, и разработан   проект «Этнокультурный компонент в деятельности  дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника»

Цель: создание педагогических условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств, приобщению детей к историческим и духовным ценностям родного края, к культурным и национальным традициям на основе использования краеведческого материала.

Задачи проекта:

- развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой Родины;

- приобщение к народной культуре через участие в народных праздниках и обрядах, художественно-продуктивной  деятельности;

- способствовать созданию эмоционально  комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности каждого ребёнка;

- воспитание любви к малой Родине и гордости за свой край на основе краеведческой деятельности;

- способствовать активному участию родителей в жизни детского сада в реализации краеведческих идей проекта;

- организация взаимодействия детского сада с социумом.

Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 22.05.2017 года № 330 «Об областных инновационных площадках», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению  детскому саду «Малыш» Зерноградского района присвоен статус областной инновационной площадки для реализации проекта «Этнокультурный компонент в деятельности  дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника». 

        Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  • Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  • Конвенция  ООН о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990г.
  • «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗФЗ (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и   организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принятая 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации).
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-Р).
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493).
  • Стратегия развития российского казачества до 2020 года.
  • Областной закон Ростовской области от 23.12.2013 № 91-ЗС «О внесении изменений в Областной закон "О казачьем кадетском образовании в Ростовской области" (принят ЗС РО 10.12.2013).
  • Постановление правительства РО от 6 декабря 2012 г. № 1060 «Об утверждении концепции реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области».
  • Постановление правительства Ростовской области от 01 июня 2012 № 475 «Об утверждении Положения о присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям».
  • V Всемирный Конгресс казаков 13-15 октября 2015 года г.Новочеркасск.
  • Устав МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района, утвержденный приказом управления образования от 27.01.2015 года № 56
  • Локальные акты ДОУ.

           Основными исполнителями проекта являются администрация,   педагоги, обучающиеся и   родители (законные представители)  казачьей группы МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района.

  Соисполнителями проекта являются педагогический коллектив ДОУ, родительская общественность, обучающиеся старших и подготовительных групп, социальные партнеры проекта – коллективы МБОУ ДОД «Ермак», Мечетинский отдел МБУК «ЗМЦБ им А.С.Пушкина», МБУК «Мечетинский СДК», учителя казачьего класса МБОУ Мечетинская СОШ,  батюшка  православного Прихода Храма Великомученника Георгия Победоносца, станицы Мечетинской  –  протоиерей Отец Сергий.

   Предваряла разработку проекта многолетняя работа учреждения в режиме региональной направленности образовательного и методического процесса.

  Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района имеет статус «Казачье», присвоенный Министерством общего и профессионального образования РО, Войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское», приказ от 02.12.2004 года № 2504.  В целях выполнения Постановления Правительства РФ № 839 от 21.07.1999 года «О федеральной целевой Программе поддержки казачьих обществ» на базе ДОУ  с 2004 года ежегодно   (приказ от 23.12.2004 года № 73)  успешно  функционирует  казачья группа.

С 2009 года  МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района  работало в статусе муниципальной экспериментальной  площадки по   региональному компоненту  «Приобщение детей к системе культурных ценностей народного наследия с использованием регионального компонента - казачества», (приказ ОО АЗР от 04.03.2009 года № 82 «Об организации деятельности областных экспериментальных площадок в ДОУ»).

За прошедший период в МБДОУ д/с «Малыш» усилиями педагогов, родительского сообщества, создан краеведческий  мини-музей  «Казачья горница» и соответствующая предметно-развивающая среда.  

Педагоги ДОУ,  в рамках изучения истории Донского казачества, истории своей малой Родины -  станицы Мечетинской, активно знакомились с учебными пособиями Г.Астапенко, М.П.Астапенко, Б.А.Алмазова, посещали музей истории Донского казачества станицы Мечетинской, Старочеркасский историко-архитектурный  музей-заповедник, посещали службы в Вознесенском кафедральном соборе г. Новочеркасска,  в Свято-Георгиевском  приходе ст. Мечетинской,  знакомились с воспитанием кадетов в Новочеркасском кадетском училище.  Станица дала стране немало замечательных людей, имена которых знают далеко за пределами Зерноградского района. В их числе   выдающийся  конструктор стрелкового оружия Ф.В.Токарев,  Герои Советского Союза Г.Д.Верхошанский, Н.Г.Калюжный, В.А.Суслев,   Герои Социалистического труда    - И.Д.Захаров, К.Г.Шаповалов, и известные писатели, поэты, литературные критики – М.П.Громов, Б.Т.Примеров, А.Н.Скрипов.  

 В методическом кабинете оформлена выставка литературы по казачеству «Региональный компонент - казачество».

По результатам методической работы, самообразования педагогов, в рамках семинара-практикума «Игровое наследие Дона, донского казачества в работе с детьми дошкольного возраста», проводилось тестирование воспитателей  по методике ознакомления дошкольников с социальным миром. Предлагаю вам ознакомиться с данным тестом и проверить свои знания.

Тестирование участников мастер-класса.

     В рамках реализации регионального компонента  организованно прошли заседания клуба для родителей «Содружество» на темы «Кем твой прадед был, скажи?», «Казаки – знатные хлеборобы».  На данных мероприятиях были организованы:   выставка фотографий казачьих семей, на которой представлены разнообразные семейные древа, где история казачьей семьи прослеживалась до шести-семи поколений;  выставка   «Хлеб всему голова», с композицией семейных поделок, выпечки, а также презентацией семейных традиций.

Экспозицию выставки, работы к которой изготавливались совместно воспитанниками и родителями, необходимо подготовить накануне родительского собрания.  Как вы думаете, с какой целью это надо  делать?

(Цель: максимально активизировать общение обучающихся друг с другом, и затем, с родителями, по теме совместной продуктивной деятельности,  стимулировать к творческой, совместной с детьми деятельности, пассивных родителей).  

        МБДОУ представляло  выставочную экспозицию «Казачья горница» на IV этноспортивном празднике Шермиции,  организованном Администрацией Мечетинского сельского поселения. Участие в данном мероприятии отмечено Благодарственным письмом от администрации поселения в адрес дошкольного учреждения, за сохранение и развитие традиционной культуры Донских казаков и станицы Мечетинской.

Коллектив ДОУ принимал   участие в проводимом  управлением  образования Администрации Зерноградского района Ростовской области 5 мая 2017 года  областном   форуме  «Информационное обеспечение противодействия экстремизму в образовательной среде: идеологические, организационно-правовые и социально-психологические аспекты».

          На презентационной площадке выставочного комплекса «Толерантность народов Дона - это взгляд в будущее без экстремизма»,   был представлен опыт работы образовательного учреждения  по формированию толерантности у дошкольников в рамках реализации проекта  «Культура и традиции народов Дона: знакомство с Республикой Татарстан».                               Это мероприятие активно способствовало воспитанию любви к малой Родине и гордости за свой Донской край на основе краеведческой деятельности, так как еще в 18 веке Нижний Дон и Приазовье населяли разные народы, и в их числе были и татары.  

В настоящее время коллектив ДОУ работает в режиме реализации мероприятия основного этапа проекта «Этнокультурный компонент в деятельности  дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника». 

         С опытом  работы ДОУ  в данном направлении  можно ознакомиться   на сайте ДОУ:  http://дс-малыш.рф/index.php

Тестовые задания по методике ознакомления дошкольников с социальным миром.

Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Обведите кружочком тот, который Вы считаете правильным.

1. Современные научные исследования по ознакомлению детей с социальным миром позволяют педагогу сделать выбор между рядом образовательных альтернатив.  Вычлените лишний ответ.

Варианты ответа:

А. возможностью осуществления социально-нравственного и этнокультурного воспитания через ознакомление детей с искусством;

Б. возможностью осуществления социально-нравственного и этнокультурного воспитания в процессе постижения детьми основ традиций народной культуры и семейного воспитания;

В. социализацией детей с ориентацией на святоотеческие духовно-нравственные идеалы;

Г. ознакомление воспитанников с красотой родной природы и усилением краеведческого направления работы в ДОУ;

Д. усвоением  норм морали и формированием коллективистического сознания.

2.  Содержание этнокультурного воспитания (региональный казачий  компонент) дошкольников включает в себя направления работы, которые осуществляются параллельно и в тесной взаимосвязи с художественно-эстетическим и умственным воспитанием.  Вычлените лишний ответ.

Варианты ответа:

А.  ознакомление с казачьими традициями, изучение культуры казаков;

Б.  ознакомление с историей русского народа, казаков, биографиями выдающихся деятелей русской культуры;

В.  изучение некоторых исторических событий;

Г.  изучение географии разных стран и формирование представлений об особенностях национального характера народов мира.

Д.  изучение классических произведений русской литературы, казачьего этноса.

3.  Какое понятие не характеризует цель и результат социально-нравственного направления развития личности воспитанников ДОУ?

Варианты ответа:

А. усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответствии с содержанием ратифицированной Россией Конвенцией ООН о правах ребенка и с содержанием федеральных нормативных актов;

Б.  сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;

В.  знание об основных мировых религиях;

Г.  усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;

Д.  усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые.

4.  ДОУ с  этнокультурным (национальным) компонентом образования     - учреждение, которое реализует образовательную программу дошкольного обучения в пределах стандарта и обеспечивает изучение…

Варианты ответа:

А. национальной литературы, фольклора, культуры, традиций народа – носителя языка;

Б.  атрибутов национальной культуры; 

В.  народных обрядов;

Г.  художественной литературы;

Д.  фольклора.

Тестовые задания подобраны на основе методического пособия «Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ» авторы-составители:  Н.В.Микляева, Л.Р.Болотина и др.,

 изд. Айрис-пресс, Москва 2007 год.

Ключи правильных ответов:

1 – Д

2 – Г

3 -  В

4 -  А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПАНЕНТУ. КАЗАЧЕСТВО 4-5 ЛЕТ

: Познакомить детей с понятие казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку.-ввести в лексикон детей понятие – казачьи сказки, неповторимый сказочный мир каз...

« Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества»

Отчет по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников среднего возраста группы №12 «Казачок»...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....

«Осень на порог – на стол пирог». Осенний праздник на основе регионального компонента ( казачество) для подготовительной группы

Цели: привить любовь к родному краю, к нашей Родине и культуре; развивать стремление изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.Задачи:...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...