Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»
статья (старшая группа)

Синицына Любовь Николаевна

За последние десятилетия было много утеряно и позабыто, люди стали стесняться своей национальности, и то, что сейчас началось возрождение, появился интерес к национальной культуре - это большой шаг в воспитании толерантности и духовности наших детей. Наша задача, как педагогов, воспитать настоящих патриотов, людей, которые будут не только любить свою Родину, но и знать ее историю, культуру, традиции. А также с уважением относится ко всем культурам в нашем многонациональном регионе.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной республике у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Проживание на территории Республики Мордовия дает возможность знакомить  детей с окружающей действительностью, связанной с национальной культурой мордовского  народа, историей, обычаями, традициями. Приобщение дошкольников  к мордовской национальной культуре нельзя отнести к какому-то одному виду деятельности, сюда входит и игра, и продуктивная деятельность, и ознакомление с окружающим, и художественной литературой.

Используя различные средства и методы ознакомления дошкольников с мордовской национальной культурой, усложняя содержание работы необходимо постоянно возвращаться к пройденному. Что происходит не только на занятиях, но и в свободное от занятий время.

Мордовская национальная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции свойственные менталитету  народа, соответствует детской природе, развивает воображение и творческие наклонности.

При организации мордовских подвижных игр учим выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей.

Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение  для всестороннего и гармоничного воспитания по приобщению детей к национальной культуре.

Расширяя кругозор детей при ознакомлении с произведениями мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, даются знания об изделиях, изготовленных на территории  Мордовии, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Знакомя детей с мордовской игрушкой необходимо показать образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отличая многообразие данного вида прикладного искусства.

Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения. На занятиях продуктивной деятельности, в частности – аппликация дети овладевают умением вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке, которая готовится предварительно на каждого ребенка. Дети отрезают ту часть разметки, которая заштрихована. В основе заготовки лежит геометрическая фигура – квадрат.

На занятиях по рисованию продолжают дальнейшее знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями, закрепляя полученные знания и технические умения в рисовании, как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении определенных композиций узора.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный запас ребенка.

Мордовские сказки, рассказы, стихотворения открывают ребенку мир человеческих отношений, дают прекрасные образцы литературного языка: сказки раскрывают образность и выразительность зыка, юмор и животность родной речи.

В сказках детей знакомят с мифологическими персонажами, где героями являются Вирява, Ведява, Варма. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения. Для этого им можно показать различные национальные изделия, иллюстрации мордовской избы, национальных костюмов.

Рассказывать  о различных мордовских праздниках, национальных  традициях и обрядах.

Важным аспектом воспитания ребенка-дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к родному краю, обществу. Эта задача решается во многих видах деятельности детей  дошкольного возраста, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что – то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная мордовская культура.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей  жизни человека – в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А мы, как показывает опыт, знаем наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитывать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями мордовского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Мордовский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Литература:

  1. «Ознакомление русских детей с культурой Мордовии» //Методические рекомендации, Саранск, 1993.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004.
  3. Краснова С. В., Никонорова О. В., Черемных С. В. Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 42-43.
  4. Интернет.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль детского сада в приобщении дошкольников  к мордовской национальной культуре»

Синицына Л.Н.

Воспитатель структурного подразделения                                                «Детский сад № 4 комбинированного вида»                                                                               МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида                             Рузаевского муниципального района

За последние десятилетия было много утеряно и позабыто, люди стали стесняться своей национальности, и то, что сейчас началось возрождение, появился интерес к национальной культуре - это большой шаг в воспитании толерантности и духовности наших детей. Наша задача, как педагогов, воспитать настоящих патриотов, людей, которые будут не только любить свою Родину, но и знать ее историю, культуру, традиции. А также с уважением относится ко всем культурам в нашем многонациональном регионе.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной республике у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Проживание на территории Республики Мордовия дает возможность знакомить  детей с окружающей действительностью, связанной с национальной культурой мордовского  народа, историей, обычаями, традициями. Приобщение дошкольников  к мордовской национальной культуре нельзя отнести к какому-то одному виду деятельности, сюда входит и игра, и продуктивная деятельность, и ознакомление с окружающим, и художественной литературой.

Используя различные средства и методы ознакомления дошкольников с мордовской национальной культурой, усложняя содержание работы необходимо постоянно возвращаться к пройденному. Что происходит не только на занятиях, но и в свободное от занятий время.

Мордовская национальная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции свойственные менталитету  народа, соответствует детской природе, развивает воображение и творческие наклонности.

При организации мордовских подвижных игр учим выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей.

Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение  для всестороннего и гармоничного воспитания по приобщению детей к национальной культуре.

Расширяя кругозор детей при ознакомлении с произведениями мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, даются знания об изделиях, изготовленных на территории  Мордовии, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Знакомя детей с мордовской игрушкой необходимо показать образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отличая многообразие данного вида прикладного искусства.

Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения.                                                 На занятиях продуктивной деятельности, в частности – аппликация дети овладевают умением вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке, которая готовится предварительно на каждого ребенка. Дети отрезают ту часть разметки, которая заштрихована. В основе заготовки лежит геометрическая фигура – квадрат.

На занятиях по рисованию продолжают дальнейшее знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями, закрепляя полученные знания и технические умения в рисовании, как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении определенных композиций узора.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный запас ребенка.

Мордовские сказки, рассказы, стихотворения открывают ребенку мир человеческих отношений, дают прекрасные образцы литературного языка: сказки раскрывают образность и выразительность зыка, юмор и животность родной речи.

В сказках детей знакомят с мифологическими персонажами, где героями являются Вирява, Ведява, Варма. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения. Для этого им можно показать различные национальные изделия, иллюстрации мордовской избы, национальных костюмов.

Рассказывать  о различных мордовских праздниках, национальных  традициях и обрядах.

Важным аспектом воспитания ребенка-дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к родному краю, обществу. Эта задача решается во многих видах деятельности детей  дошкольного возраста, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что – то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная мордовская культура.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей  жизни человека – в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А мы, как показывает опыт, знаем наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитывать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями мордовского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Мордовский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Литература:

  1. «Ознакомление русских детей с культурой Мордовии» //Методические рекомендации, Саранск, 1993.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004.
  3. Краснова С. В., Никонорова О. В., Черемных С. В. Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 42-43.
  4. Интернет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

Цель: привлечь внимание и повысить  компетентность педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЗадачи1.Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно-патри...

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

Данная методическая разработка мастер- класса "Патриотизм начинается с детства" может быть использована в работе с педагогами с целью повышения   компетентности педагогов ДОУ по во...

Мастер-класс для педагогов по патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

Цель: привлечь внимание и повысить компетентность педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

Повысить  компетентность педагогов ДОУ по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

Цель: повысить  компетентность педагогов ДОУ по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

Для повышения  компетентности педагогов ДОУ по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников и обогащения педагогического умения воспитателей по нравственно-патриотическом...