Методическая разработка: «Знакомимся с бытом башкирского народа»
методическая разработка (старшая группа)

Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару.

Юрта, безусловно, выдающееся изобретение древних скотоводов – кочевников. Из – за ее легкости при транспортировке, устойчивости при степных ветрах и ураганах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать и т.д. - она была идеальным жилищем.

Традиционная юрта как жилище у башкир ныне не сохранилась. Ее можно видеть на башкирском народном празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана. Однако, она бесследно не исчезла. Любуясь знаменитыми готическими соборами Западной Европы с их стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), невольно задаешься вопросом: не юрта ли является их прототипом, так как в их конструкции много общего.

 

Распределение жилищного пространства

 

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты, напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.

 

Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

 

Женскую: согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее.

Мужскую: левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина и т.д. украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Было так принято, что юрту собирают женщины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon kollazh_.doc960.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрация муниципального района Туймазинский район Республика Башкортостан                                                                                           Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6    г. Туймазы муниципального района Туймазинский район


                                        Методическая разработка

                      Образовательная область: «Познавательное развитие»

                      Раздел: Ознакомление с социальным миром

                      Тема: «Знакомимся с бытом башкирского народа»

                      Возрастная группа: старшая группа 


                                                                          Автор работы: Газизьянова Филина Раисовна 
                                                                   
воспитатель МАДОУ детский сад № 6 г. Туймазы

                                                                    квалификационная категория: нет
                                                                   
стаж работы:  15 лет

2019 г

Направленность: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и представлений о своеобразии быта башкирского народа.

Предпосылки: обогащение предметно – развивающей среды группы.

Вид: дидактическое пособие «Юрта»

Предназначение: для групповых и индивидуальных занятий с детьми 5-6 лет

Актуальность: В соответствии с примерной общеобразовательной програм-мой дошкольного образования «От рождения до школы», разработанной на основе ФГОС ДО, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Ва-сильевой для детей старшей возрастной группы в области «Познавательное развитие» в подразделе «Ознакомление с социальным миром» предусмотрен этап расширения представлений детей о малой Родине. В программе «Ака-демия детства» под редакцией Ф.Г. Азнабаевой, М.И. Фаизовой, З.А. Агза-мовой в образовательной области «Познавательное развитие» предусмотрено  формирование у детей представлений о малой Родине, ее многонациональ-ном народе. Включение в РППС группы дидактического пособия «Юрта», как источника получения знаний и социального опыта детьми о националь-ной культуре башкирского народа, актульно.

Цель: создать условия для формирования представлений детей о быте  баш-кирского народа.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать познавательный интерес детей в области ознакомления с малой Родиной.

2. Формировать представления о быте башкирского народа.

Развивающие:

1. Развивать умение видеть характерные черты быта.

2. Развивать речь детей посредством дидактического пособия.

3. Стимулировать желание узнать больше о жизни башкир.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям, обычаям башкирского народа.

Ожидаемый результат:

- создание условий в группе для эффективной реализации регионального компонента;

- углубление знаний о быте башкирского народа;

- систематизация представлений детей старшей группы по темам, предусмотренным в комплексно – тематическом планировании для детей 5 – 6 лет региональной программы «Академия детства».

Описание пособия: 

Пособие выполнено в виде мини – юрты, со съемной крышой, что позволяет детям видеть и действовать с внутренними предметами и дидактическими играми, находящимися в кармашках, расположенных на внешней стороне мини – юрты.

1. Внутри мини - юрты – убранство башкирского быта: в женской половине: кухонная утварь, детская и женская одежда и прочее, в мужской половине: вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности, украшенные башкирским орнаментом, снаряжение воина и прочее.

2. На внешней стороне юрты расположены семь карманов, в которых нахо-дятся карточки по темам: посуда, одежда, подвижные башкирские игры, башкирский орнамент, утварь башкир, быт башкир, блюда башкирской кухни. Карточки размером 9х9 заламинированы. Описания дидактических игр приложены к карточкам.

 

Этапы работы:

1. Подготовительный:  выявление актуальной проблемы, подбор и изучение методической литературы, выбор материала, изготовление пособия.                2. Основной: создание игровых ситуаций.

3. Заключительный: участие в конкурсе «Лучшая разработка дидактической игры (пособия) по ознакомлению с родным краем» в ДОУ.

Основные достоинства:

Методическое пособие «Юрта» можно использовать в организованной  обра-зовательной деятельности для знакомства с бытом башкирского народа, для закрепления имеющихся знаний у детей, а также для индивидуальной работы с детьми. Пособие можно использовать самостоятельно, повседневно, оно многофункционально, его можно переносить, переставлять.

Список использованных источников и литература:

1. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А., «Академия детства» регио-нальная программа для дошкольных образовательных организаций Респуб-лики Башкортостан, Уфа: издательство ИРО РБ, 2017 г. – 88 с.

2. Агишева Р.Л., «Я познаю Башкортостан», учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Уфа: издательство БИРО, 2008 г. – 100 с.

3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., примерная общеобразова-тельная программа дошкольного образования «От рождения до школы», из-дание 4-е переработанное, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва, 2017 г – 345 с

4. Гасанова Р.Х., «Я Родину свою хочу познать», Уфа, 2017 г.

5.Гасанова Л.Н, Гасанова Р.Х., «Словесное творчество старших дошкольни-ков на основе национальной культуры башкирского народа». У чебно – мето-дическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ, 2012 г. – 136с

6. Дыбина О.В. «»Моделирование развивающей предметно – пространствен-ной среды в детском саду. Методическое пособие. «ТЦ СФЕРА», 2017 г.

7. Нафикова З.Г., «Башкирская народная сказка в системе образовательного процесса ДОУ», Уфа, 2011 г.

8. Общеобразовательный журнал, «Башкирский народ: культура, обычаи и традиции». сезоны-года.рф

9. travelask.ru, «Башкиры - происхождение народа, где и как живут»

ПРИЛОЖЕНИЕ



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЮРТА»

для детей 5 -6 лет

   

   

   

   

      

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".

Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...

Методическая разработка "ЗНАКОМИМСЯ С БУКВАМИ"

На начальных этапах обучения грамоте ребенок знакомится со зрительным образом звука - буквой. Очень часто это понятие для него абстрактно. Буква - комбинация графических элементов (вертикальных, гориз...

Методическая разработка "Знакомимся с математикой"

Дидактический сенсорный материал для ознакомления с математическими понятиями...

Методическая разработка «Знакомим детей второй младшей группы с названиями пальчиков на руках»

В методической разработке описывается занятие по знакомству детей второй младшей группы с названиями пальцев на руках, привлекает внимание ребенка к этой важной части нашего тела...

Методическая разработка "Знакомим дошкольников со временем"

Подбор материала по знакомству старших дошкольников со временем. Подборка стихов, загадок, поговорок по теме....

Методическая разработка к дидактической игре «Башкирские узоры» этнокультурной направленности. Возрастная группа: дети 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.

   Для закрепления прeдставлений детей o народном орнаменте мы разработали и изготовили дидактическую игру «Башкирские узоры», используя для этого виниловые пластинки, осн...

Методическая разработка «Знакомим детей с цветом»

Цель: обучение детей наглядно – образному цветовому восприятию.Задачи:  формировать умение группировать предметы по определённому признаку (по цвету); формировать навыки культуры повед...