Конспект ООД по художественной деятельности в подготовительной группе «Украшение одежды хантыйским орнаментом» (нетрадиционная техника)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Макасеева Алла Геннадьевна

Конспект ООД по художественной деятельности в подготовительной группе 

«Украшение одежды хантыйским орнаментом» (нетрадиционная техника)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrashenie_odezhdy_hantyyskim_ornamentom.docx179.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Незнайка»

Конспект ООД по художественной деятельности в подготовительной группе №8 «Цветики»

«Украшение одежды хантыйским орнаментом» (нетрадиционная техника)

Ответственные: Макасеева А.Г.

Горшкова И.А.

Ханты-Мансийск 2019

Конспект ООД по художественной деятельности в подготовительной группе «Украшение одежды хантыйским орнаментом» (нетрадиционная техника)

Программное содержание: 

обобщить знания детей о народных промыслах родного края; развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений в использовании нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию рисунка).

Словарная работа: 

малица,  нырики,  кисы, «треугольник», «нарты», «болотные кочки», «щучьи зубы», «волны», «ушки молодого зайца», «собачья лапа», «вороны на болоте».

Предварительная работа: 

рассматривание альбомов и иллюстраций с одеждой, орнаментами; прорисовка орнаментов; чтение легенды А. М. Коньковой «Откуда северное сияние пошло», загадок об орнаментах.

Методы и приемы: 

наглядный (рассматривание иллюстраций, таблиц); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий; использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности).

Материал и оборудование. 

Иллюстрации с изображением элементов узоров для украшения одежды орнаментом народов ханты и манси, заготовки из цветного фетра, клей-ПВА, ленты с узором, ленты однотонные тонкие, бусины, кисти широкие, емкости для клея, салфетки, фартуки.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель. Ребята, мне недавно прислали иллюстрированную картинку. Я ни как не могу вспомнить, какую из легенд она мне напоминает? Может, вы мне подскажете?! Давайте вспомним.

Дети анализируют изображение и приводят свои доводы, о том, из какой легенды изображение.

Вспоминают сюжет легенды “Откуда северное сияние пошло”.https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640145/img1.jpg

Воспитатель. Давайте еще раз вспомним ее вместе. Девушка Вечерина спасла маленького олененка. Вырос олененок и стал красивым, могучим Белым Оленем. Не расстались Белый Олень и Вечерина, а вместе взвились высоко-высоко в поднебесье. Коснулся неба Белый Олень своими украшенными рогами — полосы в небе от оленьих рогов заколыхались. Протянула Вечерина руку, дотронулась до них — и ожили полосы, заискрились, вспыхнули ярким, живым разноцветьем северного сияния. Как радовались люди! Одевали свои самые красивые одежды, и выходили на улицу танцевать. Но злой Болотных Дух — Комполэн, не выносил, когда люди радовались. Превратил он все одежды из нарядных – в простые, из цветных - в черные, и пропала радость. Может, мы с вами попробуем победить злого Комполэна и, снова, превратим одежды в красочные, вернем им краски северного сияния?

Получает согласие детей.

Дети. Мы согласны помочь. Все вместе мы, конечно, сможем победить Комполена. Мы все вместе вернем краски северного сияния и раскрасим одежды в яркие орнаменты.

Основная часть.

Воспитатель. Давайте вспомним узоры народов манси. Как они называются и как изображаются. 

Показ презентации детям.

Дети вспоминают название узоров и их изображение: “прямая линия” изображает “прямой след”, “прямой путь”, “прямая тропа”. Ромб изображает жизненно важные органы “голову” и “сердце”. Еще есть орнаменты: “ушки молодого зайца”, “охотник”, “глухарь” и другие.

Треугольниками изображают «щучьи зубы». Нарты изображают ромбом. Еще есть орнаменты: «березовые ветки», «волны», «ушки молодого зайца», «крест», «вороны на болоте».

Воспитатель. Какую одежду носили ханты?

Дети.  Мужчины Ханты носили малицу, а женщины сахи, сшитую из оленьей шкуры. Они носили теплые шапки. Еще носили обувь: зимнюю – кисы и летнюю – нырики. У них зимой были теплые варежки, которые они пришивали к одежде.

Физминутка «Кто на Севере живет».

«Слышится шум - это злой дух тундры Комполэн хочет разметать наши работы и не допустить того, чтобы мы украсили одежду.

Давайте встанем и помашем руками (в руках ленточки) разгоним тучи, подуем на них, остановим ветер (движение рук от себя). А теперь посмотрите вверх, налево, направо, не осталось ли сердитых туч высоко в небе».

Воспитатель.  Проходим за столы. Приступаем к работе. (На фоне тихой спокойной музыки проходит самостоятельная работа детей.

Заключительная часть

Хантыйские узоры красивы и просты, Вглядись, дружок, и скоро

Поймешь их сердцем ты. Узоров тех сплетенья похожи то на рыб,

То на рога оленьи, то на речной изгиб.

Воспитатель.  Посмотрите, как нарядна и красива наша одежда! Как называется легенда, которую мы с вами сегодня обсудили? Из чего состоит орнамент? Как называется женская и мужская одежда у хантов? Какой орнамент изображен на женской одежде, а на мужской?

Думаю, что даже Камполэну - Болотному Духу не под силу испортить такую красоту. Переливчатое многоцветье красок мы перенесли на одежду, как будто цветное небо там отразилось. Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями.

(Оформление выставки детских работ). 

 

Использованные материалы.

1. Земное тепло. Мансийские сказы. Запись и обработка М.А. Анисимковой. СПб.: «Детская литература». 1979. – 95 с.

2. Е. Оборотова. Уроки Евдокии Ерныховой. Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе. Березово.: Комитет по образованию Администрации Березовского района ХМАО – Лаборатория этнического мониторинга. 1997.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему: «Крошки - осьминожки» (нетрадиционная техника рисования)

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники ...

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию во второй младшей группе по теме "Нетрадиционная техника рисования из окрашенной манной крупы "Мой веселый звонкий мяч".

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по художественно - эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: "Нетрадиционная техника рисования из окрашенной манной крупы "Мой веселый з...

Конспект ООД Художественное творчество. Рисование. Подготовительная к школе группа. «Весенняя веточка. Нетрадиционная техника «Кляксография с трубочкой».

Конспект ООД Художественное творчество. Рисование.Подготовительная к школе группа.«Весенняя веточка. Нетрадиционная техника «Кляксография с трубочкой»....

Конспект ОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему: «Крошки - осьминожки» (нетрадиционная техника рисования)

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники ...

Конспект занятия ОО «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста «Нарядная матрешка» (нетрадиционные техники рисования)

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования ватными палочками для группы раннего возраста...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (Рисование) в средней группе с применением нетрадиционной техники на тему «Красавица березка».

Тема: «Красавица березка».Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическая; познавательная; социально-коммуникативное развитие.Используемые технологии: нетрадицион...