"Путешествие на Север"занятие для детей средней группы ДОУ.
план-конспект занятия (средняя группа)

Фирсова Алена Михайловна

Предлагаю Вашему вниманию занятие "Путешествие на Север".Дети через игру знакомятся с жизнью и бытом народов Севера - ханты и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_konspekt.docx222.94 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия «Путешествие на Север»

Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познание». «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели:

1. Закрепить знания детей о народах ханты и манси.

2. Продолжать знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей Севера-(природа,жилища,одежда,труд.)

3. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

4. Обогащать словарный запас за счет слов ханты, манси, чум, нарты, тайга, тундра, развивать мышление, память, речь, внимание.

5. Развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить детей отвечать на вопросы четко и внятно; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; учить согласовывать прилагательные с существительными; правильно и отчетливо на выдохе произносить звук «У», «Ха», «Д-д-д-д..»

6.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Словарная работа: обогащение и активизация словаря: север,ханты, манси, северный олень,ездовые собаки, нарты, тайга, тундра, малица, чум, береста, оленевод, пурга (летит, завывает, воет, бушует, засыпает, заносит снегом), погода (морозная, холодная, суровая, вьюжная).

Материал к занятию: Разрезные картинки 3 шт.(разной сложности разрез);Презентация Севера, кукла в национальном костюме, карточки –билеты; гимнастические палки, куски ткани и меха,2 корзины, мячи желтые и красные  и синие по 4 шт.; Для аппликации: Клей ПВА, кисти, шаблон малицы, орнамента, салфетки, клеенки.

Музыкальное сопровождение: 

1) шумовой эффект «пурга» («Звуки окружающего мира» Т.Э. Тютюнникова).

2)  мелодия ханты-манси северное сияние;,

 3) Фак-мак-ханты-манси.

4) «Мы погреемся немножко» песня.

5) минус «Увезу тебя я в тундру» Самоцветы.

Предварительная работа: беседа о Севере, животных, людях, их быте, жилище, одежде, транспорте, тундре. Рассматривание иллюстрации. Чтение произведений: «Мальчик -корешок», «Лепешки», «Почему у зайца длинные уши».

Рисование: «Олень», «Украсим рукавичку».

Аппликация:  «Украсим чум» «Узоры Севера»

Ход деятельности

Вводный этап

1.Ритуал начала занятия: ( дети стоят в кругу )

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Люда, улыбнись, тому кто справа.

- еще раз улыбнемся друг другу  и гостям.

Основной этап

Дети стоят

Воспитатель: Сегодня, к нам пришли гости, здравствуйте, гости! (раздаются звуки бубна) Ребята,послушайте, это звуки помощи.(появляется кукла Татый).Посмотрите, к нам пришел Татый (шепчет что-то на ушко) Он мне сказал, что он заблудился. Как вы думаете, где живет Татый? (Татый живет на севере) Я вам предлагаю отправиться на Север. Маршрут будет долгим.

В: На чем можно добраться на Север?

Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете.

В: Посмотрите здесь лежит картинка, она рассыпалась, если вы соберете ее, то узнаете  на чем мы с вами отправимся в путешествие сегодня. Что получилось?

Дети: Самолет

Сегодня на самолете мы с вами полетим на крайний север, поможем Татыю найти его дом.

Сейчас на севере зима, и очень  холодно. Какие вещи мы оденем? Ответы детей. 

В:Сейчас всех прошу пройти в самолет «Северный дом».

Но на борт самолета мы сможем войти, если ответим на следующие вопросы и купим билеты.

Вопросы:

1 Скажите, какой народ живет на севере нашего округа? (Ханты и Манси)

2. Погода какая на севере? (морозная, холодная, студеная)

3. Пурга что делает (заметает, воет, бушует)

В: Проходите, рассаживайтесь на места соответственно купленным билетам.

Дети проходят на стульчики, расставленные друг за другом.

Воспитатель одевает пилотку и платочек.

Билеты: карточки с точками, количество точек соответствует месту и цифре.

В: Все прошли, садитесь поудобнее. Я проверю, правильно ли вы сели.(Люда,у тебя сколько точек на карточке? А какая цифра на твоем кресле? Правильно….и т.д.)

Ребята ,нас ждет с вами интересный полет.

Уважаемые пассажиры, мы очень рады вас видеть на нашем борту «Северный дом», капитан нашего лайнера и бортпроводник  желают вам приятного полета.

В: Пристегните ремни, летим на Север. Заводим мотор «Д-д-д-д…»(крутим руками)

Считаем: 1,2,3,4,5! Полетели!

Как гудит самолет?

Выполняется дыхательное упражнение: Звукоподражание «У-У-У»(руки в стороны)

В: Ув. пассажиры чтобы вы не скучали в пути, предлагаю вам поиграть.

 Показ презентации

Обратите внимание сейчас наш самолет «Северный дом» пролетает над городом

 (слайд 1).

1.Как называется город в котором мы живем ? Мы живем в городе Урай.

(Слайд 2 )

2.Далее пролетаем речку. Как называется река, протекающая в нашем городе? (Река называется Конда)  

 (слайд  3  ).

3.Посмотрите , мы пролетаем над лесом

Какие деревья растут в лесу? (В лесу растут березы, елки, сосны).

 Слайд  4    

4.Пролетаем над тундрой. Ребята, как называются животные, которых мы видим?

(Это северные олени ) 

(Слайд 5 )

(2 фотографии на сравнении леса и тундры)

 (Показываю указкой)

В: Люда, что ты видишь ?(Это тайга)

А это что? (Это тундра) Посмотрите на тундру. Тундра-это снежная равнина.

 Кто заметил чем  отличается тундра от тайги?(В тундре нет деревьев, как в лесу в тайге)

В: Ребята, мы прилетели на Север. Выходите. Ой, какой мороз!

Ой, как холодно! Руки замерзли…Погреем руки. Выдох: Ха-ха-ха! (Слайд 6 )

Звучит песенка

Мы погреемся немножко,

 Мы похлопаем в ладошки:

 Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

 /Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши.

Рукавицы мы надели,

 Не боимся мы метели:

 Да-да-да-да-да!

 /Дети показывают руки, тыльнойстороной и ладошками

Ножки мы погреем,

 Мы потопаем скорее:

 Топ, топ, топ, топ! Топ, топ, топ, топ!

 /Стоя в кругу, дети топают попеременно то одной, то другой ногой.

Мы с морозом подружились,

 Как снежинки, закружились:

 Да, да, да, да!

 /Дети кружатся и «разлетаются» в разные стороны.Выключить. (Слайд 7    )ханты

В: На  севере проживают много разных народностей. Мы познакомились с народом ханты и манси. Татый тоже из народа ханты.

Татый: спасибо, ребята, вы привезли меня домой, но что-то дома моего не видно, может, пурга замела (расстроен) (сразу начинается) 

(Слайд   8  ) лес зимний Пурга, звук. (не щелкать  идет автоматом)

В: слышите…Пурга метет…А Татыю некуда спрятаться… а как называется  дом Татыя? ( чум) 

(Слайд 9 чум внутри  ) 

Ханты и манси живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой(корой березы). Посреди чума разжигается костер, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит через специальное отверстие наверху в центре чума.

(Слайд 10 чум снаружи  ) Далее пауза для слайдов.Стоит этот слайд.

Показываю

Это не твой чум, Татый? (Нет) 

В: Ничего, не волнуйся, Татый ,мы сейчас тебе поможем!

 Ребята, как помочь Татыю?  (найдем твой чум, или  Построить новый чум! )

Мы с ребятами построим новый чум!

Из чего сделан чум?

Ответы детей: из палок-жердей, шкуры оленя .Воспитатель достает шкуру,жерди-палки.

«Строим чум»

Сейчас вы будете строить чум для Татыя, только не из жердей, а из палок.

Детям раздаётся три гимнастические палки, кусок ткани, чтобы чум укрыть сверху, и по мотку скотча. Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью-чум будет готов.

Шкуры, жерди-строим дом

Помогают все кругом

Применив смекалку, ум

В тундре возвели мы чум!

Татый: Вот какой дом, который согреет своим теплом. Спасибо, ребята! Каждый вечер  мама  мне рассказывала сказки. А какие сказки северных народов знаете вы?

(«Почему у зайца длинные уши», «Мальчик корешок»)

В:Татый, ты посиди в чуме, погрейся,а мы посмотрим кто нас встречает. Начать показ слайдов далее.

Дети подходят к экрану(Слайд   11  )(ханты мама и папа)

Это ханты-северный народ ,папа и мама Татыя.

Чем же любят занимаются мама и папа Татыя? ответы детей

В: обобщает: Среди северных народов есть охотники, рыболовы и оленеводы.

(Слайд  12 оленеводы )

 Это Оленеводы. Они выращивают оленей, ведут кочевую жизнь-это значит, что не живут на одном месте, а постоянно переезжают.

(Слайд 13  олени и собаки ) 

Помогают людям олени и собаки их заправляют в легкие сани, которые называются нарты. Так они перевозят жилище и вещи своих хозяев.

(Слайд   14 рыболовы)

А это кто Саша? Что они делают?

 (Слайд  15 0хотники)

Чем занимаются охотники, Галя расскажи? 

Это Охотники –охотятся на диких животных. Из  меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую чтобы не замерзнуть в мороз.

(Слайд  15 женщины собирают ягоды  )

 Охотой и рыбалкой занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: Как называются эти ягоды? морошку, голубику, бруснику, клюкву, грибы и разные полезные травы.

Ответьте мне ребята, в какое время года поспевают ягоды в лесу? Летом. 

Игра «Кто быстрее соберет ягоды» под музыку «Увезу тебя я в тундру»

2 корзинки, красные шары-брусника, желтые шары- морошка; синие шары-черника.

Обращаю внимание детей на куклу Татыя ,как он одет.

В: Татый согрелся. Посмотрите, какая шубка красивая у него. Кто ее сшил? (Мама)

(слайд 17 женщины шьют  )

женщины –ханты и манси  шьют одежду и украшают ее красивым орнаментом и бисером. Посмотрите, шуба называется малица.

В: Давайте, сделаем подарок нашему гостю и его друзьям! Украсим малицу хантыйским орнаментом.

Дети проходят за столы. Звучит народная мелодия ханты-манси северное сияние работают.

Аппликация.

После окончания дарят Татый.

Татый благодарит детей и предлагает станцевать народный танец.

Звучит мелодия фак мак ханты-манси танец

Итог:

В: вот и пришел конец нашему путешествию,

Пора нам возвращаться в группу. Проходите, к нашему самолету, он нас совсем заждался.

Татый: До свидания ребята, спасибо, что вы согласились посмотреть на мой суровый, но удивительный Край.

Дети: до свидания.

(Садятся в самолет.)итог:

В: Чтобы обратный путь у нас был не долгим давайте, поиграем.Расскажите, что нового вы узнали?

Просмотр презентации №2

1. Как называется дом народов ханты и манси?

Изба,чум, шалаш.

2. Каких животных используют ханты для переезда?

Лошади, собаки, олени, медведи.

3. Сани для езды на оленях как называются?

Телега, нарты.

4. Какие животные живут в тундре ?

Олень, белка, песец, осел.

5. Чем занимаются жители севера?

 Охота, рыбалка, выращивают овощи, разводят коров, оленеводство

В: Наш самолет прилетел на конечный пункт. Всем спасибо за внимание. Всего доброго!

Подготовила Фирсова А.М. воспитатель гр.№6

ПРИЛОЖЕНИЕ

http://d1qsm8gx115ipa.cloudfront.net/_900589.jpg

Орнаменты ханты.

http://4.bp.blogspot.com/-lW42Ul-fowA/UTsQRqGW9TI/AAAAAAAADrg/-8SrJAgLiWc/s200/002.jpg

        выводок утят

http://1.bp.blogspot.com/-VLnGNts1yEE/UTsQR37twaI/AAAAAAAADrs/Z3pv21Tx7Nc/s200/004.jpg

малая рябь воды

http://4.bp.blogspot.com/-3feiBBWLP7I/UTsQSO7So-I/AAAAAAAADr8/zsl1Hfqr1ds/s200/005.jpg

крыло гуся

http://3.bp.blogspot.com/-xYNZOe4_rj4/UTsQRi3CT4I/AAAAAAAADrk/MFEL90DOPug/s200/003.jpg

лапа лисы

http://4.bp.blogspot.com/-HOw1_6uZRec/UTsQScGCtBI/AAAAAAAADrw/9U66bS64fT4/s200/006.jpg

заячьи уши

http://2.bp.blogspot.com/-wDq6afUteKw/UTsQSxP3vGI/AAAAAAAADr4/4UlQogBwYrY/s200/007.jpg

след бел

http://1.bp.blogspot.com/-NkqBHoR2dmE/UTsQTIsCw5I/AAAAAAAADsM/YxaU1FCRszc/s200/008.jpgмедведь

http://1.bp.blogspot.com/-RmEmJpeGWmY/UTsQTXIjSAI/AAAAAAAADsI/hgr8ThAWvN0/s200/009.jpg

 выдра

http://1.bp.blogspot.com/--2EIkE49Ufo/UTsQTfTfFhI/AAAAAAAADsE/FGpPzcIjI9s/s200/010.jpg

Человек на лошади

http://2.bp.blogspot.com/-z5-GjM7faAE/UTsQTm8twbI/AAAAAAAADsY/bxjugApHN7U/s200/011.jpg

Кедровая шишка

http://1.bp.blogspot.com/-WSoRr5xsgvc/UTsQT46OcxI/AAAAAAAADsU/zxdvEdnTdq8/s200/012.jpg

Лягушка

http://2.bp.blogspot.com/-6kt7EF3yBHM/UTsQT82MIeI/AAAAAAAADsc/tM-LPjzBDkw/s200/013.jpg

Жук

http://2.bp.blogspot.com/-ESf-voLltXE/UTsQYSXBzPI/AAAAAAAADuQ/lKUnujfICHY/s1600/029.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-ESf-voLltXE/UTsQYSXBzPI/AAAAAAAADuQ/lKUnujfICHY/s1600/029.jpg

Глухарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"

Занятие планировалось как итоговое по теме: "Зима". Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Физическая культура", "Коммуникация". "Познание". Одной из годовых задач нашего детского сада: "Фо...

Путешествие к Королеве чистоты: занятие для детей средней группы детского сада

Воспитание культурно-гигиенических навыков, знакомство с точечным массажем. Образовательная область «Здоровье»....

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы "Путешествие в сказочный лес"

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы "Путешествие в сказочный лес"...

конспект комплексного занятия для детей средней группы "Путешествие на скотный двор"

В этом конспекте представлены методы развития связанной речи у детей , закрепления навыков  словоизменения, упражнения для составления словесных пар. Расширения знаний о среде обитания и пользе д...

Интегрированное занятие для детей средней группы "Сказочное путешествие"

Интегрированное занятие для детей средней группы "Сказочное путешествие"Программное содержание:Образовательные задачи:·       Продолжать знакомить детей с русс...

Конспект занятия для детей средней группы на тему: «Рассказ – беседа о животных Севера»

Конспект занятия для детей средней группы на тему: «Рассказ – беседа о ...