«Фольклор в речевом развитии детей дошкольного возраста»
материал на тему

Мухаметдинова Альсина Алмазовна
Выступление на городском методическом объединении «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vystuplenie_na_metodobedinenii.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитатель Мухаметдинова Альсина Алмазовна      

  

«Фольклор в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Выступление на городском  методическом объединении

«Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

 

  Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Фольклор является идеально доступным для ребенка носителем основных морально-этических категорий определенного народа, национальной ментальности, моделей поведения людей и типов взаимодействия между ними. Все виды и роды когда-либо существовавших в народном быту непрофессионально созданных эпоса, лирики и драмы в совокупности образуют то, что именуется устным  народным творчеством, или фольклором (от английского  "народная мудрость").

     В литературе всех народов мира фольклор был почвой, на которой возникло профессиональное творчество. Фольклор творится по особым законам, они отличаются от законов литературного творчества. Литературное творчество сопряжено с авторским индивидуальным человеком и создается не повторяемое другими людьми художественное произведение. В фольклоре же всегда имеет место непосредственно заимствованные результаты предшествующего творчества, дополняемое и видоизменяемое в последующем. Вследствие передачи произведения от лица к лицу в устной форме, остается только то, что считается наиболее удачным.

    Среди важнейших средств формирования образности речи ученые называют произведения художественной литературы и устного народного творчества. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении детей с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не  обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи, уделяя больше внимания подготовке к школе, усвоению грамоты. Детей необходимо знакомить с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Этот процесс должен происходить в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Особое значение имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живую разговорную речь. Произведения народного творчества можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать действиями или, наоборот, действие сопровождать чтением, обыгрывать их. Так, чтение потешки, в котором упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить. Знакомить детей с народным творчеством можно и на вечерах досуга, на специальных праздниках, утренниках. Произведения, адресованные дошкольникам, должны быть небольшими по объему, так как дети данного возраста еще не умеют долго концентрировать внимание, следить за сложным сюжетом, образы должны быть достаточно прямолинейными и действенными. Использование в работе с дошкольниками произведений народного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание детей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь ок...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Часть 2

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

Использование фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Данная статья адресована воспитателям. В ней рассмотрены особенности развития речи дошкольника средствами устного народного творчества. Показана роль и  конкретное значение каждого жанра для рече...