НОД по познавательному развитию "Дикие животные родного края"
план-конспект занятия (старшая группа)

Григорьева Ирина Васильевна

Конспект занятия для старшего возраста про животных живущих в Хабаровском крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_dikie_zveri_zimoy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Конспект

интегрированной НОД

по познавательному развитию

в старшей группе

компенсирующей направленности

 (региональный компонент, экология)

Тема: «Дикие животные родного края».

Беседа: «Зимовье зверей».

Приоритетная образовательная область развития: познавательное развитие.

Образовательные области развития в интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,

художественно – эстетическое развитие,

физическое развитие.

 

Подготовила конспект:  воспитатель

Григорьева Ирина Васильевна

МБДОУ «Золотой ключик» п. Ванино

ноябрь 2018 года.

Цель: формирование представлений о жизни диких животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Задачи:

Коррекционно - образавательные: (речевое развитие, познавательное развитие)

закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

учить понимать причины изменения в жизни животных;

развивать доказательную речь;

совершенствовать грамматический строй речи;

уточнить, расширить, активизировать словарь по теме: «Дикие животные»;

развивать интерес к жизни диких животных родного края;

вызвать интерес к созданию белой книги природы – «Лесная азбука».

Коррекционно - развивающие: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие)

развивать связную и диалогическую речь, общие речевые навыки,

развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие,

развивать тонкую и общую моторики;

развивать координацию речи с движением, творческое воображение;

Воспитательные: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие)  

воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, любовь к животным, родной природе, стремление помочь им в трудных условиях.

        Предпосылки УУД: умение строить понятные высказывания; умение действовать совместно со сверстниками; умение слушать и выполнять по заданному образцу.

        Предварительная работа:

рассматривание предметных картинок с изображением диких животных и птиц;

рассматривание Красной книги Хабаровского края;

рассматривание карты заповедников Хабаровского края;

наблюдение за изменениями в природе осенью, зимой;

наблюдение за птицами во время прогулок, экскурсий;

знакомство с пословицами и поговорками, народными приметами о животных и птицах;

чтение стихотворений русских поэтов о животных и птицах и выборочное заучивание (по желанию и выбору детей);

отгадывание загадок;

словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т.д.);

разучивание словесной игры: «Эхо»;

разучивание подвижной игры: «Зайцы и волк»;

повторение пальчиковой гимнастики: «Есть у каждого свой дом»;

чтение рассказа В. Бианки «Птичий год - осень»;

чтение сказки В. Зотов «Лесная мозаика».

        Индивидуальная работа:

развивать у Любы Г. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

        Методы:

наглядные (иллюстрации);

словесные (художественное слово, вопросы);

практические (игры: словесная, подвижная);

        Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, восприятие художественной литературы.

        Материал:

динамические модели с изображением диких животных и птиц;

контейнер с горохом и фасолью;

плоскостные изображения или объёмные фигурки диких животных;

следы диких животных;

картинки диких животных.

        Оборудование: магнитная доска; плоскостные изображения диких животных, альбом демонстрационных картин.

        Литература: Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001. Баттерфилд М.: Фламинго, 1998. Герасимов В. П. Животный мир нашей родины. – М.: Просвещение, 1977. Шлотгауэр С. Д. Времена года. Хрестоматия дальневосточной природы. Хабаровск: Приамурские ведомости. Головкин Б. Н., Минин А. А. Чудеса живой природы. Атлас. М.: Росмэн 2001

        Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. ( Развитие общих речевых навыков, слухового внимания. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности).

        В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей.

Приветствие - дети обращаются к гостям:

        Скажем «здравствуйте» руками!

        Скажем «здравствуйте» глазами!

        Скажем «здравствуйте» мы ртом,

        Станет радостно кругом!

Воспитатель.  Присядьте на корточки рядом с контейнером, опустите в него руки и найдите по одному предмету. (На полу стоит контейнер с горохом и фасолью. В контейнере спрятаны плоскостные  изображения или объёмные фигурки диких животных).

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Что вы нашли?

Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, тигра, оленя, лося.

Воспитатель. Кто это такие?

Дети. Это дикие животные.

Воспитатель. Почему их так называют?

Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жильё и добывают пищу.

Воспитатель. Сегодня мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой в лесах Хабаровского края.

        Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина.

Вот север,  тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою,

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки  - зимы.

- Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки – зимы? Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?

Мы с вами были в гостях у осеннего леса, задавали вопросы эху лесному, давайте это вспомним?

Игра: «Эхо.»  (Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи.)

Дети становятся в круг.

        Растёт на берегу реки Чистоводная лес, густой, как стена.

        Крикнешь -  лес ответит. Спросишь один раз – лес три раза ответит. Это лесное эхо отвечает.

        - Эхо лесное, спросить могу?

        - Ау, ау, ау!

        - Куда это листья лесные пропали?

        - Опали, опали, опали.

        - Травы лесные, где вы, не вижу?

        - Ниже, ниже, ниже.

        - Цветы луговые, а вы где цветёте?

        - Что ты, что ты, что ты.

        - Птички певички, давно ли вы пели?

        - Они улетели, они улетели.

        - Лягушки и жабы куда подевались?

        - А мы закопались, копались, копались.

        - Белки и зайцы, про вас мы не знаем?

        - Мы шубки сменили, мы шубки сменили.

        - Так что же случилось в лесу? – мы спросим.

        - Ушла от нас осень, осень, осень.

                                           По Н.Сладкову.

Дети садятся на стулья.

        -Интересно, что же изменилось в лесу, когда наступила зима? Вот так об этом пишет русский писатель.

Чтение  «Четыре художника» (отрывок  Г.Скребитский)

        Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. И на рябину; что возле самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось.

- Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живёт в лесу. Тишина.

Воспитатель открывает динамическую модель (илл. 1), на которой нарисована берлога покрытая снегом, на снегу следы.

        - Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит их кто – то оставил. Кто умеет читать лесную азбуку, разбираться в следах, сразу определит, какие дикие  животные живут в лесах Хабаровского края, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.

        - Ребята, мы с вами по следам тоже узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу и как им живётся.

        - Воспитатель предлагает детям пройти по запутанным следам (на линолеум приклеены следы зайца, лисы, кабана, волка, лося, оленя, тигра), дойти до квадратика, открыть его и сказать, чей это след.

        - Зайцев в лесу трудно отыскать, почему? (они в белой пушистой шубке, как маленькие сугробики), найти их можно только по следам.

Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы».

        Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев… За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. До зайцев охотники и люди, и собаки, и волки и лисы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его… Проскачет вперёд, испугается чего – нибудь и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что – нибудь – опять заяц повернёт назад и опять поскачет в сторону… Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и недумал хитрить. Он только всего боится. 

        - Ребята, давайте попробуем побегать и попрыгать так же, как зайцы, и запутать свой след, чтобы никто нас не нашёл.

Подвижная игра: «Зайцы и волк». (Координация речи с движением.)

Ведущий. Зайцы серые играют.

Дети. Скок да скок! Скок да скок!

Ведущий. В лесу кустики считают.

Дети. Скок да скок! Скок да скок!

Ведущий. Ой, красивая лужайка!

Дети. За ней лес, лес.

Ведущий. Опасайтесь только, зайки, не то волк вас съест!

                  Наигрались, зайки, спите, только лес не уснёт.

                   Зайцы белые, бегите!

Дети. Волк идёт, волк идёт.

(Зайцы разбегаются).

Дети садятся на стульчики.

        Рассматривание демонстрационных картин и динамических моделей. (Создание эмоционального фона для восприятия картины. Развитие диалогической речи.)

Воспитатель. - Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?

- Из - под сугроба идёт какой – то пар. Кто догадался, что это за сугроб?

- Правильно, это берлога медведя. А почему идёт пар? А пар идёт потому, что медведь ведь дышит, и тёплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу.

        Сейчас, ребята, с помощью этой волшебной картины (воспитатель открывает клапан динамической модели – илл. 2), тихонечко, чтобы не разбудить Михайло Ивановича посмотрим берлогу.

        Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснётся, с боку на бок не перевернётся. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А что же он ничего зимой не ест? ( Ничего не ест, потому что осенью накопил много жира).

        - А кто ещё прячется в зимнем лесу? (Воспитатель выставляет вторую динамическую модель – илл. 3.)

        - Как вы думаете, ребята, есть ли на этой картине кто - нибудь живой? Что на может об этом подсказать? (Следы на снегу).

        Дети высказывают своё предположение.

        - Дети, как вы думаете, кто живёт в дупле этого дерева? ( Открывает клапан динамической модели.) Дети рассматривают спрятавшуюся там белку.

Воспитатель. Почему белка спряталась в дупле?

Дети объясняют, что с наступлением холодов белка сделала запасы в кладовых, и теперь может спокойно зимовать у себя в домике. Но белка  зимой не спит, она поменяла цвет шкурки, и он стал такой же, как ствол дерева. Это защищает её от врагов. И если ей нужно будет сбегать в кладовку за запасами, её даже не будет видно.

        Вот как написал о белке М.Пришвин в рассказе «Беличья память».

        Беличья память.

        Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там с осени припрятанные там два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

        Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она учуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними….  Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке.

        - Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денёк белка. Но как наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, может ли на этой картине ещё кто – нибудь ещё прятаться? Как мы можем это узнать? (По следам.) (Открывается клапан динамической модели.)

        - Чем питаются мышки зимой? Дети рассматривают изображение и объясняют, чем питаются мышки зимой.

        - А может под этим пеньком тоже кто – то спрятаться? (Открывает последний клапан)

        - Чем питается ёжик?

Дети объясняют, что пища ежика – это ящерицы, змеи, жуки. Зимой насекомых нет, поэтому ёжик крепко спит.

        - Так какие животные спят зимой под снегом? (Ежи, медведи, барсуки, еноты и др.)

Давайте поиграем теперь.

        Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом». (Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.)

У лисы в лесу глухом                        Дети загибают пальцы на обеих руках -

Есть нора – надёжный дом.               по одному пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под пенёчком ёж колючий

Спит на листьях в центре кучи.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом,               Поочерёдно хлопают в ладоши

Всем тепло, уютно в нём.                и ударяют друг о друга кулачками

                                                    обеих рук.

        - Ребята, давайте вспомним, чьи же следы мы можем увидеть на снегу? (Волка, лисы, кабана, лося, оленя.)

        - Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег,

ищет норки мышиные, мышкует. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса делают запасы на зиму?

        - Волк и лиса запасов не делают, голодно бывает им порой.

        - Лось и олень пробираются чащу заснеженную в поисках корма. А чем они питаются?

        - Лось и олень раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие веточки с кустарников и деревьев.

        - А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи.) Назовите лесных птиц?

        - Правильно, ребята! Большие следы – вороньи, а эти маленькие воробьиные. Почему птицам трудно живется зимой? (Холодно, морозно, снег засыпает семена трав.) Трудно зверям и птицам зимой в лесу.

        - А как помогают им люди? (Подкармливают голодных зверей.  Лосям и оленям, кабанам раскладывают сено, белкам жёлуди и шишки, птицам развешивают кормушки.) Так и доживут до весны «братья наши меньшие».

        Работа в творческой мастерской. (Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.)

        - Ребята, предлагаю   вам перейти в творческую мастерскую и сделать белую книгу родной природы  «Лесную азбуку» - наклеить на середину белого квадрата звериный след. Дети наклеивают следы зверей на квадрат.  Молодцы! У вас всё получилось! Лесная азбука готова.

Окончание НОД.  По предложению воспитателя дети рассказывают о том, что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились, что интересно им было делать, что нового узнали о диких животных.

                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с животными родного края"

Конспект занятия по экологии для детей средней группы (4-5 лет)...

Итоговое занятие по познавательному развитию на тему: « Ах, уж эти Мишки» в старшей группе при реализации проекта «Животные родного края и России».

В рамках работы по окружающему миру при реализации проекта «Животные родного края и России» в старшей группе детского сада МБДОУ №210 общеразвивающего вида г. Кемерово  было проведено итоговое за...

НОД по познавательному развитию детей в средней группе: «Дикие животные родного края»

Тема НОД по познавательному развитию детей в средней группе: «Дикие животные родного края»Программное содержание: Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных, особенностях их ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы с использованием ИКТ «Дикие животные родного края»

Программное содержание: Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных, особенностях их питания, местах проживания.Образовательные:расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их вне...

Краткосрочный проект по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: "Дикие животные родного края"

Актуальность: На земле нашего края живут разнообразные животные, о которых дети младшей группы не имеют представление. Моя задача познакомить детей с обитателями леса и сформировать представления о ди...

Познавательно-исследовательский, долгосрочный проект «Дикие животные родного края».

В период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры и очень важно сейчас разбудить в детях интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир. Поэтому для удовлетворе...

Конспект по организации непосредственной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «познавательное развитие» Тема «Как животные родного края готовятся к зиме»

расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни, о том где они живут;-формировать навыки мыслительной деятельности....