Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа"
методическая разработка на тему

Дюжева Наталья Сергеевна

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа". Цель: Распространение педагогического опыта среди педагогов в контексте практики введения ФГОС ДО в рамках регионального компонента. Создание мотивации педагогов к деятельности в направлении ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

семинара-практикума для воспитателей

 

«Интеграция образовательных областей
при ознакомлении дошкольников
с историей и культурой Петергофа»

Составил:

старший воспитатель ГБДОУ ДС № 11

Петродворцового р-на

Санкт - Петербурга

Дюжева Наталья Сергеевна

Санкт – Петербург

Петергоф

2017г.


Цель: распространение педагогического опыта среди педагогов района в контексте практики введения и реализации ФГОСДО. Создание мотивации педагогов района к деятельности в направлении ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа.

Задачи: 

- познакомить педагогов района с опытом педагогов ГБДОУ дс №11

- проанализировать теоретические и практические основы создания условий для реализации направления Петергофоведение

- представление новых форм работы с детьми при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа

Участники семинара:

Воспитатели  

Программа практикума:

1. «Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа»

Ст.воспитатель Дюжева Н.С.

2. «Познавательно-исследовательская деятельность в системе ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа»

Воспитатель Косихина Л.В.

3.  «Цикл экскурсий для ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа»

Воспитатель Окуневич И.Ю.

4. «Экскурсия -  викторина с использованием макета»

Воспитатель Кукушкина И.В.

5.  «Развивающая предметно-пространственная среда для ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа»

Воспитатель Созыкина Н.В.

6.  Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДОУ. Экскурсия

7.   Подведение итогов семинара. Обсуждение.

1.Ведущая:

«Парадиз», «русская Версалия», «столица фонтанов», «жемчужина искусств» - так по сей день называют этот дворцово-парковый ансамбль на берегу Финского залива, созданный по замыслу Петра Великого во славу победы России в Северной войне и ее выхода к Балтийскому морю.

Искусство и талант выдающихся зодчих, скульпторов, мастеров фонтанного и садово-паркового дела разных эпох воплотились в достопримечательностях Петергофа. И мы, спустя века, имеем возможность любоваться его красотой. 

 Во все времена Петергоф вдохновлял поэтов, художников, композиторов.

Петергоф вдохновил и нас.

Мы хотим сегодня познакомить вас с нашей работой.

 Главной целью нашей работы является содействие становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Петергофа.

Девиз нашего семинара:

Кто добр душой и мыслью ясен

Всегда поведать всем готов

О том, как сказочно прекрасен

Великолепный Петергоф!

Условия Петергофа – города музея под открытым небом, города истории, уникального памятника подлинного искусства – позволяют ребенку погрузиться в атмосферу настоящего искусства, познать мир прекрасного, соприкоснуться с разными эпохами, стилями, историей, музыкой, поэзией и этикетом.

Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает одно из направлений деятельности, созданное самостоятельно и ориентировано
- на специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; 
- возможности педагогического коллектива;
- и сложившиеся традиции ДОУ.

Упражнение ВЕЕР (для активизации работы)

Цель: выявить уровень понимания сущности ознакомления с историей и культурой Петергофа.

Ведущая: для определения вашего понимания сущности ознакомления с историей и культурой Петергофа я предлагаю Вам лист бумаги, который я запускаю по кругу. Каждый из вас должен написать ассоциативное слово с выражением «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа. «Петергофоведение», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику.

(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Затем ведущая зачитывает высказывания, записанные педагогами)

Знаете ли вы Петергоф

Начнем мы с вами работу с небольшой разминки:

Разминка «Верите ли Вы, что….»

- Верите ли Вы, что вода к фонтанам Петергофа поступает с Финского залива? (Нет)

- Верите ли Вы, что Готическая капелла посвящена святому Александру Невскому (Да)

- Верите ли Вы, что Петергоф в переводе означает Дворец Петра (Нет) (Петров двор)

- Верите ли Вы, что Герман Греф является почетным гражданином Петергофа? (Да)

- Верите ли Вы, что вода в фонтаны попадает самотеком? (Да)

- Верите ли вы, что Ольгино, Санино, Марьино названы в честь детей Николая 1? (Да)

- Верите ли Вы, что парк Петергофа создан в стиле Барокко (Да)

- Верите ли Вы, что статус города Петергоф приобрел в 1762 году (Да)

Вот сколько загадок и тайн хранит в себе Петергоф. И мы сегодня попытаемся открыть некоторые из них.

2. Система ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа

Цель

  • содействие становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Петергофа

В целях приобщения дошкольников к истории и культуре Петергофа, историческим ценностям, воспитания нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности нами были выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления деятельности:

 - создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей предметно-пространственной среды в группах, направленной на ознакомление дошкольников с основами истории Петергофа

- разработка и внедрение системы ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа

- приобщение дошкольников к различным видам искусства Петергофа – архитектура, живопись, фольклор, музыка, поэзия

- планомерное воспитание в детях патриотических, и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родному городу, историческому прошлому, мировому культурному наследию родного города

- воспитание культуры юного жителя Петергофа в условиях социума

В ходе реализации поставленных целей проводятся следующие основные  мероприятия:

- Экскурсии в ГМЗ «Петергоф»

- Петергофские ассамблеи

- Организация совместной деятельности детей и педагогов по ознакомлению с историей и культурой Петергофа

- разработаны методические пособия и разработки, дидактические материалы

- оформлена наглядность по ознакомлению с историей и культурой Петергофа

 - действующая выставка творческих работ «Мой любимый Петергоф»

3.Основное направление Петергофоведения –

нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста.

Ведущая:

Как уже было сказано ранее нашей творческой группой разработана система ознакомления дошкольников старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа «Петергофоведение.

Система разработана для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана система на организацию образовательной деятельности с детьми на учебный год. Организованная совместная деятельность проводится 1 раз в неделю, в виде интегрированных занятий.

Тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Петергофа.

Итак мы с вами подошли с вами к

4.Интеграции образовательных областей

при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа

Содержание образовательной программы ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

4.1.Речевое развитие включает

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Значимость ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы, экскурсии, поэзия и т.п.), накопление жизненного опыта, развитие психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствующем контексте высказывания. Развивается лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению

Ознакомление с Петергофом в полной мере отвечает поставленным задачам речевого развития: в речи отражаются названия предметов, их свойства, действия, признаки и т.п. В процессе ознакомления с Петергофом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словообразования, воспитывается орфоэпически правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется выразительность и плавность речи, дикция, воспитывается культура речевого общения.

Формы образовательной деятельности:

Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа

 позволяет с успехом совершенствовать речевые умения и навыки детей через следующие формы образовательной деятельности:

- беседа, как метод обучения диалогической речи

- обучение рассказыванию по предмету, по картине, из опыта, по воссоздающим наблюдениям

- обучение творческому рассказыванию

- формирование связных высказываний типа суждений

- рассказывание воспитателя

- разучивание стихов

 - наблюдение

- рассматривание  объектов природы, сюжетных и предметных картин;

- рассматривание картин (пейзаж, натюрморт и т.п.) и составление по ним связных рассказов;

- речевые игры;

- речевые игровые упражнения;

- обсуждение (произведений искусства и др.);

 - создание соответствующей предметно-развивающей среды;

- создание библиотеки;

- театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые

- тематические досуги;

- театральные постановки спектаклей; др.

- экскурсии;

 -прогулки;

Задание для педагогов практикума:

1.Отгадайте о чем говорили дети?(приложение )

2. Продолжите стихотворение(приложение)

Практический материал к практикуму :

1..Стихи о Петергофе автор музыкальный руководитель Жебенева Л.В.

2.Стихи о Петергофе известных поэтов.

3. Продолжи стихотворение.

4.2.Чтение художественной литературы

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формы образовательной деятельности

-беседа;

- рассматривание книг и иллюстраций к произведениям;

- игровое упражнение;

- конструирование на тему прочитанных произведений;

- обсуждение (произведений и др.);

- создание детской библиотечки (книжки-малышки своими руками);

- работа с энциклопедиями, справочниками

- чтение художественной литературы

- занятия: рисование, лепка, аппликация, конструирование могут иметь темы по мотивам прочитанных произведений;

- театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые);

- тематические досуги;

- выставки книг;

- создание соответствующей предметно-развивающей среды;

- экскурсии;

- прогулки;

- создание детской библиотеки;

4.3.Познавательное развитие направлено на

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  • о малой родине и Отечестве,
  • представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
  •  об отечественных традициях и праздниках,
  • о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается субъективно-новый продукт.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н.Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим механизмом творчества ребенка.

Петергоф- великолепный ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Давайте вместе попробуем разобраться в устройстве этих сложных механизмов.

Для того, чтобы детям было легче понять принцип действия фонтанов проведем вместе с ними серию опытов «Как работают фонтаны»

Формы образовательной деятельности:

- наблюдение;

- беседа;

- рассматривание предметов, объектов природы, быта;

- игровое упражнение;

- проблемная ситуация;

- создание коллекций;.

- экспериментирование;

игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические);

- тематические досуги;

 - математические КВН;

- выставки работ, сделанных своими руками;

- самостоятельная конструктивная деятельность;

 - создание соответствующей предметно-развивающей среды;

- экскурсии;

- прогулки;

Задание для педагогов практикума:

Проделать опыты вместе с педагогом ГБДОУ дс №11 «Как работают фонтаны»

Практический материал:

Экспериментирование «Как работают фонтаны»

4.4. Физическое развитие

Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя реализацию здоровьесберегающих технологий.

Формы образовательной работы:

«Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

С использованием здоровьесберегающей технологии «Ритмическая мозаика» педагог музыкальный руководитель нашего ГДОУ знакомил педагогов района на семинаре. (Представить презентацию в печатном виде)

Задание для педагогов практикума:

Старинные подвижные игры Петергофа

Пальчиковые игры

Практический материал:

Старинные подвижные игры Петергофа

Пальчиковые игры

4.5. Социалильно-коммуникативное развитие направлено на

  • на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Педагогическая работа, направленная на решение данных задач – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, выражения отношения к людям, к себе, к природе. Результатом данной работы являются появление и утверждение к личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности  со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, архитектура, памятники и музеи Петергофа, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные чувства.

Формы образовательной деятельности:

- беседа;

- наблюдение;

 - рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием;

- игра;

- игровое упражнение;

- обсуждение художественных произведений, поступков главных героев и др.);

др.

- создание соответствующей предметно-развивающей среды;

- игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые);

- тематические досуги;

- экскурсии

- уроки этикета

Развитие игровой деятельности.

Сюжетно-ролевые игры.

Подвижные игры.

Театрализованные игры.

Дидактические игры.

Задания для педагогов практикума:

1.Знаете ли Вы имена почетных граждан Петергофа?

Представление цикла экскурсий.

Работа с макетом

4.6.Художественно-эстетическое развитие

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве. Только через искусство, по мнению Б.М.Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений»

Живопись, скульптура, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигло своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. Ознакомление с историей и культурой Петергофа способны решить эти задачи.

Лучшей формой закрепления и осмысления впечатлений и знаний, полученных детьми при ознакомлении с историей и культурой Петергофа, выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками.

Формы образовательной деятельности:

  • рассматривание эстетически привлекательных объектов искусства и природы;
  • игра;
  • игровое упражнение;
  • обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.);
  • создание коллекций;
  • совместная деятельность (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка);
  • изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;
  • экспериментирование;
  • тематические досуги;
  • выставки детских работ  «Мой любимый Петергоф» в ГДОУ
  • выставки творческих работ в других местах (библиотека)
  • создание коллекций;
  • экскурсии;
  • прогулки;
  • самостоятельная изобразительная деятельность

Музыка

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству.

Формы образовательной деятельности:

  • беседы;
  • рассматривание эстетически привлекательных предметов и объектов;
  • слушание музыки;
  • логоритмические игры;
  • обсуждение музыкальных произведений искусства, средств выразительности и др.

др.

  • занятия музыкальные;
  • занятия: рисование, аппликация, худож.. конструирование, лепка могут иметь музыкальное сопровождение для полноты создания образа;
  • игры (музыкально-дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые);
  • музыкальные досуги;
  • создание коллекций музыкальных произведений;
  • создание соответствующей предметно-развивающей среды;
  • экскурсии;
  • прогулки;

Музыкальный руководитель нашего ГДОУ  работает по программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа, через знакомство с музыкой, поэзией, танцем и искусством», с которой она тоже знакомила педагогов района (Презентация в печатном виде)

Задание для педагогов практикума:

Исполнить танец «Менуэт» под руководством музыкального руководителя.

Практический материал:

Текст Песни Л.В.Жебеневой «Мой Петергоф»

5. Развивающая предметно-пространственная среда

обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями данной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Закончить нашу встречу мы бы хотели песней автором которой является музыкальный руководитель ГБДОУ №11 Жебенева Л.В.

Песня «Мой Петергоф»

6. Обсуждение итогов практикума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Семинар-практикум «Комнатные растения».

научить воспитателей ДОУиспользовать комнатные растения при оформлении групп детского сада....

СТАТЬЯ "ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ПЕТЕРГОФА"

В основной образовательной программе дошкольного образования  определен региональный компонент образовательной деятельности, который реализуется через авторскую систему работы по ознакомлению дош...

Методическая разработка: "Семинар-практикум для родителей "Какие игрушки нужны вашему малышу"

Пример семинара-практикума для проведения с родителями детей раннего возраста. Практические задания "Ярмарка" и "Изготовление игрушки" позволят сделать встречу с родителями менее формальной. К материа...

Методическая разработка семинара - практикума для родителей "Развитие навыков словообразования у дошкольников"

Методическая разработка посвящена такому сложному вопросу,  как развитие навыков словобразования у детей средней возрастной группы.  Будет полезна в работе учителям - логопедам и заинтересов...

Методическая разработка Семинар-практикум для педагогов и специалистов ГБДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников

Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу в 2019 году,  в разделе Характеристика обобщенных трудовых функций, среди трудовых действий в  педагогической деятельности по реализации...

Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».

Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, м...

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания....