ПРОГРАММА кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» на основе опыта «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

   Программа кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. И людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано, а музейная педагогика нам дает возможность сохранение созидательного опыта многочисленных поколений, накопленных людьми в разных видах и формах деятельности, упорядоченных в: традиционном народном календаре, семейной обрядности, исторических событиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты

ПРОГРАММА

 кружка краеведческого и этнографического направления

«Страна под названием Север» на основе опыта

«Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

Тип программы: модифицированная

возраст - 3-7 лет

срок реализации: 4 года.

Воспитатель I категории

Зенкова Любовь Федоровна.

г. Воркута

Пояснительная записка.

Дошкольное воспитание, как часть общественного воспитания за последние годы терпит немало изменений. Иногда, зацикливаясь на региональном компоненте, увлекаясь традициями ближнего окружения, мы забываем, что все регионы являются частью огромной России, и сводим изучение русской культуры к народным промыслам. Гораздо труднее положить в основу работы детского сада русскую традицию в её культурном плане, учитывая так же и региональный компонент, и социальный опыт.

Социальный опыт ребёнка впервые приобретается в семье, у определённых родителей. Содержание и характер этого опыта зависят от духовно - нравственного богатства родителей, их моральных и жизненных ценностей. Социальная адаптация ребёнка к окружающему миру помогает ему выразить себя в этом мире, найти своё место в этом мире, украшать и обогащать его.

   Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования творческой личности уникален. Именно в этом возрасте наиболее эффективно развиваются потенциальные возможные личности, в более позднем периоде эти возможности отчасти утрачиваются. Потому упущенное в дошкольном детстве не всегда удаётся наверстать в школе. А ведь именно от творческого потенциала в большей степени зависят и школьные и дальнейшие жизненные успехи человека.

   Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания  является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.  

Патриотизм - это любовь к родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает, как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории и культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей „малой Родине”, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, они поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания. Патриотизм всегда конкретен, направлен на разные объекты.

         Именно актуальность данной проблемы продиктовала нам необходимость разработки  программы кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» на основе «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников», в которой сделана попытка систематизировать опыт работы коллектива нашего ДОУ по данному направлению и направить свои действия на достижение устойчивых положительных результатов в работе с детьми, сотрудниками и родителями.

Актуальность.

 Совершенствование воспитательно - образовательной работы детского сада (за счет тесного взаимодействия с ближним природным и социальным окружением и средств краеведческой деятельности), основанная на развитии сотрудничества ребенка со взрослым, нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир, предполагает формирование основ духовно – нравственного и патриотического воспитания:

Новизна.

   Программа кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. И людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано, а музейная педагогика нам дает возможность сохранение созидательного опыта многочисленных поколений, накопленных людьми в разных видах и формах деятельности, упорядоченных в: традиционном народном календаре, семейной обрядности, исторических событиях.

Цель:

использовать ценности культуры и истории, национальной культуры народов Севера для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников

Задачи:

- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Условия необходимые для реализации программы.

Педагогические принципы.

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию духовно-нравственных и патриотических чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Организационно – методическое обеспечение.

Картотека

1. Познавательная деятельность «Я - гражданин Республики Коми»

2. Экология «Юный следопыт»

3. Продуктивная деятельность «Народное искусство Коми»

4. Игровая деятельность «Северные игры»

5. Художественная литература «Путешествие по страницам книг народов Севера»

Сценарии

1. Викторина «Наш Коми край»

2. КВН «Я - гражданин Республики Коми»

3. Экологический проект «Животный мир Севера»

4. «Бабушкин сундучок»

5. «С днем рождения Воркута»

6. «В гости к Бабе Ёмы»

Экскурсии

1. «Коми изба»

2. «Ремесла»

3. «Музыкальные инструменты»

4. «Национальная одежда народа коми»

5. «Растительный и животный мир Севера»

6. «Мой любимый город Воркута»

Видеотека

1. «Мультфильмы по мотивам произведений народов Севера»

2. «Познавательные программы о Республике Коми и города Воркуты»

3. «Природа вокруг нас»

Художественная литература

В библиотеке детского сада собрано более 80 книг, альбомов о нашей Республике и городе Воркуте

Материально – техническое обеспечение.

- Мини-музей краеведческого и этнографического направления.

- Познавательная зона в группе детского сада, для теоретических занятий.

- Наглядность (картотека слайдов, проекты).

- Атрибуты и оснащение для организации целевых прогулок, экскурсий, походов.

Кадровое обеспечение.

- Воспитатель

- Физ. инструктор.

- Муз. Руководитель.

Формы проведения занятий.

Беседы, игры, наблюдения, моделирование, проектирование, мультимедийное оборудование, художественно – творческая деятельность, работа с книгой и разнообразным изобразительным материалом, детский досуг, экскурсии, целевые прогулки.

Методы обучения.

- Объяснительно – наглядный.

- Репродуктивный.

- Частично-поисковый.

- Проблемный.

 Перспективный план

краеведческого и этнографического кружка в ДОУ № 34 «Соловушка»

«Страна под названием Север»

I ЭТАП. «Я – ЖИТЕЛЬ ШАХТЕРСКОГО РАЙОНА» (2 мл.группа)

Сроки

Тема

Виды деятельности

СЕНТЯБРЬ

1. Я и моя семья.

- создание семейного портрета, фотоальбома «Непоседы» (семейный альбом);

ОКТЯБРЬ

2. Мой дом.

- экскурсии по району, игры, изо деятельность, праздники, наблюдения;

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

3. Моя улица.

- занятия, игры, наблюдения, экскурсии, изо деятельность;

ЯНВАРЬ

4. Мой детский сад.

Наблюдения, экскурсии по детскому саду, знакомство с профессиями в ДОУ, изо деятельность;

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

5. Мой Шахтерский район.

- работа в музее, создание макета района, работа с поделочным материалом, фотоальбомами, беседами об истории района;

МАЙ

ИЮНЬ

6. Тундра и ее обитатели.

- экскурсии, экспозиции, экологические макеты, рассмотрение гербария, составление альбомов и экологических карт.

II ЭТАП. «Я – ВОРКУТИНЕЦ» (средняя группа)

СЕНТЯБРЬ

1. Мой Шахтерский район.

- беседы и экскурсии о месте района в городской системе, составление рассказов, изо деятельность конструирование;

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

2. Улицы города.

- экскурсии, рассказы, викторины, ознакомление с планом города, история названий некоторых улиц;

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

3. Архитектура города.

- экскурсии в музей и по городу, история некоторых памятников и зданий;

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

4. История, традиции.

- составление альбома о Воркуте, беседы о традиционных праздниках города;

АПРЕЛЬ

5. Экологическая тропа.

- беседы, создание зеленого патруля на своей территории, КВН, составление гербария, экскурсия «Юный следопыт», трудовой десант по уборке территории;

МАЙ

6. История города и района.

- встречи с ветеранами, знакомство с трудом шахтеров, игровая деятельность, составление альбома о Шахтерском районе.

III ЭТАП. «МОЯ РЕСПУБЛИКА – КОМИ» (старший возраст)

СЕНТЯБРЬ

1. Столица Республики.

- беседы, работа с картой, составление альбомов, викторины, КВН;

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

2. Национальные особенности и культура.

- пополнение музея и экспонатов по истории и этнографиии, изобразительная и игровая деятельность, участие в экскурсиях к детям ненцам, экскурсии к оленеводам;

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

3.Этнос и художественная литература.

- театрализованная деятельность, чтение Коми авторов малых народов Севера, ознакомление с национальным творчеством и художественными промыслами, художественно-продуктивная деятельность детей;

ФЕВРАЛЬ

4. История Республики.

- беседы, работа с Атласом, составление альбомов;

МАРТ

АПРЕЛЬ

5. Климатические особенности.

- опытная работа, составление карт погоды, описание животных и растений Севера, экскурсии, наблюдения;

МАЙ

6. Природные богатства.

- рассказы о природных ресурсах, составление карт-схем, сюжетно-ролевые игры, викторины, опыты с образцами, их характеристика.

IV ЭТАП. «Я – РОССИЯНИН» 

(I полугодие подготовительной группы)

СЕНТЯБРЬ

1. Столица Москва.

- рассказы о столице, чтение литературы, изобразительная и игровая деятельность, составление рассказов;

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

2. Сколько нас?

- национальности, население, чем похожи и чем отличаемся, чтение национальных произведений;

ДЕКАБРЬ

3. Широка страна моя родная.

- климатические зоны, экологические макеты, фото, гербарии, рассказы о растениях и животных, выставки художественно-продуктивной деятельности, викторины, КВН.

V ЭТАП. «Я –ЖИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»

(II полугодие подготовительной группы)

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

1. Космос.

- рассказы о солнечной системе, названия созвездий, легенды о происхождении названий, сюжетно-ролевые игры, познавательная и изодеятельность;

МАРТ

2. Космические процессы Земли.

- времена года, время суток, приливы и отливы, опытная работа, работа с картой и глобусом;

АПРЕЛЬ

3. Фантастика.

- просмотр мультфильмов, составление комиксов, игровая и изобразительная деятельность, праздник-сюрприз;

МАЙ

4. Загадки природы.

- беседы о том, чему человек учится у природы, опытная работа, изготовление выносного материала для наблюдений, изобразительная и художественно-продуктивная деятельность.

Наглядные средства обучения.

  Специальная литература, схемы, карты, стенды с информацией, слайды, фотоматериалы и видеоматериалы, отчеты по исследовательской и проектной деятельности.

  Реализация данной программы составляет 4 года. При реализации программы мы используем фронтальные и подгрупповые формы работы.

Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Формы работы с родителями:

- День открытых дверей с выставкой детских работ в музее. Помогает родителям активнее принять участие в жизни дошкольников.

- Организация совместных выставок и экспозиций (один раз в квартал).

- Совместное проведение праздника.

- „Художественная мастерская” (можно организовать кружок народно-прикладного творчества, где родитель - мастер, а дети - подмастерья).

- День русской кухни (или день Коми кухни) с дегустацией совместно с детьми приготовленных блюд, и рекламой рецептов.

Работа с педагогами.

Современные исследования убедительно показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему  происходит под влиянием близкого окружения. Поэтому конструируя педагогический процесс необходимо повышать компетентность педагогов в вопросах воспитания гражданско-патриотических чувств. В контексте осуществления данной программы педагог является носителем, как общечеловеческих ценностей, так и местных культурных традиций.

Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Для этого в работе с педагогами  ставим следующие задачи:

- Актуализировать краеведческие знания педагогов.

- Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона.

- Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме.

- Обогатить предметно-развивающую среду по краеведению в каждой группе.

Механизм реализации.

  Представленный материал  дает детям знания об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей.

  Ознакомление дошкольников с родным районом, осуществляется в регламентированной деятельности на специальных занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, и самостоятельной деятельности детей.

  Важным является использование методов активного освоения детьми знаний о родном крае, которые они отражают в творческой, изобразительной деятельности, ручном труде, словесном творчестве.

  Опыт убеждает, что дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Такая необходимость продиктован духовно-нравственным проблемам и противоречиям современной массовой культуре. Как бы не менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда. Это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине, а любовь к Родине начинается с воспитания любви в семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольников будут знать о своем районе, тем больше будут его любить, разбираться в ее истории, культуре, природном и социальном окружении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника

Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....

Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание, как часть общественного воспитания за последние годы претерпевает немало изменений. Иногда, зацикливаясь на региональном компоненте, увлекаясь традициями ближнего окружения, мы ...

Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС.

laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...