Методическое пособие «Национальная мозаика: интенсивные курсы русского языка для детей малых национальных общин» для методического сопровождения неорганизованных (не посещающих ДОУ) детей дошкольного возраста (1-7 лет) из семей малых национальных общин
методическая разработка (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

«Национальная мозаика: интенсивные курсы русского языка

для детей малых национальных общин»

для методического сопровождения неорганизованных (не посещающих ДОУ) детей дошкольного возраста (1-7 лет) из семей малых национальных общин с целью обеспечения успешной адаптации в школе с русским языком обучения.

  1. Введение

Процесс перехода ребёнка из семейного и дошкольного круга в мир широких социальных контактов является сложным стрессовым периодом в жизни ребёнка и родителей. Новые условия и, как ответная реакция, новые формы поведения требуют определённых усилий со стороны ребёнка, в первую очередь – коммуникативных, т.е. соответствующего языка общения.

Создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей, - одна из основных задач дошкольного учреждения, школы и семьи.

Во многом от того, на сколько дошкольник подготовлен к приходу в образовательное учреждение, зависит течение и продолжительность социально-адаптивного периода, а также дальнейшее развитие, психологическое и физическое здоровье ребёнка.

Взрослые не всегда сознают, что обеспечение необходимого физического ухода не достаточно. Гораздо важнее способствовать наиболее полному развитию его психики, которое изначально построено на определённых закономерностях взаимодействия с окружающим социальным миром.

Практика показывает, что родители, слабо владеющие психолого-педагогическими знаниями не в состоянии не только правильно подготовить ребёнка к первому посещению образовательного учреждения, но и ответственно и терпеливо оказывать ему помощь в период адаптации в школе.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи требует поиска новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом и школой, к созданию условий для повышения педагогической культуры родителей, в т.ч. и поли-национального образования, чтобы родитель мог сопровождать ребенка в мире добрососедства с людьми разных культур и языков общения.

Чёткая, профессионально слаженная работа педагогов, психологов, медиков и родителей - залог оптимального течения социальной адаптации детей не только вДОУ, но и в школе.

Обязательным фактором успешного течения адаптации детей и родителей к среде ГОУ являются профессионализм и компетентность педагогического коллектива как ДОУ, так НОУ.

Практическое решение всех выше перечисленных проблем возможно при наличии в дошкольном учреждении отлаженной, мобильной системы управления адаптационным процессом. Процессом, т.к. адаптация в ДОУ – это тесное переплетение основ психо-физического, социально-коммуникативного, культурно-речевого развития. В сопровождении неорганизованного (непосещающего ДОУ) ребенка до поступления в школу помочь могут специалисты ДОУ, организуя группы кратковременного пребывания, семейные клубы, игротеки и т.д. Можно назвать этот период «предадаптационным – подготовительным к обучению в школе», а группу кратковременного пребывания (далее ГКП) - «предадаптационной – подготавливающей к обучению в школе».

Дети, посещающие ГКП  - это дети непосредственно «из дома (семьи)», которые сразу вливаются в «адаптационный период в школе», минуя образование в ДОУ. Это семьи, дети которых по социальным причинам не посещают ДОУ, поэтому поступят в школу неподготовленными к обучению в школе и социально не адаптированными, хотя в г.Нижнекамске много центров по подготовке к обучению в школе, по гармоничному развитию.

ГКП ДОУ  должна выступить в роли помощника еще и потому, что это дети из семей, живущих в Татарстане, общающихся дома на своём родном языке (татарском, чувашском, мордовском, башкирском и др.) поступят в школу с русским языком обучения. Поэтому детей из этих семей необходимо ввести в мир русского языка и культуры, дав им хотя бы минимальный объем знаний для поступления в школу с русскоязычным обучением.

Так вот, первая группа детей, прошедшая «предадаптационный – подготовительный к обучению в школе» период в группе кратковременного пребывания в ДОУ сглаживает «острые углы» адаптации – им знакомо и ДОУ, и педагоги.

Т.к. ДОУ №83 г Нижнекамска с татарским языком обучения,  мы заинтересованы в том, чтобы в школу наши выпускники  поступили с максимальными возможностями общения на русском  языке, поэтому в этом направлении имеется наработанный опыт.

2.Основная часть.

2.1. Теоретические основы особенностей адаптационной среды.

Проблема адаптации ребёнка дошкольного возраста достаточно широко представлена в психологических и педагогических исследованиях отечественных и зарубежных учёных: Н.И Аксариной, Р.В.Тонковой-Ямпольской, Н.Д.Ватутиной, А.А Солнцева, М.Руттера, А.И.Баркана, где вопрос адаптации рассматривается как один из важнейших аспектов развития личности на начальном этапе её становления.

Подготовка к обучению в школе и само обучение в школе  претерпевали изменения вместе с измениями, присходящими в обществе, которая предполагала «развитие человека в ногу со временем». Основные концепции педологии: рефлексологическая (В.М.Бехтерев), биогенетическая (П.П.Блонский), социогенетическая (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина и др.). Организация и деятельность Единой Трудовой школы – это педагогическое наследие Н.К.Крупской и А.В.Луначарского. Развитие социальной педагогики в России – это педагогическое творчество С.Т.Шацкого. Теория и практика воспитания личности в коллективе  - это А.С.Макаренко. Взаимосвязь коллектива и личности в педагогическом творчестве В.А.Сухомлинского. В Советское время – это теория развивающего обучения, проблемное обучение, движение педагогов-новаторов, педагогика сотрудничества (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.А.Караковский).

Проблема активно разрабатывается в психологических иследованиях, однако вопрос педагогического воздействия на положительный результат адаптации, проблема методов, средств, содержания и педагогических условий представлены недостаточно, а следовательно, затруднена их реализация в воспитательно-образовательном процессе.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

А если ребёнок, вообще на посещал ДОУ, этот эффект удваивается. Поэтому для этих детей необходимы группы кратковременного пребывания в условиях ДОУ, чтобы подготовить ребёнка ко входу в социум школы.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию. А если ребёнок в домашних условиях общался на своем родном языке, а должен поступить в школу с русскоязычным обучением, для ребенка – это катастрофа. Поэтому необходимо создать группы кратковременного пребывания, где будет проводиться интенсивное обучение русскому языку + дети научатся общаться в микрогруппе, что подготовит их к классной системе. Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

  • хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
  • уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
  • негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
  • вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
  • проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.  

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

  • диагностика;
  • адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
  • работа с родителями.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию адаптации первоклассников к школе:

  • наблюдение;
  • методику изучения учебной мотивации;
  • метод Люшера;
  • методику «Домики»;
  • методику «Лесенка»;
  • методику изучения школьной тревожности;
  • рисуночную методику «Рисунок человека»;
  • анкету «Внутренняя позиция школьника»;
  • социометрию.

Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:

  • общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
  • групповые, индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка  и развитие индивидуальности ребенка, дав ему успешно обучаться в школе с государственными языками образования.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации", «ст.14. Язык образования:

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования».

Мы знаем, что у ребенка, владеющего общепринятым языком общения, полнее получаемые знания. Чем разнообразнее деятельность ребёнка в ходе посещения группы кратковременного пребывания, тем успешнее пойдёт и его развитие и его адаптация в школе.

Основной целью ГКП «Национальная мозаика: интенсивные курсы русского языка для детей малых национальных общин» является – обучение общению на русском языке и ознакомление с культурой русского народа, т.к. в дальнейшем эти дети будут получать знания  и обучаться в русскоязычной школе. Поэтому к работе в данной группе привлечены:

- воспитатель, который  ознакомит с азами русского декоративно-прикладного, худождественного творчества

- воспитатель (по обучению русскому/татарскому языкам), который обучает общению на русском языке и знакомит с произведениями русского народа

- музыкальный руководитель, который будет с ними проводить НОД по развитию музыкальной культуры, творческих способностей и знакомить с произведениями русского фольклора и классики

- инструктор по физической культуре, который научит русским народным и спортивным играм.

Т.к. функционирование группы краткосрочное, т.е. с марта по май ежегодно, то и объем получаемого неорганизованным ребенком  программного материала уплотнен.

Л.С.Выгодский в работе "Игра и её роль в психическом развитие ребёнка" писал:

"В дошкольном возрасте ребёнок очень восприимчив и открыт окружающему миру. Чем он младше, тем больше влияния можно оказать на его поведение и чувства. Ребёнок, играя, адаптируется к внешнему миру. Игра - путь обретения взаимопонимания взрослого и ребёнка". Выбрав такой вид обучения, как игра, мы даём ребёнку возможность на всю жизнь запомнить, что обучение - это захватывающее, жизнерадостное приключение, что способствует легкой адаптации на начальной ступени обучения в школе.

Ещё одна группа причин, когда оказываются разными варианты прохождения острого периода адаптации, касается возможностей детского сада, особенностей программы, а также особенностей личности воспитателя. Это зависимость от характера и структуры деятельности педагогического коллектива. Поэтому к работе в ГКП  привлечены педагоги с первой квалификацонной категорией, естественно – с опытом работы в ДОУ.

Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка в школе, необходимо решать и решаются посредством совместных усилий  педагогов, родителей и психолога. Первооочередным в ГКП является обучение языку общения в школе, т.е. русскому языку.

Таким образом, необходима целенаправленная организация работы ГКП, которая охватит и социально-коммуникативное, психологическое, физическое, художественно-эстетическое развитие неорганизованного ребенка 1-7лет

2.2. Методическое сопровождение неорганизованных детей 1-7лет в период подготовки к обучению в русскоязычной школе.

2.2.1. Цели и задачи

На основе изучения научно - методической литературы, диагностики детей и анкетирования родителей, выявления уровня компетентности педагогов определились цель и задачи работы педагогического коллектива:

Цель: Сформировать и развивать целостную систему управления ДОУ в режиме подготовки к поступлению в школу с русскоязычным обучением.

Задачи:

1. Собрать необходимую информацию для управления процессом адаптации со стороны воспитателей и педагогов специалистов.

2. Провести серию методических мероприятий, направленных на повышение компетентности воспитателей в вопросах регулирования учебно-воспитательного процесса в период предадаптации к школьному обучению.

3. Собрать материал по повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей.

3. Этапы реализации проекта.

Подготовительный. Сентябрь

Практический. Октябрь-Апрель

Итоговый. Май

1. Сентябрь - с помощью анкетирования необходимо выявить готовность воспитателей к взаимодействию с семьёй и выбрать педагогов, владеющих русским языком и готовых сопровождать детей до поступления в школу.

2. Сентябрь – сбор банка данных о семьях, имеющих детей в возрасте от 1 до 7 лет, живущих в г.Нижнекамска Республики Татарстан, где расположено ДОУ; размещение информации о том, что в ДОУ открывается группа кратковременного пребывания для детей 1-7лет; прием заявлений и формирование группы кратковременного пребывания (ГКП)

3. Октябрь – Апрель  – организация работы группы краковременного пребывания.

4. Май – сбор информации о поступлении детей в школу (с каким языком обучения)

Практические решения проблем адаптационного периода в начальном блоке школы, как одной из ведущих и актуальных, требует:

  1. Коррекции условий успешности периода детской адаптации к среде НОУ.
  1. Анализа к поиску новых форм управления периодом предадаптации к школьному обучению, по итогам нашего проекта – это ГКП (предадаптационная – подготовительная к обучению в школе)
  2. Систематизации методического обеспечения этого процесса.
  3. Включения адаптивных задач, как важных составляющих, в образовательную программу ДО.
  1. Социальной подготовки воспитателей к взаимодействию с семьёй, имеющей неорганизованных детей в возрасте 1-7лет и общающейся дома на родном (не русском) языке.

4.Предметно-развивающая среда в группе кратковременного пребывания

Для развития ребенка необходима предметно-развивающая среда, с учетом интересов, потребностей, уровня развития каждого воспитанника, которая стимулирует и поддерживает самостоятельность и инициативу детей.

Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе кратковременного пребывания. Она помогает проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельному общению на русском языке через игры с постепенно усложняющимся содержанием, и требующими взаимодействия друг с другом, в микрогруппе, коллективе.

В детском саду предметно-развивающая среда ГКП (предадаптационная) состоит из следующих помещений:

  • комната для раздевания детей и родителями;
  • комната для игр и занятий;
  • кабинеты;
  • музыкальный зал;
  • физкультурный зал;

Т.о. используются все кадровые, методические, материально-технические условия

  1. Адаптационное сопровождение (неорганизованные дети 1-7лет)

Содержание работы ГКП, т.е предадаптационного сопровождения по подготовке к обучению в школе предусматривает несколько блоков:

- работа с детьми,

- работа с родителями,

- взаимосвязь с другими специалистами.

Блок: Работа с детьми

Этапы работы:

1. Знакомство с ребенком на основе документов.

2. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка.

3. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми, родителями.

4. Обогащение знаний о фольклоре, русской культуре, традициях

5. Формирование навыков общения на русском языке

Блок: Работа с родителями.

Этапы работы:

1. Встречи, беседы с родителями.

2. Сбор необходимой документации.

3. Консультации по воспитанию и развитию ребенка в условиях русскоязычного обучения

4. Анкетирование.

5. Обеспечение необходимым информационным материалом по обучению в русскоязычной школе

Блок: Взаимосвязь с другими специалистами.

Этапы работы:

1.Определение уровня развития.

2.Составление индивидуального режима ребенку.

3. Составление плана работы специалистами: воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем,  воспитателем (по обучению русскому/ татарскому языкам)

4. Проведение педагогического совета по теме «Готовность ребенка  к обучению в школе»

5. Проведение семинара для педагогов ДОУ НМР РТ.

Результат:

1. Разработка индивидуального режима в период подготовки к обучению в школе.

2. Разработка консультаций и рекомендаций для родителей.

3. Проведение коррекционной работы (звуковая культура речи, т.к. произношение звуков в национальной речи отличаются с произношением в русской речи)

4. Мониторинг готовности к обучению в школе по пройденной основнойс образовательной программе ГКП

5. Обмен опытом по созданию условий для благоприятного течения периода адаптации в школе посредством  взаимосвязи всех блоков через тиражирование

Кадровое обеспечение:

1.заведующий.

2.старший воспитатель

3.воспитатель

4.инструктор по физической культуре

5.музыкальный руководитель

6. воспитатель (по обучению русскому/ татарскому языкам)

Методическая литература:

1. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Веракса Н.Е., Васильева М.А., Гербова В.В.«От рождения до школы».

3. Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи».

4. Гаффарова С.М. и др. «Изучаем русский язык» методическое пособие. Казань.ТРИ «Хэтер». 2011

5. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва,Мозаика- Синтез, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье»

Методическая разработка направлена на решение одной из важных задачь детского сада: взаимодействие ДОУ и семьи...

Презентация "Методическое сопровождение педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста"

Материал содержит цели и задачи методического сопровождения педагогов по игровой деятельности дошкольников, формы работы с педагогами(педсоветы, семинары, консультации). Также в презентацию входит инф...

Методическое пособие для педагогов «Особенности закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Дл...

Методическая разработка: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и п...

Семинар – практикум. Тема: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста».

Семинар – практикум.Тема: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»....

Методическая рекомендация по организации воспит..работы в дошколь. образов. организ. на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Методическая рекомендация  по организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПА...

Методическое сопровождение внедрения модели социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде ДОУ в практику дошкольного образовательного учреждения

В данном методическом пособии собраны методические материалы по внедрению областного инновационного проекта «Модель социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде Д...