Педагогический проект «Образовательные прогулки по родному краю»
проект (старшая группа) на тему

Чуракова Елена Николаевна
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Подольском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_obrazovatelnye_progulki.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

    Комитет по образованию Администрации  г. о. Подольск

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

   центр развития ребенка – детский сад № 15 «Медвежонок»

                       Педагогический проект

«Образовательные прогулки по родному краю»

                         

                  Старшая  группа

                                                                                          Подготовила и провела:

                                                                               Воспитатель Чуракова Е.Н.

                                                                                                   

                                            Г.о.  Подольск  2016-2017 г

Педагогический проект «Образовательные прогулки по родному краю»

Автор проекта: Чуракова  Елена Николаевна, воспитатель МДОУ ЦРР -   детский сад №15 «Медвежонок» г.Подольск

Вид проекта:  долгосрочный, практико  -  ориентированнный, исследовательский.

Продолжительность проекта: 1 год

Участники проекта: дети старшей группы МДОУ ЦРР -   детский сад №15 «Медвежонок», родители и воспитатели группы.

Актуальность проблемы: 

    В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. 

     У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут. Этот проект посвящается Подольску - городу, который является Родиной моих воспитанников.
     Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор  материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю.
     Мне бы хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем.

   Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому нами была поставлена цель и выделены задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников и решением данной проблемы стала реализация проекта «Образовательные прогулки по родному краю»

Содержание сценария маршрута для детей дошкольного возраста были направлены на:

  • формирование интереса воспитанников к городу, его достопримечательностям, памятникам культурного и исторического наследия;
  • создание условия для игровой, двигательной, познавательной, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях образовательных маршрутов;
  • развитие коммуникативных компетенции детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми, знакомство с правилами безопасности и культурного поведения в городе;
  • воспитание бережного отношения к городу и его культурной среде.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Подольском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта: 

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Воспитывать  бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Воспитывать  чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

-  Формировать у родителей активноую жизненную  позицию по вопросам патриотического воспитания.

Методы проекта:

 Познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, мониторинг.

 Предполагаемый результат:

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Подольска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

 Данный проект был апробирован в рамках МДОУ ЦРР детский сад №15  «Медвежонок» в 2016-2017  учебном году с детьми старшей группы в специально организованной деятельности педагога и детей, самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности детей и родителей.

Этапы работы над проектом

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. Выбор темы.
2. Обозначение проблемы.
3. Изучение методической литературы по краеведению.
 

4.Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

5.Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. экскурсии по городу,
  4. пополнение развивающей среды,
  5. выставки детских работ.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2016 -2017 учебный год

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

 «История возникновения родного города»

- Изучение возникновения города, его истории, значения.

- НОД  «Река Пахра - село Подол»

Цель: Побудить у детей интерес к истории нашей Родины, дать некоторые сведения о жизни древних славян, о прошлом  г. Подольска. Воспитывать любовь к родному краю

Октябрь

Мой город,  дороже которого нет

Беседа «Визитная карточка города – герб»

-  Рисование «Город Подольск ».
Цель: Продолжать формировать представление об архитектуре родного города. Развивать чувство композиции, цвета.

-  Беседа «День рождение нашего города»

- Экскурсия в  усадьбу  Ивановское

Ноябрь

 «Улицы родного города»

- НОД  Рисование «Улицы родного города»

- изготовление альбома совместно с родителями «Моя  малая  Родина - Подольск».

НОД «Имена героев в названиях улиц»

 «О названиях улиц родного города».

-  Составление творческих рассказов:

«Из окна наша улица видна»,

«Город будущего», 

Декабрь

 «Путешествие по родному городу

- чтение стихов о Подольске

- рассматривание географической карты

- рассказы о достопримечательностях г.Подольска, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

Январь

 «Малая родина – мой дом, двор, улица».

 - знакомство с улицами:

- Беседа «как появился лесопарк «Елочки»

- Экскурсия в лесопарк «Елочки»

- Составление творческих рассказов:

«Мой любимый уголок Подольска»

Февраль

Беседа о родном городе, о его достопримечательностях.

-  Беседа «Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники).
- Просмотр презентации «Мой край родной».

Экскурсия  в Екатерининский сквер

Экскурсия к зданию вокзала г. Подольска

Март

Природа родного города

- Знакомство с флорой и фауной г. и окрестностей.

 - Беседы о сохранении природы.

- Конкурс  рисунков «Любимый уголок природы».

Апрель

 «Люблю тебя – мой край родной»

 -Беседа «Чем славен наш город».

Аппликация.
«Фонтан в нашем городе».
Расширять представление у детей об архитектуре нашего города. Учить передавать в симметричное строение нашего фонтана в работе, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать творческое воображение
.

Май

«Наши деды надевают ордена»

 

- Нод  « Подольск в годы войны 1941- 1945 г.г.»

-Беседа «Славные подвиги защитников родной земли».

- Беседа «Что такое героизм»

 - Экскурсии к памятнику летчику  Талалихину

 - Чтение С. Алексеев «Они защищали Москву»

Л. Кассиль «Твои защитники»,

 С. Михалков «День победы»

 - Разучивание стихов

 - Прослушивание и разучивание песен военно-патриотической тематики.

 - Оформление альбома «Дети в годы войны», «Они не вернулись с войны

- Праздник «Победная весна 45 –го »

Оформление дидактических игр по краеведению: 
“Узнай, где я нахожусь?»,

«Собери картинку»,

«Карта моего города»,

 «Город будущего»,

«Я - фотограф».

Формы  работы с родителями

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
  2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
  3. Изготовление семейных альбомов
  4. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта
  5.   Подбор открыток и фотографий для оформления альбомов, выставок.
  6. Участие в конкурсе рисунков «Город, что сердцу мил»,

 Организация экскурсий по городу, посещение с детьми памятников, музеев, участие в качестве зрителей на праздниках посвященных Дню города, Дню победы, народные  праздники.

  1.  Участие в конкурсе рисунков «Любимый уголок природы».
  2. Консультации для родителей:
    «Улицы нашего города»;
    «Знаменитые люди Подольска».

 «Растим гражданина»,

«Мы любим свой город» и т. д.

  1.  «Трудовой десант» родители с детьми (посадка деревьев, цветов, уборка мусора на участке)

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Вывод: 

    Работа с детьми была организована на основе тематического планирования. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. Были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по городу, чтение литературных произведений.

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», работа с дошкольниками строилась в форме путешествий по родному городу, где дети имели возможность  любоваться красотой города, учились беречь и любить свою малую родину.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители. В работе с родителями активно используются различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.) В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству территории детского сада и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Подольска  доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивает...

Педагогический брифинг "Воспитываем любовь к родному краю"

Брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. (В нашем мероприятии тема нашего брифинга «Воспитываем любовь к ...

Педагогический совет «Пробуждение любви к родному краю в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Педагогический совет  «Пробуждение любви к родному краю в процессе воспитания  экологической культуры у детей дошкольного возраста» организован в целях повышени професс...

Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»

Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный п...