Конспект непосредственно образовательной деятельности по билингвальному обучению и познавательному развитию детей в старшей группе «Экскурсия по родному городу»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мареева Ольга Петровна

Цель: Формирование интереса детей к чувашской устной речи через знакомство с родным городом.

 

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать желание слушать и понимать чувашскую речь и говорить в игровых ситуациях.
  2. Расширять знания детей о городе Чебоксары.
  3. Закрепить значения чувашских узоров и символов.

Развивающие:

  1. Развивать интерес детей к чувашскому народному творчеству, умение давать развёрнутое описание предмета.
  2. Развивать способность воспринимать своеобразие звучания  чувашской речи, чувствовать её красоту.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к чувашской речи.
  2. Воспитывать любовь и чувство гордости к родному городу, бережное отношение к изделиям народного творчества.

 

Форма проведения: экскурсия по родному городу.

 

Предварительная работа: целевая прогулка в лесопарк «Роща Гузовского», беседы на тему «Мы живем в Чебоксарах», виртуальная экскурсия по родному городу.

 

Материалы и оборудования:

Ноутбук, проектор. Карта – маршрут экскурсии, видео ролик «Экскурсионный автобус», фотография посещения парка Гузовского, чувашские костюмы и головные уборы, дидактическая игра «Круги Луллия», аудио запись детских голосов, карточки  для подвижных игр, музыкальные инструменты.

 

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент «Видео ролик экскурсионного автобуса»
  2. Путешествие по городу
  3. Игровая ситуация «Чувашский национальный музей».
  4. Дидактическая игра «Круги Луллия»
  5.  Подвижные игры по выбору детей «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Карусели».
  6. Музыкальная импровизация «Илемле».
  7. Возвращение в детский сад. Игровой анализ проведенной экскурсии.

 

 

 

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

(Воспитатель с детьми заходят в зал обращают внимание на экскурсионный автобус и приглашение на экскурсию по городу Чебоксары).Слайд№1

Воспитатель: Ачасем: сир.н =ак автобуспа экскурсине каяс килет-и? (Ребята, а вам хотелось бы отправиться на экскурсию по родному городу на таком автобусе? ).

Ответы детей: +апла: каяс килет? (Да? Хотим)?

Воспитатель:  Пир.н хула м.н ятлё? (Как называется наш город?).

Ответы детей:. Пир.н хула Шупашкар ятлё. Вырасла - Чебоксары

Воспитатель: Паян Шупашкар хули тёрёх экскурсине каятпар? (Отправляемся на экскурсию по городу Чебоксары). Экскурсине экскурсовод ертсе пырать. (Экскурсию ведут экскурсоводы). Паян экскурсовод пулатап эп.? (Сегодня экскурсоводом буду я)? Ребята, в начале вспомним правила поведения на автобусе и на экскурсии. (Слайд №2, карта – маршрут экскурсии).

Ответы детей: Нельзя толкаться; нельзя шуметь, иначе не будет слышно экскурсовода; во время поездки не вставать с места; пристегиваться   ремнем безопасности.                   

Воспитатель: Ачасем автобуса к.рсе ларёр? (Ребята, проходим в наш автобус). Экскурсие ача сач. ларакан урамран пу=латпёр? (Экскурсию начнем с той улицы, на которой находиться наш детский сад)? Скажите, пожалуйста, кто знает на какой улице находиться наш детский сад?

Ответы детей: Наш детский сад находиться на улице Гузовского.

Воспитатель: Т.р.с? (Правильно). А почему называется улица Гузовского? Ребята, вспомните, мы ходили на экскурсию в лесопарк Гузовского и говорили о нем. (Слайд №3, фотография посещения парка Гузовского).

Ответы детей: Гузовский Бронислав Ильич вырёс учёнёй.: юман вёрманне лартнё? Ун яч.пе парк лартнё? (Гузовский Бронислав Ильич, русский ученый, который создал парк, для того чтобы восстановить дубравы. Он лечил деревья от насекомых и вредителей. В честь него поставили памятник природы «Роща Гузовского»).

Воспитатель: Кто еще что знает? … Мы проехали парк Гузовского, теперь наш автобус направляется на Красную Площадь. (Теп.р чарёну «Чёваш Наци Музей.»)? Остановка «Чувашский Национальный музей». (Ачасем: автобусран тухатпёр)? Ребята, аккуратно выходим с автобуса. Кунта т.рл. хитре к.песем: пу=а тёхёнмалли япаласем? Посмотрите, здесь хранятся нарядные, красивые, необычные костюмы и головные уборы разных народов: чувашских, русских, татарских.? Ребята, а кто знает, как этот головной убор называется? (Слайд №4)

Ответы детей: Ку тухья, ёна х.р ачасем тёхённё? (Это тухья. Его носили девочки). Воспитатель: А чем его украшали?

Ответы детей: Его украшали бисером и манетами.

Воспитатель: Как думаете, почему манетами?

Ответы детей: Потому что, люди верили, что звон манет пугает злых духов, и что тухья обладает волщебной силой.

Воспитатель: Т.р.с? (Правильно). А это сурпан. (Ку сурпан). Ёна чёваш х.рарём.сем тёхённё? (Его носили чувашские замужние женщины). Ку «масмак». (Следующий головной убор называется «масмак». Это женская налобная и головная повязка. Его носили замужние женщины. Он похож на ленту). Вёл сире кил.шет-и? (Он вам нравиться?).

Ответы детей: +апла: кил.шет? (Да.)?

Воспитатель: Чем нравиться?

Ответы детей: Они необычного цвета, красочные, там есть разные узоры.

Воспитатель: Правильно. Ребята, сейчас я вам расскажу легенду о трех солнцах. Раньше чувашский народ считал, что на небе не одно, а много солнца, и на земле было сплошное лето. Но тогда злые люди уничтожили два солнца, третье солнце убежало далеко на небо, где его не могла достичь стрела охотника. Наступила на земле мрак, и сказали мудрецы: «Надо добрыми делами  вернуть единственное светило, нарисовать на одежде три солнца, заманить песнями и плясками». Солнце поверило людям и вернулась.  Вот с тех пор чуваши вышивают три солнца.

Каждая вышитая вещь у чувашей о чем-то рассказывает. А мы уже знаем необычные значения чувашских узоров-символов. Вспомнить нам поможет дидактическая игра «Круги Луллия».

(Игра «Круги Луллия»).

Воспитатель: Вика, хёвна валли симвёл суйла: ун =инчен каласа пар? (Вика, выбери себе символ и расскажи о нем).

Ответы детей: Это символ обозначает дом, его изображают красным цветом. (Игра проходит со всеми желающими детьми).

(Звучит аудио запись детских голосов и смеха).

Воспитатель: Ачасем, эсир м.н илтет.р? (Ребята, что вы слышите?).

Ответы детей: Детские голоса, смех и веселье.

Воспитатель: Х.рл. площадре вылямаллы ачасен площадкисем пур? (На Красной Площади много детских площадок, где можно поиграть). Ачасем, сир.н выляс килет-и? (А вы хотите поиграть?).

Ответы детей: +апла выляс килет? (Да, хотим.)?

Воспитатель: Посмотрите, здесь очень много интересных игр. А игру можно выбрать.  Надо нажать на одну из кнопочек, тогда мы узнаем название нашей игры. Миша, выбери игру! 

(1) «Кошки-мышки», 2) «У медведя во бору», 3) «Карусели»).

Воспитатель: Вылярёмёр: кёштах канса илт.м.р? Хал. экскурсие малалла тёсар (Поиграли, отдохнули. А  теперь продолжаем нашу экскурсию)? Ачасем: ку м.н =урч.? (Ребята, это что за здание? (Слайд № 5, театр Оперы и балета).

Ответы детей: Ку Оперёпа балет театр.? ( Это театр Оперы и балета)?

Воспитатель: Ачасем, театрта репетици пырать. (Ребята, в театре идет репетиция). Хотите посмотреть работу  чувашских артистов?

Ответы детей: Да.

Воспитатель:  Ачасем, сир.н инструментсемпе выляс килет-и? (А вы хотите попробовать поиграть на инструментах?)

Ответы детей: Да, хотим.

Воспитатель: Инструментсене ил.р? (Ребята,  возьмите инструменты). Мы попробуем исполнить чувашскую плясовую  на музыкальных инструментах.  А поможет нам  артистка театра Солдатова Марианна Валерьяновна.

Музыкальная импровизация «Илемл.»

Воспитатель: Маттур, ачасем. (Молодцы, ребята!). Инструментсене вырёна хурёр? (Положите инструменты на места). Пир.н ача садне таврёнмалли вёхёт та =итр.? Ачасем: автобуса к.рсе ларёр? (Пришло время вернуться в наш любимый детский сад. Рассаживаемся в автобус).

 (Ребята садятся в автобус и пристегиваются ремнем безопасности).

Воспитатель: Ребята, а вам понравилась наша экскурсия?

Ответы детей: Да, понравилось.

Воспитатель: А в каких местах мы с вами побывали и что увидели? И что вам понравилось больше всего?

Ответы детей: Мы были на Красной Площади, зашли в Чувашский национальный музей, там мы увидели костюмы разных народов: чувашских, русских и татарских. Познакомились с чувашскими головными уборами: тухьёй, сурпаном и масмаком. Проезжали лесопарк Гузовского.

Воспитатель: В следующий раз мы с вами поедем на экскурсию по другим достопримечательностьям нашего города. Вот и доехали мы до нашего детского сада! (Слайд №6).

 

 

Литература:

  1. Программа «Воспитание ребенка дошкольника» / под редакцией О.В.Драгуновой. - Чебоксары, 1995.
  2. Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях (из опыта работы детских садов города Чебоксары). – Чебоксары,2005.
  3. Программа образования ребенка-дошкольника. / Л.В.Кузнецова. - Чебоксары:  Чувашский республиканский институт образования, 2006.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon путешествие по городу2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Карта- маршрут экскурсии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «МОРЕ РАДОСТИ» по социально-личностному развитию детей старшей группы (образовательная область «Социализация») по методическому пособию «Познаю себя» М.В.Корепановой и Е.В.Харламовой

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ГОРОД САРАТОВ»АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вид...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству и познавательному развитию в средней группе. Форма проведения: Интегрированное занятие Тема: «Волшебная страна красок»

Данный конспект  разработан согласно фгт. Непосредственно образовательная деятелность по данному конспекту опробавана на трёх группах детей, требует  тщательной и  дополнтелной подготов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием авторской дидактической игры «Матур машина» в средней группе "Путешествие по родному городу"

Цель:обучение детей правилам дорожного движения с применением УМК «Татарча сөйләшәбез».Задачи:  -формирование активного словаря татарских слов по теме «Гаилә»: «Әби», «Бабай», «Әни», «Әти», “Мала...

Конспект непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Счет до семи, знакомство с цифрой 7» для детей средней группы

Презентация по познавательному развитию (ФЭМП). Цель: Познакомить детей с цифрой 7. Задачи: Учить количественному счету (до семи); совершенствовать счет предметов в разном расположении; продолжать учи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей первой младшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «В гости к петушку».

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: цвете, размере, количестве, форме....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Город трех ангелов»

Предварительная работа: знакомство с историей города, с его достопримечательностями, разучивание стихов о родном городе, работа с ребусами, лабиринтами, изготовление игрушек в технике оригами....