Программа «Моя малая Родина»
рабочая программа (подготовительная группа)

Моисеенко Валентина

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx60.9 КБ

Предварительный просмотр:

Медведенко Наталия Петровна

Программа «Моя малая Родина»

Пояснительная записка

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Актуальность

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родное село… Надо показать ребенку, что оно славно своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. В программе отведено место региональному компоненту, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей села.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам детского сада адаптироваться к условиям жизни, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств.

Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Любой край, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема патриотизма. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии, посещение музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного села.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов: В.Г. Белинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М.Д. Маханёва, Г.А. Ковалева, Н.В. Алёшина, М.Ю. Новицкая.

Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село - это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Цель программы:

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему селу, к природе на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы:

  1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным селом.
  2. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

Сроки реализации программы:

Программа определяет основные направления нравственно - патриотического воспитания дошкольников на 2013-2015 годы.

Реализация программы осуществляется в три этапа:

  • 2013 – 2014 учебный год - реализация мер по выполнению задач программы;
  • 2014 - 2015 учебный год - обобщение результатов реализации программы.

Основой для разработки программы по региональному компоненту стали:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: Мозаика – Синтез, 2010г.;
  2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России»;
  3. Н. В. Алёшина. Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников»

Основные направления работы
Моя семья:
- моя семья, какой я её вижу?
- Как я интересуюсь жизнью своих родственников?
- Знаю ли я своих родственников?
- Рассматривание фотографий – внешнее сходство и различия между братьями и сёстрами;
- Профессия моих родителей;
- Выходной день в нашей семье;
Моё село.
- название отдельных улиц – отражение истории села;
- исторические памятники;
- национальности, населяющие село;
- рассматривание разных по назначению зданий;
- места отдыха, экология села;
- виды транспорта в селе;

Люблю тебя, мой край родной:
- историческое прошлое и настоящее ставропольского края;
- географическое расположение, его природные ресурсы;
- климатические условия, определяющие экономическое развитие края.
- Города края (Ставрополь, КМВ), их достопримечательности.
- Происхождение казаков. История, быт, культура казачества.

Ожидаемый результат:

В процессе реализации программы по нравственно -патриотическому воспитанию у дошкольников к моменту выпуска из ДОО будут сформированы следующие качества личности:

  • Чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • способность к саморазвитию.

У детей будут присутствовать знания об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края. Возникнет стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Дети должны знать:

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название села.
  • Иметь представление о символике села.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа населивших село.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории села.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг своего села.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице села.

Результативность работы по нравствено-патриотическому воспитанию определяется по следующим критериям:

  1. Определение характера отношения дошкольников к малой Родине.

2. Сформированность патриотического сознания личности.

Этапы внедрения программы

  • Сбор информации.
  • Разработка и внедрение программы.
  • Реализация плана выполнения программного материала.
  • Текущий мониторинг выполнения программы.
  • Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

Педагогические принципы программы:

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе, в школе реализуется программа «Воспитание и развитие школьников через музейную деятельность»
  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Устав МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.)
  • Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода развития детей: старший возраст (5-6 лет, старшая группа), (6 -7 лет, подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Семья, детский сад».
2 раздел «Моя малая Родина».
3 раздел «Любимое село».

1 раздел «Семья, детский сад». 

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
  2. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
  3. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2 раздел «Моя малая Родина».

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

  • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  • Расширять представления о природных богатствах амурской земли, особенностях села: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

3 раздел «Любимое село».

Цель: Дать элементарные представления об истории и достопримечательностях родного села, о защитниках Отечества, , социально-экономической значимости села.

Задачи:

  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости села.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

Комплексно - тематическое планирование

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Рассказ воспитателя «О тружениках села»

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть.

«Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).

Экскурсия к памятнику героям ВОВ

Октябрь

Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».

Сюжетно-ролевая игра «МЧС».

Рассказ воспитателя «О символике родного края».

Рассматривание карты России, карты Амурской области

Ноябрь

Беседа «Чем славится Октябрьский район»

Экскурсия к строительству нового дома.

«Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Декабрь

«Панорама добрых дел».

Экскурсия в краеведческий музей.

Природоохраняемая акция «Не рубите елочку».

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).

Январь

Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева)

Изготовление с детьми и родителями герба с. Екатеринославка

История возникновения

Екатеринославки

Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Февраль

Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Природный мир «Природа и человек».

Акция «Подарки для Защитников Отечества».

Праздник День Защитника Отечества.

Март

Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта

Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Макарова. Природоохраняемая акция «Берегите птиц».

Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности

села».

Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми

Апрель

Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Екатеринославке».

«Кем работают наши родители».

Экскурсия к памятнику погибшим от пожара корейских школьников

Май

Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ

«Вкусная и полезная пища».

Беседа «Национальная одежда коренных народов».

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Июнь

«Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада).

«Дом, в котором я живу» выставка рисунков.

Досуг «Зарница».

«Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Июль

Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария.

Экскурсия в краеведческий музей.

Развлечение «Приключения капельки».

Познакомить с с животными, занесенными в Красную книгу.

Август

Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков».

Составление с детьми Красной книги.

«Символика города».

«Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город.

Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1.Познавательные занятия

  • НОД , посвященная изучению государственных символов.
  • НОД о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.

2. Традиции

  • Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся:
  • Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
  • Экскурсии в краеведческий музей;
  • Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник патриотического воспитания, во время которого организуются:

  • Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
  • Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
  • «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

  • оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
  • Занятия, беседы.
  • Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
  • Оформление групповых комнат.
  • Благоустройство ДОУ.
  • Труд бытовой в природе.
  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
  • Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

6.Материально-техническое сопровождение

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • ИКТ;
  • методическая литература;
  • Репродукции картин;
  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Моё село»;
  • «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
  • карты, атлас Амурской области;
  • символика Амурской области и Октябрьского района.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  2. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6
  3. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  4. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2
  5. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12
  6. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8

                                                                                                           

Приложение № 1

Методика проведения мониторинга детей

по нравственно – патриотическому воспитанию

Задание 1. «Родное село»  

Цель: название   своего города, села

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию.  

Оценка результатов.  

Высокий уровень

Ребенок без особого труда узнает и называет город

Средний уровень

Ребенок не уверенно называет город

Низкий уровень Ребенок не знает названия города

Задание 2. «Домашний адрес»

Цель: знание домашнего адреса (в старших группах адрес детского сада)

Методы: Беседа, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Назови свой адрес» (А знаешь ли ты адрес детского сада)  

Оценка результатов:

Высокий уровень

Ребенок без особого труда называет домашний адрес (и адрес детского сада)

Средний уровень

Ребенок не уверенно называет адрес, путается.

Низкий уровень

Ребенок не знает домашний адрес (адрес детского сада)

Задание 3. «Родная природа»

Цель: знание растительного мира, животных родного города, правила поведения на природе. Методы: Беседа, рассматривание фото, рисунков, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Как называется это растение, животное», «Как нужно себя вести в лесу, возле водоема»

Оценка результатов:

Высокий уровень

Ребенок без особого труда называет растения и животных, а также правила поведения на природе.

Средний уровень  

Ребенок не уверенно называет растения и животных. Называет не все правила.

Низкий уровень

Ребенок не знает растения и животных, не знает правила.

Задание 4. «Достопримечательности»

Цель: умение узнавать достопримечательности родного города

Методы: Беседа, показ фотографий, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми, рассматривание фото.

Оценка результатов: 

Высокий уровень

Ребенок узнает и называет достопримечательности, связанные с детским отдыхом

Средний уровень

Ребенок узнает, но не всегда может назвать достопримечательность. 

Низкий уровень

Ребенок не узнает и не называет достопримечательность

Задание 5. «Профессии родителей, жителей города»

Цель: знание и называние профессий родителей, жителей города.

Методы: Беседа, рассматривание иллюстраций, запись  ответов детей.

 Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Где работает мама, папа, кем они работают?», «Какие еще профессии в нашем городе ты знаешь»  

Оценка результатов:

Высокий уровень

Ребенок без труда называет место работы и профессию родителей, другие профессии.

Средний уровень

Ребенок не точно называет  профессии родителей и их место работы, называет мало других профессий.

Низкий уровень

Ребенок не называет профессии и место работы родителей, не знает других профессий.

Задание 6. «Транспорт города»

Цель: умение называть городской транспорт

Методы: Беседа, показ иллюстраций, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций, запись ответов детей.

Оценка результатов:

Высокий уровень

Ребенок называет транспорт нашего города

Средний уровень

Ребенок называет не весь транспорт  

Низкий уровень

Ребенок не знает названия городского транспорта

Задание 6. «Моя семья»

Цель: умение называть свою фамилию, имена родителей, родственников, знает родственные связи, увлечения своей семьи.

Методы: Беседа, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Запись ответов детей.

Оценка результатов:

Высокий уровень

Ребенок называет фамилию, имена всех родственников, родственные связи, увлечения

Средний уровень

Ребенок называет не всех родственников, путается в связях.

Низкий уровень)  Ребенок не знает фамилию, родственников




Анализ работы

по нравственно-патриотическому воспитанию

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предположения. Значительная часть дошкольников имеет высокий и средний уровни развития нравственно-патриотических качеств. Это обусловлено в большей степени тем, что в течение 2-х лет работы в данном направлении мы уделяли большое внимание нормам нравственно-патриотического воспитания.

В целях реализации указанной задачи в группе проводится систематическая работа разнонаправленного характера: совместная с воспитанниками деятельность в первую и вторую половину дня (НОД, беседы, игры, досуговые мероприятия, наблюдения, приобщение к произведениям художественной литературы, рассматривание картин и рисунков соответствующего содержания:

Кроме того, система работы в процессе НОД строится воспитателями   с учётом индивидуальной и самостоятельной работы.

Результатами системности НОД по нравственно- патриотическому воспитанию во стали следующие знания, умения и навыки, реализующиеся воспитанниками  в повседневной жизни:

-соблюдение правил культуры поведения по отношению к близким и незнакомым людям;

-знание стихов, пословиц и поговорок, в которых отражены забота о семье, любовь к близким;

-проявление интереса к прошлому, настоящему и будущему людей на Земле, жизни народов мира;

-осознание собственной социальной значимости и ответственность за людей, нуждающихся в заботе и внимании;

-обретение представления о большой и малой Родине, проявление патриотических чувств по отношению к ней;

-проявление интереса к своему прошлому и будущему.  

Анализируя итоги работы следует отметить: дети владеют знаниями по обозначенному вопросу в соответствии с требованиями программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            Приложение 1

Перспективный план по ознакомлению с родным селом  

с детьми 5-7 лет

 

Тема: «Моя семья»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Семья 

Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

Занятия, совместные с родителями досуги, праздники, выставка

«Поколения», вечера встреч.

Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья».

Место работы родителей

Прививать уважение к труду родителей.

Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Беседы, составление рассказов о будущей профессии, рисование.

Родной очаг 

Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым членам семьи.

Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые игры «Строители», «Почта».

Беседа на тему: «Мой адрес»; рисование дома, фантазирование сказочного дома.

Интересное в нашем доме

Учить детей внимательнее относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи.

Театрализованная деятельность, игры, концерты.

Беседы на темы: «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга», «Животные в доме»,

«Домашние праздники» и т. д.

Тема: «Мой детский сад»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

По дороге в детский сад

Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.

Занятия, сюжетно-ролевые игры.

Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и

т. д.

Заботливые люди

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание

Экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование.

оказывать посильную помощь.

игры.

Двор детского сада

Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения.

Беседы, моделирование участков.

История детского сада

Познакомить детей с историей детского сада

Вечера воспоминаний 

Беседы, рассматривание фотоальбомов.

Тема: «Моё село»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

История села

Познакомить детей с историей возникновения села, его названия; вызвать интерес к своему городу, привить чувство гордости за него.

Занятия, экскурсии по селу.

Беседы, рассказ воспитателя об истории села, рассматривание фотоальбомов.

Улицы села  

Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц.

Экскурсии по улицам села.

Беседы, рассказ воспитателя о людях, в честь которых названы улицы.

 

Предприятия и учреждения села

Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда; интерес к профессиям.

Экскурсии на предприятия и учреждения села; сюжетно-ролевые игры.

Беседы с работниками предприятий; чтение художественной литературы о людях труда; рисование, рассматривание фотоальбомов.

Транспорт села

Дать представления о транспорте; учить детей правилам поведения в общественном транспорте.

Экскурсии на автостанцию; сюжетно-ролевые игры.

Чтение художественной литературы, рассматривание фотоальбомов, рисование, беседы.

Символы Октябрьского района – герб

Познакомить детей с

символом Октябрьского района – гербом,

Экскурсии к администрации села

Рассматривание изображения герба, сравнение с другими гербами,

сформировать уважительное отношение к гербу, познакомить с символическим значением.

дидактическая игра «Найди наш герб», создание герба своей семьи.

Символы Октябрьского района - флаг

Познакомить детей с

символом Октябрьского района – флагом, с его основными цветами, назначением. 

Экскурсия по улицам села

Рассматривание изображения флага, целевая прогулка к зданию администрации, рассматривание флагов на здании, сравнение флага села и флага

России.

Тема: «Природа села»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Времена года

Учить детей видеть красоту природы в разное время года.

Прогулки, экскурсии, экологические тропы, подвижные игры, викторины, занятия, календарные праздники.

Слушание классической музыки из цикла «Времена года»; рисование; пословицы и поговорки о погодных условиях.

Растительный мир

Знакомить детей с растительным миром города; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы.

Животный мир

Знакомить детей с животным миром города, исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.

Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование.

Водоемы

Дать представления о водоемах села, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения

Экологические тропы, прогулки, праздники.

Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

на водоемах.

Правила поведения на природе

Учить соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.

Занятия, театр на природе, экологические тропы, составление

Красной книги.

Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

Уроки безопасности

Дать понятие об опасных растениях и ядовитых животных; о возможных травмах на природе; учить оказывать первую помощь.

Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы.

Дидактические игры на классификации, игра

«Хорошо-плохо».

Тема: «Достопримечательности села»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Памятники воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Вызвать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми.

Экскурсии к Аллее Героев в парке ветеранов

Беседы, рассматривание фотоальбомов.

Площадь Победы  

 

Вызвать гордость за красоту родного села, уважение к людям, создающим эту красоту

Экскурсии на площадь

Рассматривание цветочных клумб

Парк

Продолжать знакомство с достопримечательностями родного села. Дать детям знания о местах отдыха его жителей

Экскурсия в парк

Рассматривание деревьев, игра в детском городке на территории парка

Спортивный городок в парке

Познакомить дошкольников с местом детского отдыха.  

Экскурсия в городок

Игры на территории городка.

Проведение детских праздников и развлечений в летний период


 

Перспективное планирование

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Рассказ воспитателя «О Дне освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов».

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть.

«Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, г.Макарова).

Октябрь

Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».

Сюжетно-ролевая игра «МЧС».

Рассказ воспитателя «О символике родного края».

Рассматривание карты России, карты Сахалинской области (местоположение г. Макарова).

Ноябрь

Беседа «Чем славится

г. Макаров» (на основе наглядного материала).

Экскурсия к строительству нового дома.

«Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Декабрь

«Панорама добрых дел».

Экскурсия в краеведческий музей.

Природоохраняемая акция «Не рубите елочку».

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).

Январь

Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева)

Изготовление с детьми и родителями герба г. Макарова.

История возникновения

г. Макарова.

Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Февраль

Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Природный мир «Природа и человек».

Акция «Подарки для Защитников Отечества».

Праздник День Защитника Отечества.

Март

Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта

Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Макарова. Природоохраняемая акция «Берегите птиц».

Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности

г. Макарова».

Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми

г. Макарова».

Апрель

Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г. Макарову».

«Кем работают наши родители».

Экскурсия к памятнику погибшим от пожара корейских школьников

Май

Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Макарова.

«Вкусная и полезная пища».

Беседа «Национальная одежда коренных народов».

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Июнь

«Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада).

«Дом, в котором я живу» выставка рисунков.

Досуг «Зарница».

«Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Июль

Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария.

Экскурсия в краеведческий музей.

Развлечение «Приключения капельки».

Познакомить с заказником «Макаровским», с животными, занесенными в Красную книгу.

Август

Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков».

Составление с детьми Красной книги г. Макарова.

«Символика города».

«Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город.

Подготовительная группа (6–7 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Конкурс рисунков «Памятники героям» посвященным к Дню освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов.

Родные просторы (знакомство с местоположением г. Макарова на карте).

«Край, в котором мы живем».

Проект «Наше дерево».

Октябрь

«Как можно стать юным экологом».

Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?» Встреча со старожилами, первопроходцами г. Макарова.

Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города».

Экскурсия по близлежащим улицам

г. Макарова. Рассказ педагога о происхождении названий улиц.

Ноябрь

Проект (комплексное занятие) «Символика Сахалинской области» (изобразительная и музыкальная деятельность).

Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря.

«Кладовая

г.Макарова» (полезные ископаемые округа).

Спортивный досуг, посвященный Дню матери.

Декабрь

Беседа «Важные даты Сахалинской области и

г. Макарова».

Экскурсия в музейную комнату школы №1 (преемственность).

Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку».

Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов».

Январь

Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте».

Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».

Экскурсия в Центральную районную библиотеку. Знакомство с поэтессой г. Макарова Таей Немовой.

Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с советом ветеранов города.

Февраль

Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой».

Оформление альбома «История детского сада «Аленький цветочек» в фотографиях».

Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части

г. Макарова.

Праздник– День Защитника Отечества.

Март

Праздник «Наши мамы».

«Все профессии нужны, все профессии важны».

Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности).

Рассказ педагога о Героях Советского Союза: капитане Л.В.Смирных, сержанте А.Е.Буюклы.

Апрель

Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья).

«Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей.

Проект (рисование) «Язык орнаментов».

Беседа «Архитектура родного города». акция «Спасти и сохранить».

Май

Экскурсия к «Стеле памяти». посвященной ВОВ.

Рассказ педагога о заповедных местах Макаровского района.

Викторина «Конкурс знатоков родного города».

«Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников.

Июнь

День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

Беседа «Красная книга Макаровского округа».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».

Игра – фестиваль «Загадки Лешего».

Июль

Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе».

Досуг «Зарница».

Беседа «Зачем людям нужна вода?»

Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город».

Август

Государственная символика, символика города, Сахалинской области (День флага).

Праздник корейского народа (традиции, игры, обряды).

Досуг «Наши друзья деревья».

Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время.

Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны (подарки, благодарственные письма).

Взаимодействие с родителями

№ п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Проведение родительского всеобуча.

По плану ДОУ

Воспитатель

2

Выставка цветов и композиций посвященных Дню города.

Сентябрь

Воспитатели, родители, старший воспитатель

3

Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края).

Октябрь

Воспитатели

4

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».

Ноябрь

Воспитатели, родители, старший воспитатель

5

Круглый стол, посвященный Дню матери.

Ноябрь

Воспитатели, психолог, методист

6

День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Декабрь

Заведующий, методист, воспитатели

7

Оформление стенда «Древо своей семьи».

Январь

Родители, воспитатели

8

Конкурс плакатов «Защитники Отечества».

Февраль

Воспитатели, родители, методист

9

Досуг «Мой – папа».

Февраль

Воспитатель, родители

10

Проект «Мама, папа, я – спортивная семья».

По плану ДОУ

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители

11

Организация совместных занятий детей и родителей.

Апрель

12

Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам».

Апрель

Родители, воспитатели

13

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

Июнь

Родители, воспитатели


        Б нгл оь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа "Моя малая родина"

Данная программа дополняет содержание образовательной области «Познавательно-исследовательское развитие» местными элементарными сведениями из истории, географии, культуры Оренбурга и разнообразными те...

рабочая программа "Сбережем Малую Родину"

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, так как они постоянно в ра...

Проект парциальной программы "Моя малая Родина"

Проект программы "Моя малая Родина" подготовлен для детей старшего возраста детского сада....

Мини – программа Моя малая родина

Цель: содействовать формированию духовности, уважения к ценностям национальной культуры, эстетических взглядов, реализации культурных ценностей....

Программа Моя малая Родина

Программа разработана для расширения и углубления знаний своей малой Родины....

Учебно-методический комплект: Методическое пособие "Организация работы по краеведению в детском саду с детьми 6-7 лет" и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-7 лет с взрослым по программе "Моя малая родина - Кузбасс"

Название работы: Методическое пособие «Организация работы с детьми 6-7 лет в детском саду по краеведению» и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-8 лет с вз...