НОД «Знакомство с миром архитектуры на примере родного города»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Оноприйчук Инна Владимировна

 

воспитывать у детей любовь к своему родному городу и интерес к его архитектуре

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_arhitektura.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Знакомство с миром архитектуры на примере родного города»

Программные задачи:

Образовательные:

  • уточнить знания детей об архитектуре как виде изобразительного искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота);
  • закрепить знание типичного, обобщённого в сооружениях (у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна) и характерного, индивидуального (арки, колонны,  решётки);
  • уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.);
  • формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения;
  • познакомить детей с архитектурными особенностями своего города.

Развивающие:

  • развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение); 
  • развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии), творчество и фантазию.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре;
  • активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
  • вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.

Материал к занятию: иллюстрации различных видов зданий, слайды с видами архитектуры города; поделки из картона; схемы-модели архитектурных сооружений, наборы конструктора для каждой подгруппы детей , таблички с названиями станций для путешествия: «Мир Архитектуры»; «Умники и умницы»;  «Мы – строители». Призы – «медали» для каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Приветствие гостей:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем, Здравствуйте! друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем Привет! и Добрый день! ;
Если каждый улыбнётся – 
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО.

I. Вводная часть 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в  мир изобразительного Искусства.   Какие виды искусства вы уже знаете? (Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Мы будем знакомиться с различными  сооружениями, которые используют люди в своей жизнедеятельности.  Путешествовать мы будем по станциям. (На доске расположены  таблички с названиями станций, прикрытые  бумагой. Названия станций открываются по ходу занятия).  

Воспитатель: Вы готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

II. Основная часть занятия

Воспитатель: В нашем городе есть много разных зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям. (Воспитатель обращает внимание детей  на выставку фотографий с изображением различных сооружений. К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях? (Ответы детей – это архитектура).

Наша 1 станция так и называется «Мир Архитектуры» (воспитатель на экране показывает название первой станции).

Воспитатель: А вы знаете, что такое архитектура? 

Архитектура это - дома, здания, сооружения.

А еще архитектура - это планировка дорог, садов, городов.

 (Это искусство  проектировать  и создавать сооружения для жизни и деятельности людей,  это все окружающие нас постройки – дома, магазины, дворцы культуры, школы). Можно ли принести в детский  сад архитектурные сооружения? Почему нет? Но зато мы сами можем создавать архитектурные сооружения своими руками. (Дети рассматривают поделки из картона с разными видами архитектурных сооружений). 

Какие виды архитектуры вы узнаёте среди этих поделок? (Жилой дом , детский сад, магазин, парикмахерская, храм). Для чего предназначаются эти сооружения? (Ответы детей)

Воспитатель:  Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подбери  архитектурные сооружения». (Детям раздаются открытки с изображением разных видов архитектурных сооружений).

Воспитатель: Вам надо внимательно рассмотреть картинки  и определить, к какому виду архитектуры относятся изображённые сооружения.  Затем положить свои открытки на тот стол, где находится данный вид архитектуры.  (Дети раскладывают карточки вокруг архитектурных поделок из картона, которые стоят  на столах и объясняют свой выбор, почему именно к этой поделке положили изображение). Что общего между всеми архитектурными сооружениями?

Дети: они должны быть прочными, красивыми, полезными.

Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?

Дети: фундамент, крыша, стены, окна, двери.

Воспитатель: А  чем отличаются сооружения друг от друга? (решётками, различной формой окон, дверью, крыш, фасадом).

Воспитатель: 2 станция – «Умники и умницы». Сейчас мы с  вами проведём «Архитектурную викторину» и посмотрим, как вы знаете архитектуру своего города. Я буду описывать вам известные  сооружения нашего города, а вы отгадаете, о каких из них идёт речь.

1.Воспитатель: Этому зданию 90 лет находится по улице Красноармейской. Оно большое, красивое. Это здание с  множеством огромных окон,  в нём имеется несколько входов и выходов. Каждое утро родители приводят сюда своих детей, чтоб они играли, занимались, общались друг с другом.  Что это за здание?

Дети: Детский сад

 (После того, как дети отгадали, о каком сооружении идёт речь, педагог показывает слайд, дети рассматривают.

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (ответы детей)

2.Воспитатель:  На пересечении улиц  25 Октября и Ленина расположилось здание , которому 107 лет ранее в этом здании находился магазин купца Сивякова. Прежде здание из красного кирпича было 2-х этажным, — 3-й этаж достроили после Великой Отечественной войны. А на территории шумел первый в станице рынок. Не случайно улица была Базарной. А сейчас в этом здании дети получают знания. О каком здании я говорю?

Дети: 1 Школа.

3.Воспитатель: Здание, выстроенный в стиле модерн в 1912 году (работы продолжались пять лет). Этому зданию 105 лет – одно из архитектурных украшений в самом центре нашего города, которое вполне эффектно смотрелось бы и в большом городе.

Дети: Магазин купца Плотникова

4. Воспитатель: здание выстроено из красного кирпича, в стиле  использованы элементы древнерусской, византийской и итальянской архитектурных эпох Возрождения

Дети: Покровская церковь

Воспитатель: Историческая  часть Константиновска — его центр и даже отдаленные улицы — настоящий архитектурный заповедник, ошеломляюще богатый, интересный и подчас своеобразный. Такие целостные  эффективные застройки конца XIX — начала XX века у нас на Дону, кроме как в Ростове, Таганроге, Новочеркасске, больше не встретить..

 Молодцы, вы правильно  отгадали  здания, о которых  я вам  рассказывала. Значит, вы хорошо знаете свой город, его архитектурных достопримечательностях.

Воспитатель: Вот мы с вами добрались до  3 станции, которая называется  «Мы – строители». Дети, вы видели, как строят настоящие дома?  А кто строит дома?

Дети: Строители

Воспитатель: Строители  строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор. Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор – это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения, показывает, как выглядит дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боковые и задние стены. Проект дома  дается  руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Видите как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.

 Вы будете строить  архитектурные сооружения по чертежам, которые нарисовал архитектор. Но сначала мы станем с вами строителями.

Физминутка  «Строители» (выполняются движения по тексту).

 Я хочу построить дом

Чтоб окошко было в нем

Чтоб у дома дверь была

Рядом чтоб сосна росла

Чтоб вокруг забор стоял

Пес ворота охранял

Чтобы в травке жил жучек

Бегал быстрый па-у-чек

Я хочу построить дом

Чтоб окошко было в нем

Чтоб у дома дверь была

Рядом чтоб сосна росла

Солнце было

Дождик шел

Чтоб тюльпан в саду зацвел

Чтоб флажек на доме был,

А за домом ежик жил

(Детям раздаются схемы или чертежи различных сооружений, они по подгруппам   выполняют постройку по чертежу, вслух договариваясь о последовательности работы). По окончании работы постройки детей обсуждаются.

Воспитатель (обращается к детям каждой подгруппы): Какое здание вы построили? Для чего оно предназначено? Какие архитектурные особенности отличают его от других сооружений? Молодцы! Вы правильно выполнили постройки, работали дружно, слаженно, поэтому сооружения у вас получились прочными, надёжными и красивым.

III. Заключительная часть 

Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с их особенностями, вспомнили о достопримечательностях своего города,  сами были строителями, узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось  и запомнилось на занятии?

Похвала и дифференцированная оценка деятельности детей.

Сюрпризный момент:  вручение детям медалей «Юный  архитектор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание» формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по образовательной области « Познание»  формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город» Программное ...

Методические рекомендации для воспитателей "Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями родного города"

...если мы хотим , чтобы наши дети полюбили свою страну, свой родной город, нам нужно показать их с привлекательной стороны; тем более,что нам есть, чем гордиться.Но никакие знания воспитателя не даду...

Знакомство детей дошкольного возраста с их родным городом

В настоящее время актуальной проблемой является проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. За последние годы произошли большие изменения в стране: нравственные ценност...

"Знакомство с геральдикой и символикой, достопримечательностями родного города и столицы нашей Родины»

Цель: закрепить знания детьми символики и геральдики нашей страны, области и города;воспитывать у детей интерес к ней;пробудить у детей радость от того, что они граждане России, воспитывать любовь к р...