Квест-игра как образовательная технология, применяемая в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом
методическая разработка (старшая группа)

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. С помощью квеста можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников, воспитать культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест в ознакомлении детей с родным городом

Автор: Кокшарова Валентина Валерьевна

«Детство – каждодневное открытие мира и

 поэтому надо делать так, чтобы оно стало,

 прежде всего, познанием человека и Отечества,

их красоты и величия».

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

В современном обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является наиболее актуальной.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Задача педагогов – сделать так, чтобы эти переживания были яркими, интересными, незабываемыми. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину. Писатель Л.Н. Толстой писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Реализация программ дошкольного образования состоит в организации специфических для дошкольников форм познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности через игру. Образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.

Так что же такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? В процессе игры воспитанники совместно с педагогами последовательно двигаются по этапам, решая различные задания. Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, узнать что-то новое, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

У многих родителей чаще всего нет времени, желания, знаний знакомить детей с родным городом. Поэтому так важно создать условия для ознакомления с городом в ДОУ. Не имея возможности организовать посещение достопримечательностей города, мы используем мультимедийные презентации, где демонстрируем и рассказываем детям о ярких местах города, его достопримечательностях, знаменитых жителях. Эти знания дети могут продемонстрировать, проходя различные испытания квеста.

Новая идея – квест-технология помогает нам активизировать и детей, и родителей. Квест - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. С помощью квеста можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Цель применяемой технологии:

Создание условий для формирования представлений детей о родном городе.

Задачи применяемой технологии:

  •    Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости и привязанности к родному городу.
  •    Продолжать знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями, известными жителями.    
  •    Способствовать сближению и организованности группы, воспитывать культуру поведения; умению работать в команде.
  •    Формировать социально-коммуникативные компетенции детей: дружелюбие, умение договариваться, объединяться для решения общей задачи.
  •    Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству на тему знакомства с родным городом.

Перспективный план

месяц

Предварительная работа

Итоговое мероприятие

Виды деятельности

Задачи

Сентябрь - октябрь

1. НОД: Целевая прогулка на ближайшую улицу.

2. НОД «Сыктывкар в прошлом и настоящем».

3.  Чтение стихотворений о Коми Крае и о Сыктывкаре;

4. Заучивание стихотворения П.Образцова «Не узнаешь Сыктывкара…»;

 5.  Конструирование «Дома на нашей улице»;

6. Коми народные подвижные игры;

 7. Чтение коми легенд с показом иллюстраций.

     Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть своё название, на улице много домов, у каждого дома свой номер.  

     Вспомнить названия улиц, на которых живут дети.

    Познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу; прививать чувство гордости за него; расширять детский кругозор.

   Развивать познавательную активность, любознательность детей.

Квест – игра «Путешествие по Сыктывкару»

Ноябрь - декабрь

1.НОД «Сыктывкар – столица Республики Коми».

2. НОД «Герб родного

 города».

 3. Дидактическая игра «Собери герб»;

 4. Слушание: Гимн Сыктывкара (Автор –Евгений Митюшев, музыка Михаила Бурдина.)

 5. Чтение коми народных сказок;

 6. Совместное рисование «Герои коми сказок»;

 7. Рассматривание иллюстраций к книге «Мой Сыктывкар»

8. Наблюдение в ходе прогулок и экскурсий с родителями, на каких зданиях можно увидеть герб родного города.

Формировать представления о Сыктывкаре - как о столице нашей Республики Коми;

   Познакомить детей с

Символами родного города (герб, флаг, гимн); формировать уважительное отношение к символике, понимание того, что символы призваны объединять людей, живущих в одном городе.

   Воспитывать у детей интерес к символике нашего города, стремление изображать герб в своих рисунках.

   Формирование в детях навыков взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности проявления инициативы, взаимопомощи.

   Повышение компетенции родителей о городе.

Квест – игра «Сыктывкар – столица Коми края»

Январь-февраль

1. НОД «Достопримечательности родного города».

2. НОД «Памятники нашего города».

3. Рисование «Фонтан на Театральной площади»

4.  Сюжетно-ролевая игра «Автобусная экскурсия по городу»;

 5. Лото «Достопримечательности Сыктывкара»;

6. Чтение коми народных сказок;

7. Создание фотоальбома «Я в городе»

8. Рассматривание альбома «Мой город»;

 9. Аппликация «Архитектура родного города».

Дать знания о достопримечательностях нашего города; углублять представления детей о родном городе; развивать умение выражать свое отношение в высказываниях и деятельности; воспитывать любовь к малой Родине.

   Расширять представления детей об архитектуре нашего города; учить передавать симметрическое строение фонтана, дополняя его необходимыми деталями.

  Познакомить детей с памятниками воинам, установленными в нашем городе; вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми, сильными;

    Познакомить детей с разными видами театров нашего города; вызвать желание посетить их.

   Развитие

доверительных отношений при работе с семьей.

Квест-игра «Сыктывкар -любимый мой, город вечно молодой».

Март - апрель

1. НОД «Иван Куратов – первый Коми поэт».

  2. НОД «Книжная графика Мошева А.В.»

3. Создание с детьми альбома «Спортсмены нашего города».

 4. Познавательные беседы «Профессии людей нашего города»

5. Лепка «Продукция наших предприятий».

 6. Чтение авторских сказок Коми писателей

7. Эстафеты «Маленькие чемпионы»;

   Продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города (поэтами, писателями, художниками, спортсменами); прививать уважение к труду, гордость за известных людей нашего города;

   Познакомить детей с предприятиями города Сыктывкара, о получаемой на них продукции; воспитывать любовь к малой Родине.

  Закрепить с детьми названия профессий, их значении и пользе для людей; обогащать словарь; воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий.

Квест-игра «Приезжайте в Сыктывкар»

Ожидаемые результаты использования технологии:

    1.  Формирование у детей знаний о родном городе, его истории, достопримечательностях, известных жителях.

   2.     Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, взаимопомощи.

   3. Развитие познавательной активности, любознательности дошкольников через организацию совместной деятельности с помощью квест-технологии.

   4.   Заинтересованность и подключение родителей к совместному с детьми исследованию родного города.

Литература:

  1. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]: //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  2. Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст]: пособие для педагогов, методистов // Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. - Мозаика-Синтез Москва, 2010.
  3. Колесникова, И. В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» [Текст]: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.
  4. Осяк, С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст]: / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
  5. Ошкина, А. А Квест-игра - культурная практика детей дошкольного возраста [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // А. А. Ошкина. – 2018г, 279-282с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Конспект занятия в старшей группе .Красногорск. Достопримечательности Красногорского района....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности

Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений. В ней раскрывается система работы по ознакомлению  дошкольников с городом в котором они живут через различные виды де...

Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"...

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...

Опыт работы на тему "Использование макетов-модулей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом».Актуальность Актуа...

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...