Краткий план ООД на коми языке (государственном)
картотека (подготовительная группа) по теме

Гилязова Елизавета Андреевна

 Содержит краткий план на три года обучения образовательных ситуаций по развитию речевого общения, в основе которых представлена система разнообразных игр (словесно-дидактических, настольно-печатных, театрализованных, сюжетно-ролевых, игр-импровизаций) для овладения детьми коммуникативными умениями и речевыми навыками на коми языке на элементарном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_na_komi_yazyke.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

Приветствие

1.Знакомство с коми избой и словами приветствия на коми языке: видза оланныд, чолом, адзысьлытодз.

2. воспитывать желание узнавать и призносить слова, выражения на коми языке, получать радость от общения

3.Игра – «Гумме -гаме»

Гумме –гаме локто

Настясо корсьо

Тэ Настя  да? Али абу тэ.

Ме Настя

Знакомство

1. вопрос – Кыдзи тэно шуоны?

Ответ - Мено шуоны Маша.

2. произношение и повтор новых слов.

3. работа над постановкой артикуляционного аппарата для произношения звуков – дз, тш,о, сь.

4. Разучить ритуал знакомства.

Прговаривание хором на разные голоса ( «А как медведи будут знакомиться?», «А зайчата?»)

Имя

1Показ,произношение коми имен.

2 . вопрос – Кыдзи тэно шуоны?

Ответ - Мено шуоны Машук.

Вопрос Коди тэ? Тэ нывка али зонка?

3.Рисуем себя возле макета детского сада

4. Игра: Дзими – люки локто

Ыджыд сюра коза

Кодi оз сей рок?

Кодi оз сей шыд?

Синсо букыштас

Кыномад и люкыштас

Лицо и части тела.

1.Скажи и покажи у себя, у деда,

 у бабушки

2. Настольная игра: «Дорисуй»

3. конструкции:  Со тайо .…ки,кок,юр.

4.Ситуация «Больница»

Лечим волшебной палочкой части тела этим действиям дать оценку: бур, молодеч.

2 год обучения

Домашние животные

Слова – пон, кань, ыджыд, ичот,

1.познакомить с названиями дом.животных. 2.показать как изменяется слово при образовании названийдетенышей.

Игра: Дзими – люки локто

Дикие животные

Слова – Ош, руч, коин,коч, ур, шыр, катша, скор, мудер, полысь

1.д\игра «Назови и покажи»

конструкции «Со тайо+ сущ.»

-Менам + сущ.

2.ситуация «Прогулка в лесу»

Игра

Фрукты

Слова: яблок, банан, мандарин, слива, апельсин, чоскыд, шома

1.Использовать маски фруктов – дети превращаются в них, двигаются: растут под ярким солнцем – ме кисьтала,ме быдма, ме пукала, ме чеччала.

 2. сделать с детьми фрукты из пластилина.  

          Осень

Слова: ар, зэр,со тайо тшак,

1. Рассм. картину об осени

Нарисуй осень –серпасав ар (очень условно)

Ситуация встречи колобка в осеннем лесу.

Игра – «Ошко бабо» - познакомить с сев. ягодами

Конструкции: Тайо + сущ.,

  Игра: Чодлач, озим, мырпом, чод –

ставсо корсьны ковмас тэн

3 год обучения

Знакомство

Слова – бур асыв, бур рыт, бур лун,

1.Ситуация общения «Телефон»

Вопросы детей к сверстникам : коди тэ? Кыдзи тэно шуоны? Тэ нывка али зонка? Коди тэнад эм?

Дары осени

Слова: картупель, серкни, градвыв пуктас – огород, ыджыд, ичот.

Вопросы: тайо мый? Кутшом + сущ.

Ситуация: - сделаем салат (винегрет) для малышей.

Магазин

Закрепить слова обозначающие дары осени, счет до 10,;чери -рыба.

Конструкции: Мый тэн колэ Сашук?

Меным колэ..

Кымын колэ?

Игра«Рыбак или лешак»

-босьтан чери?- Босьта.

Кымын колэ чери?

Осенний лес

Слова: вотос – чод, мырпом, пув, турипув, ззро, вота.

Конструкции: Тайо + сущ.

Ме вота + сущ.

Мый тэ вочан? (вота вотос, вота тшак)

Игра: Чодлач, озим, мырпом, чод –

ставсо корсьны ковмас тэн

НОЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1год       обучения

Животные: кань, пон,

1.Учим здороваться и прощаться с животными, друг с другом. Дать животным имена,

2.Животные ходят в детский сад, встают, садятся, поют на разные голоса

3.Конструкции: Сущ + глагол повелит наклонения (локтой, муно, сувтой, чеччалой, котортой).

Игрушки

1.Разыграть ситуацию: «Догадайся и сделай»

2.»Изобрази» - п. и изобразить игровые действия в зависимости от того, какую игрушку достает ребенок из пестера.

3.Вспомнить название игрушек на коми языке, какие из игрушек нравятся, какие  хотели бы получить в подарок

Конструкции: Мый тэн колэ Сашук?

Меным колэ..

Кони – где

Разыграть рассеянного, как он теряет вещи, игрушки, животных.

Игра «Жмурки - дзебсясьом» -прячут дети игрушки животных, а воспитатель ищет их, ищет кто-то из детей. Воспитатель прячет, а дети ищут.  Изученные сущ-е используем в играх.

Играем и поем «Кони, кони, миян кияс?»

Да, нет –да, абу.

Игра «Дразнилка» нужно дразнить паука

-тайо вотос, тайо вотос!

-Кони вотос?

-Абу вотос, абу абу.

«Кто дотронулся?»

«Кто закрыт»

Во время игр требовать ответ на коми языке: тайо, абу,

2  год  обучения

Есть – пить:

шыд, рок, нянь

1.Разыграть ситуацию «Мама и ребенок». Когда одни говорят что надо, а другие отказываются.

2.Рассказ о великанах, которые едят горы каши, хлеба, пьют реки молока, сока, морса

Краски:

1.Рассказать о доме, в котором все сделано одного цвета

2.О волшебно￿ чемод￿н￿,￿где все одного цвета.

3.Составляем планеты одного цвета.

Счет до 5.

Учить отвечать на вопрос «Кымын тэныд ар?»

Счет на пальцах, предметы, окна, двери, фрукты, дом. И диких животных.

Игра «Рыбак или лешак» -босьтан чери? -Босьта.

Кымын колэ чери?

(ребенок говорит число на коми языке,) все хором считают до того числа , а затем они друг друга догоняют

Много –уна, мало – этша.

Закрепить счет до 5.

Используем картинки из набора «Много - мало»,сумки, корзины, мешки, карандаши, фломастеры., коробки.

Считать и сравнить чего мало  чего много. кто много кто мало пьет, ест, спит из животных

.Рассказ о великанах, которые едят горы каши, хлеба, пьют реки молока, сока, морса

3год обучения

Море,

Слова: сола – солено, юмов – сладкое.

1.Показ и рассказ о жизни в море, о кораблях и волнах, моряках, рыбаках, пиратах, о том, что происходит в разную погоду на воде и под водой.

2.Пробуют на язык соль, и сахар с закрытыми глазами.

3.Придумать мир, в котором все наоборот: что соленое – то сладкое, и наоборот.

Больница

Познакомить с вопросом: «Мый тэнад висьо?»

Разыграть ролевую игру «Больница»

Использовать набор картинок «Доктор».

Закрепить вопросы:

коди тэ? Кыдзи тэно шуоны? Тэ нывка али зонка?

Со тайо .…ки,кок,юр. этим действиям дать оценку: бур, молодеч.

Спорт

Вспомнить глаголы повелит. наклонения.

Ситуации с исп-ем пиктографических значков «Собираемся на олимпиаду в Сочи»

Повторяют  слова связанные со спорт. движениями. Одновременно повторить название частей тела, слова одйо – быстро, ньож – медленно

Использовать предметы для занятий спортом, набор картинок «Спорт» маски животных

Вчера –торыт, сегодня – талун.

Из набора «Сутки» подбираются иллюстрации к разным занятиям детей.

Закрепляем слова – бур асыв, бур рыт, бур лун.

Активно употребляются глаголы движения.

Дети вспоминают и рассказывают о том, что они делали сегодня и вчера.

Дети сами рисуют в творческих тетрадях что они делали вчера и сегодня.

ДЕКАБРЬ.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

 Семья

Рассматриваем разные семьи. Рассказываем кто из членов семьи кто. Разыграть сценки, рассказывающие о семейной жизни.

Пальчиковая игра «семья» они приветствуют, знакомятся, задают вопросы, меняя голоса – папиным голосом и маминым

Движение

Команды демонстрируются взрослым сначала на игрушках, потом в отдаче команд и в исполнении участвуют дети (на игрушках самостоятельно, с масками и с игрушками.) Где руки?

Вот так держать. этим действиям дать оценку: бур, молодеч

Быстро - медленно

Видео камера показывает изображение быстром и замедленном  темпе.

Движения сопровождаются при отдаче команды или при описании действия словами: одйо, ньож.

Куда - кытчо

Использовать вопросно ответные ситуации

Разыграть ситуацию –«В детский сад», «В детском саду», «Из детского сада».

2 год обучения

Вкусно не вкусно

Рассказать, что бывает вкусно и невкусно.

Ролевая игра «Магазин»- продаем вкусные и невкусные продукты, животных.

Познакомить с коми народной игрой «Кекенач»

Фонетическая игра вкусных и невкусных продуктов.

Надо не надо

Рассказать про капризную девочку в детском саду.

Разыграть ситуацию –«В детский сад», «В детском саду», «Из детского сада».

Ситуация «Ресторан» - «читаем» меню выбираем вкусную и невкусную еду

На улице

Рассказать и показать, как дети гуляют на улице

Нарисовать, в творческих тетрадях что есть во дворе дома, что там можно делать, во что можно играть,

Вспомнить глаголы повел.  наклонения - этим действиям дать оценку: бур, молодеч

Ситуации с использованием пиктографических значков.

Стих:  Юро шапка…

Новый год

Рассказать о том, как дети в коми деревнях встречают новый год.

Хороводная игра «Керка гогор».

Новые слова вводятся пассивно

Фантастические придумываются истории, которые могут случиться в новый год.

3 год обучения

На кухне

Используется всевозможная игрушечная посуда и настоящая, наборы картинок из серии «Посуда», «Еда».

Повторяются название посуды и еды.

Новые слова вводятся пассивно.

Посуда и блюда лепятся, рисуются, они приветствуют, знакомятся, задают вопросы, меняя голоса – папиным голосом и маминым

Что горячее, что холодное?

Провести экскурсию по детскому саду, так чтобы дети могли попробовать что горячее, что теплое, что холодное.

Отвечают на вопросы что какое.

Рисуют, раскрашивают вещи по принципу «горячее - холодное».

Придумываются три сестры – Пым, Йогыд, Кодзыд.

Зима.

Устроить макет зимних забав: нужна вата, белая бумага, лист ватмана, снежинки.

Рассказать о том, что делают дети и животные зимой. Движения отрабатывать как исполнение команд.

Рождество.

Активизировать слова: рожтво, чачаяс, коз, мичмодам, выль во.

Выучить поздравления на коми языке.

Нарядить елку.

Рассказать коми легенду о ели.

ЯНВАРЬ.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

Хорошо – плохо.

Выполняют игрушки, а затем дети в масках различные движения: бегают, прыгают, и т. д.

Этим действиям дать оценку кто летает хорошо, а кто плохо.

Приходит веселая обезьяна. Воспитатель просит рассказать как она себя ведет – хорошо или плохо.

Большой маленький

Использоватьрасскраски.

Сравнить по росту детей, кукол, столы, стулья.

Рассказать о разных членах семьи – кто большой, кто маленький.

Дом.

Строятся дома из кубиков

Разукрашиваем большие дома и маленькие.

Моем разные части дома.

Ввести слова: ошинь, одзос, пос,

Мебель.

Используем наборы различной мебели.

Игра «Обезьяны в д/с» - сначала воспитатель показывает как ведет себя непослушная обезьянка в д/с, залезает везде, а дети ищут. Потом сами дети под, на, в – разную мебель

2 год обучения

Зима.
Используем игровое поле «Зима».
Новые слова вводятся пассивно.
Д/и – «Угадай какое время года».
Нарисуем зиму, в творческих тетрадях.
Закрепить глаголы движения.

Чистый грязный.
Рассказ о чистых и грязных домиках, о Карлсоне.
Все вещи становятся грязными.
Разыграть сказку «Федорино горе»
Каждый ребенок рассказывает что он моет.

Зарядка.
Животные, дети, игрушки – делают зарядку для рук, ног, головы, хвоста, ушей лежа, стоя, сидя.
Повторить название частей тела.
«Делай как я» - п/и.
Используем крупные игрушки с подвижными частями тела

Команды.
Соревнование животных – разыграть ситуацию.
«Олимпийские игры» – разные свойства характера проявляют животные.
Шуточные соревнования в масках животных

3 год обучения

Я хочу, я не хочу
Рассказать детям что хотят прилежные и ленивые дети, что они любят, умеют делать, как себя ведут.
Вызвать джина при помощи волшебной лампы, летать на ковре самолете, бегать в семимильных сапогах, исполнить семь желаний

Что есть в доме.
Активизировать названия того, что есть в доме: жыр, горд пелес, кухня,
Рассказывается и показывается, кто как живет. У Ёма бабы есть дом для плохого и для хорошего настроения, и в каждом из этих домов она ведет себя по разному, да и выглядит там все по разному.
«Многоэтажный дом» - лифт ездит по этажам, на разных этажах живут животные, к ним приезжают гости.

Какой я, зиль али дыш.
Использовать фотографии детей, изображения характерных персонажей.
Разные персонажи рассказывают о себе: пират, скелет, рыцарь, принц.
Животные рассказывают о себе.
О себе учатся рассказывать дети.

Город.
Используются планы городов, которые можно рисовать самим.
Активизировать слова: сикт, улича, деревня, туй, кар.
Рассказывается о разных городах, показать их достопримечательности.

В городах поселяются люди, животные, занимаются своими делами, ходят по улицам, ездят на автобусах , садятся на поезд на вокзале, на катера на пристанях.

ФЕВРАЛЬ.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

Цвета

1.Использовать полоски бумаги, разноцветные игрушки.

2. Существительные, которые ранее были  изучены, становятся разного цвета.

3.Планеты разного цвета, где все дома , животные, люди – именно этого цвета.

4.Слова: сьод да еджыд, горд,лоз, кольквиж,турунвиж,ром

Действия

1.Используем большие игрушки, вводим слова «ин», «оз», «позь»

2.Разыграть ситуации, в которых используются предложенные действия.

3.Фонетическая игра «Как идти тихо-тихо и всех встретить»: дети идут на цыпочках, произнося слова: муно, сулало, которто, чечало, пукало, сьыло, узьо, бордо,висьо

Еда и напитки

1.Дать название еды и напитков.

2. Инсценировать  принятие пищи, часто употребляя слова «чоскыд», «аттьо».

3.Инсцинировать сцену в ресторане.

4.Дать множественное число.  

Посуда

1.Использовать игру «Лото».

2.Подбирать наборы по размеру, цвету для разных персонажей, блюд и напитков.

3.Собрать в дорогу посуду.

4. «Менам эм»- д/и

2 год обучения

В доме

1.Активизировать название того, что есть в доме.

2.Рассказать и показать, кто как живёт.

3.Многоэтажный дом-лифт ездит по этажам и привозит гостей.

4.Построить сказочные дома из различных вещей: овощей, фруктов, книжек, карандашей.

5.Унас в гостях домовой (Гобеч Айка)

Можно – нельзя

1.Используем игрушечный светофор, некоторые знакомые детям разрешающие и запрещающие знаки дорожного движения, символические изображения запретов (нельзя курить, нельзя играть спичками)

2.Рассказать что можно, а чего нельзя делать утром, днём, вечером, ночью.

3. Рассказать сказку «Мойдодыр» и разыграть.

Кататься

1.Объяснить, на  чём можно кататься.

2.Нарисовать, как ты катаешься.

3.Опиши, с точки зрения размера и цвета, предмет.

4.Устроим соревнование и прогулку.

5.Кто что делает

6.Конструкции:Ме верма

+ глагол.

Цирк

1.Использовать игровое поле «Цирк» ,набор  картинок , маски клоунов и животных.

2.Организовать игры с использованием цирковых картинок и принципов: дрессированные животные; составление пирамид; показ  фокусов ;клоунада ;гимнастика на лошади; медвежий хоккей; акробатика под куполом цирка.

3.Вспомнить сказку о льве Бонифации.

4.Фонетическая игра: заклинания, которые произносит фокусник.    

3 год обучения

На земле и под землей

1.Используются игровые поля, изображения животных, строят норки для тех кто живет под землей.

2.Нарисовать соответствующие картины.

3.Вспомнить и рассказать, что растет на земле, что под землей, кто живет на и под землей, где и когда светло

В воде

1.Рисовать и строить подводный мир.

2.Рассказать о жизни морского царя, о жизни рыб, о том что происходит на поверхности моря и в его глубине.

3.Ролевые игры на эту же тему.

4.Рассказывается о сокровищах на морском дне.

В воздухе

1.Используем изображения всего что может летать.

2.Вместе с детьми сделать воздушного змея.

3.Выдувать мыльные пузыри.

4.Надуваем воздушные шары.

4.Строится корзина воздушного шара для полета.

Страх

1.Использовать раскраски страшных персонажей.

2.Строить замки, дома с приведениями, старые страшные сундуки.

3.Активизировать слова, связанные с темой страха: кодi поло? Мыйысь тэ полан? Кодi тэно повзьодiс?

МАРТ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

Лицо

1.Составить из раз-

ных геометрических фигур, фруктов и овощей лицо, можно с закрытыми глаза-

ми.

2.Нарисовать уго-

льком из печки на бумаге лицо про-

говаривая.

3.Описатьчасти лица с детьми в парах друг у друга, у иг-

рушек.

4.Моем лицо( то же для разных персонажей).

Части тела

1.Рисуем себя на бу-

маге. Раскрашиваем.

2.Устроить выставку из этих картин.

3.Используем набор «Люди», «Живот-

ные».

4.Сказка «Аттьо» Соломони Пылаевой.

5.Артигаль: «История о сломанной кукле»

Вместе

1.Используем спортивный инвентарь, позволяющий делать упражнение вместе.

2.Воспитатель задает команды: кокяс отш-

отш, кияс отшотш, юряс отшотш.

3.Песни поем парами вместе, по одному.

4.Придумать и показать, что дети умеют делать вместе.

5.Ситуация общения «Зверобика»(пластический этюд)

Кроватка

1.Использовать кукольную кроватку и постельное белье, игрушку, персонажи настольного театра.

2.Разыграть сценку из сказки «Принцесса на горошине».

3Работа над звуком «сь», «о».

4. «Почо сьыло норало»

-К.Н.П.

2 год обучения

Погода

1.Расскажи какая сегодня погода.

2.Покажи, что нужно надеть на прогулку.

3.Волшебный снег может идти из разных предметов.

4.Разыгрываем как идет дождь – и воды так много, что все начинает плавать, снега так много что под ним ничего не видно, как дует ветер- такой сильный, что все начинает летать.

Вверх-вниз

1.Рассмотреть движения людей, машин, самолетов, пароходов.

2.Выполняются команды на движение рук, головы, ног.

3.Разыграть разные дорожно- транспортные ситуации.

4.Отрабатываются все формы глагола.

5.Кекенач- К.Н.И.

Работа

1.Рисуем, что можно делать во дворе( копать, сажать) во что можно играть.

2.Фонетич игра: подметаем двор(тшу,тша,тшо,тше,тши)

3.Конструкции: Ме радейта +глагол.

4.Керка гогор ме ветла- к.н.и.

Инструменты

1.Использовать раскраски и картинки с изображением инструментов.

2.Активизировать слова: молот, кортту, пила, пилитам, туйялам.

3.Фонетическая игра «Забиваем гвозди».

3 год обучения

Космос

1.Ситуация общения «В стране небылиц»

2.Конструкции: Ме кужа+ глагол

3.Подвиж.игра-роботы выполняют команды, которые передают им с Земли.

4.Рассказывается о под-

готовке к полету космонавтов( прове-

ряют их здоровье, они рассказывают о себе).

В Африке

1.Рассказать о верблюдах, о караванах, которые идут через пустыню, что они везут, что едят и пьют, как идут.

2.Рассказать о том, какие растения в джунглях, кто там живет.

 

Вещи

1.Ситуация общения «Чудо дерево»

2.Рассказываем, для чего какие предметы нужны, как их используют люди.

3.Названия многих вещей активизируются, дети учатся их описывать.

Чей (кодлон)

1.Сущ. + лон (кукань, чань)

2.Ситуация общения (магазин, поможнм зверюшкам избавиться от Войпелья).

3.Что перепутал художник?

АПРЕЛЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

Одежда

1.Подбери одежду по цвету.

2.Нарисуй одежду.

3.Расскрась одежду

4.Одеваем быстро медленно, правильно, неправильно.

5.Артигаль: история как мы испачкались на улице.

6.Слова: дором, ком, платтьо, гач, гынкот,кепысь, пась,пасьтав, порччы, мича- абу мича(няйт).

Мой твой, друг

1.Используем набор членов семьи, вещи.

2.Спрашивают о потерянных вещах, чьи они.

3.Загадываем на русском, а ответ даем на коми.

4.На выставке фотографий «Моя семья», «Мама и ребенок

Есть, нет

1.Рассмотреть случаи, когда у кого-нибудь что ни будь есть или чего то нет (игрушки, одежда, посуда, мебель).

2.Что перепутал художник?

3.Лабиринт

4.Слова: эм, абу.

Погода

1.Используем раскраски

2.Разыграть ситуацию, когда на черном небе появляются звезды и луна, их закрывает облако.

3.Подвижная игра «Солнце, облако, снег»

2 год обучения

Комната

1.Используем набор и раскраски «Дом», «Комната».

2.Раскажи и покажи»

3.Нарисуй и раскрась.

4.Вырежь и наклей.                    

Страшный, боюсь.

1.Рассказы детей послушать что страшное, чего они боятся.

2.Показ разных страшных существ и вещей

3.Нарисуй приведение

4.Устроим игры с приведениями.

5.Конструкция: Ме пола+…ысь

В лесу

1.Рисуются и рассказываются истории про прогулки разных людей и животных.

2.Вводятся слова: ты, саридз, ю.

3.Придумываем разные фантастические природные явления

Во дворе

1.Рисуем, строим, показываем, придумываем какие, есть дома у разных персонажей.

2.Рассказывают какие хозяева - веселые или грустные, как они убирают во дворе, чем они кормят животных.

3 год обучения

На острове

1. «Гажа пароход» -С. ￿ылаева.

2.Нари￿овать остров.

3.Устроить путешествие от острова к острову.

4.Спасаются бегством, уплывают, улетают.

5.Ведут дневник путешествия, описывают увиденное.

Пасха

1Используются атрибуты Пасхи, картинки с петухом, курицей, цыплятами,

зайчиками, верба, цветы, куличи, творог и разноцветные яйца.

2.Разыграть ситуации, связанные с прятаньем, отыскиванием и сбором цветных яиц в корзинку, с приготовлением и выпеканием кулича, с тем как нужно накрыть на стол.

Весна

1.Дети делают костюм весны, играем в весенние прятки, в весенний хоровод.

2.Рассказывают,показывают,угадывают на ощупь, что сухое, а что мокрое.

3.Рассказать и показать, как зажигать  спички, как они горят, что в России существует обычай сжигать чучело зимы

4.Вспомнить содержание истории о дедушке Мазае и зайцах.

Зоопарк

1.Использовать маски, костюмы животных.

2.Рисуют домики, украшают, оборудуют их.

3.Рассказывается, а потом разыгрываются истории о том, что делают животные, когда зоопарк закрыт (устраивают праздники, уходят домой, ездят на каникулы в Африку и Америку, посещают родных в лесу и дарят им подарки, садятся на разные виды транспорта и катаются на них).

МАЙ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

Я люблю

1.Используем приятные и неприятные, вкусные и невкусные вещи, которые могут любить и не любить дети и животные.

2.Разыграть разные смешные сценки со всякими персонажами, затем о себе рассказывают дети, освоих куклах, что они хотят или не хотят.              

Я делаю

1. «Угадай и опиши»

-что совершают персонажи кукольного театра, марионетки, что загадала одна команда другой

2.Городок ремеслен-ников- изготавливаем разные предметы из пластилина.

3.Что делает мама, папа и другие члены семьи.

Счет до 5

1.Используем набор «Счет»

2.Учить отвечать на вопрос Кымын?

3.Фонетическая игра: песенки разноцветных бабочек.

Телефон

1.Описать какие бывают телефоны, имитируем номера, звоним, изображаем телефонный разговор

2.Использовать игрушечные телефоны.

2 год обучения

Весна

1.Рассказать о весне, о том, кто просыпается.

2.Рисуем весну.

3.Рассказываем истории про прогулки весной людей, животных, сказочных героев.

3.Все объекты описываются с точки зрения цвета и размера.

4.Используем пиктографические значки «Собираемся на прогулку».

День рождения

1.Ввести глагол «Козьнала», слова- козин, тэныд, мэсянь.

2Рассказать кого с чем, когда поздравляют,

что дарят, как говорят.

3.Устроить день рождение куклам, игрушкам, приг-

лашают гостей, накрывают на стол,

организовать игру, дарят подарки.

Птицы

1.Рассказывают, показывают «на экскурсии» Рисуют птиц.

2.Устраиваем игры: «Отгадай по хвосту», «Дорисуй», «Изобрази птицу».

3.Фонетическая игра: говорим и поем как птицы.

Игры на улице

1.Используем пиктографические значки в ситуации «Догадайся и сделай»

2.Активизировать разные формы глагола, предлог на.

3.Усроить игры с катанием на животных (больших игрушечных или воображаемых), машинах, самолётах.

3 год обучения

На планетах

1.Используем игровое поле «Космос», рисунки космических кораблей, ракет, планет.

2.Делаем планеты, раскрашиваем в разные цвета.

3.Показывается, что на них растет, что построено.

Что мы можем

1.При помощи бумажных фигурок, кукол устраиваем сценки «На стадионе», «Во дворе» в которых дети должны отвечать на вопросы: Мый тэ кужан?Мый кужо..?Кодi кужо варччыны? Мый тэ верман? Кодi вермо?

Школа

1.Используем пиктограммы, по которым дети «читают» на коми языке.

2.Рассказать, о том, как дети пойдут в школу, что они там будут делать, как устроена школа для животных.

3.Пишем мелом на доске, рисуем школьные принадлежности

Лето

1.Дети делают костюм лета

2.Играем в летние прятки, в летний хоровод.

3.О лете рассказывают разные персонажи, сообщая о том, что они делают летом, какое оно – веселое или грустное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...

«Творческие инновации в обучении дошкольников коми языку и приобщение к коми культуре» Номинация: «Музей в детском саду»

создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре коми народа, традициям родного края через организацию мини-музеев Коми культуры в ДОУ....

Рабочая программа по обучению коми языку (государственному) детей 4 – 7 лет

Данная программа определяет содержание и организацию обучения русскоязычных детей 4-7 лет коми языку в ДОУ....

Проект по приобщению дошкольников и их родителей к Коми культуре и обучению коми языку "Люби и знай язык родной"

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение«Детский сад  общеразвивающего вида № 3»  г. Ухты(МДОУ «Детский сад № 3»  г. Ухты)...

Развитие речевого общения на коми языке (образовательные ситуации для подготовительной группы) Методическое пособие /Н. Б. Потолицына; Е. А. Гилязова; ГАОУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования». – Сыктывкар, 2012. – 58 с.

Методическое пособие содержит сценарии образовательных ситуаций по развитию речевого общения, в основе которых представлена система разнообразных игр (словесно-дидактических, настольно-печатных, театр...

Сборник практического материла по коми региональному компоненту: сценарии сказок, игры, сценки на коми языке для детей дошкольного возраста.

Сценарии, сценки, игры из опыта работы музыкального руководителя  при приобщении детей дошкольного возраста к разговорной коми речи. Этот материал может быть полезен музыкальным руководителям дет...