Консультация для родителей "Приобщение детей к народной культуре и традициям"
консультация

Шойжонимаева Сэсэгма Дабасамбуевна

В качестве основных средств воспитания этнопедагогика ис­пользует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные художественные про­мыслы и т.д.

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, нравственные правила и принципы, понимание ка­тегорий добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию,

религию, пре­дания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летопи­сей и устного народного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические и этические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых людей.

Сохраняя многогранные изначальные черты, народная педаго­гика находится в постоянном развитии и обновлении, является зер­калом своего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_narodnoy_kulture_i_traditsiyam.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

МБДОУ Детский сад №84 «Снегурочка»

(присмотра и оздоровления) г.Улан-Удэ»

Консультация для педагогов

«Приобщение детей к народной культуре и традициям»

Подготовила:

Учитель бурятского языка

Шойжонимаева

Сэсэгма Дабасамбуевна

г. Улан-Удэ, 2020 г.

Испытывая живое влияние духа народных традиций, национальных форм трудовой деятельности, своеобразия этических норм, жизненного повседневного уклада, активно воспринимая и действуя в ней, ребенок формируется как личность, как представитель данного народа.

Народная педагогика содержит большой запас педагогической информации, которую в данное время можно эффективно использовать в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.

В качестве основных средств воспитания этнопедагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные художественные промыслы и т.д. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, нравственные правила и принципы, понимание категорий добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного народного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические и этические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых людей.

Сохраняя многогранные изначальные черты, народная педагогика находится в постоянном развитии и обновлении, является зеркалом своего времени.

Однако несколько поколений бурятского народа и других коренных жителей Сибири слабо владеют родным языком, не знают обычаи, традиции, историю и культуру своего народа. Это очень серьезная проблема, которая требует неустанного внимания и серьезного подхода к ее разрешению. Наблюдается тенденция неумолимого отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, происходит разрыв связей, времен и поколений.

Известно, что человек без прошлого, не знающий истории своего народа, оказывается нравственно бесперспективным. Человек, оторванный от своею народа, не впитавший его культуру, как говорят в народе, «подобен дереву, которого лишили корней».

Необходимость возрождения родного языка, расширение сферы языковой среды, сохранение самобытности традиционной культуры бурятского и русского народов в условиях Бурятии - актуальная проблема современной педагогической теории и практики.

Сугубо этническое, национальное, начинает формировать и воспитывать ребенка уже с рождения. Еще до того, как «малыш», начнет осознавать это влияние, оно, как писал К.Д. Ушинский, «с молоком матери» входит в ребенка с родным языком, с первыми песнями, с организацией быта, со всем укладом жизни. Ребенок исходно начинает принимать мир в той «национальной» окраске, в которую попадает после рождения, и в которой будет жить в дальнейшем. Сначала он должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины - Республики Бурятия, потом гражданином России, а потом уже жителем планеты Земля.

Он также не должен с годами и потерять ощущение своей принадлежности к стране, миру, к планете Земля. Указанные две линии, если они рассматриваются в единстве, способствуют гармоничности в развитии личности ребенка, закладывают основу для формирования «комплекса гражданственности», в который входят такие личностные образования, как уважение к традиционной культуре своего народа, любовь и привязанность к малой родине.

Проникнуть в мир народного искусства помогает знакомство с мифологическими представлениями бурятского и русского народов. Важно при этом обратить внимание детей на поэтические метафоры, целостное восприятие окружающего мира, эмоциональную насыщенность, бережное, благоговейное отношение наших предков к природе, родной земле.

Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда отводила заповедям-целям нравственного Боепитания. Ведущей заповедью в этой системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа. Не случайно, патриотизм проходит связующей нитью через все формы устного народного творчества: от сказок до героического эпоса- Народная мудрость, раскрывающая патриотизм и любовь к родине сконцентрирована в пословицах: «В своем краю как в раю» (бурятская), «С родной земли - умри, не сходи» (русская).

Эстетические воззрения народа отражены в народном искусстве, которое представляет собой богатый комплекс многих явлений, составляющих в совокупности сущность понятия «народные традиции», явления, по своей зрелищности особенно заметных в культурном наследии народа. Важнейшее место среди них занимает художественная литература, произведения живописи, народные праздники. Для более эффективного усвоения содержания знаний и представлений детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется комплексное использование всех жанров изобразительного искусства и закрепление их в самостоятельной деятельности.

В системе культурных ценностей, формирующих национальное самосознание и духовно-нравственный потенциал, значительная роль отводится музейной педагогике. Художественный музей как самостоятельный образовательный центр привлекает людей к постижению культурных многовековых традиций своего народа, приобщает к искусству - живому источнику духовного наследия, источнику творческой мысли и деятельности, воспитывает у ребенка интерес к искусству, эстетическое отношение и эмоциональное восприятие культурных ценностей историко-художественного значения как части мировой художественной культуры.

Главное в этом процессе - своеобразный диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего. Коллекции музея природы Бурятии, художественного музея им. Ц. Сампилова являются источником формирования нравственной и художественной культуры личности.

Эстетическая среда музея, аура интерьера и его архитектура создают предпосылки для душевного комфорта ребенка, развития его самодостаточности и компетентности. Художественно-эстетический опыт дошкольника еще мал и несовершенен, а интерес к экспонатам имеет утилитарно-бытовой оттенок, поэтому педагоги постепенно и бережно подводят ребенка к восприятию музейных «предметов красоты», и не только их сюжетно-смысловых достоинств, а, главное, художественно-образных: богатству цвета и колорита, узора и орнаментики, формы и пластики, достоинств и разнообразия композиционных построений. Дети одинаково эмоционально воспринимают картины не только знаменитых художников прошлого и настоящего России, но и местных художников, представляющих искусство Бурятии.

Большое значение в духовно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании дошкольников играет музейная педагогика, функционирующая в детском саду. Это специально оборудованные «бурятская юрта», «русская изба», где дети особенно любят играть и заниматься. Значение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении огромно. Ближайшая среда - народные игрушки, предметы быта, старинная утварь, их внешний облик - все это формирует адекватное отношение к миру вещей, труду взрослых, формирует этику общения со сверстниками и взрослыми. Создание такой комфортной среды - одно из направлений деятельности ряда дошкольных образовательных учреждений республики, сочетающееся с педагогической работой с детьми по художественной музейной педагогике.

Особое место в жизни дошкольников занимают- народные праздники, ибо они объединяют в себе почти все элементы нравственного воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность. Они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Основным принципом народной педагогики является обязательное раннее включение ребенка в различные виды деятельности вместе с взрослыми (трудовую, празднично-игровую и другие).

В детском саду праздничный круг начинается с сентября, когда дети возвращаются в детский сад после летних каникул; с Нового года - по христианскому и буддийскому календарю, открывающих календарный год; с марта - начала весны и сельскохозяйственных работ. Праздник, являясь традиционным элементом жизни людей, включает в себя народные, национальные и религиозные традиции. Взрослые и дети в условиях дошкольного учреждения празднуют Хэшэгэй найр (праздник Урожая), Сагаалган (Праздник Белого месяца), летний праздник Сурхарбан, Пасху, Масленицу.

Приобщение к творчеству народных поэтов и писателей начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности. Рассказы и стихи обращаются одновременно к чувствам, воображению и мыслям ребенка, помогая ему освоить богатый нравственный опыт народа. Погружение в многообразный мир культурного наследия поэтов и писателей формирует духовный мир ребенка, способствует развитию у него гуманистических качеств, приобщает к истокам народной культуры. Трудно переоценить значение детской художественной литературы для нравственного, познавательного развития дошкольников. При знакомстве с художественной литературой бурятских поэтов и писателей (Ц-Ж. Жимбиев, Ц-Д. Дондокова, Г. Чимитов, Д. Жалсараев, Ш. Нимбуев и др.) следует решать следующие задачи:

• воспитание любознательности и интереса к жизни и творчеству поэтов и писателей, к истории своей «малой родины»;

• приобщение дошкольников к системе духовных и культурных ценностей бурятского и русского народов, почитанию национальных традиций, родного языка, художественной литературы и культуры;

• развитие художественно-творческих способностей.

В условиях Республики Бурятия в силу региональной совокупности различных факторов (педагогических, социально-экономических, культурных) одним из ведущих направлений развития творческих способностей детей дошкольного возраста является народное (бурятское, русское) декоративно-прикладное искусство. Как художественное явление и форма образного отражения мира, оно доступно и близко по своей природе творческому мышлению ребенка на эмоциональном и чувственном уровне. По словам известного исследователя детского творчества Н.П. Сакулиной, «декоративное народное искусство отвечает интересам детей, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений». Декоративно-прикладное искусство обладает такими устойчивыми характеристиками как традиционность, высокий уровень художественной выразительности, связь с окружающей действительностью, которые в комплексе представляют огромный воспитательный и развивающий потенциал (Н.Т. Климова, А.С. Хворостов, П.П. Хороших и др.).

В процессе ознакомления с народным искусством очень важно научить детей понимать и чувствовать художественные образы, помочь усвоить первые эстетические представления и отношения, приобрести элементарные прикладные навыки традиционного художественного творчества.

При создании благоприятных условий и последовательной работы педагогов, дошкольники овладевают способами и приемами декоративно-прикладного искусства, в результате чего обогащается содержание и выразительность детских работ. В процессе деятельности (декоративная роспись, аппликация, чеканка, работа с подручным материалом и т.д.), дети овладевают элементарными методами и приемами данного искусства, совершенствуются визуальные, тактильные, кинестетические виды восприятия, развивается крупная и мелкая моторика руки, координация движений, самоконтроль, самоорганизация и элементарные практические навыки. Практика показывает, что организованные занятия с детьми, основанные на материале народного искусства, способствуют эффективному развитию психических процессов: восприятия, мышления, воображения, речи, памяти.

Общеизвестно, что ребенка дошкольного возраста привлекает все яркое, необычное. В своей художественной деятельности он старается отбирать яркие, сочные тона, пытается их контрастно сочетать, может обобщать полученные образы. Поэтому, работы народных мастеров дети воспринимают глубже и полнее, чем произведения живописи, графики и скульптуры. Именно поэтому, народное декоративно-прикладное искусство интересно и понятно дошкольнику.

Если рассматривать народное искусство Бурятии в контексте целостной национальной культуры, вбирающей в себя все общечеловеческие ценности (гуманизм, оптимизм, мудрость, стремление к совершенству), то в образах искусства русского и бурятского народов важно раскрыть самобытность традиций, обычаев, быта, эстетических и этических идеалов.

С дошкольного возраста целесообразно подходить к ознакомлению с народным искусством Бурятии на сравнительной основе, применяя при этом разные дидактические методы и приемы, на занятиях и в совместной деятельности - чаще применять игровые, сюрпризные моменты (например, приход к детям смышленого и веселого Будамшу, неунывающего Петрушки или поездка в гости к мудрой бабушке Сэсэгме). Очень эффективны проблемные ситуации, где ребенок находится в ситуации нравственного выбора. Результативными являются эвристические беседы, в которых ребенок находится в позиции открывателя нового и необычного для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

памяти нет традиций, без традиций нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовности нет личности, без личности - нет народа как и...

Консультация для педагогов: «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить в...

Консультация на тему: «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

Консультация на тему: «Приобщение детей к народной культуре и традициям»...

Консультация для педагогов ДОУ «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...