Образовательный проект "Байкал--хочу тебя узнать"
методическая разработка на тему
Цель проекта: формирование у дошкольников представлений об озере Байкал, о его экосистеме, растительном и животном мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №229 ОАО «РЖД»
Образовательный эколого-краеведческий
проект для детей
старшего возраста
Разработала: Ст.воспитатель Дьяченко М.Я.
Реализовывали: Дьяченко М.Я,
Баландина В.Ю
г.Бабушкин 2016г.
Проблема: Озеро Байкал, в представлении детей, место отдыха и развлечения.
Цель проекта: формирование у дошкольников представлений об озере Байкал, о его экосистеме, растительном и животном мире.
Задачи проекта:
1.Знакомить детей с озером Байкал, с его происхождением, расположением на карте, климатом.
2.Формировать представления о подводном мире Байкала, о его «этажах».
3.Прививать основы экологической культуры, понимание важности сохранения и охраны озера.
Сроки: 2 недели .
Участники: старший воспитатель, воспитатель ст.группы , дети старшей группы, родители.
Для реализации проекта были созданы следующие условия:
1. Подобрана библиотека с литературой об экосистеме озера Байкала.
2. Отобран материал (легенды, сказки, стихи, загадки, кроссворды, ребусы, открытки, слайды, картины, карты)
3.Изготовлены лэпбуки, альбомы, пособия и игры.
4.Разработаны комплексно-тематическое планирование, конспекты образовательной деятельности.
Проект, включал три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, анкетирование родителей и выбор оборудования и материалов.
В результате анкетирования было выявлено, что большинство родителей считают проектирование важным средством всестороннего воспитания детей в ознакомлении с достопримечательностью нашего края – озером Байкал, его экосистемой, растительным и животным миром.
2-й — основной.
С участниками были проведены следующие формы работы:
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Образовательная деятельность Беседы Чтение сказок, рассказов, легенд Заучивание стихов, загадок, поговорок Рассматривание альбомов, открыток, картинок о Байкале. Рассматривание географических карт и работа по ним Эксперементирование с водой, с камнями Дидактические, развивающие,экологические игры Моделирование со схемами, карточками
Просмотр презентаций, мультфильмов. Интерактивные игры на тему «Животные, растения Байкала». Художественное творчество: рисование, аппликация, лепка, ручной труд, конструирование Разгадывание ребусов, прохождение лабиринтов Прослушивание музыкальных произведений, постановка танцев Проблемные ситуации по основам экологической культуры и безопасности Сюжетно-ролевые, подвижные игры
|
Семинар «Проектирование в ДОУ» Мастер-класс «Лепбук – изготовление интерактивной папки» Изготовление пособий, дидактических, развивающих игр Ознакомление с познавательной, научной, художественной литературой о Байкале Создание альбомов: «Байкал», «Баргузинский заповедник».
Педсовет «Формирование представлений о Байкале у детей дошкольного возраста» | Родительское собрание Папки-передвижки, консультации Мастер-класс «Развивающая среда своими руками» Анкетирование Пополнение развивающей среды: изготовление макетов Байкала. Посещение с детьми выставки «Байкал, мы любим тебя!» Акция «Берегите воду» |
Тематическое планирование к проекту «Байкал - хочу тебя узнать!» (старшая группа)
1 неделя
День недели | Совместная образовательная деятельность | Совместная образовательная деятельность в режимных моментах | Развивающая среда для самостоятельной деятельности | Работа с родителями |
Понедельник «Знакомство с Байкалом» | 1 .Развитие речи : Составление рассказа «За что я люблю Байкал» Цель: формировать представления о Байкале, развивать речевые умения в составлении предложений и рассказов, использовать свои воспоминания. 2. Музыкальное развитие: Слушание муз.произведений «Славное море – священный Байкал», «Звуки природы», постановка танца «Ангара» 3.Х/тв.-конструирование из бумаги: «Лодка» Цель: Упражнять в технике оригами, в складывании по схеме. | Утро:Рассматривание географических карт РФ и РБ : находим озеро Байкал, в чем отличие озера от рек и морей, на что похоже озеро. С/р игра « Семья на Байкале»
Вечер:Просмотр мультфильма «Сибирячок и заичковая береза» | Фотоальбомы « Отдых на Байкале», Разрезные картинки «Байкальский пейзаж» Разукрашки «Рыбки», «Животные», «Растения» Настольная игра «Путешествие по Байкалу». | Предложить поучаствовать в выставке рисунков и поделок «Байкал, мы любим тебя» |
Вторник «История Байкала» | 1.Речевое развитие (обучение грамоте) 2.Физическое развитие (тематическое) «Поход на Байкал» 3.Х/тв.-рисование «Горы Байкала» Цель: развивать художественные навыки в изображении природы. | Утро: Совместное рассматривание энциклопедий «Древний мир», «Динозавры»; Беседа «Как давно это было…» Дид.игры « Узнай по силуэту», «На что похож?» Вечер: Чтение «Легенды о появлении озера Байкал» | Силуэты озер для сравнения, для обрисовки. Альбомы для рассматривания «Горы», «Красоты Байкала» | Сбор познавательной и художественной литературы по теме |
Среда «Времена года» | 1.Познание –ФЭМП (включение заданий с камнями «Классификация по признакам», упражнений на логику, память и др.) 2.Познание –окр.мир: «Ветры Байкала» Цель:познакомить детей с особенностями климата в разное время года, с названиями ветров. | Утро: Работа с лэпбуком «Байкал»: рассматривание фотографий Байкала в разные времена года, отгадывание загадок. Игра м.п. «Покажи на чем переправишься через Байкал» (зимой, летом) 2 пол дня: Исследовательская деятельность «Шторм на воде» Вечер: Чтение художественной литературы Сергеев М.Д. Рассказы из книги «Море синее - Байкал» | Байкальские камни для рассматривания, для исследования. (определение цвета, формы, размера, веса) Энциклопедии, познавательная литература о Байкале. | Изготовление макетов «Берег Байкала» для обыгрывания. |
Четверг «Подводный мир» | 1.Познание –ФЭМП 2.Мызыкальное развитие Слушание «Звуки прибоя», «Шторм», «Рыбки плавают» Музыкальные подвижные игры «Рыбки и нерпа» | Утро: Моделирование « Цепь питания», «Развитие рыбки», «Разложи от маленького к большому» (от рачка Эпишуры до нерпы) С/р игра «Подводная лодка» 2 пол дня: просмотр презентации «Подводный мир Байкала» Работа с моделью «Этажи Байкала» Вечер: Чтение, заучивание стихов, загадок об обитателях озера | Альбомы для рассматривания «Рыбы Байкала», «Что под водой?» Игры с камнями «Самая высокая башня», «Выкладывание картинки» | Акция «Берегите воду» - изготовление напоминающих знаков «Закрой кран» и размещение их около всех кранов в детском саду и дома. |
Пятница «Охрана озера» | 1.Познание – экология «Сохраним Байкал» Цель:, развивать основы экологической культуры, прививать понимание важности сохранения озера, воспитывать любовь, гордость за достопримечательность России. 2. Х/тв. –аппликация (коллективная работа) «Рыбки в Байкале» | Утро: Моделирование экологических ситуаций « К чему приведет загрязнение воды?», «Если исчезнут все рачки из Байкала?», «Если не убирать мусор за собой?» и др. С/р игра «Мы экологи». 2 пол.дня: Эксперементирование с водой, работа со схемами « Вода без цвета», «Без запаха», «Без вкуса», «Вода –жидкость», «Не имеет формы», «Имеет разные состояния» и др. | Рисование экологических знаков, плакатов в защиту озера. Строительный материал: конструктор, деревянные кубики, «лего» - для конструирования мостов, катеров, переправ | Изготовление атрибутов для сюжетных игр. |
2 неделя
День недели | Совместная образовательная деятельность | Совместная образовательная деятельность в режимных моментах | Развивающая среда для самостоятельной деятельности | Работа с родителями |
Понедельник «Сказки Байкала» | 1 .Развитие речи : Сочинение сказки о Байкале. Цель: Развивать: речевые умения в придумывании сказок, воображение и фантазию. 2. Музыкальное развитие: 3. Худ.тв. Ручной труд с использованием нетрадиционных материалов- цветных ниток. «Сказочные рыбки» | Утро: Рассматривание иллюстраций к сказкам «Байкал – богатырь», Омулевая бочка» и др. Сравнение с иллюстрациями к русским-народным сказкам о богатырях. Дид.игра «Найди отличия в костюмах» Вечер: Чтение сказок «Омулевая бочка», «Бусы Ангары» и др. | Разукрашки « Сказки Байкала» Пазлы «Собери бурятские и русские узоры» | Помощь в создании альбомов: «История Байкала», «Баргузинский заповедник». |
Вторник « Эндемики» | 1.Речевое развитие (обучение грамоте) 2.Физическое развитие 3.Х/тв.-рисование «Подводный мир» | Утро: Работа с лепбуком «Эндемики Байкала»: познавательные игры : «Найди эндемиков Байкала», «Кто чем питается», «Строение рыбки»; сообщение об эндемиках. Вечер: П.и. « Обитатели Байкала» | Разрезные картинки «Эндемики Байкала» Рассматривание энциклопедий о природе.
Разгадывание ребусов: «Отгадай слово по первым буквам» | Сбор игрушек, статуэток «Нерпа» для создания мини –музея. |
Среда «Нерпа – чудо Байкала» | 1.Познание –ФЭМП 2.Познание –окр.мир: «Байкальская Нерпа» Цель:формировать представления детей о нерпе, о среде обитания, воспитывать бережное отношение к обитателям Байкала. | Утро: Экологическая игра « Что хорошо и что плохо для нерпы» С/р игра « Ветеренары. Спасем Нерпу» 2 пол дня: Чтение рассказа Софьи Агеевой «Нерпенок» Вечер: П.и. «Байкал волнуется раз…» | Рассматривание игрушек-нерп. Обыгрывание. Силуэты нерп, шаблоны для обрисовывания и разукрашивания, картинки для вырезывания. | Папка-передвижка «Байкальская нерпа» |
Четверг «Живая природа Байкала» | 1.Познание –ФЭМП 2.Мызыкальное развитие Познавательное развлечение «Байкальские сказки»: Песни, стихи о Байкале, сценки «Легенды Байкала», танец «Ангара», игры народов Прибайкалья. | Утро: Речевые игры «Назови ласково : нерпа, омуль, окунь и др.», «Продолжи предложение : Озеро глубокое, поэтому…», «Деревья рубить нельзя, потому что… 2 пол дня: Просмотр презентации «Животные Байкала» П.и «Вода, воздух, земля» Вечер: Изготовление знаков «Берегите природу!» | Открытки «Животные и растения Прибайкалья». Лото «Животные Сибири» Журналы «Сибирячок» для рассматривания и выполнения заданий: лабиринты, найди отличия, ребусы и др. | Консультация « Научите ребенка любить и беречь природу» |
Пятница «Влияние людей» | 1.Познание – экология «Труд людей на Байкале» Цель: формировать представления о трудовой деятельности людей на Байкале, о профессиях рыбаков, лимнологов; о негативном воздействии людей на экологию . 2. Х/тв. - лепка (коллективная работа) « Нерпы на камнях» | Утро: Проблемные ситуации по основам безопасности «Как правильно вести себя на воде» Игра м.п. «Правильно отвечай, вперед шагай» (польза и вред человека для Байкала) 2 пол дня: Оформление выставки «Байкал,мы любим тебя!» Вечер: Посещение выставки вместе с родителями | Игровые ситуации с макетами и лего-конструктором «Отдых на Байкале», «На рыбалке» Прохождение лабиринтов | Посещение с детьми выставки «Байкал, мы любим тебя!» |
3-й этап - заключительный.
На этом этапе были:
- оформлена выставка «Байкал, мы любим тебя!»;
- представлена презентация проекта на педагогическом совете;
- показано развлечение «Байкала озера сказки»;
- подведены результаты и сделаны соответствующие выводы.
Результат проекта:
- Создание предметно-развивающей среды по теме «Байкал»: макеты, дидактические пособия -Лэпбуки, альбомы, игры;
- Оформление выставки совместных работ детей и родителей по теме;
- Сформированы первоначальные представления у детей о Байкале и его экосистеме;
- Повышение уровня взаимодействия ДОУ с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-784838-1463419053.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Люблю тебя, мой край родной"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе № 4 "Люблю тебя, мой край родной"Цель: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей живущих в Башкорт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577528-1422712137.jpg)
Презентация на тему:" Осень , мы тебя узнаем и с тобою погуляем" для группы кратковременного пребывания детей 3-го года жизни
Данная презентация призвана помочь формированию у детей 3-го года жизни первичных представлений об осени и ее признаках и может использоваться в НОД и совместной образовательной деятельности педагога ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности, квест -игра "Узнай будущее"
Итоговое занятие по обучению грамоте (квест-игра) в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/03/picture-1274568-1601733539.jpg)
СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ "Колонгинское водохранилище - хотим тебя узнать"
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чув...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/23/picture-923924-1695448403.jpg)
Презентация детям старшего возраста "Байкал, хочу тебя узнать!"
Презентация разработана на основе учебного пособия "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал : учеб. пособие / Л.А. Мишарина ; Федер. агентство по образованию, ИГПУ...
образовательная деятельность "Поможем Умке узнать о лете"
Конспект данной образовательной деятельности отражает опыт логопеда ДОУ по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения игры "Кубики историй", как элемента технол...